Автор и его художественный мир.
Виды авторского пафоса.
ИСКУССТВО - область человеческой деятельности, которая стремится к удовлетворению одной из духовных потребностей человека, а именно: любви к прекрасному.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии.
СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
Литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.
Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко
раскрывать явления
жизни, показывать
их в движении
и развитии.
Художественная литература как искусство слова ведет свою историю от устного народного творчества – песни, сказки, героический эпос и др.
Литература - это то, что создано писателями и записано на бумаге.
Обратимся к словарю литературоведческих терминов:
СЛОВО – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду.
Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове:
Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать и предать и купить, Слово можно в разящий свинец перелить.
Вадим Сергеевич Шефнер (30 декабря 1914 (12 января 1915), Петроград — 5 января 2002, Санкт-Петербург) — русский советский прозаик, поэт и переводчик, фантаст, журналист, фронтовой корреспондент .
Художественная литература
преобразует мир, активирует познавательные, эмоциональные способности, раскрепощает духовные силы.
Шедевры русской культуры, включенные в программу 9 класса, раскроют вам героический подвиг художников слова, их самоотверженную борьбу за народ, за свободу человека
Как вы понимаете слово шедевр?
Шедевр – исключительное по своим достоинствам произведение искусства, литературы, образцовое создание автора.
ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (МЕТОД)
ПРИЗНАКИ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
- Объединяет писателей определенной исторической эпохи
- Общее понимание жизненных ценностей и эстетического идеала
- Особый тип героя
- Стиль художественной речи
- Характерные сюжеты
- Излюбленные жанры
- Выбор художественных приемов изображения жизни
- Мироощущение и миропонимание писателей
- Основные принципы, которыми руководствуется писатель, отбирая, обобщая, оценивая и изображая в художественных образах жизненные факты.
- Совокупность произведений, созданных на основе конкретно-исторического проявления одного из продуктивных творческих методов внутри художественной системы или на основе какого-либо непродуктивного метода.
Век написания произведения
Автор произведения
Древнерусская литература
- / - / - / -
Название произведения
«Слово о полку Игореве…»
Литературное направление
- / - / - / -
«Древнерусская литература»
Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово,
Чтоб старинной речью рассказать
Про деянья князя удалого?
Судьба древнерусской поэмы
«Слово о полку Игореве»
неповторима.
Вникая в это творение, мы узнаем, что такое доблесть и мужество, отвага и верность, задумаемся над суровой действительностью далекого времени и поймём, почему автор «Слова», мудрый Боян, затеял эту песнь про поход князя Игоря на половцев.
«Слово…» – драгоценная жемчужина, добытая из глубин времени, пощаженная веками, таинственный блеск которой обладает волшебным свойством притягивать взоры и сердца.
Выдающимся представителем этой эпохи является
М. Ломоносов: ученый, поэт, «первый русский университет», по выражению А. С. Пушкина.
«Литература XVIII века».
«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Открыв «истинные источники нашего поэтического языка», Ломоносов указал единственный правильный путь его развития – путь сближения литературного языка с языком народным».
Лицей волнуется не зря.
Грузный старик в алом сенаторском мундире при орденах и лентах, он пытался подсказать императрице Екатерине II, как надо править по законам справедливости, борясь со злом, не унижая подданных.
Он принимал уже царя, -
Но вот пожаловал Державин.
«Когда Державин впоследствии писал, что он первый «дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить» , он гордился, конечно, не тем, что открыл добродетели Екатерины, а тем, что первый заговорил «забавным русским слогом».
В.Ф. Ходасевич
«Старик Державин нас заметил…»
И. Е. Репин. «Пушкин на лицейском экзамене»
Фонвизин остался в нашей памяти не только сторонником просвещения и лучшего общественного устройства, но и своим непреклонным убеждением, что главным в профессии литератора является служение обществу. И славен он тем, что "разбудил фалангу великих насмешников, и их-то смеху сквозь слезы литература обязана своими крупнейшими успехами и в значительной мере своим влиянием в России"
А. Герцен
ДЕНИС ИВАНОВИЧ
ФОНВИЗИН
(1744—1792)
«То был писатель знаменитый, Известный русский весельчак, Насмешник, лаврами повитый, Денис — невежде бич и страх».
Мысли автора о воспитании, о чести, о любви к Отчизне заставляют задуматься о дне сегодняшнем.
А. С. Пушкин «Тень Фонвизина»
12
ЧЕРТЫ КЛАССИЦИЗМА
Творчество Ломоносова, Державина и Фонвизина относится к литературному направлению – классицизм , родиной которого являлась Франция.
Теория «трёх единств»: единство места, времени и действия.
Чёткое деление героев – носителей одной черты или порока, положительные и отрицательные герои,
«говорящие» фамилии
ОСЕБЕННОСТИ
КЛАССИЦИЗМА
Общественная,
гражданская позиция, единство идеи
СТРОГАЯ ИЕРАРХИЯ
ЖАНРОВ
Трёхчленное развитие сюжета: завязка, развитие действия, развязка
Ориентация на античное искусство
ТРАГЕДИЯ
ЭПОПЕЯ
ОДА
КОМЕДИЯ
САТИРА
БАСНЯ
ВЫСОКИЕ
НИЗКИЕ
«Литература XVIII века. Сентиментализм».
Основная идея
Стремление представить человеческую личность в движениях души
Основная тематика
Любовная
Герои и
характеры
Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям
Роль пейзажа
Средство психологической характеристики героев
Основные жанры
Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия
В середине 18 века в европейской литературе возникает новое направление – сентиментализм . Если в классицизме правил рассудок, то в сентиментализме высшей ценностью станет добродетель.
Родиной направления считается Англия. Примерно 10-20е годы 18 века.
В России сентиментализм сформировался в 70х годах. До этого были популярны переводы знаменитых зарубежных авторов (Руссо, Ричардсон, Гёте).
Этого писателя знали все, потому что он был автором величайшего труда – «Истории государства Российского».
Он является отцом русского сентиментализма – Николай Михайлович Карамзин –
1766-1826.
Вокруг его имени кипели страсти. В жизни его было немало трагических страниц. Но как мужественно переносил он все невзгоды! Вся его жизнь – это титанический труд. Свидетельство тому 12 томов истории России.
Николай Михайлович Карамзин
утверждал идеалы добра и человечности («Бедная Лиза»).
Н.М. Карамзин всегда был последователен, тверд, принципиален. Он стремился глубоко аргументировать свое мнение. Н.М. Карамзин проявил себя великим патриотом, которого глубоко волновало будущее России в мировой цивилизации.
«Литература XIХ века. Романтизм».
Я ль буду в роковое время
Позорить гражданина сан?
- скажет один из романтиков К. Ф. Рылеев.
Романтический герой всегда противостоит враждебному миру, прекрасную мечту ставит выше реальности. Он всегда носитель идеала, личность духовно богатая, разносторонне одарённая.
На смену сентиментальной чувствительности придет нечто загадочное, странное, таинственное. В начале 19 века в России утвердится новое направление литературе – романтизм . Он будет подготовлен Великой Французской революцией и движением декабристов в России.
Либо герой погибает, оставаясь верным своему идеалу, либо общество выталкивает его, лишает возможности осуществить идеал.
Он «одухотворил русскую поэзию романтическими элементами».
Василий Андреевич Жуковский
(1783-1852)
« Неизмерим подвиг Жуковского и велико значение его в русской литературе! Его романтическая муза… дала русской поэзии душу и сердце… Это ещё не пушкинские стихи; но после них уже надо было ожидать не других каких-нибудь, а пушкинских…»
В.Г. Белинский
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль,
И, внемля им, вздохнет о славе младость,
Утешится безмолвная печаль
И резвая задумается радость.
А. С. Пушкин
«Светлана» - самая знаменитая его баллада.
Жуковский вошёл в историю русской поэзии как балладник. Он срастил поэтику жанра баллады с эстетикой романтизма. Особое место занимает цикл о любви: «Людмила», «Светлана», «Леонора», «Рыцарь Тогенбург», «Перчатка».
Тема этой знаменитой баллады - мечта русской девушки Светланы о далёком суженом, от которого «вести нет». Главная идея произведения - надо продолжать надеяться на лучшее.
Писатели-романтики большое внимание уделяли природе -бурной стихии. Типичный романтический пейзаж: море, горы, небо. Элегия - излюбленный жанр романтиков. В. Жуковский в элегии «Море» создал оригинальный художественный образ. В ней глубоко и полно отразился внутренний мир личности поэта, своеобразие переживания чувств и особое душевное состояние.
Напряженный драматизм балладного жанра, самоуглубление в элегической мечте, психологическая утонченность в лирической песне - вот главные достижения Жуковского-романтика.
«Литература XIX века. Романтизм. Реализм».
– автор единственного произведения – пьесы «Горе от ума». Нас ждет увлекательное путешествие по страницам его комедии. Мы побываем в барской Москве первой четверти 19 века, познакомимся с ее идеалами.
Александр Сергеевич Грибоедов
(1795 (1790) год, Москва — 1829 года, Тегеран)
Грибоедов даст нам возможность присутствовать на поединках благородства и низости, искренности и притворства, понять, в чем основной конфликт его комедии.
Нас ждет встреча с удивительной грибоедовской речью:
«Счастливые часов не наблюдают»,
«Кто беден, тот тебе не пара»,
«Свежо предание, а верится с трудом» и др.
Удивляет тот факт, что «Горе от ума» еще в рукописи было выучено наизусть целою Россией.
«Литература XIX века. Романтизм. Реализм».
Имена этих поэтов вам открывать не надо.
Мы помним и знаем их с детства –
А. С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов.
Творчество этих поэтов уникально тем, что их произведения наполнены романтическими мотивами и пронизаны реализмом.
А. С. Пушкин
М.Ю. Лермонтов
- «Погасло дневное светило»;
- «К морю»;
- «Цыганы»;
- «Кавказский пленник».
Изучая творчество поэта, мы узнаем, что направление романтизма было связано
У Пушкина главной отличительной чертой романтизма было
отсутствие высокопарных
взглядов, близость к
реальности.
Произведения
любовного цикла
имели особенное
содержание, смысл.
Они кардинально
отличались от работ
других писателей в жанре романтизма.
с творческими исканиями поэта и возникло под влиянием атмосферы, царящей в обществе того времени: зарождение преобразовательных идей, спад воодушевления после победы в Отечественной войне 1812 года, ожидание кардинальных изменений в государственном устройстве. Также на развитие романтизма повлияли традиции английского поэта-романтика Дж. Г. Байрона.
Пушкин познакомит нас со светским обществом в двух столицах - Москве и Петербурге, и раскроет подробности провинциального мира.
Но настоящим открытием для нас будет роман в стихах «Евгений Онегин». И тогда вы поймете, как точно сказал
Н. В. Гоголь: «Пушкин – явление чрезвычайное и, может быть, единственное».
Мы увидим, что, несмотря на яркость и мишуру, светский мир скучен, уныл и однообразен. Он делает людей циничными, постоянно предающимися «русской хандре», а мир провинции отчуждён от всей светской мишуры, при этом искренен и самобытен.
Произведение можно назвать кладезем русских афоризмов, а известный критик Белинский высказался о нём как об «энциклопедии русской жизни».
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя и понять
Я не могу, что значит отдыхать.
На уроках мы будем знакомиться со стихами, в которых есть своя тайна. Вы узнаете в них поэта Михаила Юрьевича Лермонтова . Многие его произведения пронизаны мотивом странствий. Странствие – во имя открытия себя в единстве с огромным распахнутым миром! Будь то спокойное или бурное море, «кремнистый путь» посреди Вселенной, реальная дорога на Кавказ, или в снах и мечтах – обратная дорога Россию, или же космическая – от земли к небу.
Лермонтов Михаил Юрьевич
1814 - 1841
«Герой нашего времени» — первый в русской прозе социально-психологический роман.
Смысл произведения — отражение эпохи, в которой жил и творил поэт. Лермонтов считал, что назначение писателя — быть судьёю общества, что долг его — говорить жестокую правду.
В. Г. Белинский в статье о «Герое нашего времени» отмечал: «Всякий, кто мыслит и чувствует, увидит в этой книге исповедь собственного сердца».
Мы проанализируем мучительные раздумья нового поколения, его отрицания, сомнения, увидим мысли Лермонтова о будущих судьбах русского общества.
«Лермонтов в "Герое нашего времени" обобщил черты целого поколения, поставил важный общественный вопрос о судьбе своего современника. Он показал молодого человека в новых исторических условиях, после разгрома декабристского движения».
Ираклий Андроников
Внимательное чтение приведет вас к серьезным выводам: исчезновение человеческого в человеке. К веселому смеху примешивается горечь печали. Вы сможете обосновать знанием текста, почему Гоголь смеется «сквозь слезы».
Помните, как были смешны чиновники уездного городишка, ожидающие в страхе приезд ревизора?
Встреча с Гоголем обогатит ваш внутренний мир. Вы почувствуете, что писатель сполна выстрадал сою любовь к Родине.
Н. В. Гоголь
Прочитав же поэму «Мертвые души», вы увидите всю Русь «с одного бока». Прочитав поэму, Пушкин воскликнул: «Боже! Как грустна наша Россия!»
Представленные произведения Пушкина(«Евгений Онегин»), Лермонтова («Герой нашего времени») и Гоголя («Мёртвые души») относятся к литературному направлению –
РЕАЛИЗМ – стремление к объективному и достоверному отражению действительности.
ВРЕМЯ
АВТОР
ДРЕВНЯЯ РУСЬ
НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
- / - / - / -
ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
СЕРЕДИНА
«Слово о полку Игореве»
18 ВЕК
М. В. Ломоносов
I ПОЛОВИНА
Н. М. Карамзин
18 ВЕКА
«Ода 1747…», «О движении земли»
- / - / - / -
Классицизм
«Памятник»
СЕРЕДИНА
Г. Р. Державин
«Бедная Лиза»
19 ВЕКА
В. А. Жуковский
А. С. Пушкин
19 ВЕКА
Сентиментализм
«Светлана», «Море»
А. С. Пушкин
Лирические произведения
М. Ю. Лермонтов
М. Ю. Лермонтов
«Евгений Онегин»
Лирические произведения
Романтизм
Н. В. Гоголь
«Герой нашего времени»
Реализм
«Мертвые души»
Романтизм – начало 19 века.
идея – несогласие с окружающим,
Жанры:
исключительные герои
фантастические повести, исторические романы, новеллы, путешествия.
в исключительных обстоятельствах.
Сентиментализм – середина 18 в. идея – нравственное равенство людей, естественность, простота.
Жанры:
дневники, путевые заметки, письма,
мемуары, элегические послания,
повесть, роман
Литературные направления
Классицизм – 18 век
идеал эпохи – исполнение долга, служение государству, способность подавить хаос чувств.
ПОДВЕДЁМ
ИТОГ!
- КАКИЕ: НАЗВАНИЕ, ВРЕМЯ?
- ОСНОВНАЯ ИДЕЯ?
Жанры:
трагедия, комедия, ода, гимн, сонет, эпиграмма, басня.
Реализм – конец 19 – начало 20 века
идея – правдивое изображение
действительности, типичные характеры в типичных обстоятельствах
Жанры:
рассказы, повести, романы, пьесы
31
Автор — создатель литературного произведения, у которого есть имя и фамилия, можно назвать годы его жизни и места, где он жил. В произведении автор высказывает свои мысли и чувства, даёт оценку происходящему.
характеристику персонажей
описание их взаимодействия
установки
Художественный мир в литературе – это вымышленная реальность, созданная писателем, в которой разворачивается сюжет произведения. Он может быть представлен в виде фантастического мира, исторической эпохи, современного общества или любого другого контекста, который писатель придумывает.
Художественный мир включает в себя
описание места действия
правила,
которые определяют его функционирование.
Важно отметить, что художественный мир может быть полностью вымышленным и нереалистичным, или же базироваться на реальных событиях и явлениях.
Этот мир может быть реалистическим ,
фантастическим ,
историческим
или любым другим, зависит от жанра и концепции произведения.
Писатель использует различные художественные приемы, такие как описание, диалоги, повествование и символика, чтобы передать читателю особенности и особенности этого мира. В художественном мире писатель может создавать свои собственные законы и правила, а также исследовать различные темы и идеи через своих персонажей и сюжет.
Художественный мир в литературе играет важную роль, поскольку он позволяет писателю создавать уникальные и увлекательные истории, а читателю – погрузиться в альтернативную реальность и пережить различные эмоции и переживания.
Художественный образ — явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении.
Потому что он показывает, как со временем может меняться понимание литературных терминов и литературных приёмов.
Беседуют о литературе древнегреческий автор и современный писатель.
– Но ведь пафос – это же хорошо! – удивляется писатель из античности. – Только я не понимаю – как он может быть смешным?
– Недавно один критик написал статью о моём романе, – рассказывает автор современный. – И сказал в статье, что роман просто переполнен пафосом ! И герои пафосные , и речи у них пафосные …
– Как хорошо сказано! – радуется автор древнегреческий. – Критику точно понравился этот роман. Он так его хвалит!
– Где же хвалит? – удивляется наш современник. – Ругает! Вот он пишет: «Каждая фраза в романе переполнена пафосом до того, что это делает текст смешным».
Почему этот диалог так показателен?
ПАФОС — ЧТО ЭТО И ОТКУДА ОН ВЗЯЛСЯ
ПАФОС — довольно широкий спектр эмоций.
Если переводить с греческого πάθος (из которого он происходит), то его значения: "страсть", "пылкость", "воодушевление" и "страдание".
Возникло слово пафос
благодаря древнегреческим
ораторам. Точнее
особенностям их
риторики во время
основного занятия –
произнесения речей
перед собравшейся
публикой.
Само понятие пафос появилось благодаря Аристотелю.
Он замечал, что хороший оратор должен вызвать эмоции у публики. И легче всего тронуть публику через нечто трагическое. Так что пафос первоначально обозначал некую трагедию героя – страдания, которые вызывают ответную реакцию публики.
При всём этом Аристотель предостерегал ораторов о том, что надо быть осторожным с пафосом.
Аристотель трактовал этос как способ изображения характера человека через стиль его речи и через целенаправленность как основной признак человеческой деятельности. этос описывал спокойный, нравственный характер, разумный стиль поведения.
Аристотель
Ло́гос — понятие древнегреческой философии, означающее одновременно «слово» и «понятие».
Па́фос — приём обращения к эмоциям аудитории.
Треугольник Аристотеля
Этос Пафос Логос
Да, конечно, оратору необходимо говорить правильные слова. Однако когда речь его становится чересчур пафосной, это нехорошо.
Ответного эмоционального включения публики достигали многие ораторы. Другой вопрос: Многие ли ему верили? Что неудивительно. Поскольку повышенное эмоционирование слушателей, наряду с равнодушной болтовнёй с соседом, в ходе "пламенной речи" наблюдались еще в древности).
ПА́ФОС (греч. πάθος «страдание, страсть, возбуждение, воодушевление»), или пате́тика (греч. παθητικός «чувствительный, страстный, пылкий, возбуждённый») — приём обращения к эмоциям аудитории. Соответствует стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением, драматизацией.
Постепенно под пафосом стали понимать основной
эмоциональный настрой произведения, насыщенность текста какими-либо эмоциями.
У этого термина существуют и другие значения:
Пафос — преувеличенная драматичность, наигранность, банальность, сейчас имеет неодобрительное, но наиболее часто употребляемое значение.
К какому же пафосу может прибегать писатель в произведении?
Виды пафоса совпадают, с одной стороны, с эмоциональным настроем автора, с другой же стороны, – с его представлениями о
ВЫДЕЛЯЮТ ПАФОС
- идиллический
- героический,
- трагический,
- романтический,
- сентиментальный,
- сатирический.
должном (идеальном) и недолжном (отрицательном).
При этом при определении пафоса нужно учитывать взаимоотношения герой и мира, или же жизненной ситуации, в которой действует герой.
ВИДЫ
ПАФОСА
В
Идиллический
Трагический
ЛИТЕРАТУРЕ
- гармоничное и радостное восприятие жизни. Герой пребывает в гармонии с миром. (Стихотворения А. С. Пушкина «Няне», «Осень», «Я помню чудное мгновенье...» и другие).
- мир устроен неправильно, а герой является личностью, восставшей против мира или судьбы. ( Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри»; Шекспир «Ромео и Джульетта»).
Элегический
- Тоска по утраченному времени. Герой осознаёт прошлое как что-то более ценное, чем настоящее. («Элегия» А. С. Пушкина (1830);
«Сельское кладбище» В. А. Жуковского).
Драматический
- В его основе представление о гармонично устроенном мире, в котором отдельные личности находятся в конфликте с отдельными аспектам мира и другими людьми. Личность противостоит другому "я". ( пьеса «Бег» М. А. Булгакова, новелла В. Г. Распутина «Уроки французского»).
Героический
- Цель героя — спасти мир, утверждает величие подвига человека или коллектива, его значение для развития народа, нации, человечества. ( Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»).
Сатирический
- негодующе-насмешливое отрицание определённых сторон общественной жизни, человеческих характеров и отношений. ( «Ревизор» Н.В. Гоголя; «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина; «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта).
Сатирическими методами являются:
сарказм, гротеск, гипербола, фарс, пародия и т.д.
Сарказм — один из видов сатирического изобличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии.
Фарс - комедия лёгкого содержания с внешними комическими приемами.
Гротеск - это художественный прём в искусстве, основанный на чрезмерно преувеличении, сочетании неожиданных, резких контрастов; изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде.
Пародия — это жанр литературно-художественной имитации, подражание стилю отдельного произведения, направления, автора, жанра с целью его осмеяния.
Гипербола — это художественный прием, который заключается в намеренно преувеличении каких-либо качеств или свойств предметов, явлений и процессов
Градоначальник Дементий Варламович Брудастый
Юмористический
- предполагает одновременно насмешку и сочувствие, внешне комическую трактовку и внутреннюю причастность к тому, что представляется смешным. ( комедия Фонвизина «Недоросль»; рассказы Чехова).
Иронический
- Осмеяние и отрицание, притворно облекаемые в форму согласия и одобрения. Основан на иносказании, когда истинным смыслом высказывания оказывается противоположный вербализированному смыслу. ( «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина, где ироническое и игривое изложение истории полно умных двусмысленностей и сатиры на дворцовые интриги).
Патетический
- выражение возвышенных чувств и обращение к моральным идеалам. ("Слово о полку Игореве " проникнуто пафосом защиты Родины, объединения Русской земли. Произведению присущ общий патетический, торжественный пафос; «Мцыри» М.Ю. Лермонтова — возвышенное чувство свободы и героическая смерть молодого монаха, стремящегося к свободе; «Песня о Буревестнике» М. Горького — страстный призыв к борьбе ).
- Создание эмоционального воздействия .
Пафос помогает читателю пережить эмоции, которые испытывает автор, «пропустить через себя» все события произведения.
ФУНКЦИИ ПАФОСА
- Выражение авторской позиции .
Пафос отражает эмоционально-оценочное восприятие автора того предмета, который он описывает.
Виды пафоса
Героический – стремление показать величие человека, совершающего подвиг; утверждение величия подвига. (М.Ю. Лермонтов «Бородино»).
Драматический – чувство страха и страдания, порождаемое пониманием противоречивости человеческой жизни, сострадание персонажам, чья жизнь оказывается под угрозой поражения и гибели. (М.Ю. Лермонтов «Мцыри»).
Трагический – высшее проявление противоречивости и борьбы, возникающей в сознании человека и его жизни; конфликт приводит к гибели героя и вызывает у читателей чувство катарсиса (очищения через страдание). (У. Шекспир «Ромео и Джульетта»).
Сатирический – негодующе-насмешливое отрицание определённых сторон общественной и частной жизни человека. (М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»).
Комический – насмешливое отношение к безобидным комическим противоречиям; смех, соединённый с жалостью. (А.П. Чехов «Лошадиная фамилия»).
Сентиментальный – повышенная чувствительность, способность к сердечной рефлексии. (Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»).
Романтический – восторженное состояние души, вызванное стремлением к возвышенному идеалу. (М. Горький «Старуха Изергиль» – легенда о Данко).