СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аттестационная работа «Организация проектной и исследовательской деятельности.»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа предназначена для аттестации слушателя курсов переподготовки по программе "Педагогическое образование" учителя химии, биологии, географии. Новый образовательный стандарт ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной позновательной деятельности учащихся. А это и есть проектная и исследовательская деятельность учащихся как на уроках, так и внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Аттестационная работа «Организация проектной и исследовательской деятельности.»»


Департамент по образованию администрации Волгограда

Муниципальное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Центр развития образования Волгограда»





Аттестационная работа

«Организация проектной и исследовательской деятельности.»





Выполнил:

слушатель курсов

переподготовки по программе

«Педагогическое образование»

Елизарова Галина Ивановна

учитель химии, биологии, географии

ГКОУ Волгоградская школа-интернат

Кировского района

г. Волгограда




Волгоград 2016













Содержание

1. Введение.

Значение проектно-исследовательской деятельности - 3-4

2. Основная часть

Организация проектно-исследовательской деятельности

при изучении географии, химии, биологии: - 5 -13

а) виды проектной деятельности

- на учебных занятиях; - 7 - 8

- при выполнении творческих домашних заданий; - 8

- исследовательская деятельность во внеурочное время; - 8 - 9

б) продолжительность исследовательской работы - 9

в) этапы реализации исследовательской деятельности с

учетом возрастных способностей - 9 - 12

г) способы мотивации проектно-исследовательской деятельности - 12 - 13

3. Заключение.

Результаты проектно-исследовательской деятельности - 13 - 14 4. Литература. - 15

5. Приложения - 16




























1. Введение.

Значение проектно-исследовательской деятельности.

Сегодня все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках каждого учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности, к личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их.

Учитель должен помнить, что выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий. Одной из таких и является проектная технология, способная развить у обучающегося важнейшие компетенции: общенаучную, информационную, познавательную, коммуникативную, ценностно-смысловую, социальную, стремления личностного самосовершенствования.

Учитель сегодня не может быть пассивным слушателем, принимающим на веру любой предлагаемый ему материал: образовательные программы, учебные планы, формы занятий и т. п.

Метод проектов - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих субъективной (для учащихся) или объективной новизной, имеющих практическую или теоретическую значимость. Данный метод опирается на уже имеющийся опыт ученика, его собственный путь искания, преодоления затруднений.

Наше время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Всё чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основной, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определённых целях.

Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности.

Работа над проектом позволяет ребятам действовать самостоятельно, позволяет научить учиться.

При работе над проектами у учеников формируются навыки самостоятельной работы, навыки работы в группе, ребята учатся работать с различными источниками информации.

Наличие чётко выработанных требований к данной творческой форме работы повышает уровень ответственности учителя. Его проектная компетентность — необходимое условие формирования обще предметных компетентностей учащихся. Развитие проектной компетентности учителя помогает его становлению как профессионала, а его личностные умения во многом определяют успех проектно-исследовательской деятельности.

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех своих членов. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит от семьи и от школы.

Много лет назад был высказан главный тезис назначения школы: «Школа должна заниматься поиском индивидуальности». Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки, и помочь им претворить в жизнь их планы и мечты, более полно раскрыть свои способности.

Новый образовательный стандарт ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Важнейшее направление повышения эффективности современного учебного процесса - организация проектно-исследовательской деятельности школьников, которая нацелена на развитие у них самостоятельного, логического мышления, создание внутреннего мотива к учебе в целом. К мощным стимулам, позволяющим существенно активизировать, познавательный интерес учащихся к изучению основ естественных наук, является проектно-исследовательская деятельность.







2. Основная часть.

Организация проектно-исследовательской деятельности при изучении географии, химии, биологии:

Расскажи мне — и я забуду.

Покажи мне — и я запомню.

Дай мне действовать самому — и я научусь.

                                                                             Китайская мудрость

 

В  федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения для получения учащимися качественного образования предъявляются высокие требования к мета предметным результатам освоения выпускниками основной школы программы по биологии, химии и географии. Выпускники должны овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

Будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний – бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности – вот чему должна учить школа. В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения. Разработанный ещё в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе.

Учебные проекты по географии, химии и биологии - это творческая, в значительной мере самостоятельная деятельность школьников, предполагающая:

  • Поиск информации, необходимой для реализации идей проекта, анализ и обобщение собранного материала;

  • Выработку гипотез собственных исследований, экспериментальную их проверку, теоретическое обоснование выдвигаемых идей;

  • Социально значимую практическую деятельность по результатам проведенных исследований.

Какие же конкретно задачи ставятся при обучении учеников проектной и исследовательской деятельности? Их можно наметить несколько, но ведущими будут следующие:

  • формировать и развивать творческие способности ученика;

  • развивать умения и навыки в постановке проблем и нахождения способов их решений;

  • создать мотивирующий фактор в обучении и самообразовании;

  • заложить основы чувства индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия;

  • постараться развить у ученика коммуникативные умения и навыки и т.д.

География, химия и биология - единственные школьные предметы, которые синтезируют многие компоненты как общественно-научных, так и естественнонаучных знаний. Построение учебных курсов географии, химии, биологии осуществляется по принципу их логической целостности от общего к частному. А их содержание в основной школе позволяет формировать широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям.

Участие в проектной деятельности убеждает школьников, что развивающий потенциал имеют не столько сами знания, сколько умения, действия, сформированные на их основе. Именно они необходимы человеку для взаимодействия с окружающим миром, адаптации в обществе, правильного выбора своего места в нём.

Информационная база интеллектуального развития любого участника проектно-исследовательской деятельности — это память. В ней накапливается и хранится информация, которая используется в нужный момент. В ходе её переработки в процессе мышления появляется продукт — мысль. Развитие умения мыслить, появление мысли — именно в этом заключается ценность этого процесса.

В настоящее время сформировались различные подходы к определению видов исследовательской деятельности, к которой относят поисковую, экспериментальную, междисциплинарную, проектную, техническую, творческую деятельность и другие, осуществляемые как на уроках, так и во внеурочное время.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования предусматривают организацию в школах исследовательской деятельности учащихся, в ходе которой они могут выполнять химический эксперимент исследовательского характера.

С 2010 года я начала заниматься проектно-исследовательской деятельностью со своими учащимися. Ознакомление и обучение данному виду деятельности осуществляю не только на уроках, но и провожу дополнительные занятия, где учащиеся самостоятельно выбирают темы, подбирают материалы, учатся писать проекты, выступать, доказывать, анализировать, отстаивать свою точку зрения. В процессе обучения учитываю индивидуальные возрастные особенности детей для целенаправленного формирования всех компонентов исследовательской культуры учащихся: мыслительных умений и навыков; анализ и выделение главного; сравнение, обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательство и опровержение; умений видеть противоречия; умений и навыков работать с книгой и другими источниками информации; умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи. Контролирую, направляю и помогаю им. Приобщение учащихся к исследовательской деятельности было нацелено не на результат, а на процесс. Главное заинтересовать, вовлечь в атмосферу деятельности, которая позволит раскрыть индивидуальные особенности учащихся и дать им возможность приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутые результаты. Пусть учащиеся не сделают новых открытий, они повторяют путь ученого; от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке.  Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми  для конкретного учащегося).

Исследовательскую деятельность обучающихся на уроке и во внеурочное время разделила на несколько видов.

На учебном занятии: применение исследовательского метода обучения, нетрадиционные формы занятий, домашнее задание исследовательского характера.

 К поисковым методам я отношу: учебный диалог, решение проблемных или исследовательских задач.

Учебный диалог представляет собой систему вопросов поисковой направленности.

Примерная схема диалога на моих уроках выглядит следующим образом:

  1. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемной задачи.

  2. Система вопросов и заданий, выполнение которых обеспечивает решение поставленной задачи.

  3. Вывод, подводящий результат беседы. Он может сопровождаться формулированием правил логики исследования.

Домашние задания исследовательского характера.

Для успешного усвоения учебного материала и проявления своих творческих способностей предлагаю школьникам домашнее задание исследовательского характера. По всем темам разработана система домашних мини исследований. Выполняя их, ученики обогащают свой жизненный опыт; у них формируется образное, а затем и абстрактное мышление как основа для будущей исследовательской работы. Формы таких заданий могут быть различны: проведение наблюдений, экскурсии, работа с периодической печатью.

  • Социокультурные практикумы по выявлению проблемных ситуаций окружающей среды.

  • Ведение дневников наблюдения за погодой.

  • Составление карт озер и планов местности.

  • Интервьюирование местного населения.

Развитию навыков исследовательской деятельности способствуют нетрадиционные формы занятий:

  • Уроки-практикумы

  • Уроки с применением интерактивных технологий

  • Экскурсии-мониторинги

  • Уроки-семинары

Уроки-практикумы провожу в каникулы или в конце изучения крупных тем по предмету, с целью приобретения исследовательских навыков и изучения окружающей природной среды

Исследовательская деятельность во внеурочное время.

Написание исследовательской работы, участие в олимпиадах, конкурсах, учебные проекты.

При подготовке к урокам рекомендую учащимся использовать дополнительную информацию из периодической печати, сети Интернет. В процессе чтения и подбора материалов учащиеся могут найти для себя интересные примеры из жизни и блеснуть хорошими знаниями современной экологической и экономической ситуации в стране. Благодаря данной работе ученики сопоставляют практику из периодической печати с теорией из книги.

Как может быть представлен конечный результат работы?

Я предлагаю ученикам следующий перечень возможных вариантов конечного продукта исследовательской работы

  • Мультимедийная презентация;

  • Сочинение-эссе;

  • Письменный отчёт;

  • Модель;

  • Серия иллюстраций;

  • Мультимедийная публикация;

  • Рекламный проспект;

  • Дневник-путешествие;

  • Картограмма;

  • Заочная экскурсия;

  • Крассворд;

  • Коллекция;

  • Таблица;

  • Схема;

Продолжительность исследовательской работы

По продолжительности я выделяю несколько видов исследовательских работ:

  • Мини-работы, рассчитанные на один урок.

  • Краткосрочные – на изучение одной темы в течение нескольких уроков.

  • Недельные.

  • Среднесрочные – продолжительностью в один триместр.

            Долгосрочные - выполняются в течение всего учебного года.

В основе моей технологии лежат идеи гуманистической педагогики, личностно-ориентированного и деятельностно-ориентированного подходов. Я осуществляю пропедевтическую работу по развитию исследовательских умений с учетом возрастных особенностей детей. Для подросткового возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрацией внимания. Важно выбрать интересную для детей тематику исследований.

Этапы реализации исследовательской деятельности школьников с учетом возрастных особенностей

В 5-7 классах на уроках включаю задания, направленные на овладение обще логическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Например, дети ведут наблюдения за погодой и затем сравнивают полученные результаты с нормой для данного месяца.

В учебнике «География. Планета Земля» 5 класса первый раздел называется «Развитие географических знаний о Земле». Эта тема в географии, я считаю, самая «нелюбимая учениками». Начинать курс такой интересной науки с исторических терминов, дат и огромного количества имен (порой трудно произносимых учеником 5 класса) и привить интерес к своему предмету очень сложно. Как же поменять подход к изучению данного материала? И в этом мне помогают мои навыки исследовательской и проектной деятельности.

В учебнике в теме «География в эпоху средневековья» имеется рубрика «Мои географические исследования». Исследуем маршрут путешествия Афанасия Никитина – вот вам и тема исследования. Ставлю вопрос: что мы хотим узнать про это путешествие? Вариантов много - Зачем он отправился в путешествие? Куда он держал свой путь? Долго ли он путешествовал? С чем вернулся Афанасий Никитин домой? « С какой целью отправился путешествовать Афанасий Никитин?» В ходе нашего исследования решаем поставленные учениками вопросы – это задачи нашего исследования и план наших действий. Для ребят не составило труда найти траекторию путешествия Афанасия Никитина по карте атласа. Ставим вопрос - вернулся ли домой путешественник? Некоторые ученики по карте определили, что он вернулся в свой родной город, а более внимательные утверждали, что не дошел до своего города. Вот вам и проблема исследований. У каждого ученика имеется на столе атлас. Просматривая карту путешествия Афанасия Никитина ученики отвечают на поставленные вопросы в учебнике, сформулированные ими и записанные в тетради, проводят мини исследование. Рассматривая фотографии купца Афанасия Никитина, его корабль, памятник отважному путешественнику в его родном городе Тверь, материалы иллюстраций его путешествий и карту, пришли к выводу, что в свой родной город он не вернулся. Итогом изучения данного вопроса в этой теме был правильный ответ на мой вопрос «Почему Афанасий Никитин назвал свою книгу «Хождение за три моря»? Можно сделать вывод, что ученики не только запомнили, но и заинтересовались данным путешествием, а многие и потом даже сообщали мне много интересной информации. В теме «Открытие Европы» необходимо рассмотреть вопрос «Поход викингов». Привлекая презентацию с фотографиями викингов в боевых доспехах, природу края, где они проживали и их корабли – дракары, ребята делают вывода, что викинги были не купцы, а воины и открытия и освоение новых земель они совершали с целью грабежа. В суровых условиях путешествовали вдоль о.Гренландия и достигли севера Америки. Ученики смогли ответить на вопрос «Почему поход викингов к берегам Средиземного моря в русских летописях называется «Из варяг в греки»? По такой же схеме мы с пятиклассниками изучаем весь материал данного раздела.

Очень интересен материал по разделу «Земля –планета Солнечной системы». По этому разделу ученики получали только отметку «отлично», составляли таблицы планет солнечной системы, кроссворды, изучали звезды, вечером смотрели на созвездия, приобретали практические начальные навыки изучения нашего звездного неба, писали сказки-путешествия по интересующим их планетам, созвездиям, составляли кроссворды по основнымпонятиям . Исследовательская работа с микроскопами помогает ребятам постичь тайны внутреннего строения клетки. Наблюдения за живой природой дали возможность представить творческие отчеты по изменению жизни живых организмов осенью. Все свои отчеты они оформляют в личных папках творческих работ.

Практическая работа «Ориентирование по компасу» помогает ребятам находить не только основные, но и промежуточные стороны горизонта не только по компасу, но и по объектам природного происхождения. А результатом темы «Географическая карта» стал мини-проект «Рассказ с использованием условных знаков».

Итоговыми проектами в 5 классе были: «Выращивание плесени», «Бактерии вокруг нас», «Условия прорастания семян». В 6 классе ребята защищали такие проекты, как: «Свойства морской воды», «План и карта», «Разные точки зрения на внутреннее строение Земли», «Тайны Земли», «Факторы климата». В 7 класса- «Причины сухости климата Австралии», «Тайны ледяного континента», «Намиб - пустыня на берегу океана», «Растения для кабинета географии – выходцы из разных материков».

С 8-9 классах провожу специальные занятия по проектно-исследовательской деятельности. Наличие занятий позволило мне целенаправленно формировать проектно-исследовательские умения у учащихся. Работу осуществляю поэтапно:

1) знакомлю учащихся с теоретическими понятиями проектно-исследовательской деятельности. (Проблема, идея, тема, цель, сбор информации, защита (презентация проекта)

2) осуществляю коллективные проектные исследования по различным темам. Например, «Проблема изменения климата», «Исследование почвы пришкольного участка» и другие.

3) продолжаю работу по проведению кратковременных исследований на предметных неделях «Геоэкология Волгоградской области. 8 класс», «Природа Земли. 9 класс».

4) на занятиях предлагаю задания, направленные на выявление различных свойств действий предметов, сравнение предметов, логические задачи. Провожу работу по обучению приемам наблюдения и описания. Например, « Исследование природного комплекса школьного парка», « Изучение природного комплекса пруда».

5) на уроках использую проблемные и поисковые методы, на которых происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями (исследование, анализ) о методах проектно-исследовательской работы.

6) осуществляю подготовку самостоятельного, долговременного исследования по интересующим учащихся темам. Исследования проводятся под моим руководством.

Как известно, хороший урок –это минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества. Максимальной творческой деятельности ученики могут достигнуть при проведении собственного исследования. Построение образовательного процесса на основе исследовательской деятельности –привитие интереса учащимся к предмету. Роль лабораторных и практических работ существенным образом влияет на цель обучения, предоставляет возможность для формирования умений и навыков, развитие познавательной деятельности учащихся. Кроме того, лабораторные и практические работы увеличивают степень самостоятельности ученического труда, развивают умения работать с источником знаний, развивают коммуникационные способности подростков.



Способы мотивации

  1. Помогаю учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования. Формированию мотивации способствуют презентации, выставки, конференции.

2 . Психологический комфорт. Одна из моих задач – поощрение творческих проявлений учащихся, стремления к творческому поиску. Чтобы дети не боялись допустить ошибку, воздерживаюсь от негативных оценок. Моя задача – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «Ты сделал неправильно», «Ты делаешь не то (не так)» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику даю возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

3. Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, стараюсь работать творчески, стремлюсь к созданию творческой, рабочей обстановки и обладаю определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской работе.

4. Учет возрастных особенностей. Необходимо учитывать психологические особенности подростков. Исследование должно быть посильным, интересным и полезным.

-от простого к сложному,

-от игровых к проектам социально-значимым.

Итак, я выделяю четыре блока умений необходимых при организации проектной деятельности:

1. Умение организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы)

2. Умения и значения исследовательского характера (выбор темы исследования, целеполагание как этап деятельности, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, общечеловеческие методы, поиск информации ).

3. Умения работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части текста: абзацы, главы, параграфы, умение выделить главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план определения, формулирование определения, вывод, формулирование вывода, логика изложения, конспект, приемы конспектирования, условные знаки, доказательство: аргументы, факты, вступление и заключение).

4. Умения представить результат своей работы (формы представления результатов, формы научных собраний, требований докладу, речи докладчика).

Результаты своей работы я отслеживаю на:

- конференциях, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;

- презентациях, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;

- выступлениях перед своими одноклассниками, учащихся других классов, заинтересованных данной темой;

- участиях в конкурсах по проектно-исследовательской деятельности.

Преподаваемые мною предметы и занятия по вале логии в 5- 8 классах играют большую роль в формировании навыков проектно-исследовательской работы как на уроках, так и во внеурочной деятельности. 
Темами исследовательских проектов в прошлом учебном году были: «Пища настоящего и будущего», «Витамины», «Химия и пища: белки, углеводы, жиры», «Гигиена зрения и рациональное питание». Их представление вызвало большой интерес, потому что обучающиеся имели возможность убедиться в том, что забота о своем здоровье снижает риск возникновения заболеваний.

Ученики 9 класса со своими проектами и исследовательскими проектами участвовали в таких конкурсах, как:

1. Районный конкурс «Молодежь в защиту природы»:

- исследовательская работа «Человек и его здоровье» - 2 место.

- «Влияние автотранспорта на окружающую среду»- 3 место.

- «Молодежь и никотин»- 2 место;

- «Волгоградское водохранилище- здоровье Волгоград ев»- 3 место.

2. Городской конкурс «Мы помогаем Родине»- исследовательская работа «Бытовые отходы и окружающая среда» - 2 место;

3. Районный конкурс В. И. Вернадского Я и Земля» - проект «Невостребованный энергоресурс»-1 место 3. В областном конкурсе «Где мысль работать не устала» - исследовательская работа «Школьный двор- символ уюта, радости и тепла» - 2 место.

4. Областной экологический конкурс «Мы помогаем Родине» в номинации «исследовательская работа» - диплом II степени.

Активное использование исследовательской и проектной деятельности способствует:

  • повышению качества знаний и умений по предмету;

  • приобретению умений работы с различными источниками информации;

  • повышению познавательного интереса к занятиям во внеурочное время;

  • повышению общего уровня самостоятельности и творческой активности;

  • развитию креативного мышления и творческих способностей учащихся.

В процессе совместной деятельности меняется роль учителя. Из всеведущего, непререкаемого наставника, учитель постепенно превращается в компетентного коллегу, старшего партнёра по исследованию, в квалифицированного эксперта-консультанта.

Приобщение учащихся к культуре исследования в новых условиях – одно из основных направлений развития школы инновационного типа, определяющего формирование информационно-коммуникативной среды для самореализации личности, развития их в сфере научного творчества и интеллектуальной деятельности.

Исследовательская и проектная деятельность в урочное и внеурочное время облегчает и расширяет границы изучения химии, географии и биологии. Эти предметы предполагают исследование всех частей и форм нашей планеты. Это должно быть интересным, занимательным, ведь изучение неизведанного заставляет учеников абстрактно мыслить, строить логические цепочки, ставить цели и искать пути решения, а это и есть те умения, которые пригодятся ребенку в дальнейшем жизненном пути. Проектно- исследовательская деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.   Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».


















































Литература

  1. География. Проектная деятельность учащихся / авт.- сост. Н.В.Яковлева. – Волгоград: Учитель, 2007

  2. Беловолокова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроке географии. – М.: Вентана-Граф, 2010. -240 с.

  3. Душина И.В. Методика и технология обучения географии. М.: ООО “Издательство Асттрель”, 2006. -203 с.

  4. Галеева Н.Л., Мельчук Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии: - М.: “5 за знание”, 2006. – 128 с.

  5. Николина В.В. География. Проектные и творческие работы. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2012. -176 с.


































Приложения.

























13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!