ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
СЕВЕРНЫЙ УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС № 16
ОТКРЫТЫЙ УРОК
«Австралия: географическое положение, история открытия и освоения и рельеф материка»
7 класс
Провела учитель географии
Беседина Э.Л.
Урок по географии в 7 классе
Дата__________
Тема урока «Австралия: географическое положение, история открытия и освоения и рельеф материка»
Цель: Создание общего представления о своеобразии и неповторимости материка.
Задачи: 1) Образовательные – Создание общего представления о своеобразии, неповторимости географии самого маленького материка, а также раскрыть причины этого своеобразия. Ознакомление учащихся с основными сведениями из истории открытия Австралии.
2) Развивающие – Совершенствование умений применять теоретические знания для приобретения новых знаний. Продолжить формирование умений работать с картой. Формирование умения выявлять причинно – следственные связи; Продолжить формировать умение сравнивать и делать выводы.
3) Воспитательные – Воспитание чувства интереса к путешествиям и к предмету.
Оборудование: настенная физическая карта Австралии, атласы, учебники, компьютер, презентация “Австралия. ГП и история открытия материка”.
Тип урока:
Урок-путешествие, изучения нового материала.
Организационный момент
Активизация познавательной деятельности учащихся.
Ребята, мы совершили интересное путешествие по Африке, побывали в самых разных ее уголках. Познакомились с ее природными особенностями, изучили жизнь, обычаи и нравы местного населения. Все это позволило составить единый образ Африки, который я надеюсь, останется в вашей памяти надолго. Все ли из вас хорошо помнят географические объекты Африки. Выберите только те географические названия, с которыми мы с вами встречались в Африке и назовите «Что это такое? Кто такой?»
- «Что такое? Кто такой?» (не все объекты из Африки, оставшиеся относятся к Австралии.
(Килиманджаро, Сахара, Нил, баобаб, жираф, зебра, банан, гилея, вади, Лимпопо, Египет; кенгуру, коала, утконос, Коралловое море.)
Вопрос – Где же мы с ними можем встретиться?
Объявление темы урока « Австралия. Географическое положение. История открытия» (Слайд 1)
(запись темы в тетрадь)
2.Выделение задач урока: Как вы думаете: какие задачи необходимо решить сегодня на уроке?
познакомиться с ГП, историей открытия и рельефом Австралии, знать имена путешественников, научиться находить на карте объекты береговой линии, формы рельефа, полезные ископаемые, определять ГП, крайние точки (Слайд 2)
Изучение нового материала.
Название Австралии происходит от латинского Terra Australis Incognita (Неведомая Южная Земля ) – так географы в давние времена именовали таинственный южный материк, местоположение которого им не было известно, но существование которого они предполагали.
Австралия – необычный материк. По сравнению с нашей страной там всё наоборот
- Послушайте отрывок из стихотворения Г. Усовой “Австралия – страна наоборот”. Стихотворение поможет нам определить особенности природы Австралии. Итак,
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год,
Там расцветают в октябре сады,
Там в октябре, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют,
Деревья сами лезут из коры.
Там кролики страшней, чем наводненье...
1. Постановка проблемы.
Послушайте страстный монолог Паганеля, который удивляет, вызывает вопросы о природе Австралии. Правда или вымысел заключается в его словах? Нам предстоит это выяснить на следующих уроках.
Видео отрывок из фильма «В поисках капитана Гранта»
Вопрос. Согласны ли вы с представлением Паганеля об образовании материка Австралии?
Дополнение учителя (Австралия – часть древнего материка. В основе территории страны лежит древняя Австралийская платформа, представляющая часть материка Гондвана в южном полушарии Земли.)
Об остальных утверждениях Паганеля мы порассуждаем после изучения полного материала об Австралии.
I чаcть урока проводиться в виде практической работы
Используя план учебника на с.254, атлас стр.2-3, __28-29__, __24-25__, дать характеристику ГП Австралии и сделать записи на листочках, в конце урока сдать работы
Подпишите листочки, дату, тему урока.
Приложение №1
Ф. И. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Дата: -------------------------------------------------------- -------------------------------------------------
Тема: ----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание1. Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.
Австралия расположена: стр. ________ атласа
А) относительно экватора материк _______находится в ------------------------------------ полушарии.
Б) относительно тропиков:
проходит через ----------------------------- тропик.
В) относительно нулевого меридиана: в ---------------------------------------- полушарии.
Задание 2. Найдите крайние точки материка, определите их координаты. Заполнить таблицу (стр._2-3_____ атласа) (подсказка слайд № ___)
Крайние точки | широта | долгота |
С - мыс Йорк | | |
Ю – мыс Саут-Ист-Кейп | | |
З – мыс Стип-Пойнт | | |
В – мыс Байрон | | |
Задание3.
Африка расположена в климатических поясах стр.___12-13, 6-7___атласа (слайд №13) субэкваториальный, 1_______________, 1 -----------------------------
Большая часть материка расположена в тропическом и субтропическом климатических поясах.
Можно сделать вывод, что Австралия самый сухой материк на Земле.
Задание 4. Работа с контурными картами (работа по рядам- отметить объекты на К/К) Слайд9-10
1 ряд. Моря: Тасманово, Тиморское
Проливы: Торресов, Басов, мыс. Йорк.
2 ряд, Моря: Коралловое, Арафурское, мыс. Байрон.
Заливы: Большой Австралийский, Карпентария.
3 ряд Острова: Тасмания, Новая Зеландия, Новая Гвинея.
Полуострова: Кейп-Йорк, Арнемленд, мыс. Стип-Пойнт, мыс. Саут-Ист-Пойнт
Рассказ учителя.
Большой Барьерный риф – У восточных берегов Австралии в тёплой морской воде на небольшой глубине живут кораллы – колонии небольших морских животных. Отмирающие кораллы оставляют известковые скелеты, из которых и состоят многочисленные острова и выступы Большого Барьерного рифа. Риф отделён от берегов Австралии проливом шириной до 150км и служит волноломом, о который разбиваются громадные волны Тихого океана. В проливе вода постоянно спокойная и суда без качки скользят по его гладкой поверхности.
На Большом Барьерном рифе выступает 600 островов и 2425 рифов. Своеобразна красота коралловых колоний. Они окрашены в нежные цвета с удивительными сочетаниями розовых, голубых оттенков, бывают кораллы ярких цветов: красные, коричневые. Все они напоминают кустарники, поэтому их называют коралловыми садами. В Большом Барьерном рифе поселяются морские звёзды, морские ежи, улитки, моллюски. Среди моллюсков самые ценные жемчужницы, достигающие размера 1м и более. В их стенках образуются драгоценные жемчужины.
Минута отдыха
Просмотр видеоролика «Дикая Австралия»
Как расположен материк относительно других материков?
Самый удалённый материк. Именно поэтому Австралия была открыта позже других материков.
Открытие Австралии. (д/з – индивидуальное)
Есть особенности и в освоении материка, так как Австралия дольше всех прочих крупных земель планеты оставалась белым пятном. Долгое время континент был как бы оторван от исторических процессов, происходивших в других частях света.
За многие тысячи лет в Африке, Азии, Европе, Америке родились могучие центры цивилизации, а в Австралии по-прежнему царил каменный век.
Итак, ребята, предоставим слово вашим одноклассникам.
Так кто же открыл Австралию? Следите по карте за открытием материка.
Сообщение учащихся
Задание 5 Заполните таблицу
Исследователь | Открытие |
Л. Торрес | Открыл северную оконечность п-ова Кейп-Йорк, а пролив, отделяющий Новую Гвинею от Мыса Йорк назвал Торресовым. |
Абель Тасман | исследовал северные и северо-западные берега материка и открыл в 1642г. остров, позже названный его именем — Тасмания) |
Д, Кук | 1770г, 18 в. открыл восточное побережье Австралии) |
Рельеф материка: самый низкий материк. Средняя высота – 300 м. На материке преобладают равнины (в т.ч. высокие – плоскогорья на западе, низменности – в центральной части и вдоль побережий). Единственная горная система - Большой Водораздельный хребет (г.Косцюшко, 2228м) расположена на востоке материка. Почему? Нам поможет карта строения земной коры в атласе. Стр.4-5
- В основании материка лежит древняя платформа, а единственная горная система сложена древней складчатостью. На материке отсутствуют области новой складчатости, а следовательно, здесь нет действующих вулканов и областей землетрясений.
Т.е. Австралия самый спокойный в геологическом отношении материк.
- Захотелось вам узнать больше о природе этого материка… Мы продолжим наше знакомство с этим удивительным материком на последующих уроках, а сейчас давайте проверим насколько вы были внимательны на уроке, всё ли вы хорошо усвоили.
Учитель: наш урок подходит к концу, давайте ответим на вопрос
Какая цель стояла перед нами, достигли мы этой цели?
Общий вывод по теме (слайд №15)
1.Австралия самый маленький материк.
2. Самый сухой материк.
3. Самый удалённый материк.
4. Самый низкий материк.
5.Самый спокойный материк.
Учитель: Австралия - континент контрастов. Но у каждого представление о ней разное.
Давайте составим синквейн (т. е. краткое стихотворение)
1 строка – тема (одно существительное);
2 строка – описание темы (два прилагательных );
3 строка – описание действия темы (три глагола);
4 строка – фраза из четырех значимых слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).
Австралия
Уникальная, сухая
Находится, омывается, добывают
Самый маленький и удаленный материк
Материк
Д. з. п. 31 , учить номенклатуру, отметить на к.к объекты ГП
(слайд №17,18)
Рефлексия у вас на листочках изображена фигура, дорисуйте на ней
с каким настроением вы уходите с урока.
В клеточке поставьте себе оценку.
Сдайте листочки.
Спасибо за работу. До свидания.
Приложение №1
Ф. И. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Дата: -------------------------------------------------------- -------------------------------------------------
Тема: ----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание1. Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.
Австралия расположена: стр. _____2-3___ атласа
А) относительно экватора материк _______находится в ------------------------------------ полушарии.
Б) относительно тропиков:
проходит через ----------------------------- тропик.
В) относительно нулевого меридиана: в ---------------------------------------- полушарии.
Задание 2. Найдите крайние точки материка, определите их координаты. Заполнить таблицу (стр._2-3_____ атласа) (подсказка слайд № ___)
Крайние точки | широта | долгота |
С - мыс Йорк | | |
Ю – мыс Саут-Ист-Кейп | | |
З – мыс Стип-Пойнт | | |
В – мыс Байрон | | |
Задание 3.
Африка расположена в климатических поясах стр.___12-13, 6-7___атласа (слайд №13) субэкваториальный, 1_______________, 1 -----------------------------
Задание 4.
Работа с контурными картами (работа по рядам- отметить объекты на К/К)
1 ряд. Моря: Тасманово, Тиморское
Проливы: Торресов, Басов, мыс. Йорк.
2 ряд, Моря: Коралловое, Арафурское, мыс. Байрон.
Заливы: Большой Австралийский, Карпентария.
3 ряд Острова: Тасмания, Новая Зеландия, Новая Гвинея.
Полуострова: Кейп-Йорк, Арнемленд, мыс. Стип-Пойнт, мыс. Саут-Ист-Пойнт
Приложение № 2
Задание 5 Заполните таблицу
Исследователь | Открытие |
Л. Торрес | |
Абель Тасман | |
Д, Кук | |
Приложение № 2
Задание 5 Заполните таблицу
Исследователь | Открытие |
Л. Торрес | |
Абель Тасман | |
Д, Кук | |