СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аттестационный урок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Аттестационный урок»

Урок окружающего мира в 4 классе ГУ ЛНР « ЛУВОСОШ № 47- МУПК».

Дата проведения: 10.12.2019 г.

Учитель: Проценко Екатерина Георгиевна

Тема: Земля-кормилица.

Цели урока:

Познакомить учащихся с различными видами почв и их составом. Узнать, какие почвы существуют. Дать знания учащимся о причинах разрушения почв и их охране.

Задачи урока:

Обучающие:

  • изучить разные виды почв и их состав;

  • изучить виды разрушения почв и методы борьбы;

  • объяснить правила охраны почв.

Развивающие:

развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, высказывать своё мнение, работать с текстом учебника.

Воспитательные:

способствовать развитию бережного отношения к природе.

Планируемые результаты:

Личностные:

продолжать формировать интеллектуальные умения: строить рассуждение, доказывать свою точку зрения, делать выводы.

Метапредметные:

  • умение ставить цель и определять задачи деятельности на уроке;

  • получать необходимую информацию из различных источников;

  • взаимодействовать в группе при выполнении учебных заданий;

  • формулировать выводы из изученного материала;

  • осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке.

Предметные:

  • знать и уметь называть основные виды почв;

  • различать основные виды почв;

  • объяснять, почему происходит смена почв .

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока : урок- исследование.

Методы: диалогический и частично – поисковый.

Приемы: беседа, рассказ, лабораторная работа в группах, индивидуальная работа.

Оборудование:

  • проектор, материал для опыта: салфетка, почва, стаканы с водой на парту, одноразовые ложечки.

Ход урока :

1. Организационный момент

Учитель :

- Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости, давайте поздороваемся ними.

Учитель: Вам тепло?
В классе светло?
Прозвенел уже звонок?
Значит, начался урок?
Хотите учиться?
Тогда можно садиться?

Прочитайте, что написано на доске. (Здравствуйте) А сейчас на каждую букву этого слова произнесём пожелания всем

З –здоровья

Д – добра

Р – радости

А – активности

В – внимания

С - старания Т - творчества В – везения

У – уважения

Й – идей

Т – труда

Е - единства

- Ребята, вы готовы к уроку?

- Тогда начнём работать! Давайте пожелаем друг другу удачи!

2. Проверка домашнего задания.

- Вспомним, какую тему мы проходили на прошлом уроке. («Наши подземные богатства»).

Что такое полезные ископаемые? (…..)

- Словарный диктант

Учитель читает определения, а учащиеся записывают ответы:

  • - Легкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит подстилкой для скота, удобрением. (Торф)

  • Добывается в шахтах, тяжелая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединенных зерен. (Железная руда)

  • - Черный, с заметным блеском, твердый, тонет в воде, горюч. (Каменный уголь).

  • - Прочная тяжелая порода, бывает серого, розового, красного цветов. Состоит из зерен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды. (Гранит)

  • - Обычно белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов. (Известняк)

  • - Темная маслянистая жидкость, горит, из нее получают бензин, керосин, мазут. (Нефть).

  • - Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла. (Песок).

- Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле. (Глина)

- Проверим, какие полезные ископаемые вы записали? (Взаимопроверка и выставление оценок учащимися)
(Ответы на слайде презентации , учитель зачитывает, ученики проверяют).

3.Формулирование темы и целей урока.

Учитель : Где добывают полезные ископаемые? ( в земле)

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
А я всё терплю и добром плачу (земля).

Землю часто называют кормилицей. Почему?

«Земля-кормилица»

Как вы понимаете это выражение?

«Положишь в нее горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь одну картофелину – получишь много. Эта волшебная кладовая у нас под ногами. Как зовется она? (Земля-кормилица). Да только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, сеют, удобряют. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать.? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зёрна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.»

- Мы с вами выяснили, почему землю называют кормилицей.
Какая тема нашего урока?

4.Открытие новых знаний.

- Давайте мы составим план дальнейшей работы.

План работы на уроке

- Вспомните, как называется верхний слой земли.

Учащиеся:  Верхний слой земли называется почвой.

Учитель:

- Прежде всего, надо дать научное определение почвы. Каким будет первый пункт плана?

Учащиеся:  Что такое почва?

Учитель

- Что ещё хотели бы узнать о почве?

- Какой состав имеет почва?

- Каким будет второй пункт плана?

Учащиеся:  Состав почвы.

Учитель:

- Как вы думаете, везде ли почвы одинаковые?

Учащиеся:  Почвы разные.

Учитель

- С чем же познакомимся?

Учащиеся:  С видами почв. И третий пункт плана будет. Виды почв.

Учитель:

- Знаете ли вы, зачем человеку почва и как он её использует?

- Зачем человеку нужны знания о почве? Нужно ли охранять почву?

- Предлагаю четвертый пункт плана. Охрана почвы.

Сегодня на уроке мы получим ответы на эти вопросы.

- Прочитаем составленный нами план.

А сейчас проведем опыты и сами посмотрим из чего же состоит почва

1-й опыт: Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? (Из почвы идут пузырьки).

- О чем это говорит? (В почве есть воздух)

Вывод: в состав почвы входит воздух. 

2-й опыт: - Возьмем бумажную салфетку, положим на нее немного почвы и сильно сожмем. Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? (Влажное пятно).

Вывод: в почве есть вода.

3-й опыт: - сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. Какая стала вода? (Вода стала мутной). Что вы видите на дне стакана? (Ответы детей).

Вывод: в составе почвы есть песок и глина. (Вывешивается табличка со словами песок, глина в схему).

А следующие опыты мы с вами пронаблюдаем.

Значит добавляем в схему гумус и соли.


Посмотрим на схему и прочитаем, из чего же состоит почва?(Ответ учащихся). Какая же часть почвы придает ей плодородие, т.е. условия для жизни растений? (Гумус).

Какого он цвета?  (Чёрный)

Вывод: ПОЧВА – это верхний рыхлый, плодородный слой земли, в состав котороговходят ВОЗДУХ, ВОДА, СОЛИ, ГУМУС.

- В почве имеется всё ценное для роста растений: воздух – для дыхания; вода и соли – для питания; песок, чтобы почва была рыхлой; а самое главное, что в почве есть перегной.

- Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы?

Учащиеся: От количества перегноя.

5. Физминутка

Потрудились- отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

6.Работа по теме урока (Продолжение)

Следующий пункт нашего плана.

Виды почв.

Учитель:

- В природе существует большое число типов почв.От чего это зависит?

Это зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы. Изучением почв занимаются учёные – почвоведы.

- Науку о почвах – почвоведение, создал русский учёный - почвовед Василий Васильевич Докучаев. Более 100 лет назад он доказал, что каждой природной зоне соответствует свой тип почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв. А теперь давайте познакомимся с разными типами почв.

- В разных местах нашей страны почвы не одинаковы. Учёные – почвоведы различают 6 основных видов почв. Рассмотрим разрезы основных типов почв с.160

• Почему так по-разному выглядят эти образцы почв?

• От чего это зависит? .

• Какая почва самая плодородная ? (чернозём) Почему?


Тундровые — маломощные, содержат мало гумуса, переувлажнены, содержат мало кислорода. Распространены на севере.

Подзолистые почвы серого цвета, напоминают золу. Перегноя в подзолистых почвах не очень много, они менее плодородны, чем чернозёмы. Но люди научились получать хорошие урожаи за счет хорошей обработки почвы и внесению необходимого количества удобрений. Подзолистые почвы преобладают в тайге и смешанных лесах.

Серые лесные почвыформируются под лиственными лесами и достаточно плодородны. Большой растительный спад и менее интенсивное промывание в этой природной зоне способствует накоплению гумуса.

Чернозём – одно из богатств нашей республики. В них самое большое количество перегноя, они самые плодородные. Чернозёмная почва рыхлая, тёмная в ней достаточно влаги и воздуха. На чернозёмных почвах выращивают высокие урожаи. Чернозёмные почвы преобладают в зоне степей. Во время Великой Отечественной войны немцы увозили русский чернозём в Германию, т.к. там почва не такая плодородная.

Болотная почва формируется в условиях длительного или постоянного увлажнения под влаголюбивой болотной растительностью. Обычно формируется в лесной зоне умеренных поясов. Содержит толстый слой торфа.

Луговая почва формируется под луговой растительностью в условиях повышенного увлажнения. В ней достаточно перегноя. Есть толстый слой дёрна, который образован корнями.

Песчаная почва хорошо пропускает воду, хорошо прогревается солнцем, но быстро высыхает, засушлива, в ней тоже мало перегноя.

Глинистая почва весной сильно пропитывается водой, которая иногда даже застаивается на её поверхности. Эти почвы плохо прогреваются солнцем, в них мало воздуха, мало перегноя. А в сухое время она слишком твёрдая и плотная, её трудно обрабатывать.

Торфяная- подтип болотных почв. Торфяные почвы формируются в условиях застойного увлажнения атмосферными или грунтовыми водами. Торфяные почвы - верхняя часть торфяных залежей болот. Торфяные почвы распространены в холодном и умеренном поясах Северного полушария.

- В нашей Республике природная зона – степь, значит какие почвы преобладают? ( чернозем)

-Ребята, как вы считаете, плодородие почвы бесконечно или может когда-нибудь закончиться?

- Что разрушает почву? Чем это грозит окружающей среде? Как предотвратить разрушение почв?  Ответ на эти вопросы вы найдёте в учебнике на стр. 162.(Самостоятельное чтение).  

- Так что же вредно почве, а что полезно. Нам предстоит это узнать.

- Я предлагаю провести учёный совет.  Перед вами стоит проблема «Что разрушает почву и как её защитить

Что разрушает почву?


(Ядохимикаты, излишки удобрений, слишком обильные поливы. Если вносить ядохимикаты больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют ее. В результате этого гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие, рытьё котлованов, от гусениц тракторов, от свалок, от кислотных дождей. Загрязнение почвенного покрова тяжелыми металлами происходит в основном за счет промышленных выбросов и бессистемного захоронения в почву токсичных отходов. Пестициды – это вещества, которые используют для борьбы с насекомыми, сорными растениями  Разрушение почвы дождями и ветром называется эрозия. После сильного дождя по земле текут мутные ручьи. Муть - не что иное, как частички почвы смытые водой. Глубокие раны наносит она земле: за несколько лет промывает огромные овраги. Везде, где есть уклон, вода смывает с него почти всю почву. Происходит водная эрозия.

К чему может привести разрушение почвы?

(Ухудшиться плодородие почвы, негде будет сажать, это грозит голодом. Влияет на здоровье людей. С мусором в почву попадают бактерии и другие вредные вещества, которые вызывают тяжёлые болезни и даже смерть. Растения поглощают и накапливают токсичные вещества (при избыточном внесении удобрений). Нитраты могут вызвать отравления. Может заболеть скот, а от него и люди. Изменится экологическое равновесие, т.к. в почве живут многие животные и организмы(дождевые черви)

Как защитить почву от воздействия ветра и потоков воды? (Сажать полезащитные лесные полосы, проводить снегозадержание, правильно распахивать почву, не вдоль склонов, а поперёк. Сажать деревья и кустарники вдоль берегов водоёмов, рек и каналов. Закреплять склоны оврагов. Правильно вести сельскохозяйственные работы.)

Что нужно делать, чтобы сохранить почву?

(Высаживать лесные полосы, правильно распахивать почву на склонах, проводить снегозадержание, умеренно использовать удобрения и ядохимикаты, не бросать мусор, свалки мусора должны быть в строго отведённом месте, заводам и фабрикам не сливать в почву отходы).

- Потерять плодородие легко, а воссоздать трудно. Образование почвы идёт очень медленно. А чтобы вы поняли насколько, я предлагаю вам решить несложную задачу.

Задача. - Слой почвы толщиной в 1 см образуется в среднем за 250 - 300 лет. На сколько увеличится толщина слоя почвы за человеческую жизнь (75 лет)? (2 – 3 мм)

- А теперь только представьте, что произойдёт с нашей планетой, если мы не будем бережно относиться к почве. Какой бедой для всего человечества это может обернуться.

- А может ли один человек решить экологические проблемы почвы?  (Нет, здесь надо потрудиться всем людям).

- Охрана почвы – это задача всего человечества. Загрязнение почвы касается всех людей Земли. Вот почему государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение почвы. Уже созданы и продолжают создаваться различные международные организации, служащие делу охраны природы.

Какие организации вы знаете? (Например - независимая международная общественная организация “Гринпис” (англ. Greenpeace — “Зеленый мир”), борется против ядерных испытаний, против загрязнения среды промышленными отходами, выступает в защиту животного мира), Всемирный фонд дикой природы, МСОП – Международный союз охраны природы.

Кроме этого создана Красная книга почв России. Она содержит необходимые сведения о конкретных почвенных объектах, представленных к особой охране.

- Какую помощь для защиты почвы могли бы оказать вы? (Сажать деревья, не засорять почву, беречь растения, бороться с оврагами.)

7.Закрепление новых знаний.

-Давайте закрепим полученные знания.

- Какие бывают почвы?

- Почему надо бережно относиться к почвам?

- Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями. Вот почему замечательный русский учёный Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы – нет.

8. Рефлексия.

- Вернёмся к плану нашего урока. Всё ли мы выполнили?  

- Что узнали нового?

- Что больше всего понравилось и запомнилось?

- Удалось нам достичь цели урока?

- Как вы думаете, те знания, которые вы сегодня получили, пригодятся вам в жизни?

- Мне понравилось, как вы работали на уроке. Особенно хотелось бы отметить работу…… (Оценки за урок.)

9. Домашнее задание: с.160-163



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!