Предмет: астрономия
Дата проведения : 13.04.2020 год
Группа: 1-5
Тема урока: «Планеты земной группы»
Специальность: 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Тип урока: урок изучения нового материала
Преподаватель: Халитова М.А.
Цели урока:
Образовательные: проверить знания обучающихся о строении и физических характеристиках планет земной группы.
Развивающие: формирование мировоззрения обучающихся, развитие умений работать с информационными источниками, кратко, четко и быстро излагать свои мысли, развитие логического мышления.
Воспитательные: развитие навыков работы в группах, воспитание уважения к своим товарищам.
Задачи урока:
Проверить знания о строении и физических характеристиках планет земной группы.
Организовать групповую работу учащихся по составлению обобщающей таблицы.
Организовать диагностику уровня усвоения знаний о планетах земной группы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Планеты земной группы», раздаточный материал в группы.
Структура урока
Организационный этап. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой на урок.
Учитель: «Семь блуждающих звезд чрез порог переходят Олимпа.
Каждая круг совершая в свое неизменное время.
Ночи светильник – Луна, легкокрылый Меркурий, Венера.
Марс дерзновенный, угрюмый Сатурн, и веселое Солнце.
И прародитель Юпитер, природе всей давший начало.
Феон Александрийский (древний иудейский философ)
О чем говорится в выражении Ф.Александрийского?
Чем являются Земля, Меркурий, Венера и Марс?
Назовите тему нашего урока.
Актуализация знаний. Проверка знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала, осуществляется устно.
Закончить высказывания.
1.На самом близком расстоянии от Солнца обращается планета ...
2.На самое близкое расстояние к Земле подходит планета..
3.Самый короткий период обращения вокруг Солнца среди планет-гигантов имеет планета ...
4.Самая большая по размеру планета земной группы – ...
5.Самую большую массу имеет планета ...
6.Самое близкое значение массы к массе Земли имеет планета ...
7.Самую большую среднюю плотность имеет планета ...
8.Быстрее всех вокруг оси вращается планета ...
9.Не имеют спутников планеты ... и ...
10.К планетам земной группы относятся
...
3. Мотивационно - целевой: - вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме:
- организовать самостоятельное формулирование вопросов и постановку цели и задач урока.
Обучающиеся выступают с сообщением «Характеристика Земли», остальные заполняют строку Земля в обобщающей таблице.
1.Узнали ли вы для себя что-то новое?
2. Что даст нам сравнение природы Земли с природой других планет? (выявить общность их свойств и индивидуальных особенностей).
3. А зачем это нужно? (чтобы понять особенности эволюции нашей планеты и те процессы, которые на ней происходят).
4.Изучение нового материала согласно плану характеристики планет
Используя план характеристики планет, заполните обобщающую таблицу:
- рельеф и цвет планеты,
- масса и радиус планеты
-внутреннее строение,
- плотность атмосферы,
- температура на поверхности планеты,
- магнитное поле,
- оборот вокруг Солнца;
- спутники;
Закрепление изученного материала: выявление отличительных особенностей каждой из планет с Землей (в устной форме, беседа).
При обсуждении характеристик Меркурия.
1. Какова близость к Солнцу у Меркурия? Что представляет собой его орбита?
2. В чем причина отсутствия атмосферы у Меркурия?
3. С чем связано колебание температуры на Меркурии?
4. Почему поверхность Меркурия сильно повреждена?
5. Есть ли у Меркурия спутники?
Интересные факты. Значительная продолжительность солнечных суток — на экваторе планеты день и ночь сравнимы с меркурианским годом.
По международному соглашению крупным кратерам присваиваются названия в честь выдающихся деятелей гуманитарных наук и искусства.
Среди них — М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин, П. И. Чайковский и др.
При обсуждении характеристик Венеры.
1. Чем похожи Земля и Венера?
2. Из чего состоит атмосфера Венеры? Какова её плотность?
3. К чему приводит высокая плотность атмосферы?
Интересный факт. Следствием своеобразия атмосферы выступает явление «сумеречной дуги» — вблизи нижнего соединения Венеры в фазе узкого серпа «рога» удлиняются, а иногда и смыкаются друг с другом — и объясняется преломлением солнечного света в атмосфере планеты.
4. Почему рельеф Венеры испещрен кратерами?
5. Какова скорость вращения Венеры вокруг собственной оси и в чем заключается особенность её вращения?
При обсуждении характеристик Марса.
1. Почему Марс называют красной планетой?
2. Почему на Марсе, в отличие от Меркурия, есть атмосфера?
3. Чем сформирована поверхность Марса?
4. В чем сходство между Марсом и Землей?
5. Есть ли спутники у Марса?
Интересный факт. Вследствие выраженной эллиптической орбиты планеты каждые 15—17 лет происходит Великое противостояние, когда планета максимально приближена к Земле.
Контроль и самоконтроль
Самостоятельная работа.
Закончите предложения.
Вариант 1
1.Самый большой перепад дневной и ночной температур поверхности у планеты ...
2.Высокая температура поверхности Венеры обусловлена ...
3.Планета земной группы, средняя температура поверхности которой ниже 00 С, - это ...
4.Большая часть поверхности покрыта водой у планеты ...
5.В состав облаков входят капельки серной кислоты у планеты ...
Вариант 2
1.Планета, суточный перепад температур поверхности которой составляет около 1000 С, - это ...
2.Планеты, температура поверхности которых бывает выше +4000 С, - это ... и ...
3.Планета, в атмосфере которой часто происходят глобальные пылевые бури, - это ...
4.Практически не имеют атмосферы планета ...
5.Планета, обладающая биосферой, - это ...
6. Рефлексия
Анализ своего эмоционального состояния: напишите ответы на вопросы:
понравился ли вам урок?
как вам работалось на уроке?
чего вам не хватило?
Домашнее задание.
Сделать конспект, заполнить таблицу
Ответы отправить на почту с указанием группы и ФИ: [email protected]
| рельеф и цвет планеты | Масса, радиус | внутреннее строение | Плотность атмосферы | температура на поверхности планеты | магнитное поле | оборот вокруг Солнца | спутники |
Земля | | | | | | | | |
Меркурий | | | | | | | | |
Венера | | | | | | | | |
Марс | | | | | | | | |