Тема: «Автоматизация звука «Ч» в связной речи».
1. Закрепить правильное произношение звука «Ч» в связной речи.
2. Развивать фонематический слух, артикуляционную и мимическую моторику, звуко – буквенный анализ.
3. Совершенствовать диалогическую речь.
4. Воспитывать интерес к познавательной деятельности.
Ход урока.
Организационный момент.
- Здравствуйте ребята!
- Кто мне скажет, какой сейчас урок?
- давайте скажем вместе, чему мы учимся на уроках произношения?
Д. – Звуки слушать внимательно
Произносить, старательно
Говорить, спокойно, внятно,
Чтобы было всем понятно.
У. – Ребята, к вам на урок я пришла не одна, а со своим другом Чиполино
- Посмотрите, Чиполино к вам пришёл не с пустыми руками, он принёс нам букет настроения.
- Давайте мимикой лица передадим настроение каждого цветка.
- Молодцы, а какой цветок мы возьмём с собой на урок?
Д.-Который улыбается.
У.- Конечно, который улыбается и передаёт радостное настроение.
- Ребята, Чиполино спрашивает, какие у вас есть помощники, помогающие красиво и правильно говорить?
Д.- Губы, зубы, язык, пальчики.
У.- Давайте покажем Чиполино , как мы умеем делать пальчиковую гимнастику.
Раз кружок, два кружок,
Раз шажок, два шажок,
Наши пальчики шагают
На кружочки наступают,
1, 2, 3, 4, 5
Ходят пальчики опять.
У. – Какую гимнастику мы выполняли?
У. –Ребята, скажите какое у нас сейчас время года?
Какие изменения происходят весной?
Д. –Набухают почки, деревья оживают и скоро распустятся листочки.
У.- Посмотрите, а у вас на партах листочки уже распустились.
Возьмите листочки и подуйте на них тихо – тихо, так как дует лёгкий весенний ветерок.
Набежали тучи и подул сильный ветер и мы с вами подуем сильно на листочки
Прошёл дождик и опять дует лёгкий весенний ветерок.
- Молодцы ребята, что мы выполняли?
- А теперь Чиполино хочет посмотреть, как мы умеем выполнять артикуляционную гимнастику.
- Возьмите зеркала и давайте улыбаться вместе
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравиться лягушкам
Улыбаются, смеются,
А глаза у них как блюдца
- А теперь почистим зубки.
Чистим зубки, чистим зубки
И снаружи , и внутри
Чтоб блестели и белели
Не болели, чтоб они.
«Чашечка»
Язык широкий положи
И края приподними
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.
Чашку в рот мы занесём,
Её бока к зубам прижмём.
Язык «лопаткой» положи
И спокойно подержи
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать
1, 2, 3, 4, 5
Язык можно убирать.
У.- Для чего мы делали гимнастику?
Д.- Для губ, язычка.
У.-Правильно, делали артикуляционную гимнастику.
- Ребята, мы совсем забыли о нашем друге.
Давайте дружно скажем Чиполино.
У. – Какой первый звук в слове Чиполино?
- Этот звук, сегодня мы будем учиться правильно произносить в слогах, словах и связной речи.
- Давайте по цепочке произнесём звук «Ч»
- Скажите, как расположены органы речи при произношении звука «Ч»
Губы слегка вытянуты вперёд и округлены
Зубы (сомкнуты или разомкнуты)- сближены, между ними небольшое расстояние.
А где находиться язычок?
Кончик языка поднят к альвеолам.
Воздух выдыхается и проходит посередине языка тёплая воздушная струя.
Звонкий или глухой?
Всегда мягкий.
Гласный или согласный?
- Какому звуку давали характеристику?
Чиполино предлагает поиграть в игру «Поймай звук».
- Как только услышите звук «Ч» хлопните в ладоши.
Ш, Ч, Щ, Ч, Ж, Ц, Ч.
- А теперь будем различать слоги со звуком «Ч»
ЧА, ША, ХА, АЧ, АШ, УЧ, ОЧ.
А теперь будьте очень внимательны, не спешите слоги верно повторите.
ЧА- ЧА- ЧУ
ОЧ- АЧ- УЧ
ЧУ- ЧУ ЧИ
У.- Ребята, скажите среди чего мы различали наш дежурный звук.
Физ.минутка . «Чанга – чанга».
У.- У Чиполино. В кармане много разноцветных картинок и во всех находится его любимый звук «Ч»
- Давайте назовём, что изображено на картинках?
БУЛОЧКА, КАЛАЧ, ПЕЧЕНЬЕ, ЧАЙНИК, ЧАШКА, ЛЕТЧИК, ВРАЧ, УЧИТЕЛЬ, ПОЧТАЛЬОН, ЧАСОВЩИК.
У. – Молодцы
А теперь выберите картинку и поселите в 1 домик, если звук «Ч» находится в начале слова
Во второй – если в середине
В третий – в конце слова.
- Молодцы! Какое задание выполняли?
Д. – Определяли место звука в слове.
- Ребята, назовите хлебобулочные изделия.
У.- Чиполино просит чтобы мы убрали картинки, которые не относятся к хлебобулочным изделиям.
- Назовите их ( учитель убирает на наборное полотно)
- Посмотрите, на какие группы можно распределить эти картинки? (профессии, посуда)
- А теперь приготовьте сигналы и выполните звуко – буквенный анализ слова КАЛАЧ.
- Сколько слогов в слове КАЛАЧ? почему?
Назовите 1 звук. и т.д.
У. – Какое задание выполняли?
- Звуко – буквенный анализ.
У. – Ребята, какая бывает булочка? (ароматная, сладкая, сдобная)
- Калач (вкусный, круглый, мягкий)
- Печенье (круглое, квадратное, песочное, рассыпчатое)
У. – Молодцы, теперь мы знаем какие бывают булочки, калачи, печенье.
- Ребята, посмотрите Чиполино принёс вам угощенье и хочет поиграть с вами в игру «диалог».
- Маша, что у тебя?
У меня булочка.
- Какая у тебя булочка?
У меня вкусная булочка.
- Спроси у Димы.
Чиполино понравилось с вами играть и он ещё хочет вас угостить.
Лена, что у тебя?
- У меня печенье и булочка. и т.д.
- молодцы ребята!
- Так над каким же звуком мы сегодня работали?
- Среди чего мы учились различать звук «Ч».
- Мы с Чиполино очень довольны вашей работой.
Наш урок закончен. Приятного вам аппетита!!!