СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Атлантический океан

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Атлантический океан»


Государственное учреждение Луганской Народной Республики

«Луганское общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №28»








Открытый урок географии



«Атлантический океан. Характерные черты природы»

7-А класс





Подготовил:

Романкова Елена Евгеньевна,

учитель географии, специалист первой квалификационной категории






2021

7-А класс.

02.12.2021

Тема: Атлантический океан. Характерные черты природы.


Цели урока:

Обучающая: изучить географическое положение, историю исследования Атлантического океана, его особенности  природы и хозяйственное  использование

Развивающая: продолжить развивать навыки работы с картами атласа и контурными картами. Развивать географический кругозор.

Воспитательная: воспитывать эстетическое восприятие географических объектов. Воспитание культуры общения.

Задачи  урока:

Образовательная – познакомить учащихся с географическим положением, историей исследования, особенностями природы, хозяйственным освоением Атлантического океана;

Развивающая – развивать умение выявлять причины особенностей природы океана, работать с разными источниками знаний – учебником, картами атласа, умение выделять главное, анализировать.

Воспитательная – воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность, умение работать самостоятельно.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: атласы, контурные карты, карандаши, слайдовая презентация.


Ход урока

I Организационный этап


Приветствие учителя, проверка отсутствующих, готовность к уроку.

– На нашем уроке присутствуют гости, мы работаем вместе с ними.


II Актуализация опорных знаний и умений

Учитель:

– На прошлых уроках мы рассматривали и изучали темы «Мировой океан и его части» и «Тихий океан».


Фронтальный опрос

  1. Что такое Мировой океан?

  2. Что входит в состав Мирового океана?

  3. Чем отличается залив от пролива?

  4. Почему океан назвали Тихим и почему?

  5. Максимальная глубина Тихого океана?

  6. Почему Тихий океан является самым беспокойным?

  7. Что такое Океания?


III Мотивация и постановка цели

Учитель:

Сегодня на уроке мы изучим особенности самого удивительного и загадочного океана. Океан мифов и легенд, загадок, не разгаданных доныне. Океан, где загадочная цивилизация канула в лету, море переименовали в океан, а название так и осталось. Океан, где до сих пор продолжают пропадать люди и морские суда. Океан, где опытные капитаны всерьез опасаются многих мест в океане, заслуживших недобрую славу.

– Вы догадались, о каком океане пойдет речь?


«Атлантический океан! Необозримая водная равнина, величественная водная гладь! Из конца в конец бороздят эти воды корабли всех стран, под флагами всех наций мира, и охраняют их два огромных стража, внушающих страх мореплавателям, - мыс Горн и мыс Бурь!»

Жюль Верн


IV Изучение нового материала


Объяснение с элементами беседы

– Давайте вспомним, по какому плану мы изучаем океаны.

  1. Географическое положение океана.

  2. История  исследования  океана.

  3. Геологическое строение и рельеф дна.

  4. Климат и свойства вод, океанические течения.

  5. Природные богатства вод.

  6. Хозяйственная  деятельность  в  океане.


Итак, мы  начинаем  наше путешествие по Атлантическому океану. Запишите в  тетради  число  и  тему урока: «Атлантический океан. Характерные черты природы».


1. Географическое положение океана.

Работа с картой мира

Задание

1. Определите ГП океана и омывающие берега материков.


Относительно экватора расположен в южном и северном полушариях; относительно 0° меридиана – в западном полушарии.

Омывает берега материков: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида.


Учитель:

Атлантический океан ранее был известен под названием «Западный». Исследуя его пространства, люди были поражены значительными размерами океана и дали ему название в честь Атланта – одного из героев греческой мифологии, который удерживал на своих плечах небо, омывающий это место океан, получил название Атлантический.

В Древней Греции Атлантический океан называли «море за Геракловыми столбами». А своё нынешнее название океан получил в начале 16 века благодаря картографу Вальд Земюллеру.

Тем не менее, Атлантический океан – второй по размерам океан на Земле. Площадь океана составляет 91, 7 млн. кв.км.

–Какие же моря и заливы входят в состав данного океана?


Работа с картами атласа

1. Найти и нанести на контурную карту крупнейшие моря Атлантического океана: Черное, Средиземное, Карибское, Саргассово, Лабрадор, Норвежское, Северное, Балтийское, Гренландское.

2. Самые крупные заливы: Мексиканский, Бискайский, Гвинейский, Гудзонский, Святого Лаврентия.


2. История исследования океана.

Учитель:

Атлантический океан люди начали осваивать давно. Его воды, по мнению ученых, омывали легендарную Атлантиду – мифический остров-государство, где жили не только обычные люди, но и Боги, вещающие судьбы нашего мира.

В пределах его берегов плавали мореплаватели Древней Греции, Карфагена, а позднее – Скандинавии.


Доклады учащихся «Исследователи Атлантического океана»


3. Геологическое строение и рельеф дна.

Учитель:

Атлантический   океан – самый   молодой. Образовался он 160 млн. лет назад при  распаде   Гондваны.

По дну Атлантического океана проходит огромный горный хребет, который разделяет океанское ложе на две примерно равные части: западную и восточную. Сам хребет носит название – Срединно-Атлантический и является самым длинным горным сооружением Земли. Длина его более 17 тысяч км.


Задание:

  1. Найти и нанести на к.к. Срединно-Атлантический хребет.

  2. Найти и нанести на к.к. наибольшую глубину –8 742 м – желоб Пуэрто-Рико, средняя глубина – 3 600 м.


Учитель:

Ложе     океана      занято   океаническими равнинами и подводными поднятиями.

В Атлантическом   океане почти  нет глубоководных  желобов.

На дне Атлантического океана находится более 900 крупных вулканов высотой около 1 км и примерно 3000 более мелких вулканов.

В Атлантическом океане находится крупная воронка природного происхождения – Большая Голубая Дыра. Это достояние природы расположено в водах государства Белиз в Центральной Америке. Примечательность глубокого колодца.

А еще на дне Атлантического океана находится самый крупный подводный водопад высотой 3.5 км и длиной около 160 км. Расположен он в Датском проливе, между Гренландией и Исландией.


Просмотр видеоролика «Самый крупный подводный водопад»


4. Климат и свойства вод, океанические течения.


Учитель:

Атлантический океан является единственным океаном, который проходит через абсолютно все климатические пояса от Арктики до Антарктиды. Поэтому климат его весьма разнообразен.

На температуру воды оказывают влияние две системы течений: холодное течение в Северном полушарии движется по часовой стрелке, в Южном – против. С востока на запад в тропических широтах оказывают воздействие Северное Пассатное и Южное пассатное течения, смягчая климат восточных побережий Северной и Южной Америк. А близ экватора в Мексиканском заливе зарождается мощное теплое течение Гольфстрим.

В Атлантическом океане много уникальных мест.

В своем приключенческом романе «Остров погибших кораблей» русский советский писатель-фантаст Александр Беляев рассказывает о загадочных приключениях людей в Саргассовом море (советую почитать).

Единственное море, которое не имеет берегов – Саргассово – принадлежит акватории Атлантического океана.

Течения движутся и огибают Саргассово море по часовой стрелке, что заставляет Саргассово море также двигаться в том же направлении по кругу.

Это процесс настолько мощный, что приводит к следующему: уровень вод Саргассова моря более чем на 1 метр выше поверхности Атлантического океана, который вокруг моря.

Максимальная глубина Саргассова моря почти 7 тыс. метров.

Температура моря выше, чем температура воды в океане, который вокруг этого моря. Этому способствуют течения вокруг Саргассово моря, которые препятствуют проникновению вод океана в море.


Соленость водных масс в отдельных частях океана несколько выше средней, так как значительное количество влаги, испаряющейся с поверхности океана, переносится ветрами на прилегающие материки.

Задание

1. Определить среднюю температуру вод Атлантического океана (16,5°С)

2. Определить среднюю соленость Атлантического океана (35-36‰)

3.Чем объясняется пониженная соленость (менее 35‰) в экваториальной зоне Атлантического океана? (Обилием осадков и распресняющим действием  речного  стока).

4. Чем обусловлена более высокая соленость (35,5 -37‰) Атлантического океана в субтропических  широтах? (Значительным  испарением  и  небольшим  количеством  осадков)

Физкультминутка

Если называется объект Тихого океана – руки поднимаете вверх, если объект Атлантического океана – руки в стороны, а если объект суши – хлопаете в ладоши.

– Итак, будьте внимательны:

Исландия – хлопок, 
Саргассово – руки в стороны, 
Охотское – руки вверх, 
Мадагаскар – хлопок, 
Берингово – руки вверх, 
Средиземное – руки в стороны,

Япония – хлопок,

Руэрто Рико – руки в сторону.
Гренландия – хлопок,

Мексиканской – руки в сторону,

Желтое ­ руки вверх,

Гольфстрим – руки в сторону.

5. Природные богатства вод

Учитель:

В водах Атлантического океана обитает огромнейшее количество живых существ. Одного только планктона 245 видов.

Представители нектона – это треска, сельдь, окунь, палтус, килька, морские гиганты (киты, тюлени, акулы).

Планктон представлен различными водорослями и крилем.

Бентос Атлантики беден видами.

Атлантический  океан  богат  промысловыми  видами  рыб: сельдью, морским  окунем, треской, скумбрией, мойвой и другими. Встречаются  акулы, киты, тюлени. Район  Канарских  островов  богат  лангустами  и анчоусами. В  северной  части  встречаются  морские  ежи, моллюски.

  1. Хозяйственная  деятельность  в  океане.

Учитель:

По обе стороны океана лежат развитые в хозяйственном отношении страны. Через Атлантику проходят самые важные морские пути. С незапамятных времён Атлантический океан – место интенсивного рыболовного и зверобойного промысла.

Издавна    Атлантический     океан   используется  для транспортного  сообщения  между материками и странами. На   долю   океана   приходится   половина   всех   морских перевозок.

Атлантический  океан  самый  рыбопродуктивный. Обилие  промысловых  рыб  привело  к  развитию  интенсивного  рыбного  промысла. 40% всего рыбного улова в мире добывается в Атлантическом океане.

Атлантический  океан  и его моря принимают на свои берега  миллионы  отдыхающих.

Шельфы    Атлантического   океана  богаты  месторождениями  нефти  и  другими   полезными   ископаемыми.  Тысячи  скважин пробурены на  дне Мексиканского залива и Северного моря.

В связи с развитием судоходства, ростом городов на побережье океана природные условия в нем резко ухудшились. Ежегодно в океан попадают десятки миллионов тонн вредных токсичных  веществ.

Хозяйственная деятельность человека в пределах Атлантического океана негативно воздействует на природную среду и вызывает её ухудшение. Это проявляется в загрязнении океанских вод, воздуха, уменьшении запасов промысловых видов рыб и других обитателей. В океан впадает огромное количество рек, воды которых выносят в океан огромные массы взвешенного материала и загрязняющих веществ.

Океан уже не в состоянии самоочищаться. Требуются международные усилия по спасению Атлантического океана. Подписаны договоры, запрещающие сброс в океан опасных радиоактивных отходов.


V Повторение и закрепление


Игра «Кто это? Что это?»

  • Саргассово (море)

  • Пуэрто Рико (желоб)

  • 35 – 36‰ (средняя соленость вод Атлантического океана)

  • Скумбрия (рыба)

  • Карибское (море)

  • Мексиканский (залив)

  • 16,5°С (средняя температура вод Атлантического океана)

  • Гольфстрим (теплое течение)

  • Исландия (остров)

  • Срединно-Атлантический (хребет)

  • Средиземное (море)

  • 91,7 млн. кв.км (площадь океана)

VI Итог

VII Рефлексия

Сегодня на уроке:
Мне было интересно и все понял (голубая капля)

Было интересно, но не все понял (синяя капля)

Было скучно и ничего не понял (фиолетовая капля)


VIII Домашнее задание:


§ 22. Задание №5.


IX Оценивание и результаты