Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Синельниковой Людмилы Викторовны
Казенное образовательное учреждение Воронежской области «Елань – Коленовский центр психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи»
На тему:
«Методическая разработка по подготовке к выполнению индивидуального проекта»
Обучение в Центре носит воспитывающий характер. При отборе программного –методического обеспечения учитывается его воспитывающая направленность, необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными, полноправными членами общества. Программы, составлены с учетом особенностей психофизического развития школьников с ограниченными возможностями здоровья. Специалисты центра работают над организацией исследовательской и проектной деятельности во внеурочной деятельности, а так же применяют эти технологии на уроках.
Индивидуальный проект
- Представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
- Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством педагога по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Индивидуальный проект
Выполняется обучающимся в течение одного или двух
лет в рамках учебного времени, специально отведённого
учебным планом, и должен быть представлен в виде
завершённого учебного исследования или разработанного
проекта:
• информационного,
• творческого,
• социального,
• прикладного,
• инновационного,
• конструкторского,
• инженерного.
Этапы исследования. Последовательность действий.
1. Выбор области исследования. Формулирование надпроблемы.
Первое ограничение пространства замысла и дальнейшей деятельности.
2. Определение цели работы. Цель может быть исследовательской, а может быть проектной.
Руководитель должен четко определиться, к какому типу будет относиться его работа.
Этапы исследования. Последовательность действий.
3. Задачи - это промежуточные этапы. Решение задач
последовательно приводит к достижению
поставленной цели. Задачи - это не хронологически
расставленные задания, а различные качественные
составляющие исследуемой проблемы.
4. Выбор объекта исследования рассматривается как
конкретизация области исследования. Выбор
объекта позволяет перейти от планирования общей
схемы к созданию плана исследования.
Этапы исследования. Последовательность действий.
5. Выбор предмета исследования определяется как
адекватностью к цели исследования, так и
реальными методическими возможностями
исследователя. Выбор предмета исследования в
значительной мере связывает цель исследования и
собственно исследовательскую деятельность.
6. Гипотеза формулируется как утверждение,
истинность или ложность которого может быть
установлена в ходе планируемой работы.
Гипотеза не должна быть очевидной, например «Выбросы выхлопных газов отрицательно воздействуют на
окружающую среду».
Этапы исследования. Последовательность действий.
7. Определение метода (методов) исследования
связывает «исследование как проект» и
«исследование как реализацию проекта».
Определение методов исследования непосредственно следует за выделением предмета исследования и конкретизирует задачи. 8. В итоге получается громоздкое название, в котором,
тем не менее, содержится важная информация о
планируемом исследовании. Руководителю
исследовательской работы (вместе с учащимися)
рекомендуется пройти полный цикл формулировки темы, поскольку этот процесс предваряет ход дальнейшей работы. Естественно, что громоздкое название необходимо сократить, оставив в нем только главные звенья, отражающие специфику работы.
Ход исследования
- Область исследования – к чему душа лежит?
- Объект – что реально существующее выбираем?
- Предмет – какое свойство объекта выбираем?
- Цель – к чему стремимся?
- Задачи – какие шаги по достижению цели?
- Гипотеза – какой результат прогнозируем?
- Методика – что делаем?
- Данные – что получаем?
- Обработка – какие методы используем?
- Анализ – что и как мы сопоставляем?
- Результат – что мы получили? Подтвердилась ли гипотеза?
Уточнение темы работы
• Выбор области исследования. Формулирование
надпроблемы из общего «интересно всё»
• Определение цели работы
• Формулировка задач работы
• Выбор объекта исследования рассматривается как
конкретизация области исследования. Выбор объекта
позволяет перейти от планирования общей схемы к
созданию плана исследования.
Уточнение темы работы
• Выбор предмета исследования определяется как
адекватностью к цели исследования, так и реальными
методическими возможностями исследователя.
• Формулировка гипотезы. Гипотеза формулируется как
утверждение, истинность или ложность которого может
быть установлена в ходе планируемой работы.
• Определение метода (методов) исследования связывает
«исследование как проект» и «исследование как
реализацию проекта».
• Формулировка названия работы.
Основные типы творческих работ учащихся, организуемых проектным методом
Реферативные
Сбор и представление информации по
Экспериментальные
избранной теме
Постановка эксперимента с заранее
Проектные
известным результатом в иллюстративных целях
Описательные
Достижение и описание заранее
спланированного результата
Фиксация результата сбора данных
Исследовательские.
по определенной методике
Выводы о характере исследования явления
на основе собранных и обработанных
данных
Результаты выполнения индивидуального проекта
• сформированность навыков коммуникативной, учебно-
исследовательской деятельности, критического мышления;
• способность к инновационной, аналитической, творческой,
интеллектуальной деятельности;
Результаты выполнения индивидуального проекта
• сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
• способность постановки цели и формулирования гипотезы
исследования, планирования работы, отбора и интерпретации
необходимой информации, структурирования аргументации
результатов исследования на основе собранных данных,
презентации результатов.