1. Педагог, который впервые с педагогической точки зрения рассмотрел взаимосвязь интеллектуального развития ребенка и его поведения:
Я.А. Коменский
2. Воспитание умственно отсталых по Э. Сегену должно охватывать:
воспитание деятельности, мышления, воли
3. Впервые употребил термин «олигофрения» и объединил все формы слабоумия под общим названием «задержка психического развития»:
Э. Крепелин
4. История приютов для слабоумных в России связано с именем:
Е.К. Грачевой
5. Им была создана школа-санаторий для дефективных детей, которая переросла в Научно-исследовательский институт дефектологии Академии педагогических наук (1943), а затем в Институт коррекционной педагогики РАО:
В.П. Кащенко
6. Внесла значительный вклад в развитие клинико-генетических и нейрофизиологических исследований детей с нарушениями развития:
М.С. Певзнер
7. Данный документ, принятый в Генеральной Ассамблеей ООН (1969 год), утверждает необходимость «защиты прав и обеспечения благосостояния инвалидов, а также обеспечения защиты людей, страдающих физическими и умственными недостатками»:
Декларация социального прогресса и развития
8. В каком году Генеральной Ассамблеей ООН принята «Декларация о правах умственно отсталых лиц»?
1971
9. В каком году принята Генеральной Ассамблеей ООН «Декларация о правах инвалидов»?
1975 год
10. Термин «инклюзия» означает:
включение
11. Какую идею современный процесс социокультурного включения и адаптации лиц с ограниченными возможностями принимает в качестве основополагающей?
идею независимого образа жизни
12. Какая парадигма общественного и государственного сознания характерна для пятого периода эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии?
единое сообщество, включающее людей с различными индивидуальными особенностями
13. Какие два основных вида действия в своей деятельности использует педагог при работе с обучающимися с ОВЗ?
анализирующее и корректирующее
14. Речевая патология у умственно отсталого ребенка выраженная неправильным произношением, бедным словарем, аграмматизмами - это:
системное недоразвитие речи
15. В категорию лиц с интеллектуальными нарушениями включаются:
дети умственно-отсталые и дети с ЗПР
16. Коррекция это:
исправление или ослабление недостатков психофизического развития аномального ребенка
17. Что понимается под первичным дефектом развития?
органическое поражение центральной нервной системы
18. Определить основные характеристики высших психических функций по Л.С. Выготскому:
формируются пожизненно, опосредованы по своему психологическому строению, произвольны по способу осуществления
19. Нарушения произвольных движений и действий с предметом, возникающих при локальных поражениях вторичных и третичных полей двигательного анализатора – это…
апраксия
20. Олигофрения при синдроме Шершевского-Тернера встречается:
только у женщин
21. Сколько патопсихологических параметров психического дизонтогенеза определил В.В. Лебединский:
4 параметра
22. Какой метод исследования мышления разработал и усовершенствовал А. Бине?
тестовый метод измерения умственных способностей ребёнка
23. Принцип, который предусматривает опору на сохранные и компенсаторные механизмы с целью повышения результативности проводимой системы мер – это принцип коррекционно-компенсирующей направленности
24. Принцип, который предполагает одновременное воздействие технологий (медицинских, психологических, педагогических) на один объект воздействия, называется:
принцип комплексности
25. Этот принцип основывается на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития»:
принцип развивающего обучения
26. Ведущая деятельность ребёнка в определенный период жизни определяется:
этапом развития
27. Для дизонтогенеза по типу общего стойкого недоразвития наиболее характерно следующее:
раннее время поражения, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем
28. Исправление или ослабление недостатков психического и физического развития учащихся с ОВЗ с целью возможно большего приближения их развития к уровню развития нормальных школьников носит название:
коррекция
29. Чтение вслух относится:
к восприятию письменной речи
30. Поражения, которые ведут к нарушению фонематического анализа и синтеза, локализуются в:
лево-височных отделах коры головного мозга
31. В ходе выполнения задания умственно отсталые дети обычно руководствуются:
близкими мотивами
32. Понятие «умственная отсталость» включает в себя следующие состояния:
олигофрения, деменция
33. Коррекционная работа при нарушениях познавательной деятельности у детей с речевой патологией направлена на:
решение задач развития речи и когнитивных процессов на одном и том же речевом материале
34. Способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание, является следующим параметром внимания:
устойчивость
35. Отклонения в познавательной деятельности детей с ДЦП характеризуются:
неравномерностью, дисгармоничностью развития психических функций
36. К поврежденному психическому развитию относится:
деменция
37. Причинами деменции является следующее (исключите лишнее):
поражение зародыша и плода (краснуха, грипп, сифилис и др.)
38. К психопатоподобным изменениям личности в силу органического поражения головного мозга можно отнести:
эпилептоидные психопатии
39. Тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова носит название:
фонематический слух
40. ЗПР, связанная с неблагоприятными условиями воспитания, нахождением ребенка в условиях психической депривации – это:
Нет правильного ответа
41. Нарушение речевого общения (молчание), возникающее вследствие психической травмы, в основе которого лежит торможение речедвигательного анализатора, как реакция ослабленных корковых клеток на тот или иной сверхсильный для них раздражитель, может носить временный характер, но может продолжаться годами - это:
мутизм
42. Пассивные повторения отдельных слов или словосочетаний без понимания их смысла носят название:
эхолалии
43. Способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать насколько различных действий – это:
распределение внимания
44. Патологический механизм, обуславливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности называется:
патогенезом
45. Возможно широкое использование паралингвистических средств детьми раннего возраста со следующими нарушениями (исключите неверный ответ):
с системным недоразвитием речи при умственной отсталости
46. Кто из перечисленных авторов предложил(а) понятие о «речи - как о высшей психической функции»?
Л.С.Выготский
47. Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями – это …
объект специальной педагогики
48. К искаженному психическому развитию относится:
ранний детский аутизм
49. У какой группы детей с РДА (по классификации О.С.Никольской и др.) более благоприятный социальный прогноз?
у четвертой группы
50. При сниженном слухе основная нагрузка ложится на:
зрительный анализатор
51. Объект тифлопедагогики – это …
специальное образование лиц с нарушенным зрением
52. Нерезко выраженные отклонения характера (промежуточный вариант между нормой и психопатией), которые наиболее отчетливо проявляются в переходном возрасте, называются:
акцентуация
53. Ослабление зрения при отсутствии видимых повреждений глаз, причинами которого являются функциональные расстройства зрительного анализатора – это:
амблиопия
54. Дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к произвольным (в т.ч. встречающееся и при стертой дизартрии) носит название:
синкинезии
55. Особенностью паретичных мышц является:
атония и атрофия
56. Неполноценность слухового гнозиса в значительной степени обуславливает:
недоразвитие устной речи
57. Сравните понятия «умственно отсталые дети» и «дети-олигофрены»:
одно является частью другого
58. Слабое развитие моторики умственно отсталых дошкольников проявляется
во всех видах деятельности
59. Для этих различных видов патологии характерно наличие в речи детей большое количество эхолалий (исключите лишнее):
при моторной алалии
60. Автором рельефно-точечного шрифта является:
Л. Брайль
61. Повышенное слюноотделение, особенно при нагрузке на органы артикуляции обозначается термином:
гиперсаливация
62. Определите тип психопатии: одним из центральных свойств личности является эгоцентризм и стремление любой ценой оказаться в центре внимания окружающих:
истероидная
63. Повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих: шелест бумаги, звук капающей воды, тихий скрип и т.п., характерная для детей с сенсорной алалией – это:
гиперакузия
64. Вживление электронных систем во внутреннее ухо с целью восстановления слухового ощущения путем непосредственной электрической стимуляции афферентных стимулов – это…
кохлеарная имплантация
65. Процесс перестройки психических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма называется:
компенсацией
66. Закрепление материала у детей с минимальными нарушениями слуха происходит в следующих акустических условиях:
при исключении зрительной опоры
67. Ведущим видом деятельности у ребенка двухлетнего возраста является:
предметно-манипулятивная деятельность
68. Детский церебральный паралич относится к следующему варианту аномального развития:
дефицитарное развитие
69. Приведение индивидуального и группового поведения лиц с ограниченными возможностями здоровья и с особыми образовательными потребностями в соответствие с системой общественных норм и ценностей является:
социальной адаптацией
70. Психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере основных психических потребностей:
депривация
71. Определите вариант ЗПР: обусловлен длительными хроническими заболеваниями, врожденными и приобретенными пороками систем организма, в первую очередь сердца:
соматогенного типа
72. Процесс перестройки психических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма называется:
компенсацией
73. К какому виду дизонтогенеза относится олигофрения?
общему стойкому недоразвитию
74. Особенностью спастичных мышц является:
гипертонус
75. Какое понятие имеется в виду, когда говорят об активном приспособлении ребенка с ограниченными возможностями здоровья к условиям окружающей среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе?
Адаптация
76. Нарушение различных видов восприятия, возникающее при определенных поражениях мозга носит название:
агнозия
77. Теоретические и практические вопросы изучения, обучения, воспитания детей с отклонениями в развитии – это:
предмет специальной педагогики
78. На нарушение слухового восприятия влияют поражения, локализующиеся:
в височных долях
79. Укажите наиболее полное определение умственной отсталости:
стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга
80. Какой признак, по мнению Л.Каннера, считался самым типичным, если даже не патогномоничным в картине детского аутизма:
долгое отсутствие в речи личного местоимения «Я», реверсии других личных местоимений
81. Коррекционно – воспитательная работа – это:
система педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития умственно-отсталых детей
82. Глубокая умственная отсталость - это:
резкое нарушение психического и физического развития, эндокринные расстройства, уродства строения черепа и скелета
83. Умеренная умственная отсталость может быть охарактеризована как:
Тяжелое нарушение познавательной деятельности, нарушение процессов анализа и синтеза
84. «Актуальный уровень» умственного развития – это:
запас знаний и умений, которые сформированы к моменту обследования
85. Тип урока, на котором систематизируется материал, изученный по определенным темам и разделам:
систематизация и обобщение знаний, умений, навыков
86. Готовность к быстрому, точному, сознательному выполнению каких-либо действий на основе усвоенных знаний и жизненного опыта:
умения
87. Автоматизированный компонент сознательного действия человека, которое вырабатывается в процессе его выполнения путём многократно повторяемых упражнений:
навык
88. Результат усвоения фактов, понятий, законов, в которых отражены закономерности развития природы и общества – это:
знание
89. Метод обучения, заключающийся в организации планомерного целенаправленного восприятия учащимися явлений окружающей действительности, активная форма чувственного познания:
наблюдение
90. Особенность логопедической работы по ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на:
формирование УУД в личностных, познавательных, коммуникативных сферах
91. Работа по развитию коммуникативных навыков у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития предполагает:
формирование понимания обращенной речи с использованием карточек-символов
92. Определение варианта АООП НОО для обучающихся с ОВЗ осуществляется на основании:
рекомендации ПМПК
93. Какой документ разрабатывается образовательной организацией с учетом специфических образовательных потребностей обучающихся с тяжелой или глубокой умственной отсталостью, ТМНР на основании требований ФГОС?
СИПР
94. В каком из вариантов ФГОС для ОВЗ при значительной редукции «академического» компонента максимально расширяется компонент «жизненной компетенции? 4 вариант
95. В чем заключается синдром Ушера?
врожденная глухота и постепенно увеличивающееся нарушение зрения в виде сужения полей зрения и дистрофии сетчатки
96. Принцип структурирования содержания образования, при котором периодически повторяется одно и то же содержание, расширяясь новыми сведениями, связями и зависимостями:
концентрический
97. Для какой категории детей характерно настойчивое стереотипное извлечение сенсорных ощущений с помощью окружающих предметов из своего тела?
с расстройством аутистического спектра
98. Какая категория детей с олигофренией (по классификации М.С. Певзнер) характеризуется диффузным поражением коры головного мозга, без грубых выпадений в пределах того или иного анализатора и первичных нарушений в эмоционально-волевой сфере?
неосложнённая форма олигофрении
99. Какая форма олигофрения не относится к классификации М.С. Певзнер?
олигофрения с аутоподобными формами поведения
100. Какой синдром характеризуется спецефическими трудностями социального взаимодействия, а так же ограниченным стереотипным повторяющимся репертуаром интересов и занятий?
синдром Аспергера