1 этап Словарная работа. -Я предлагаю начать урок со словарной работы. (На доске слова) -Прочитайте слова. Предложите задание. -Ваши предложения оказалась очень ценными для меня. Я воспользуюсь некоторыми из них для работы на уроке. 1. Вставьте пропущенные буквы. Определим цель этой работы. Запишите в тетрадь только те буквы, которые надо вставить. а е о а е о -Сверьтесь с компьютером. Оцените себя на полях тетради. (словарь ) -Что замечаете? -Минутка чистописания. Продолжите данную закономерность до конца строки. Какую цель вы перед собой поставите? Оцените с каллиграфической т.з. своё письмо. (оценка при помощи шкалы) 2.Разделите данные слова на группы 2 слога 3 слога Ударн 2 слог ударн 1 слог М.р. ж.р. Е о а -С какой целью мы выполняли эту работу? 3. Исключите лишнее слово. Берёза – не связано с космосом Космос – м.р. Звезда – не словарное 4. Обратимся к слову звезда. -Подберите однокоренные слова. Звезда, звёздный, звёздочка, созвездие, беззвёздный, звездопад. -Разберём слова звёздный, звёздочка, звездопад по составу. -Сформулируйте цель этой работы? (по 1 человеку у доски маркером разбирают) -Какое затруднение возникло? -Что означает звездопад? Звёзды падают -Выделим корни в этих словах. Звёзд- пад- -Есть ли корни звёзд- и пад- в слове звездопад ? -Сколько корней в слове звездопад? Два -Выделим корни в слове звездопад. -Предположите, как называются такого вида слова? -Узнаем у компьютера. Слайд №4 Динамическая пауза. Представьте, что вы звёзды. Вы Сияете на небе. Вы падаете с неба. Вы кружитесь вокруг себя. - Что вам известно по теме Сложные слова? (Почему , разбирая слово звездопад, мы получили разные варианты?) -Перед вами лесенка знаний. Отметьте, на какой ступеньке находитесь вы на данном этапе урока. -На какие вопросы по теме Сложные слова вы хотите получить ответы? -Я рада, что у вас есть вопросы. Это значит, что вы интересующиеся люди, что вы хотите повысить уровень своего развития, своих знаний. -Предлагаю вам провести наш урок в форме исследования. -Предлагаю вам план исследования. План исследований. 1.Как образуются сложные слова? 2.При помощи чего соединяются корни в сложных словах? 3.Какую роль играют сложные слова в речи? 4.Составление схемы-подсказки для орфограммы «Сложные слова». - Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть? (активными, внимательными, помогать друг другу) Итак, цели и задачи мы перед собой поставили, приступаем к работе. 1) Исследование №1. Образование сложных слов. - Какой первый пункт нашего плана? (Как образуются сложные слова?) -Поставьте перед собой цель первого этапа исследования. - Как вы думаете, что это за слова такие - сложные? (предположения детей) - А какое слово в математике имеет такой же корень, как и слово сложные? (сложение) - А что можно сложить на уроке русского языка? Подумайте ( звуки, слоги, слова в предложения, предложения в текст) На доске появляется запись: Слайд 6 - Что это такое? (Это части слова: приставка, суффикс, корень, окончание) - Что здесь лишнее? (Варит – это не часть слова, а целое слово) - Какое задание можно придумать? (Я предлагаю составить слова, затем их записать в тетрадь.) Давайте выполним это задание. Какие слова у вас получились? (носик, носы, рога, рожок, сварит,) - Что мы сейчас складывали? (части слова в слова) - Ребята, а про какую часть слова мы забыли? (основа) -Что такое основа? (Основа – это часть слова без окончания) -А можно ли сложить две основы? (высказывания ребят) Давайте проверим и узнаем, кто оказался прав. Найдите основы в словах: носы и рога. Попробуйте сложить эти основы. Какое слово получилось? Запишите его. Кто такой носорог? (Это животное, у которого на носу рог) - Ребята, у нас получилось сложное слово, т.е. сложенное из двух … основ. Как мы его получили? (Сложили две основы) -Попробуйте сложить основы слов: сам и варит. (самовар) запишите это слово. -Как вы получили сложное слово самовар ? (Мы сложили основы) -Какой вывод мы можем сделать? Как образуются сложные слова? (СЛОЖНЫЕ СЛОВА ОБРАЗУЮТСЯ СЛОЖЕНИЕМ ОСНОВ) отметить в листе исследования. Динамическая пауза. Встаньте, кто сделал запись в лист исследования. Исследование № 2.Соединительная гласная в сложных словах. -Какой следующий пункт плана? (При помощи чего соединяются корни в сложных словах?) что мы должны узнать и запомнить? - Чтобы узнать это, вернёмся к написанным сложным словам. - Выделите в словах самовар и носорог корни.( сам, вар, нос, рог ) - Что соединяет корни? (Гласная О). Как её можно назвать? (Соединяющая, соединительная) - Правильно, ребята. Гласная, которая соединяет корни в сложных словах, называется соединительная гласная. -Как образовались слова кашевар, пылесос?(. пыль+сосёт, каша+варит) Запишите слова выделив в них корни и основы. Какие соединительные гласные в этих словах?(е, о) -Отметим в листе исследования. -Что узнали из стихотворения – напоминали, что добавите в лист исследования. Исследование №3. Наблюдение над ролью сложных слов в речи. -Прочтите следующий пункт нашего плана.( какую роль играют сложные слова в речи?) Групповая работа -Какая работа вам предстоит? Вспомним правила работы в группе. -Чтобы ответить на этот вопрос нашего исследования предлагаю вам следующее задание. У вас на столах лежат карточки. Заменить эти предложения, одним словом? Карточка Составьте и запишите сложные слова. Выдели корни, подчеркни соединительную гласную. Человек, который варит сталь. | сталевар | Человек, занимающийся разведением пчёл | пчеловод | Поток воды, который падает с большой высоты | водопад | Ловушка для мышей | мышеловка | Человек, который любит читать книги | книголюб | Аппарат, который сам летает по воздуху. | самолёт | Человек, который любит ловить рыбу. | рыболов | -Группа, которая выполнит задание – встанет (динамическое упражнение). -Проверим, что у вас получилось. Выберите, кто в вашей группе будет ответчиком. Каждая группа читает по одному предложению и называет отгаданное слово. Если остальные группы согласны с ответом, то похлопайте. -Оцените работу группу. Если работа в группе удалась похлопайте, если были разногласия, затруднения – потопайте. -Рассмотрим предложения: Аппарат, который сам летает, совершил вынужденную посадку. Самолёт совершил вынужденную посадку. -Что удобнее использовать в нашей речи: слово самолёт или предложение Аппарат, который сам летает . (слово самолёт) -Почему? (Так короче, удобнее, быстрее) -Итак, какую роль играют сложные слова в русском языке? (Их используют для краткости речи; вместо того, чтобы использовать предложение или словосочетание) Исследование 4. Используя новые знания, составьте схему подсказку для орфограммы сложные слова. Обдумайте в группе вашу схему, оформите её на листе. - Приготовились к защите проекта. Выберите того, кто представит вашу схему. Приглашаю представителей групп на презентацию своей схемы. Рубрика «Путешествуем по Волгограду» -Мы с вами часто на наших уроках путешествуем по Волгограду и узнаём о культуре, истории, географии, растениях и животных нашего родного края что-то интересное. Сегодня мы тоже отправимся в виртуальное путешествие. Мы будем рассматривать карту Волгоградской области и искать на ней сложные слова. - Поработаем парами. -У вас на столах лежат карты Волгоградской области, рассмотрите их внимательно и найдите среди названий районов Волгоградской области сложные слова. - Проверим. Какие слова вы нашли. -Оцените работу пары. Если вы нашли 4-6 слов на карте, то пожмите друг другу руки. Если 1-3 слова, то улыбнитесь друг другу. Вопросы: Сколько районов вы видите на карте Волгоградской области? Назовите северные районы. Найдите самый южный район. Назовите районы расположенные по правую\левую сторону Волги. На территории какого района расположено озеро Эльтон. Обобщение - А теперь, подводя итог нашего урока, просмотрите результаты наших исследований, На все ли вопросы, которые мы поставили перед собой мы ответили. (вспомните всё, что мы узнали о сложных словах. (высказывания учащихся) -Вернёмся к лесенке знаний. Поставьте себя на ту ступеньку, которой соответствуют ваши знания в конце урока. -Используя заготовки оцените свою работу. -Я понял, что… -Было интересно… -Было трудно… -Мне захотелось… -У меня получилось… -На следующем уроке мы… |