Аттестационное задание № 10
Какие педагогические задачи можно решать через внеурочную деятельность? Предложите проект программы внеурочной деятельности по предмету, направленной на повышение мотивации учащихся к его изучению.
Выполнила:
Щукина Елена Михайловна
учитель начальных классов
ЛГ МАОУ «СОШ №1»
Пояснительная записка
В соответствии с ФГОС, организация внеурочной деятельности обучающихся является важной частью образовательного обучения в школе. Концепция развития системы образования ХМАО-Югры до 2020 года предусматривает создание условий для формирования толерантной, поликультурной личности, с высоким уровнем логической культуры, самосознания, уважающей национальные традиции и культуру народов мира. Исходя из этого, предлагаю проект программы внеурочной деятельности «В мире книг», для обучающихся третьего класса. Данная программа имеет познавательно-практическую направленность и открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать язык. Программа составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей, и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.
Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка.
Актуальность программы состоит в том, что у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др.; программа способствует овладению детьми универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных) и читательских умений.
Все это поможет, на мой взгляд, решению таких задач, как:
1. Формировать у обучающихся потребность в постоянном чтении книг
2. Развивать у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
3. Обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Основная часть
Программа внеурочной деятельности курса «В мире книг» для 3 класса составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и требованиями стандартов второго поколения к внеурочной деятельности.
Программа содержательной тематической направленности является надпредметной; по функциональному предназначению–учебно-познавательной; по форме организации – групповой и индивидуальной, в зависимости от выбора учащихся; по времени реализации – краткосрочной.
Цель программы состоит в том, чтобы способствовать развитию интереса к чтению и книге; формированию читательского кругозора и приобретению опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности.
Задачи программы:
содействовать в воспитании грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран;
создать условия для овладения основами самостоятельной читательской деятельности;
развивать память, внимание, воображение;
создать условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения и применения их в самостоятельной читательской деятельности
Общая характеристика
Программа «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализация дифференцированного обучения и индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитание ученика-читателя. Реализация этой программы поможет учителю решать задачи эмоционального, творческого, литературного, читательского развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Преемственность занятий с основным предметом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить в системе работу по обогащению читательского опыта младшего школьника и его интеллектуального развития. Программа направлена на овладение детьми универсальными читательскими умениями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными).
Основные методы и технологии
Методы организации занятий носят практико-ориентированный характер: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки - спектакли и т. д. Данной программой определено проведение итоговых занятий по окончании изучения ряда разделов в виде утренников.
В процессе реализации программы используются межпредметные связи:
- с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов прочитанных произведений;
- с уроками изобразительного искусства: участие в выставках рисунков при проведении тематических школьных декад по литературному чтению;
- с уроками технологии: изготовление закладок для книг; блокнотов, для записи выражений, фразеологизмов и т.д.
- с уроками окружающего мира: экскурсии.
Особенности организации образовательной деятельности
Программа занятий - это создание условий обучающимся для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения, самостоятельного чтения и работы с книгой. Все это поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами, рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из ее аппарата и других книг (справочных, энциклопедических).
Взаимодействие с социальными партнерами
В рамках взаимодействия с социальными партнерами предполагается проведение экскурсий для обучающихся в «Библиотечно-информационный центр» г. Лангепаса, школьную библиотеку, посещение и участие в мероприятиях центра «Фортуна» (просмотр спектаклей, участие в конкурсах и викторинах, проводимых центром и др.)
Сроки реализации
Программа составлена на 1 учебный год, занятия 1 час в неделю, 34 учебные недели.
Формы организации образовательной деятельности
Программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в школьной библиотеке. Занятия проходят во внеурочное время. Количество детей определяется самими учениками, в зависимости от заинтересованности детьми данной темы. В течение всего учебного года, на каждом занятии у обучающихся развиваются познавательные интересы, расширяется их кругозор об окружающем мире, формируются навыки, необходимые человеку в дальнейшей его жизнедеятельности.
Результаты освоения программы
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будет сформировано:
осознание значимости чтения для личного развития;
Ученик получит возможность для формирования:
потребности в систематическом чтении.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научиться:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх
Ученик получит возможность научиться:
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные универсальные учебные действия:
Ученик научиться:
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Ученик получит возможность научиться:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ученик научиться:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию.
Ученик получит возможность научиться:
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
Предметные результаты освоения программы 3 класса
Ученик научится:
работать с книгой-сборником басен;
сравнивать басни по структуре и сюжету;
выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;
собирать информацию для библиографической справки об авторе;
составлять таблицу жанров произведений писателя;
Ученик получит возможность научиться:
выполнять поисковую работу по проекту;
презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
находить по каталогу нужную книгу;
писать отзыв о книге или героях книги;
пользоваться библиографическим справочником;
рассматривать и читать детские газеты и журналы;
находить нужную информацию в газетах и журналах;
пользоваться электронными газетами и журналами.
Формы подведения итогов
Основной формой подведения итогов реализации программы является участие в традиционных школьных образовательных событиях: школьная декада русского языка и литературного чтения; олимпиады различных видов (очные и дистанционные); постановка спектаклей и т.д.
Формы контроля результативности реализации программы:
-мониторинг сохранности состава группы учащихся, занимающихся по данной программе и посещаемости занятий;
-наблюдение за деятельностью обучающихся во время занятий;
-активность и результативность участия учащихся в конкурсах, олимпиадах
Календарно-тематическое планирование
по внеурочной деятельности
«В мире книг» 3 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся | Планируемые результаты УУД | Используемые технологии, ИКТ ресурсы |
1 | Книги-сборники былин, легенд, сказов. | | Заполнять каталожную карточку на выбранную книгу; находить по каталогу нужную книгу | Л. Положительное отношение к чтению П. Знать, что такое алфавитный каталог, каталожная карточка, библиотечный формуляр Р.Уметь организовывать своё рабочее место и работу К. Уметь задавать уточняющие вопросы; оформлять свою мысль в устной речи. | Мультимедийная презентация Игровые технологии. |
2 | Первые книги. Библия. Детская библия | | Л.Осознавать значимость чтения для личного развития П.Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий Р.Находить книгу в открытом библиотечном фонде. Знать историю создания книги. К. Оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма. | Метод мозговой атаки,метод информационной поддержки. Игровые технологии |
3 | Летописи. Рукописные книги. | | Л. Положительное отношение к малым жанрам фольклора П. Знать о значении летописей, что такое летопись Р. Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации К. Участвовать в беседе о прочитанной книге; выражать своё мнение | Мультимедийная презентация. Метод информационной поддержки. |
4 | История книги. Первопечатник Иван Фёдоров | | Технология КСО. Игровые технологии. |
5 | Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина». | | Выделять книги- произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда | Л. Проявление интереса к загадыванию и разгадыванию кроссвордов; П. Знать что такое тема кроссворда. Р. Развивать логическое мышление, проявление познавательной инициативы К. Участвовать в играх; выполнять творческую работу; работать в парах. | Учебный видеоролик. Метод мозговой атаки. |
6 | Сказки бытовые, волшебные, о животных | | Л. Выполнять творческую работу. П. Прогнозировать содержание книги до чтения Р. Уметь работать самостоятельно К. Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх, определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. | Мультимедийная презентация. Метод информационной поддержки. Игровые технологии. |
7 | Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочьсемилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы». | | Л. Проявление интереса к загадыванию и разгадыванию загадок П. Знать что такое тема загадок. Р. Развивать логическое мышление, проявление познавательной инициативы К. Участвовать в играх; выполнять творческую работу; работать в парах. | Учебный видеоролик. Игровые технологии. |
8 | История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. Аппарат книги-сборника | | Работать с книгой сборником басен И. А. Крылова; сравнивать басни по структуре и сюжету | Л. Проявление учебно-познавательного интереса к новому материалу П. Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий Р. Знать структуру книги, уметь оформлять рукописную книгу К. Работать в паре, группе, учитывая мнения своих одноклассников. | Технология работы с текстами, графикой, табличными данными. |
9 | Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. | | Л. Выполнять творческую работу. П. Прогнозировать содержание книги до чтения; Р. Уметь работать самостоятельно К. Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх, определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты | Проблемно-поисковые технологии. Игровые технологии. |
10 | Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами | | Л. Проявление интереса к чтению басни П. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях Р. Умение решать поставленную проблему К. Участвовать в инсценировке басни; выполнять творческую работу; работать в группе в ходе инсценировки эпизодов. | Технология КСО. Технология коллективного взаимообучения. |
11 | Герои басен. Инсценирование басен. | | Технология работы с текстами, графикой, табличными данными. Технология коллективного взаимообучения. |
12 | Родные поэты. | | Собирать информацию для библиографической справки об авторе; выполнять поисковую работу по проекту; презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу | Л. Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу П. Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий Р. Находить книгу в открытом библиотечном фонде по фамилии автора К. Планировать собственные действия в соответствии с поставленной задачей, координировать свои действия в игре. | Технология КСО: работа в парах постоянного и сменного состава, группах. |
13 | Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А.Майкова, А. Фета, Н. Некрасова. | | Л. Ориентироваться в мире книг П. Знать стихотворения Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета Р. Сравнивать стихотворения разных авторов, читать выразительно стихотворения К. Работать в паре, групп. | Проблемно-диалогическая технология. Игровые технологии. Здоровьесберегающие технологии |
14 | Проект «Краски и звуки поэтического слова». | | Л. Выполнять творческую работу. П. Прогнозировать содержание книги до чтения Р. Уметь работать самостоятельно К. Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх, определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты | Конкурсы творческих проектов, защита и оценка проектов. Здоровьесберегающие технологии |
15 | Рассказы Л.Н. Толстого для детей | | Собирать информацию для библиографической справки об авторе; составлять таблицу жанров произведений писателя | Л. Осознавать значимость чтения для личного развития П. Использовать информацию из аппарата книги, знать, что такое каталог Р. Уметь самостоятельно работать с новым произведением К. Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. | Самопрезентация. Игровые технологии. |
16 | Л.Н.Толстой-сказочник и обработчик русских народных сказок. | | Л. Оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию П. Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности Р. Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий К. Выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, участвовать в играх; выполнять творческую работу | Деятельностный метод обучения. Игровые технологии. |
17 | Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка | | Собирать информацию для библиографической справки об авторе; составлять таблицу жанров произведений писателя | Проблемно-диалогическая технология. Игровые технологии. |
18 | Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю». | | Л. Ориентироваться в мире книг, различать книги по оформлению П. Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; знать авторов книг о животных Р. Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий К. Участвовать в беседе о прочитанной книге | Технология КСО. Здоровьесберегающие технологии. |
19 | Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа. Отзыв. | | Готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения | Л. Оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию П. Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; знать авторов книг о животных Р. Уметь писать отзыв о книге, ее героях К. Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты; участвовать в творческой работе | Проблемно-диалогическая технология. Здоровьесберегающие технологии. |
20 | Художники-иллюстраторы книг о животных. | | Деятельностный метод обучения. Здоровьесберегающие технологии. |
21 | Дети — герои книг Типы книг. | | Л. Ориентироваться в мире книг о детях П. Знать современные детские газеты и журналы Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации К.Уметь работать в группе, распределяя обязанности между участниками группы. | Деятельностный метод обучения. Самопрезентация. |
22 | Книги-сборники произведений о детях | | Л. Ориентироваться в мире книг о детях П. Знать современные детские газеты и журналы Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации К. Уметь работать в группе, распределяя обязанности между участниками группы | Самопрезентация. Игровые технологии. |
23 | Литературная игра «Расскажи о героях детских книг-твоих сверстниках» | | Л. Ориентироваться в мире книг П. Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам Р. Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий К. Участвовать в беседе о прочитанной книге | Деятельностный метод обучения. |
24 | Книги зарубежных писателей | | Собирать информацию для библиографической справки об авторе; составлять таблицу жанров произведений писателя | Л. Положительное отношение к чтению П. Уметь работать с книгой, детским журналом, пользуясь алгоритмом учебных действий, знать народные сказки Р. Знать и соблюдать правила работы с книгой К. Участвовать в играх; выполнять творческую работу; работать в парах | Технология КСО. |
25 | Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях. | | Л. Положительное отношение к чтению П. Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий, знать зарубежных писателей Р. Знать и соблюдать правила работы с книгой К.Участвовать в играх; выполнять творческую работу; работать в парах | Самопрезентация. Деятельностный метод обучения. |
26 | Книги о детях войны Воронкова «Девочка из города». Аннотация. | | Пользоваться библиографическим справочником; писать отзыв о книге или героях книги | Л. Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию П. Составление рукописной книги «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки Р. Уметь самостоятельно работать с новым произведением К. Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты | Технология КСО. Здоровьесберегающие технологии. |
27 | Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая». | | ИКТ технология. Технология коллективного взаимообучения. |
28 | Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»). | | Л. Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию П.Выполнять творческую работу «Дети войны с тобой рядом». Р. Уметь самостоятельно работать с новым произведением К. Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. | Самопрезентация. |
29 | Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале. | | Л. Положительное отношение к чтению П. Уметь работать с книгой, детским журналом, пользуясь алгоритмом учебных действий, знать народные сказки Р. Знать и соблюдать правила работы с книгой К. Участвовать в играх; выполнять творческую работу; работать в пара | Проблемно-диалогическая технология. |
30 | Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» и др | | Рассматривать и читать детские газеты и журналы; собирать информацию для проекта «История детской газеты и журнала» | Л. Положительное отношение к чтению П. Уметь работать с книгой, детским журналом, пользуясь алгоритмом учебных действий, знать народные сказки Р. Знать и соблюдать правила работы с книгой К. Участвовать в играх; выполнять творческую работу; работать в парах, соблюдать правила поведения в читальном зале. | Проблемно-диалогическая технология. Игровые технологии. Здоровьесберегающие технологии. |
31 | Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др. | | Л. Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное П. Уметь пользоваться электронными газетами и журналами. Р.Участвовать в проектной деятельности, литературных играх К. Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты | Технология КСО. Игровые технологии. |
32 | Создание классной газеты «Книгочей». | | Готовить материал для классной и школьной газеты; пользоваться электронными газетами и журналами | Л. Способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности П. Различать книги-сборники по авторам, жанрам, темам Р.Участвовать в коллективной творческой работе: комиксы и весёлые истории; уметь работать с книгой К.Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты; участвовать в творческой работе | Проблемно-диалогическая технология. |
33 | «Книги, книги, книги…» Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?». Словарь книгочея. | | Пользоваться библиографическим справочником. | Л. Положительное отношение к чтению П. Сбор информации для проекта «История детской газеты и журнала» Р.Знать и соблюдать правила поисковой работы К.Выполнять творческую , поисковую работу; работать в пара | Проблемно-диалогическая технология. |
34 | Резерв. Обобщающее занятие. Задание на лето. | | Л.Положительное отношение к чтению П.Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий Р.Уметь организовывать своё рабочее место и работу К.Оформлять еженедельник «Летнее чтение» или «Дневник читателя». | Мультимедийная презентация. ИКТ технология. Игровые технологии. |
| Итого | 34 | | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.
Литература для учителя:
1.Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! – СПб.: Литера, 2009г.
2.Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2008г.
3.Колесникова Е. В. Предмет, слово, схема. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. – М.: Ювента, 2007г.
4.Речь. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2008г.
5.Сабельников С. И. Проверочные работы по литературному чтению: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2011г.
6.Светловская Н. Н., Джежелей О. В. Внеклассное чтение в 1 классе. – М.: Просвещение, 1981г.
7.Чтение. Работа с текстом: 3 класс/ О. Н. Крылова. – М.: Экзамен, 2011г.
Материалы для учащихся:
1.Ефросинина Л. А. Книгочей: словарь-справочник по литературному чтению для младших школьников: 1-4 классы. – М.: Вентана-Граф
2.Ефросинина Л. А. Литературное чтение: Уроки слушания: комплект учебных хрестоматий для 1-4 классов. – М.: Вентана-Граф
3.Оморокова М. И. Учимся читать выразительно: 2-4 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф Азбука. / Сост. Л.Н. Власенко. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2000
Литература для детского чтения
1.Азбука в загадках: книжка-раскраска – М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис. 2004.
2. Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов. /Сост.Н. В. Смолякова. – М.: ЗАО «БАО – ПРЕСС». 2002.
3.Времена года: Стихи. /Сост. Т. Носенко. – М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИНГА». 2003.
4.Дитрих А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми – М.: ООО «Издательство Астрель»: 2002.
5.Русские народные сказки. /Сост. В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1992.
6.Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. 2001.
7.Синицына Е.И. Сказки для игры и развития. М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 23 2002 .
8.Праздник букваря: стихотворения и рассказы .М.: ООО «Издательство Артель». 2004.
9.Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М.: Айрис – Пресс: Рольф.» 2001.
10.Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок - М.: ООО «Издательство АСТ»: Сталкер. 2001 11.Сказки, песни, загадки, стихотворения. С. Маршак. – М.: Детская литература . 1984.
12.Светлый мир. Произведения русских писателей. Сост. Е.А. Копытова. М.. 1998 . Книги Е.Пермяка, В. Драгунского, В. Осеевой, Н.Носова.
Оборудование.
1.Демонстрационный материал: портреты писателей, поэтов.
2.Репродукции картин в соответствии с содержанием программы.
3.Художественные фотографии в соответствии с содержанием программы.
4.Иллюстрации к литературным произведениям.
5.Электронно-программное обеспечение.
6.Электронный образовательный ресурс. Словарь-справочник по литературному чтению «Книгочей». 1-4 классы. Ефросинина Л. А. М.: Вентана-Граф, 2011.
Предоставляя аттестационное задание, автор гарантирует, что использованная в задании информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.
Учитель начальных классов Е.М.Щукина