СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аудиовизуальный метод в обучении детей с нарушением слуха

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наряду с использованием традиционных подходов в обучении детей с нарушением слуха, специалисты, работающие с данной категорией детей, все больше пытаются расширить круг знаний в области реабилитации и обучении детей с нарушением слуха и речи, обращаясь к современным технологиям, используя опыт мировой специальной педагогики. Важное место при обучении языку занимает аудиовизуальный метод.

Просмотр содержимого документа
«Аудиовизуальный метод в обучении детей с нарушением слуха»

Боевая Анастасия Михайловна, учитель-дефектолог КГБОУ «Озерская общеобразовательная школа-интернат», Алтайский край, с. Озерки

Аудиовизуальный метод в обучении детей с нарушением слуха

Наряду с использованием традиционных подходов в обучении детей с нарушением слуха, специалисты, работающие с данной категорией детей, все больше пытаются расширить круг знаний в области реабилитации и обучении детей с нарушением слуха и речи, обращаясь к современным технологиям, используя опыт мировой специальной педагогики. Важное место при обучении языку занимает аудиовизуальный метод.

Аудиовизуальный метод - это метод обучения языку в сжатые сроки на ограниченном лексико-грамматическом материале, характерном для разговорного стиля речи, при интенсивом использовании средств зрительной и слуховой наглядности. Полное название метода, хорошо передающее его особенности, - «аудиовизуальный структурно-глобальный», - означает, что новый материал предназначен для восприятия преимущественно на слух, а его значение раскрывается с помощью средств зрительной наглядности. Обучение же языку происходит путем усвоения глобально (целостно) воспринимаемых структур (моделей предложения, речевых образцов).

Основное назначение устной речи - коммуникация. Аудиовизуальный курс (АВК) содержит в себе все теоретические положения лингвистики речи, понимания языка и коммуникации и является составной частью верботонального метода.

Слуховое восприятие играет важную роль в становлении и развитии речи. Слуховой и звуковой образ связывается со значением - картинкой. Картинка соотносится с ситуацией - реальностью. На картинке изображаются не только предметы, люди, но и конкретные ситуации из повседневной жизни.

Аудиовизуально, другими словами - звук и картинка. Основной языковой формой АВК является картинка, которая сопровождается звуком (речью педагога). Язык и речь воспринимаются с помощью слуха, зрения, движения. Роль картинки постепенно меняется. Вначале она необходима, а в конце изучения курса убирается, когда языковое выражение становится достаточным и полным выражением действительности. Значение картинки: связывает выражение с реальной ситуацией; помогает звуковому запоминанию; дает возможность понимания обыкновенных символов в языке.

Методика проведения АВК проходит в несколько фаз. Фаза демонстрирования и запоминания - учащиеся знакомятся с ситуацией, запоминают текст. Картинка появляется на 2-3 секунды раньше звука. Рекомендуется 2 раза подряд посмотреть и прослушать АВК. После этого учащиеся начинают повторять по картинкам фразы. При повторении учитель работает над произношением. Это самая длительная фаза. Фаза объяснения - работа над уточнением и пониманием содержания текста. Фаза драматизации - эта фаза может включать в себя разные виды работ: ученики повторяют текст по ролям до тех пор, пока каждый из них не сыграет хотя бы одну роль. Фаза активизации - учитель задает вопросы по картинкам; учащиеся задают вопросы друг другу по картинкам; учитель задает вопросы без опоры на картинки; ученики задают вопросы друг другу без опоры на картинки; ученики описывают отдельные картинки; ученики пересказывают текст по картинкам; ученики пересказывают текст без опоры на картинки; учитель, а потом ученики задают вопросы, которые относятся к сходным ситуациям из жизни учеников; учащиеся пересказывают похожие ситуации из собственной жизни.

Конечной целью АВК является перенос речевого материала в самостоятельную речь, расширение и обогащение речевой практики детей с нарушением слуха. В конечном итоге целью всей работы по развитию речи детей с нарушением слуха должно стать стремление привести глухого и слабослышащего ребенка к такому владению словесной речью, чтобы она была разборчивой для окружающих и, чтобы ребенок мог понимать обращённую к нему речь не только своих учителей, но и говорящих людей вообще.

Аудиовизуальный метод дает возможность быстрее и легче развивать самостоятельную речь у детей с нарушением слуха. Так как построен в форме диалога, являющегося основной языковой формой речевой ситуации.