СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аттестация как способ повышения профессионального мастерства педагогов.

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аттестация как способ повышения профессионального мастерства педагогов.

Просмотр содержимого документа
«Аттестация как способ повышения профессионального мастерства педагогов.»

Выполнил: А.А. Ардынцов, заместитель директора по УВР, МБУ ДО ДЮСШ

Аттестация как способ повышения профессионального мастерства педагогов.

«Учитель живет до тех пор,пока он учится.

Как только он перестает учиться,

в нем умирает учитель»

- К. Д.Ушинский



Актуальность выбранной темы обусловлена изменениями управления профессиональным развитием педагогических работников, внесением изменений в существующую практику организационно-методической работы в школе. В школе должна быть создана адекватная современным условиям система управления профессиональным развитием педагогов, должны быть созданы условия для развития коллектива, где каждый педагог осознает необходимость постоянного роста и развития своего мастерства.

Аттестация педагогических кадров стимулирует рост квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического труда, способствует развитию творческой инициативы. Цель аттестации – установление соответствия уровня профессиональной компетентности педагога требованиям, предъявляемым к квалификационной категории (первой или высшей), а также занимаемой должности.

Управление процессом профессионального развития педагогов, как и любой другой управленческий процесс, включает в себя все основные стадии управленческого цикла: анализ существующего положения дел, целеполагание, планирование, стимулирование, организацию, регулирование, контроль и оценку.

Одним из необходимых инструментов в оценке результатов деятельности учителя, претендующего на высокую оценку его достижений, является его портфолио. Предназначение его в том, чтобы систематизировать опыт, накапливаемый педагогом, его знания, четче определить направления развития, облегчить консультирование его со стороны администрации, более квалифицированных коллег, а также сделать более объективной оценку его личностно-профессионального роста. Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей учителя. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов. 
Научно-методическая работа в школе– это составная часть работы по профессиональному развитию педагогов. Она реализует интеграционную функцию, т.е. создает «пространство возможностей» для всех участников образовательного процесса, объединяет усилия педагогов и администрации для решения задач, поставленных перед школой; и дифференцирующую функцию, т.е. создает микросреды («ниши»), которые позволяют каждому учителю строить собственную траекторию совершенствования педагогического мастерства, творческого саморазвития. Научно-методическая работа реализуется через психолого-педагогические и проблемные семинары. Методические «оперативки», экспресс-курсы, тематические учебы, научно-практическое консультирование, методический аудит, научно-практические конференции, конкурсы профессионального мастерства, образовательные выставки-ярмарки, смотры школьных методических подразделений, фестивали педагогических идей, мастер-классы, педагогические «мастерские», проблемно-ситуационные игры, творческие отчеты, рекламные акции, микроисследования и прочее.

На уровне образовательного учреждения составной частью плана профессионального развития может стать сетевой график, в котором могут быть отражены персоналии, формы профессионального развития, а также сроки мероприятий по профессиональному развитию (аттестация, повышение квалификации, участие в конкурсах, в научно-методической работе и т.п.). Система аттестации педагогических кадров в современных условиях может рассматриваться как один из мощных факторов, стимулирующих дальнейшее развитие всей системы российского образования и каждого педагога в частности. Аттестуемые педагоги формируют новый опыт решения актуальных педагогических проблем, имеющих перспективное значение, активно распространяют его в своих коллективах. В результате аттестации собран богатый опыт педагогов. 
На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод о том, что аттестацию целесообразно рассматривать как целостную педагогическую систему, в которой решается проблема профессионального становления учителя в результате целенаправленного непрерывного повышения квалификации; личностно-ориентированных методов экспертизы (Т.Г. Браже, Н.К. Зотова, С.С. Татарчинкова и др.); эксперты должны знать, какие силы следует привести в действие, как разбудить созидательную энергию личности каждого педагога; наиболее предпочтительнее с точки зрения привлечения к организации аттестационной экспертизы педагогических работников, в структуре мотивов которых преобладают как значимость экспертизы для развития и поддержки инновационного образования влияние результата экспертизы на реальные образовательные процессы, их изменение; профессиональный и личностный рост, возможность личностного развития посредством экспертной деятельности; творческий характер экспертного исследования (Г.А. Мкртычян, Л.В. Кузьмина, Е.А. Федорова и др.).

Таким образом, аттестация в педагогической теории предстает как многомерный полифункциональный феномен, являющийся одновременно процессом обучения и оценивания, фактором профессионального становления учителя. Это служит основанием для стимулирования потребности учителя в повышении квалификации и определяет направление поиска им индивидуальной траектории профессионального становления, соответствующее личностным запросам. Аттестация приводит учителя как субъекта деятельности в состояние активности, соответствующее объективным задачам, проведение единой линии требований к себе и их последовательную реализацию (К-А. Абульханова-Спавская).

Важную роль в реализации данной стратегии выполняют аттестационные курсы, построенные на основе взаимосвязи процессов обучения и развития, поиска зоны ближайшего развития учителя (по Л.С. Выготскому).

В противоречивых условиях современной действительности гарантией успешности модернизации системы образования, открытости педагогической среды к инновациям выступает способность и готовность учителя качественно и эффективно выполнять профессиональные функции. В этой связи проблема профессионального становления учителя приобретает глубокий общественно значимый смысл. В данной ситуации одним из наиболее важных факторов профессионального становления учителя, позитивно влияющим на творческую самореализацию, является аттестация педагога.

Профессиональное становление учителя в процессе аттестации возможно как обращение к внутреннему потенциалу человека, его способности к самостоятельной творческой деятельности, к переносу инновационных идей в пространство собственной проблемы. Профессиональное становление рассмотрено как процесс самореализации учителя в педагогической деятельности на основе наиболее полного использования своих творческих способностей и возможностей в ходе квалификационной аттестации.

Квалификационная аттестация педагогических работников при реализации гуманистического подхода способствует усилению внутренней мотивации учителя к профессиональному становлению, стимулирует повышение им уровня своей профессиональной компетентности, активизирует творческий поиск, влияет на формирование субъектной позиции. Аттестация выступает важнейшим фактором профессионального становления: системная перестройка курсов повышения квалификации, изменение его ценностно-целевых, содержательно-процессуальных компонентов предоставляет учителю вариативный выбор индивидуальной образовательной траектории; способствует активизации творческого потенциала учителя.

На мой взгляд, главным критерием компетентности учителя при его аттестации должна быть оценка знаний его учеников, оценка результатов обучения. Это внешнее оценивание через единый государственный экзамен, разный уровень олимпиад и научно-практических конференций. Достигнув определенных успехов, учителю не престижно опускать планку ниже, уже не интересно работать по «старому». Разнообразная деятельность педагога это путь к успеху его учеников.

Таким образом, аттестация в педагогической теории предстает как многомерный полифункциональный феномен, являющийся одновременно процессом обучения и оценивания, фактором профессионального становления учителя. Это служит основанием для стимулирования потребности учителя в повышении квалификации и определяет направление поиска им индивидуальной траектории профессионального становления, соответствующее личностным запросам. Аттестация приводит учителя как субъекта деятельности в состояние активности, соответствующее объективным задачам, проведение единой линии требований к себе и их последовательную реализацию (К.А. Абульханова-Славская). Важную роль в реализации данной стратегии выполняют аттестационные курсы, построенные на основе взаимосвязи процессов обучения и развития, поиска зоны ближайшего развития учителя (по Л.С. Выготскому). Обучение в рамках аттестационных курсов предполагает оценивание реальной профессиональной компетентности, профессиональных достижений в контексте квалификационных требований и становится одновременно этапом аттестации учителя.

Анализ исследований Т.Г. Браже, Н.К. Зотовой, Н.В. Кузьминой, Т.Е. Ковиной, А.К. Марковой, Н.Б. Харчиной позволяет выделить особенности квалификационной аттестации, способствующие профессиональному становлению учителя: а) единство и взаимосвязь оценочной, обучающей и развивающей функции аттестации; б) развитие инициативы и ответственности; в) обеспечение возможностей для самоопределения и творческой самореализации; г) расширение поля выбора, необходимого для предоставления индивидуальной образовательной траектории; д) создание условий для саморазвития, индивидуальности.

Аттестация проводится в целях установления  соответствия   уровня квалификации  педагогических  работников  требованиям,    предъявляемым к квалификационным категориям (первой  или  высшей)  или подтверждения соответствия педагогических  работников  занимаемым  ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.

 Основными задачами аттестации являются:

  • стимулирование  целенаправленного,  непрерывного  повышения   уровня квалификации педагогических работников,  их  методологической  культуры, личностного  профессионального  роста, использования  ими современных педагогических технологий;

  • повышение эффективности и качества педагогического труда;

  • выявление  перспектив  использования  потенциальных     возможностей педагогических работников;

  • учет  требований   федеральных   государственных     образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных  программ   при формировании кадрового состава образовательных учреждений;

  • определение  необходимости  повышения  квалификации   педагогических работников;

  • обеспечение  дифференциации  уровня  оплаты  труда    педагогических работников.

Основными  принципами  аттестации  являются     коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие  объективное  отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!