Тема: Атмосфера и ее строение.
Цели: сформировать представление об атмосфере, узнать строение и значение атмосферы.
Задачи:
Образовательные: дать знание об атмосфере, ее строение, значение, охране и изучении.
Воспитательные: экологическое
Развивающие: развитие познавательного интереса, речи, памяти, мышления,
научить приёмам анализа материалов наблюдений за атмосферой для применения их в хозяйственной деятельности человека.
Формирование УУД:
Личностные: знать, что такое атмосфера, какое ее строение, значение для человека и всего живого на Земле.
Регулятивные: планирование своей деятельности (в какой последовательности и что должен сделать: познакомиться с новой информацией, определить объём знаний по данной теме, поставить перед собой вопросы и найти ответы на них, сформировать образное представление об воздушной оболочке; коррекция и оценка своей деятельности на уроке.
Познавательные: сформировать умение самостоятельно формулировать познавательную цель, искать и отбирать необходимую информацию; работать со схемами, таблицами, рисунками; развивать логическое мышление, монологическую речь, выбирать наиболее эффективные способы решения проблемных вопросов.
Коммуникативные: умение слушать вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество с учащимися и учителем.
План.
1.Значение атмосферы.
2.Строение.
3. Охрана.
4.Изучение.
Ход работы.
-Какие географические оболочки мы уже изучили? (ответы учащихся)
Атмосфера - воздушная оболочка Земли, связанная с ней силой тяжести и принимающая участие в ее суточном и годовом вращении. Оболочка словно невидимым одеялом окутывает Землю. Простираясь вверх на несколько тысяч км. Воздух прозрачен, легкий, мы не видим и не замечаем его.
-Как вы думаете, из каких газов состоит атмосфера? Из смеси газов:
азот-78%,кислород- 21%, углекислый газ- 0,03 и другие газы- 0,97%. Кроме того, в атмосфере присутствуют водяной пар, пыль, копоть и другие примеси.
Значение:
-Предохраняет нашу планету от перегрева (планета Меркурий лишена атмосферы и днем мах температура на поверхности +450,а ночью до – 180. Луна днем нагревается до +120, а ночью температура опускается до -160. Атмосфера рассеивает солнечные лучи, и они не так сильно нагревают днем поверхность Земли. Ночью же наоборот, атмосфера не дает Земле быстро охладиться и как невидимое одеяло удерживает тепло.
-Место обитания живых организмов и для человека;
- Создает условия для образования звука, ветра, осадков;
- Создает условия для выветривания горных пород.
- Защита от метеоритов. Атмосфера как броня планеты, сотни метеоритов не долетают до Земли, сгорая в атмосфере. Особенно хорошо это видно в звездную летнюю ночь. В народе называют – падающие звезды и загадывают желания (11-19 августа).
-Дыхание. Из воздуха мы и другие живые организмы получаем кислород. (В сутки человеку нужно около 11 тысяч литров воздуха).
-Промышленное значение. Для получения 1т чугуна требуется 16000 кубометров воздуха; 1т меди- 64 000 кубометров воздуха. Сжатый воздух применяется для пуска двигателей внутреннего сгорания, в химических процессах.
- Так почему же существует такое высказывание: «Нужен как воздух!»?
Ответы учеников.
Атмосфера - верхнее воздушное покрывало Земли, наиболее изученная из всех оболочек. По распределению температуры в ней различают: тропосферу, стратосферу, верхние слои атмосферы.
-Ребята, Вы знаете, что 2017год-это год экологии в России? Существуют экологические проблемы? Одна из проблем - загрязнение воздуха.
Медицина установила, что преждевременное старение начинается в значительной мере, из-за недостатка кислорода в организме. А воздух многих городов мира содержит большое количество вредных газов, которые поступают в атмосферу из заводских труб.
-Найдите на карте крупные города, в которых воздух сильно загрязнен; Нью-Йорк, Пекин, Москва, Токио.
Сильно отравляют воздух автомобили (300млн автомобилей выпускают 220млн.т угарного газа).
3000 га леса дают за день 35т кислорода, столько же сжигает один реактивный лайнер по дороге из Европы в Америку.
-Вечный вопрос: «Что делать?»
-Высаживать деревья. Лес поглощает углекислый газ, выделяет кислород, пыль уменьшается в 8-10 раз, ставить очистные сооружения, шумоуловители.
-Как думаете, изучают атмосферу? Метеорологические станции, искусственные спутники Земли, радиозонды.
4.Закрепление. Закончите текст: «Помимо основной смеси газов:_____,_______,______, водяного пара в атмосфере содержится много твердых и жидких примесей, включающих в себя: ___, копоть,____, ____ _______.
Слова: сернистый газ, пыль, кислород, пепел, азот, углекислый газ.
5.Рефлексия:
- Все ли задачи успели выполнить?
- Что сегодня было самым трудным на уроке?
- Что было легко выполнять на уроке?
- Что тебе лучше запомнилось на уроке?
- Что тебе не понравилось на уроке?
6.Домашнее задание параграф 32