СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Атомы, молекулы и ионы

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Атомы, молекулы и ионы»

Дата /_____/______/______

Урок №__

Тема. Атомы, молекулы и ионы

Цель:

Образовательная сформировать понятие о частичках, из которых построены вещества: атомы, молекулы, ионы; углубить знания о атоме и его строении.

Развивающая - углубление представлений о материальном единстве мира, развитие навыка самостоятельного приобретения новых знаний, самоорганизации учебной деятельности и поиска средств её осуществления, тренировка памяти.

Воспитательная – сформировать научную картину мира при изучении химии

Планируемые результаты обучения: знать отличия атомов и молекул как составных частей веществ

Основные понятия: атом, молекула, ионы, протоны, нейтроны, электроны

Тип урока: изучение нового материала

Демонстрационный опыт: шаростержневые модели атомов и молекул

Ход урока

I Организационный этап

Приветствие, настрой учащихся на рабочий лад

II Проверка домашнего задания

  1. Проверка письменных домашних заданий

  2. Индивидуальные задания

  3. Беседа с учащимися

А) Что такое явления?

Б) Какие явления вы знаете?

В) Чем отличаются физические от химических явлений?

Г) Приведите примеры физических и химических явлений

Д) Что такое химическая реакция?

Е) Что такое реагенты и продукты реакции?

Ж) Какие признаки присущи для химической реакции?

З) Какие условия для возникновения химической реакции необходимы?

III Актуализация опорных знаний

Беседа

В 5-м классе на уроках природоведения вы рассматривали понятие атом и молекула. Что это такое?

IV Изучение нового материала

  1. Возникновение представлений об атомах и молекулах

Древнегреческий философ Демокрит 2500 лет назад выска­зал мысль о том, что все тела состоят из мельчайших, не­видимых, неделимых, вечно движущихся частиц — атомов. В переводе «атом» означает «неделимый».

Учение о молекулах и атомах в основном было разра­ботано в середине XVIII в. великим русским ученым Михаи­лом Васильевичем Ломоносовым. Он утверждал, что тела в природе состоят из корпускул (молекул), в состав которых входят элементы (атомы). Многообразие веществ ученый прозорливо объяснял соединением разных атомов в моле­кулах и различным расположением атомов в них. Удиви­тельно верной и смелой для того времени оказалась мысль М. В. Ломоносова о том, что некоторые корпускулы (мо­лекулы) могут состоять из одинаковых элементов (ато­мов). Учение об атомах получило дальнейшее развитие в трудах известного английского ученого Джона Дальтона.

Некоторые представления об атомах и молекулах, вы­сказанные М. В. Ломоносовым за полвека до Д. Даль­тона, оказались более достоверными, научными. Например, английский ученый отрицал возможность существования мо­лекул, образованных одинаковыми атомами. Учение о молекулах и атомах окончательно было при­знано только в 1860 г. на Всемирном съезде химиков в Карлсруэ.

  1. Атомы и молекулы

То, что атомы действительно существуют, подтверждают многие химические реакции. Так, например, при пропускании постоянного тока через воду в одной из трубок прибора собирается газ, в котором тлеющая лучинка ярко вспыхивает. Это кислород. В другой трубке собирается вдвое больше газа, который от зажженной лучинки загорается. Это водород.


Рис.1 Схема аппарата для разложения воды (аппарат Гофмана)

Объяснить это явление можно так. Мельчайшая частица воды – молекула состоит из 2 атомов водорода и одного атома кислорода. При пропускании постоянного тока через воду ее молекулы распадаются и образуются химически неделимые частицы – атомы кислорода и водорода. Затем атомы соединяются по два, и из двух молекул воды образуется одна – двухатомная молекула кислорода и две водорода.

Рис. 2 Молекулы

Итак, что такое молекулы и атомы?

Атом – это мельчайшая химически неделимая частица вещества.

Важная особенность атомов – они не могут быть разрушены в результате химических процессов. Но ещё около 100 лет назад ученые установили, что атом имеет сложное строение. В центре атома находиться ядро, вокруг которого двигаются электроны (элементарные частицы). Из-за этого некоторые ученые сравнили строение атома со строением Солнечной системы, и одна из первых моделей атома называлась планетарной. Но это сравнение очень приблизительное , так как атом имеет более сложное строение.

Размеры атомов очень маленькие – приблизительно 10-10 м (0,0000000001 м), а ядро атома ещё меньше – его диаметр приблизительно 10-15 м (0,000000000000001 м), то есть в сто тысяч раз меньше диаметра атома.

Ядро и электроны имеют электрический заряд. Ядро атома заряжено положительно. Оно состоит и з элементарных частиц: положительно заряженных протонов заряд протона численно равен заряду электрона, но имеет противоположный знак +1) и не имеющих заряда нейтронов. Заряд электрона отрицательный и является наименьшим среди существующих в природе и принимается как такой, что равняется -1 (электрон обозначают как е-). Благодаря тому что ядро и электроны заряжены по разному, электроны притягиваются к ядру. Положительный заряд ядра полностью компенсируется отрицательным зарядом всех электронов, которые двигаются вокруг него. Поэтому суммарный заряд атома всегда равняется нулю, то есть атомы – это электронейтральные частички. Поэтому по количеству электронов можно определить заряд ядра атома и наоборот. Например, если атом имеет один электрон (заряд -1), то заряд ядра равняется +1, а если заряд ядра атома +5, возле него находятся 5 электронов (их суммарный заряд +5).

Итак, атом – это мельчайшая электронейтральная частичка вещества, которая состоит из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов, которые движутся вокруг ядра.

Рис.3 Строение атома

Атомы соединяются один с другими в определенном порядке с помощью так называемых химических связей. И образуют молекулы. В одной молекуле может объединяться разное количество атомов, причем атомы могут соединятся в разном порядке.

Молекулы также имеют свои свойства, и эти свойства определяют, какое будет вещество. Каждая молекула имеет определенные размеры и форму. Молекулы являются электронейэтральными частичками, так как состоят из электронейтральных атомов.

Молекулы – мельчайшие частицы вещества, состав которых и химические свойства такие же, как у данного вещества.

Молекула – это электронейтральная частичка вещества, которая состоит из определенного количества атомов, способна существовать самостоятельно и является носителем свойств вещества

(демонстрация моделей молекул)

  1. Ионы

В природе электронейтральные атомы встречаются достаточно редко. Чаще всего в результате некоторых процессов, во время превращений веществ атомы принимают или принимают электроны. В этом случае заряд ядра уже не компенсируется зарядом электронов, и атом превращается на электрически заряженную частицу. Такие частички называются ионами.

Ионы – это одно- или многоатомные частицы, которые имеют электрический заряд.

Если атом теряет один или несколько электронов, его называют положительно заряженным ионом.

Например: если атом теряет один электрон, то образуется ион с зарядом +1.

Рис. 4 Образование иона натрия

+


- е-

атом ион

Если атом присоединяет один или несколько электронов, его называют отрицательно заряженным электроном.

Например: если атом принимает один электрон, то образуется ион с зарядом -1.

Рис.5 Образование иона хлора

-


+ е-

атом ион

Противоположно заряженные ионы притягиваются друг к другу.

V Закрепление и обобщение знаний

  1. Выполнение заданий №3,6, 7,8 в учебнике стр.28

  2. Выполнение тестовых заданий в учебнике стр. 28

  3. Определите, какой заряд имеет ион, который образовался в результате:

А) потери атомом 4-х электронов;

Б) принятия атомом 3-х электронов

В) при отдаче 5 электронов

4. Определите, сколько электронов входит в состав атома, если заряд его ядра равняется +8.

5. Определите, какой заряд будет иметь частица, образованная:

А) ядром с зарядом +6 шестью электронами

Б) ядром с зарядом +9 и двенадцатью электронами

В) ядром с зарядом +12 и десятью электронами

VI Домашнее задание

  1. Прочитать §7 стр. 25-28 + записи в тетради выучить

  2. Выполнить задание на стр. 28 №1,2

VII Итог урока

Учитель подводит итог урока, оценивает работу учащихся на уроке.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!