Государственное учреждение Луганской Народной Республики
«Луганское общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №28»
Открытый урок географии
«Атлантический океан. Характерные черты природы»
7-А класс
Подготовил:
Романкова Елена Евгеньевна,
учитель географии, специалист первой квалификационной категории
2021
7-А класс.
02.12.2021
Тема: Атлантический океан. Характерные черты природы.
Цели урока:
Обучающая: изучить географическое положение, историю исследования Атлантического океана, его особенности природы и хозяйственное использование
Развивающая: продолжить развивать навыки работы с картами атласа и контурными картами. Развивать географический кругозор.
Воспитательная: воспитывать эстетическое восприятие географических объектов. Воспитание культуры общения.
Задачи урока:
Образовательная – познакомить учащихся с географическим положением, историей исследования, особенностями природы, хозяйственным освоением Атлантического океана;
Развивающая – развивать умение выявлять причины особенностей природы океана, работать с разными источниками знаний – учебником, картами атласа, умение выделять главное, анализировать.
Воспитательная – воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность, умение работать самостоятельно.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: атласы, контурные карты, карандаши, слайдовая презентация.
Ход урока
I Организационный этап
Приветствие учителя, проверка отсутствующих, готовность к уроку.
– На нашем уроке присутствуют гости, мы работаем вместе с ними.
II Актуализация опорных знаний и умений
Учитель:
– На прошлых уроках мы рассматривали и изучали темы «Мировой океан и его части» и «Тихий океан».
Фронтальный опрос
Что такое Мировой океан?
Что входит в состав Мирового океана?
Чем отличается залив от пролива?
Почему океан назвали Тихим и почему?
Максимальная глубина Тихого океана?
Почему Тихий океан является самым беспокойным?
Что такое Океания?
III Мотивация и постановка цели
Учитель:
Сегодня на уроке мы изучим особенности самого удивительного и загадочного океана. Океан мифов и легенд, загадок, не разгаданных доныне. Океан, где загадочная цивилизация канула в лету, море переименовали в океан, а название так и осталось. Океан, где до сих пор продолжают пропадать люди и морские суда. Океан, где опытные капитаны всерьез опасаются многих мест в океане, заслуживших недобрую славу.
– Вы догадались, о каком океане пойдет речь?
«Атлантический океан! Необозримая водная равнина, величественная водная гладь! Из конца в конец бороздят эти воды корабли всех стран, под флагами всех наций мира, и охраняют их два огромных стража, внушающих страх мореплавателям, - мыс Горн и мыс Бурь!»
Жюль Верн
IV Изучение нового материала
Объяснение с элементами беседы
– Давайте вспомним, по какому плану мы изучаем океаны.
Географическое положение океана.
История исследования океана.
Геологическое строение и рельеф дна.
Климат и свойства вод, океанические течения.
Природные богатства вод.
Хозяйственная деятельность в океане.
Итак, мы начинаем наше путешествие по Атлантическому океану. Запишите в тетради число и тему урока: «Атлантический океан. Характерные черты природы».
1. Географическое положение океана.
Работа с картой мира
Задание
1. Определите ГП океана и омывающие берега материков.
Относительно экватора расположен в южном и северном полушариях; относительно 0° меридиана – в западном полушарии.
Омывает берега материков: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида.
Учитель:
Атлантический океан ранее был известен под названием «Западный». Исследуя его пространства, люди были поражены значительными размерами океана и дали ему название в честь Атланта – одного из героев греческой мифологии, который удерживал на своих плечах небо, омывающий это место океан, получил название Атлантический.
В Древней Греции Атлантический океан называли «море за Геракловыми столбами». А своё нынешнее название океан получил в начале 16 века благодаря картографу Вальд Земюллеру.
Тем не менее, Атлантический океан – второй по размерам океан на Земле. Площадь океана составляет 91, 7 млн. кв.км.
–Какие же моря и заливы входят в состав данного океана?
Работа с картами атласа
1. Найти и нанести на контурную карту крупнейшие моря Атлантического океана: Черное, Средиземное, Карибское, Саргассово, Лабрадор, Норвежское, Северное, Балтийское, Гренландское.
2. Самые крупные заливы: Мексиканский, Бискайский, Гвинейский, Гудзонский, Святого Лаврентия.
2. История исследования океана.
Учитель:
Атлантический океан люди начали осваивать давно. Его воды, по мнению ученых, омывали легендарную Атлантиду – мифический остров-государство, где жили не только обычные люди, но и Боги, вещающие судьбы нашего мира.
В пределах его берегов плавали мореплаватели Древней Греции, Карфагена, а позднее – Скандинавии.
Доклады учащихся «Исследователи Атлантического океана»
3. Геологическое строение и рельеф дна.
Учитель:
Атлантический океан – самый молодой. Образовался он 160 млн. лет назад при распаде Гондваны.
По дну Атлантического океана проходит огромный горный хребет, который разделяет океанское ложе на две примерно равные части: западную и восточную. Сам хребет носит название – Срединно-Атлантический и является самым длинным горным сооружением Земли. Длина его более 17 тысяч км.
Задание:
Найти и нанести на к.к. Срединно-Атлантический хребет.
Найти и нанести на к.к. наибольшую глубину –8 742 м – желоб Пуэрто-Рико, средняя глубина – 3 600 м.
Учитель:
Ложе океана занято океаническими равнинами и подводными поднятиями.
В Атлантическом океане почти нет глубоководных желобов.
На дне Атлантического океана находится более 900 крупных вулканов высотой около 1 км и примерно 3000 более мелких вулканов.
В Атлантическом океане находится крупная воронка природного происхождения – Большая Голубая Дыра. Это достояние природы расположено в водах государства Белиз в Центральной Америке. Примечательность глубокого колодца.
А еще на дне Атлантического океана находится самый крупный подводный водопад высотой 3.5 км и длиной около 160 км. Расположен он в Датском проливе, между Гренландией и Исландией.
Просмотр видеоролика «Самый крупный подводный водопад»
4. Климат и свойства вод, океанические течения.
Учитель:
Атлантический океан является единственным океаном, который проходит через абсолютно все климатические пояса от Арктики до Антарктиды. Поэтому климат его весьма разнообразен.
На температуру воды оказывают влияние две системы течений: холодное течение в Северном полушарии движется по часовой стрелке, в Южном – против. С востока на запад в тропических широтах оказывают воздействие Северное Пассатное и Южное пассатное течения, смягчая климат восточных побережий Северной и Южной Америк. А близ экватора в Мексиканском заливе зарождается мощное теплое течение Гольфстрим.
В Атлантическом океане много уникальных мест.
В своем приключенческом романе «Остров погибших кораблей» русский советский писатель-фантаст Александр Беляев рассказывает о загадочных приключениях людей в Саргассовом море (советую почитать).
Единственное море, которое не имеет берегов – Саргассово – принадлежит акватории Атлантического океана.
Течения движутся и огибают Саргассово море по часовой стрелке, что заставляет Саргассово море также двигаться в том же направлении по кругу.
Это процесс настолько мощный, что приводит к следующему: уровень вод Саргассова моря более чем на 1 метр выше поверхности Атлантического океана, который вокруг моря.
Максимальная глубина Саргассова моря почти 7 тыс. метров.
Температура моря выше, чем температура воды в океане, который вокруг этого моря. Этому способствуют течения вокруг Саргассово моря, которые препятствуют проникновению вод океана в море.
Соленость водных масс в отдельных частях океана несколько выше средней, так как значительное количество влаги, испаряющейся с поверхности океана, переносится ветрами на прилегающие материки.
Задание
1. Определить среднюю температуру вод Атлантического океана (16,5°С)
2. Определить среднюю соленость Атлантического океана (35-36‰)
3.Чем объясняется пониженная соленость (менее 35‰) в экваториальной зоне Атлантического океана? (Обилием осадков и распресняющим действием речного стока).
4. Чем обусловлена более высокая соленость (35,5 -37‰) Атлантического океана в субтропических широтах? (Значительным испарением и небольшим количеством осадков)
Физкультминутка
Если называется объект Тихого океана – руки поднимаете вверх, если объект Атлантического океана – руки в стороны, а если объект суши – хлопаете в ладоши.
– Итак, будьте внимательны:
Исландия – хлопок,
Саргассово – руки в стороны,
Охотское – руки вверх,
Мадагаскар – хлопок,
Берингово – руки вверх,
Средиземное – руки в стороны,
Япония – хлопок,
Руэрто Рико – руки в сторону.
Гренландия – хлопок,
Мексиканской – руки в сторону,
Желтое руки вверх,
Гольфстрим – руки в сторону.
5. Природные богатства вод
Учитель:
В водах Атлантического океана обитает огромнейшее количество живых существ. Одного только планктона 245 видов.
Представители нектона – это треска, сельдь, окунь, палтус, килька, морские гиганты (киты, тюлени, акулы).
Планктон представлен различными водорослями и крилем.
Бентос Атлантики беден видами.
Атлантический океан богат промысловыми видами рыб: сельдью, морским окунем, треской, скумбрией, мойвой и другими. Встречаются акулы, киты, тюлени. Район Канарских островов богат лангустами и анчоусами. В северной части встречаются морские ежи, моллюски.
Хозяйственная деятельность в океане.
Учитель:
По обе стороны океана лежат развитые в хозяйственном отношении страны. Через Атлантику проходят самые важные морские пути. С незапамятных времён Атлантический океан – место интенсивного рыболовного и зверобойного промысла.
Издавна Атлантический океан используется для транспортного сообщения между материками и странами. На долю океана приходится половина всех морских перевозок.
Атлантический океан самый рыбопродуктивный. Обилие промысловых рыб привело к развитию интенсивного рыбного промысла. 40% всего рыбного улова в мире добывается в Атлантическом океане.
Атлантический океан и его моря принимают на свои берега миллионы отдыхающих.
Шельфы Атлантического океана богаты месторождениями нефти и другими полезными ископаемыми. Тысячи скважин пробурены на дне Мексиканского залива и Северного моря.
В связи с развитием судоходства, ростом городов на побережье океана природные условия в нем резко ухудшились. Ежегодно в океан попадают десятки миллионов тонн вредных токсичных веществ.
Хозяйственная деятельность человека в пределах Атлантического океана негативно воздействует на природную среду и вызывает её ухудшение. Это проявляется в загрязнении океанских вод, воздуха, уменьшении запасов промысловых видов рыб и других обитателей. В океан впадает огромное количество рек, воды которых выносят в океан огромные массы взвешенного материала и загрязняющих веществ.
Океан уже не в состоянии самоочищаться. Требуются международные усилия по спасению Атлантического океана. Подписаны договоры, запрещающие сброс в океан опасных радиоактивных отходов.
V Повторение и закрепление
Игра «Кто это? Что это?»
Саргассово (море)
Пуэрто Рико (желоб)
35 – 36‰ (средняя соленость вод Атлантического океана)
Скумбрия (рыба)
Карибское (море)
Мексиканский (залив)
16,5°С (средняя температура вод Атлантического океана)
Гольфстрим (теплое течение)
Исландия (остров)
Срединно-Атлантический (хребет)
Средиземное (море)
91,7 млн. кв.км (площадь океана)
VI Итог
VII Рефлексия
Сегодня на уроке:
Мне было интересно и все понял (голубая капля)
Было интересно, но не все понял (синяя капля)
Было скучно и ничего не понял (фиолетовая капля)
VIII Домашнее задание:
§ 22. Задание №5.
IX Оценивание и результаты