КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Выступление на заседании МО
Тема: «АВА – средство формирования
социально – личностных компетенций у детей с РДА»
Подготовил: Чушева И.Ю.(воспитатель группы кратковременного пребывания с РДА).
г. Петропавловск – Камчатский
2017г.
В последние 2-3 года интерес к проблеме аутизма в российском обществе резко возрос. Как во всём мире, так и в нашей стране, среди родителей детей с аутизмом и специалистов растёт интерес к методическому подходу, известному как прикладной анализ поведения (АВА). АВА является одним основных подходов к коррекции нарушений поведения различной природы. Это направление имеет хорошо разработанную экспериментальную и практическую базу. В рамках АВА накоплен значительный объём научно обоснованного практического материала в данной области, который успешно используется во многих странах Западной Европе и США, в России этот подход находится на начальном этапе становления. Учитывая значительные различия в принципах организации системы образования, в системе подготовки кадров, в социокультурных традициях прямой перенос зарубежных достижений в практику российского образования вызывает многовопросов и сомнений.В США в настоящие время, АВА применяется очень широко в различных сферах психологической и медицинской практики.Бихевиоральные методики используются при лечении психосоматических заболеваний, в целях улучшения школьной успеваемости, для снижения количества внутрисемейных конфликтов и мн. Д.р.
Целью бихевиоральной терапии является формирование определённого социально приемлемого, желаемого поведения в тех случаях, когда оно отсутствует или имеются его нарушения. Изучая литературу можно столкнутся с описанием понятий и принципов поведенческой терапии которые могут показаться достаточно сложными в практической деятельности. Однако при рассмотрении конкретного материала в дальней шем подробное структурирование обучающей ситуации совершенно необходимо при коррекционной работе с детьми с аутизмом.
Некоторые направления АВА.
Работа с вербальным поведением;
Обучение в естественной среде;
Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS);
Обучение при помощи техники «основной реакции»;
Техника точного обучения;
Функциональной анализ поведения.
Вербальное проявление включает себя все внешние проявления коммуникации – жесты, изменения мимики, собственно звучащую речь, письменную речь и др. Для каждого типа вербального поведения определены свои группы подкрепляющих стимулов, например: система обмена картинками или просьба о чём просит субъект.
Обучение в естественной среде.На основании классификации вербального поведения создали метод систематического обучения речи, который назвали «Обучение естественной среде». В ней используются следующие приёмы:
Краткие интервалы между отдельными пробами (то есть обучение проводится в быстром темпе);
Обучение исключает возможности ошибки со стороны обучаемого;
Чередование различных заданий;
Возможность выбора дидактических материалов ребенком;
Фиксация данных в отдельных пробах;
Использование языка жестов в качестве составляющей коммуникативного тренинга.
PECS- система альтернативной коммуникации разработана для того, чтобы, с помощью карточек обеспечить возможность общения лицам сдефицитом коммуникативным навыков. Эта методика основана на классификации вербального поведения, предложенной Скиннером, и является одним из направлений АВА. Соответственно в рамках этого подхода используются подкрепление, «подсказка», шейпинг поведение и другие поведенческие техники.
Техники должны чередоваться с заданиями, относящимися к уже сформированным навыкам;
Быть связанными с естественным интересом ребенка в данный момент (нужно смотреть, на что он смотрит, какими предметами манипулирует);
Включать в себя несколько различных компонентов.
Подкрепляющие стимулы должны:
Соотноситься с поведением (подкрепление предоставляется после формируемой поведенческой реакции, а если её нет-не предоставляется);
Поддерживать все попытки продемонстрировать поведение (шейпинг поведения);
Естественным образом соотноситься с содержанием поведения. Например, когда ребёнок говорит «Открой», желая открыть баночку с мыльными пузырями, он качеству поощрения получает пузыри, а не лакомство.
Этот подход широко используется в АВА и особенно полезен для родителей. Ознакомившись с его основными принципами, смогут постоянно
постоянно и эффективно обучать своих детей новым навыкам.
Техника точного обучения.
Это направление АВА успешно используется для работы с проблемами обучения. В основном, работа проводится с целью повысить темп выполнения заданий. Данное направление достаточно специфична, его представители проводят интересные исследования и публикуют данные в бихевиористских журналах.
Функциональный анализ поведения.
Дети с трудностями развития часто проявляют такие виды проблемного поведения, как невыполнение инструкций, агрессия, неадекватные крики, многократное повторение одного и того же действия и другие. Представители описываемого направления полагают, что такие виды поведения имеют совершенно определенный смысл для тех людей, укоторых такое поведение отмечается, и этот смысл надо понять.«Какой цели служит это поведение?», «Что получает для себя ребёнок, проявляя это поведение?». Новые исследования показывают, что можно достичь успеха в работе по преодолению или хотя бы смягчению проявлений проблемного поведения. Этот подход является адекватным как для наиболее трудных случаев сочетания аутизма и умственной отсталости, так и для детей с типичным развитием.
Более детально рассмотрим направлениеАВА (прикладной анализ поведения) по работе с карточками (PECS).Система альтернативной коммуникации с помощью карточек была разработана Лори Фрост и Энди Бонди в 2001году, для того, чтобы обеспечить возможность общения лицам с дефицитом коммуникативных навыков. На русский язык переведена книга 2011году.
Предлагается « Принцип пирамиды в обучении»– использует основные понятия прикладного бихевиорального (поведенческого) анализа, при этом подчеркивается важность развития навыков целенаправленного общения независимо от его модальности. Использование принципа пирамиды позволяет подготовить основу для обучения, уделяя особое внимание целенаправленным действиям и общению, мощным подкрепляющим стимулам и способам изменения. Принцип пирамиды – один из немногих подходов к обучению, в рамках которого поощряются творчество и нововведения со стороны преподавателя, принятие им самостоятельных решений на основе имеющихся данных.
Элементы основания пирамиды «Чему учить?», «Зачем учить?». Разумеется, проблема поведения, неадекватного ситуации, является одним из элементов основания, но сначала рассмотрим другие составляющие пирамиды.
Функциональные цели связаны с навыками, необходимыми для развития самостоятельности. Наша цель при обучении детей с РАС и другими тяжёлыми нарушениями развития должна быть такой же, как и при работе с любыми другими детьми: обучать их навыкам, которые позволят им по окончании школы получить хорошую работу и начать жить отдельно от родителей или обеспечат ему более независимую жизнь. При усвоении цвета предметов (синего) эффективней будет пользование синей зубной щеткой каждый день, чем занятие с вопросом: «Где синий кубик?» - покажи.
Мощные системы подкрепления необходимо использовать такие, которые являются наиболее «естественными» в каждой конкретной ситуации. Это может быть похвала, угощение, жетон, монетка или прогулка после того как были завязаны шнурки. Все мы понимаем, что поощрение должно следовать непосредственно за достижением цели – усвоением навыка. Каждый урок начинается с выявления возможной награды и сообщения о ней.
Общение и социальные навыки. Следующий элемент пирамиды – целенаправленное общение и социальные навыки. В некоторых ситуациях мы просим или требуем чего-либо и речь является наиболее предпочтительным средством общения. Однако даже те из нас, кто умеет разговаривать, использует и другие формы коммуникации, чтобы усилить впечатление. Производимое нашими словами: мы меняем выражение лица, положение лица, положения тела, интонации и модуляции голоса. Ребёнок может понимать слово, но не уметь его использовать, но он может и научиться говорить его, при этом, не понимая то же слово, когда его произносят другие.
Расписание –это серия картинок или надписей, которые направляют к выполнению определенной последовательности действий. Расписание может иметь различные формы, но изначально оно чаще выглядит так: альбом (или папка с файлами) с картинками или надписями на каждой странице. Каждый из этих стимулах направляет ребёнка выполнять задания, участвовать в том или ином виде деятельности или получать награду. В зависимости от особенностей каждого ребёнка эти расписания могут быть либо очень подробными - разбивающими каждое задание на небольшие конкретные шаги, либо обозначать вид деятельности полностью – когда фотография или надпись побуждает ребёнка выполнить все задание. Освоить расписание не означает уметь выполнять определённую цепочку действий. Чтобы стать действительно самостоятельным, ребенок должен научиться «понимать изображения», то есть выполнять именно то задание, которое кодируется в расписании при помощи картинки (фотографии). Изменение последовательности заданий помогает ему освоить этот навык. Задания могут быть совсем короткие от3 до5, или длинная цепочка последовательных действий от5 до 12 и больше, если это требует действия обучение навыку. Постепенно, по мере усвоения навыка сокращаются карточки.Или сделанного правильно задания.
Поскольку вы выбрали задания, которые ребёнок должен научиться выполнять самостоятельно, помогите ему в этом, убрав словесные инструкции, чтобы он не впадал от них в зависимость.Неговорите с ребёнком во время выполнения расписания, если это не требует задание на социальное взаимодействие. Если он погружается в стереотипии или деструктивное поведение, быстро направьте его на выполнение расписания. Помогите ему, направляя сзади, чтобы определить ошибку или неверное действие.
Дозированно направляйте обучение. Следовать расписанию начинается с полного физического контроля – Ваша рука всегда находится поверх рук ребёнка, направляя его действия. Однако через несколько занятий Вы заметите, что он все меньше зависит от Вашего контроля. Но для предотвращения ошибок снова используйте физический контроль.
Изменение локализации физического контроля. Если ребёнок выполняетвсё правильно, можно держать его за предплечья, потом за локти. Затем слегка придерживать его за плечи. При работе с расписанием, Вы заметите, для каких заданий требуется полный контроль, а в каких можно начать постепенное изменение локализации контроля. Ребёнок сам «подскажет» Вам, когда можно начинать уменьшение помощи.
«Теневой» контроль. «Теневой» контроль означает, что Вы следуете своими руками за всеми действиями ребёнка, находясь при этом очень близко, но не касаясь его, и если при этом он продолжает все делать правильно, Вы постепенно убираете свои руки.
Увеличение дистанции. Когда ребёнок выполняет всё расписание деятельности с «теневым» контролем, переходите к последнему шагу уменьшения помощи – к увеличению дистанции между Вами и ребёнком. Сначала можно просто отойти на шаг назад, увеличив дистанцию до 15 сантиметров, затем на 30.Если ребёнок делает все правильно, на следующем занятии увеличьте расстояние до 50-60 и так далее. В дальнейшем выйти за дверь, полностью убрать контроль.
Как быть с ошибками? Все дети совершают ошибки, осваивая расписание. Сначала они не понимают, что от них требуется. Кроме того, у многих уже присутствуют виды поведения, не совместимые с выполнением расписания: они ждут инструкций и заданий: берут пищевые поощрения, даже если это и не предусмотрено расписанием: листают страницы расписания, вместо того, чтобы выполнять задания: теребят в руках предметы, не используя его по назначению. Главная стратегия при работе с ошибками – возврат к предыдущему уровню помощи, пока ребёнок не выполнит задание верно хотя бы один раз.
Расписание- простой, но в тоже время качественно новый приём обучения – позволяет детям с РАС выполнять различные действия со значительно меньшим контролем со стороны взрослых.
Лица с аутизмом всех возрастов и всех уровней функционирования восприимчивы к обучению на протяжении всей своей жизни. Однако данные большого количества исследований свидетельствуют о том, что в работе с лицами с РАС ранние, интенсивные вмешательства, основанные на стратегиях прикладного анализа поведения АВА, дают наилучшие результаты.
Используемая литература:
Д – рЛинн И. МакКланнахан, Д – р Патрисия Крантц «Расписания для детей с аутизмом» под редакцией С. Морозовой. ―М.: Издательство «Сигналъ», 2003.
С.С. Морозова «Основные аспекты использования АВА при аутизме». Книга создана при содействии Фонда благотворительной поддержки «добрый век» Москва 2013г.
C.С. Морозова «Коррекционная работа при осложнённых формах детского аутизма» ―М.: 2004г.
С.А. Морозов «Современные подходы к коррекции детского аутизма» (обзор и комментарии) ―М.: 2010г.
Лори Фрост, Энди Бонди «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) руководство для педагогов Москва 2011г. РБОО «Центр лечебной педагогики», Издательство «Теревинф», 2011г.
.