"Атмосфера: строение, значение"

Категория: География

КОНСПЕКТ УРОКА

               "Атмосфера: строение, значение"

ФИО

Бурдова Наталья Анатольевна

 

Место работы

 

МАОУ «Балаганская СОШ»

Предмет

 

География

 

Класс

 

6 класс

Базовый учебник

 

Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. География. Начальный курс. 6 класс. – М.: Дрофа, 2012.

 

Цель урока – сформировать представление о значении атмосферы, ее роли в жизни человека, о составе атмосферы, отличительных особенностях ее слоев, методах изучения атмосферы.

Задачи урока:

  1. Образовательная:
  • Организовать аналитическую работу с информацией об особенностях строения атмосферы;
  • Предоставить возможности для проявления позиций учащихся в коллективной деятельности.
  1. Воспитательная:
  • Способствовать воспитанию эстетического восприятия географических объектов (мультимедиа).
  • Формировать познавательную мотивацию к обучению.
  • Воспитывать навыки общения в группе.
  1. Развивающая:
  • Развивать умение  самостоятельного изучения темы урока.
  • Развивать  навыки работы с  картами атласа,  со  справочным   материалом.
  • Развивать умение решения географических задач.

 

Тип урока – изучение нового материала

Используемые  приемы, методы, технологии  обучения:

Технология развития критического мышления посредством чтения и письма

методы обучения: используются продуктивные методы – частично-поисковый, проектный;

Приемы: «Колесо фактов», «Незаконченное предложение»,«Одеяло Земли».

Используемые  формы организации  познавательной деятельности учащихся: совместно – распределенная деятельность

Планируемый результат:

  • Учащиеся умеют анализировать и структурировать информацию, использовать полученную информацию при составлении текстов (информационная компетентность);
  • Учащиеся умеют работать в группах, высказывать и защищать свою точку зрения (коммуникативная компетентность);
  • Учащиеся определяют ключевые проблемы и предлагают пути их решения (компетентность решения проблем);
  • Учащиеся обладают знаниями об особенностях строения и значения атмосферы;
  • У учащихся сформировано представление об «атмосфере», как о одеяле Земли.

Оборудование: презентация, тексты, схемы «колесо фактов»,схема «Строение атмосферы», схема «Одеяло Земли», листы для рефлексии, видеофрагмент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

  1. Организационный момент

Приветствие учащихся и гостей.

  1. Этап актуализация знаний

Есть ли, дети, одеяло,

Чтоб всю Землю укрывало?

Чтоб его на всех хватило,

Да притом не видно было?

Ни сложить, не развернуть.

Ни пощупать, ни взглянуть?

Пропускало б дождь и свет,

Есть, а вроде бы и нет?!

  • Ребята, как вы считаете, существует ли одеяло, которое укрывает всю Землю?
  • Как оно называется?
  • Молодцы, оно действительно называется атмосфера.

Что такое атмосфера?

Может, это литосфера?- Нет (Что такое литосфера?)

Может, это гидросфера?- Нет

Может, это просто точка?-Нет

Значит, это оболочка? - Да!

Запись темы урока в тетрадь.

  1. Этап усвоения новых знаний

 Стадия осмысления содержания.

         Где можно найти информацию об особенностях строения атмосферы?

( Учащиеся высказывают свое мнение(карты,  энциклопедии и т.д.)

Мы изучили внутреннее строение Земли и узнали, что наша планета сделана прочно, на совесть. Теперь можно с облегчением  оглянутся и посмотреть, что же еще есть вокруг нас?

Ответы учащихся.

Действительно, вокруг нас воздух, где бы мы ни находились, днем и ночью - и это установленный научный факт.

Атмосфера - воздушная оболочка Земли. ( запись в тетради)

Существование атмосферы подтверждают происходящие в ней удивительные световые явления. Время от времени в разных местах земного шара воздух начинает светиться и становиться видимым.

Что такое воздух?

Воздух – это смесь газов. Каких? Беседа с учащимися по схеме.

Азот играет важную роль «разбавителя» кислорода, замедляет процесс старения, ускоряет развитие растений.

Какое значение имеет углекислый газ? – процесс фотосинтеза, парниковый эффект, т.е. пропускает тепловые лучи на Землю и препятствует их возвращению в космическое пространство.

Значение кислорода вам известно: дыхание, горение, окислительные процессы.

А теперь познакомимся с границами атмосферы.

Предлагаю вам поработать в группах. Распределите роли: лидер – организует работу группы, докладчик – выступает от группы, секретарь – ведет записи.

Учитель распределяет  роли.

На основе предложенного текста докажите, что каждый слой важен для атмосферы и является основным элементом «Одеяла Земли». Приведите по факты о значении каждого слоя и представьте их в виде схемы «Колесо фактов». (Приложения 1 и 2)

Время работы 6-10 минут. (Работа в группах.)

Затем каждая группа зачитывает факты о значении атмосферы, и высказывает точку зрения, что слои «тропосфера», «стратосфера», «верхние слои атмосферы» - являются незаменимыми в строении атмосферы и образуют «одеяло Земли».

Что вы сейчас сделали, заполнив эти схемы?

(предполагаемые ответы – проанализировали информацию, прочитали текст и узнали новое о строении атмосферы и т.д.)

Да, вы выяснили особенности строение и значение каждого слоя атмосферы, проанализировали и структурировали информацию Какой вывод можно сделать?

Учащиеся высказывают свое мнение

Физкультминутка

Литосферу изучили

В гидросфере мы проплыли

По морям, рекам, озерам,

И теперь вы фантазеры

В атмосферу мы пришли

Разные слои нашли

А теперь и отдохнем

Физкультминутку проведем.

Дыхательная гимнастика

  • Что мы вдыхали?
  • От чего нагревается воздух?

Давайте попробуем найти взаимосвязь между температурой воздуха и высотой на земной поверхности. Температура воздуха имеет свойство на каждый километр понижаться на 6 градусов.

Давайте порешаем с вами задачи.

  1. Самолёт летит на высоте 9 км. Какова температура воздуха за бортом самолета, если в это время у поверхности Земли температура +20С. (Задача решается совместно с учителем).

Воспользовавшись данными карты атласа о высоте гор, определите температуру воздуха на вершинах:

1 группа: г. Джомолунгма (у подножья +24С)

2 группа: г. Аконкагуа (у подножья +16С)

3 группа: г. Эльбрус (у подножья +18С)

  1. Закрепление полученных знаний

На экране поверхность Луны и пейзаж нашей маленькой Родины. Чем они отличаются? Поверхность Луны - безжизненная. Почему?

  • Так какое же значение имеет атмосфера на планете Земля?
  • Можем ли мы сказать, что атмосфера, невидимое одеяло Земли, защищающее нашу Землю?

Знаете главную особенность воздуха?  Его нельзя разорвать, разбить, сломать. Невозможно отделить один кусок воздуха от другого, нельзя удалить один из слоев атмосферы, так как это приведет к смертельным последствиям для всего живого. Атмосфера образует сплошную, без единой дырочки и трещины, оболочку, которая со всех сторон окружает нашу планету и защищает ее, образуя одеяло без которого жизнь на нашей планете невозможна.

  1. Рефлексия.

Прием «Незаконченное предложение»

Закончите предложения:

  • На мой взгляд, атмосфера нужна Земле для …….
  • Самым интересным для меня на уроке было …..
  • Сегодня на уроке мне удалось …….

Читаем по желанию (на фоне видеофрагиента)

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Как целительный настой

Пахнет свежестью смолистой,

Летом он бывает теплым,

Веет холодом зимой

Когда иней лег на стекла

Пышной белой бахрамой

Мы его не замечаем

Мы о нем не говорим

Просто мы его вдыхаем

Ведь он нам необходим.

 

  1. Домашнее задание

§35 стр. 105-108, составить и решить три задачи на определение температуры воздуха.

Спасибо за работу на уроке!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                Приложение 1

Тропосфера

Тропосферой называется нижний слой атмосферы высотой 8 -10км в полярных районах, 10 – 12 км в умеренных, 16 – 18 км в экваториальных районах. В этом слое содержится ¾массы всей атмосферы и почти весь водяной пар. В 5ти километровом слое тропосферы содержится половина всей массы атмосферы. Основной характеристикой тропосферы является понижение температуры с высотой в среднем на 6° на каждый километр. Вследствие этого здесь происходят вертикальные и горизонтальные перемещения воздуха, приводящие к образованию облаков, осадков, туманов, электрических и световых явлений

Тропосфера делится на 3 слоя:

· 1й слой - слой трения высотой до = 1-2 км. На движение воздуха в этом слое оказывает влияние земная поверхность. Из - за трения о земную поверхность воздух меняет свое значение по направлению и скорости, вызывая турбулентность атмосферы. Температура в слое летом положительная, зимой отрицательная. Условия погоды в слое оказывают влияние на взлет – посадку самолетов.

· 2й слой – средний слой высотой от 2х до 6 км. Земная поверхность на слой сказывается меньше. В теплое время года здесь проходит нулевая изотерма – линия, соединяющая точки с одинаковой температурой. В слое встречаются. Зимой температура отрицательная.

· 3й верхний слой – высотой от 6км и до тропопаузы. Ветер в слое имеет более постоянное направление, земная поверхность сказывается меньше, температура в течение года отрицательная. В тропосфере наблюдаются:

  • слои, где наблюдается рост температуры с высотой,
  • слои, где наблюдается постоянство температуры.

Тропопауза – это переходный слой и стратосферой. Высота слоя от нескольких сот метров на полюсах до 2-3х км на экваторе.

 

 

 

 

 

Стратосфера

По численности населения Северный Кавказ занимает третье место в России, уступая только Центральному и Уральскому экономическим районам. Здесь на территории, занимающей не многим более 2% площади Российской Федерации, проживает более 11% ее населения. В большинстве республик высокая рождаемость, в Ингушетии и Дагестане самый высокий естественный прирост среди регионов России – 12%. Среди жителей гор часто встречаются долгожители. Рост происходит как за счет естественного, так и за счет механического прироста. Северный Кавказ всегда был регионом миграционной прибыли населения, т.к. здесь благоприятные условия для жизни людей – теплый климат, плодородные почвы, теплое море. В районе высокая доля беженцев и вынужденных переселенцев, что является одной из причин безработицы в регионах Северного Кавказа. В настоящий момент Чечня и Дагестан лидируют по уровню безработицы в России.

Переселенцы обосновываются не только в городах, но и в сельской местности. В отличие от других районов России численность сельского населения не только не снижается, но даже растет, хотя незначительно. В целом в районе преобладает городское население (54%). Но если в Ростовской области горожане составляют 71% населения, в Северной Осетии - 69%, то Дагестане лишь 44%.

Средняя плотность населения района — около 49, 8 чел. на км, что более чем в 5 раз выше, чем в целом по России. Однако размещается население по территории неравномерно: наибольшая его плотность в предгорных районах и на Кубани, менее заселены Ставрополье и Дагестан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Население Северного Кавказа

Над тропосферой до высоты 50-55 км лежит стратосфера, характеризующаяся тем, что температура в ней в среднем растет с высотой. Переходный слой между тропосферой и стратосферой (толщиной 1-2 км) носит название тропопаузы.

Воздуха в стратосфере содержится меньше, чем в тропосфере. Температура воздуха сначала понижается, а с высотой 20-30 км. повышается. На этой высоте находится слой озона, который поглощает губительные для всего живого ультрафиолетовые лучи Солнца.

Температура воздуха в нижней стратосфере над экватором всегда очень низкая; притом летом много ниже, чем над полюсом.

Нижняя стратосфера более или менее изотермична. Но, начиная с высоты около 25 км, температура в стратосфере быстро растет с высотой, достигая на высоте около 50 км максимальных, притом положительных значений (от +10 до +30°). Вследствие возрастания температуры с высотой турбулентность в стратосфере мала.

Водяного пара в стратосфере ничтожно мало. Однако на высотах 20-25 км наблюдаются иногда в высоких широтах очень тонкие, так называемые перламутровые облака. Днем они не видны, а ночью кажутся светящимися, так как освещаются солнцем, находящимся под горизонтом. Эти облака состоят из переохлажденных водяных капелек. Стратосфера характеризуется еще тем, что преимущественно в ней содержится атмосферный озон, о чем было сказано выше

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Верхние слои атмосферы

Над стратосферой находятся верхние слои атмосферы: мезосфера, термосфера и экзосфера. Воздуха здесь очень мало, а у верхней границы в составе атмосферы много водорода.

Мезосфера начинается на высоте 50 км и простирается до 80—90 км. Температура воздуха до высоты 75—85 км понижается до −88°С. Верхней границей мезосферы является мезопауза. В мезосфере сгорают метеоритные тела.

Термосфера (другое название — ионосфера) — слой атмосферы, следующий за мезосферой, — начинается на высоте 80—90 км и простирается до 800 км. Температура воздуха в термосфере быстро и неуклонно возрастает и достигает нескольких сотен и даже тысяч градусов.

Экзосфера — зона рассеяния, внешняя часть термосферы, расположенная выше 800 км. Газ в экзосфере сильно разрежен, и отсюда идёт утечка его частиц вмежпланетное пространство. Здесь наблюдаются самые высокие полярные сияния.

До высоты 100 км атмосфера представляет собой хорошо перемешанную смесь газов. В более высоких слоях распределение газов по высоте зависит от их молекулярных масс, концентрация более тяжёлых газов убывает быстрее по мере удаления от поверхности Земли. Вследствие уменьшения плотности газов температура понижается от 0°С в стратосфере до −110°С в мезосфере.

На высоте около 2000—3000 км экзосфера постепенно переходит в так называемый ближнекосмический вакуум, который заполнен сильно разреженными частицами межпланетного газа, главным образом атомами водорода. Но этот газ представляет собой лишь часть межпланетного вещества. Другую часть составляют пылевидные час­тицы кометного и метеорного происхождения.

На долю тропосферы приходится около 80% массы атмосферы, на долю стратосферы — около 20%; масса мезосферы — не более 0,3%, термосферы — менее 0,05% от общей массы атмосферы. На основании электрических свойств в атмосфере выделяют нейтросферу и ионосферу. В настоящее время считают, что атмосфера простирается до высоты 2000—3000 км.

 

 

 

Приложение 3

Закончите предложения:

На мой взгляд, атмосфера нужна Земле для_________________________________

 

____________________________________

Самым интересным для меня на уроке было________________________________

____________________________________

____________________________________

Сегодня на уроке мне удалось___________

____________________________________

____________________________________

 

Закончите предложения:

На мой взгляд, атмосфера нужна Земле для ____________________________

___________________________________

__________________________________

Самым интересным для меня на уроке было______________________________

__________________________________

___________________________________

Сегодня на уроке мне удалось_________

__________________________________

__________________________________

 

Закончите предложения:

На мой взгляд, атмосфера нужна Земле для_________________________________

 

____________________________________

Самым интересным для меня на уроке было________________________________

____________________________________

____________________________________

Сегодня на уроке мне удалось___________

____________________________________

____________________________________

 

Закончите предложения:

На мой взгляд, атмосфера нужна Земле для ____________________________

___________________________________

__________________________________

Самым интересным для меня на уроке было______________________________

__________________________________

___________________________________

Сегодня на уроке мне удалось_________

__________________________________

__________________________________

 

Закончите предложения:

На мой взгляд, атмосфера нужна Земле для_________________________________

 

____________________________________

Самым интересным для меня на уроке было________________________________

____________________________________

____________________________________

Сегодня на уроке мне удалось___________

____________________________________

____________________________________

 

Закончите предложения:

На мой взгляд, атмосфера нужна Земле для ____________________________

___________________________________

__________________________________

Самым интересным для меня на уроке было______________________________

__________________________________

___________________________________

Сегодня на уроке мне удалось_________

__________________________________

__________________________________

 

Приложение 2

Колесо фактов

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей