Учитель-логопед: Корнеева Юлия Александровна школа: МОУ «С (К) ОШИ № 52» г. Магнитогорска
Тема урока | Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях | Тип урока: Повторение ранее изученного материала |
Целевые установки урока (для учителя) | Личностные: -воспитание положительного настроя к уроку; -развитие мотивов учебной деятельности; -развитие навыков сотрудничества с учителем. Метапредметные: -повторение ранее изученного материала; -развитие способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; -формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия; -адекватно использовать речевые средства, строить монологическое высказывание. Предметные: -развитие подвижности органов артикуляционного аппарата; -развитие силы голоса и выдоха; -развитие мелкой моторики; -развитие фонематического слуха; -развитие умения правильно произносить звук изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и связной речи; -развитие умения определять место звуков в слове; -развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения; -развитие устной речи через повторение предложений, ответы на вопросы; -развитие навыка чтения; -развитие навыка письма. |
Планируемые результаты (для ученика) | Предметные | Личностные (личностные УУД) | Метапредметные (регулятивные, познавательные коммуникативные УУД) |
-повторение материала; -развитие артикуляционной и мимической мускулатуры; -развитие мелкой моторики; -развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения; -уточнение артикуляции звука [Л]; -закрепление умения правильно произносить звук [Л] в слогах и словах, предложениях и связной речи; -развитие умения соотносить звук [Л] с буквой Л; -развитие умения определять место звука в слове; -развитие устной речи через повторение предложений, ответы на вопросы; -развитие навыка чтения и письма. | -формирование самоконтроля; -развитие мотивов учебной деятельности; -развитие навыков конструктивного сотрудничества с учителем; -учебно-познавательный интерес к учебному материалу; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. | -учет выделенных учителем ориентиров действий в учебном материале; -выполнение учебных действий в речевой и умственной форме; -установка причинно-следственных связей; -обобщение понятий; -использование речи для регуляции своего действия; -адекватное использование речевых средств, построение монологического высказывания, владение диалогической формой речи. |
Материально-техническое обеспечение урока |
Дидактический материал: оформленная доска, предметные картинки, зеркало, распечатанный текст, эмблемы на звуко-буквенный анализ. | ЦОР -презентация на тему урока, реализуемая с помощью проектора. |
Ход урока |
Этап урока: Организационный момент. Приветствие. |
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Здравствуй! Я рада встречи с тобой! Как твои дела? Как настроение? Мы будем разговаривать, Мы будем выговаривать Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. | Приветствие учителя, проверка готовности к уроку. Ответы на вопросы. | -ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»; -мотивационная основа учебной деятельности. |
Этап урока: Объявление темы урока. |
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) |
Этап предполагает актуализацию знаний, умений и навыков, | Послушай, пожалуйста, слова и постарайся услышать первый звук в этих словах. Лук, лодка, лама, ландыш, лапа, луна. Сегодня на занятии мы будем снова учиться правильно произносить звук [Л] и вспомним букву, его обозначающую. | Слова начинаются со звука [Л]. | -знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; |
Этап урока: Артикуляционная гимнастика. |
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) |
Этап предполагает повторение учащимся действий по эталону. | -Чтобы правильно произнести звук [Л], нужно сделать гимнастику для языка. (Заборчик, Трубочка, Накажем непослушный язычок, Иголочка, Часики, Пароход) | Повторение движений за учителем. | -установка на здоровый образ жизни; -развитие артикуляционной и мимической мускулатуры. |
Этап урока: Анализ артикуляции. Развитие силы голоса и выдоха. |
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) |
Этап предполагает актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для получения нового материала; тренировку соответствующих мыслительных операций. | Вспомним, что происходит с языком, губами, зубами когда мы произносим звук [Л]. Губы растянуты в улыбке и немного приоткрыты; зубы слегка разомкнуты; кончик языка приподнят к основанию верхних зубов и упирается в них; при подаче звука воздух свободно выходит по бокам языка. Произнеси протяжно. ЛЛлллл. Дай характеристику звуку [Л]. Каким цветом обозначается? | Повторение движений за учителем. Звук [Л] - согласный, звонкий, твёрдый. Синим цветом. | -знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; -развитие силы голоса и выдоха; -развитие умения произносить звук изолированно; -развитие устной речи через повторение предложений, ответы на вопросы. |
Этап урока: Пальчиковая гимнастика. |
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) |
Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания. | Какой буквой будет обозначаться звук [Л]? (буквой Л л) Попробуй составить из счетных палочек букву Л печатную. Сколько их понадобится? | Ответы на вопросы. Выполнение упражнения. | -знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; -развитие мелкой моторики; -установка на здоровый образ жизни. |
Этап урока: Развитие фонематического слуха, автоматизация в слогах, в словах. |
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) |
Этап предполагает выполнение заданий учеником самостоятельно. | Развитие фонематического слуха. Сам придумай и назови слова, которые начинаются на звук Л. Сам придумай и назови слова, которые заканчиваются на звук Л. Автоматизация в слогах. Автоматизация в словах Игра «Один - Много» Цель: автоматизация звука Л в словах; развивать умение образовывать мн. ч. существительного; Ход игры: Послушай слова, измени по образцу. лампа – лампы пила – плот – болт – клоуны - блокнот – Игра «Назови ласково» Цель: автоматизация звука Л в словах; развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; Ход игры: Послушай слова, назови ласково. Образец: салат – салатик кукла - яблоко – каблук - слон – лужи- Игра «Скажи наоборот» Цель: автоматизация звука Л в словах; расширение словаря; Ход игры: Назови слово противоположное по значению. черный – темный – грустный – старый – худой – | Выполнение упражнения. Читает слоговые дорожки. Пилы Плоты Болты Клоуны Блокноты Куколка Яблочко Каблучок Слоник Лужи Белый Светлый Веселый Молодой Толстый | |
Этап урока: Физкультурная минутка. |
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) |
Этап предполагает повторение учащимися действий по эталону. | На болоте две лягушки, Две зеленые подружки. Рано утром умывались, Полотенцем растирались. Ножками топали, Ручками хлопали. Вправо - влево наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет Всем друзьям – физкульт привет! | Дети выполняют действия в соответствии с текстом. | -знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; -установка на здоровый образ жизни. |
Этап урока: Автоматизация звука в предложениях. |
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) |
Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания, самопроверку. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности для ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую деятельность. | Прочитай предложения. Запомни и назови слова со звуком [Л]. Клава покупала свеклу и молоко. Золушка подметала и мыла полы. Слава плавал на плоту по Волге. На полу Клава нашла булавку. Мила мыла пол в классе. | Читает предложения. Называют устно нужные слова по памяти. | -планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей; -использование речи для регуляции своего действия; -умение произносить правильно звук в предложениях, связной речи. |
Этап урока: Заключительная часть. Итог. |
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) |
Этап предполагает оценку учащимся собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. | Что мы делали сегодня на уроке? Чему ты научился на уроке? Тебе понравился сегодняшний урок? Что вызвало затруднения? Осталось ли хорошее настроение, которое было в начале урока? Молодец. Мы вместе хорошо поработали. Выполняй упражнения для губ и язычка дома с мамой вечером. Урок окончен. Спасибо. | Ответы на вопросы учителя. Воспроизведение своих мыслей по поводу урока. | -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; -адекватное восприятие оценки учителя; -адекватное понимание причин успешности или не успешности учебной деятельности. |
Диагностика достижения планируемых результатов: |
На уроке использовались методы и приёмы, направленные на формирование УУД. В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах. Так личностные УУД формируются во время организационного момента (самоопределение), на этапе оценивания учащимся собственной деятельности в конце урока, во время проведения физкультурной минутки, пальчиковой гимнастики. Познавательные УУД формируются во время работы со слогами, словами, предложениями, текстами; при выполнении заданий по развитию фонематического слуха; развитию звуко-буквенного анализа; на развитие мелкой моторики, на развитие силы голоса и выдоха; при выполнении логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д. Регулятивные УУД формируются на этапах рефлексии (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, контроль). Коммуникативные УУД - речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах. На уроке проведена рефлексия учебной деятельности, с ребенком обсуждены планируемые результаты обучения на сегодняшний урок. |