СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская методическая разработка урока русского языка по теме «Сложные слова »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка по теме "Сложные слова". Тип урока : изучение нового материала. Урок построен в форме исследования.

Просмотр содержимого документа
«Авторская методическая разработка урока русского языка по теме «Сложные слова »»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1 Красноармейского района Волгограда





Районный конкурс «Здравствуйте, дети!»


Авторская методическая разработка

урока русского языка


Тема урока: «Сложные слова »


3 класс







Автор методической разработки

учитель начальных классов МОУ Лицей № 1

Ноговицына Наталья Александровна

Волгоград, 2023





Предмет: русский язык

Класс: 3

Тема урока «Сложные слова

Тип урока: изучение нового материала



Цель

Формирование у обучающихся представлений о сложных словах и особенностях их образования, формирование умения находить корень в сложных словах.

Задачи:

  • Сформировать у учащихся представление о сложных словах, умение правильно писать в таких словах соединительные гласные;

  • Уметь составлять сложные слова, используя основы разных слов и буквы разных соединительных гласных;

  • Познакомить со способами образования сложных слов;

  • Расширять знания о составе слова.

  • Уточнять и обогащать словарных запас;

  • Развивать навыки самоконтроля;

  • обеспечить усвоения нового материала с помощью упражнений;

  • формировать умение организовывать, прогнозировать и оценивать свою деятельность;

  • создать благоприятный творческий микроклимат на уроке;

  • мотивировать обучающихся на активную работу на уроке, развивать познавательный интерес, коммуникативные способности.

Планируемый результат

Предметные: усвоение всеми учащимися понятия «сложные слова»

Знать: признаки сложных слов и способ их образования;.

Уметь: находить и образовывать сложные слова.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, давать самооценку своей деятельности и подводить итог.

Познавательные УУД: уметь строить рассуждение, доказывать, делать выводы, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; уметь извлекать необходимую информацию из различных источников, применять информацию в работе с тренировочными упражнениями.

Коммуникативные УУД: формировать  коммуникативные  умения учащихся (включение  в  беседу, умение  слушать и слышать  друг друга, сопоставлять  свою  точку  зрения  с  другой, делать выводы, применять на практике полученные знания), учить формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учить умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им, воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки.

Личностные УУД: воспитывать стремления хорошо учиться, создавать эмоционально-ценностное отношение к предмету, формировать внутреннюю позицию школьника, понимание необходимости учения.


Основные понятия

Сложные слова, однокоренные слова, основа слова, соединительные гласные.

Межпредметные связи

Окружающий мир (краеведение)

Технологии

технология развивающего обучения, проблемно-диалоговая технология, личностно-ориентированные, использование информационно-коммуникативных технологий, технология критического мышления, игровая технология, технология группового обучения.


Методы обучения:

методы исследовательской деятельности, проблемный методы контроля и самоконтроля, словесные, практические, информационно-коммуникативный

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Ресурсы:

- основные


Мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация; для учащихся: учебник «Русский язык» Л.Ф. Климанова, карточки с заданиями, лист-исследования для записей выводов, карта Волгоградской области.









Технология проведения

Деятельность учителя


Деятельность учеников


Планируемые результаты

Предметные

УУД

I этап. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональное начало урока .

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовка к продуктивной работе на уроке

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Задачи: создать положительный эмоциональный настрой; помочь принять правильную рабочую позу.

Методы: словесные.

- Эмоциональный настрой на урок.

-Чтобы работа на уроке была успешной, плодотворной, надо настроить себя.

-Я предлагаю вам организовать себя при помощи фраз:

Слайд №1

-Повернитесь к своему однокласснику лицом, улыбнитесь, возьмитесь за руки и проговорите друг другу, чего вы хотите достичь, узнать, понять на уроке, и что для этого можете и будите делать.

1.2.Девизом нашего урока станут слова:

В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!

Поворачиваются друг к другу и настраивают себя на урок при помощи фраз предложенных учителем.


Коммуникативные:

уметь оформлять в устной форме свои мысли о мотивах учения, школьных правилах и следовать им.


Личностные

самоопределение,

смыслообразование


Регулятивные: само регуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II этап. Изучение нового учебного материала.

1. Актуализация опорных знаний.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить словарные слова, актуализировать знания по темам «слоги, ударение», «род существительных», «однокоренные слова», «разбор слова по составу»

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

– организовать работу по актуализации знаний об однокоренных словах,

Методы: практические, словесные (учебный диалог).












1 этап Словарная работа.

-Я предлагаю начать урок со словарной работы.

(На доске слова) -Прочитайте слова. Предложите задание.

-Ваши предложения оказалась очень ценными для меня. Я воспользуюсь некоторыми из них для работы на уроке.

1. Вставьте пропущенные буквы. Определим цель этой работы. Запишите в тетрадь только те буквы, которые надо вставить.

а е о а е о

-Сверьтесь с компьютером. Оцените себя на полях тетради. (словарь )

-Что замечаете?

-Минутка чистописания.

Продолжите данную закономерность до конца строки. Какую цель вы перед собой поставите?

Оцените с каллиграфической т.з. своё письмо. (оценка при помощи шкалы)

2.Разделите данные слова на группы

2 слога 3 слога

Ударн 2 слог ударн 1 слог

М.р. ж.р.

Е о а

-С какой целью мы выполняли эту работу?

3. Исключите лишнее слово.

Берёза – не связано с космосом

Космос – м.р. Звезда – не словарное

4. Обратимся к слову звезда.

-Подберите однокоренные слова.

Звезда, звёздный, звёздочка, созвездие, беззвёздный, звездопад.


-Разберём слова звёздный, звёздочка, звездопад по составу.

-Сформулируйте цель этой работы?

(по 1 человеку у доски маркером разбирают)



-Какое затруднение возникло?

-Что означает звездопад?

Звёзды падают

-Выделим корни в этих словах. Звёзд- пад-

-Есть ли корни звёзд- и пад- в слове звездопад ?

-Сколько корней в слове звездопад? Два

-Выделим корни в слове звездопад.

-Предположите, как называются такого вида слова?

-Узнаем у компьютера. Слайд №4


Динамическая пауза.

Представьте, что вы звёзды.

Вы Сияете на небе.

Вы падаете с неба.

Вы кружитесь вокруг себя.














- Что вам известно по теме Сложные слова?

(Почему , разбирая слово звездопад, мы получили разные варианты?)

-Перед вами лесенка знаний. Отметьте, на какой ступеньке находитесь вы на данном этапе урока.

-На какие вопросы по теме Сложные слова вы хотите получить ответы?

-Я рада, что у вас есть вопросы. Это значит, что вы интересующиеся люди, что вы хотите повысить уровень своего развития, своих знаний.

-Предлагаю вам провести наш урок в форме исследования.

-Предлагаю вам план исследования.

План исследований.

1.Как образуются сложные слова?

2.При помощи чего соединяются корни в сложных словах?

3.Какую роль играют сложные слова в речи?

4.Составление схемы-подсказки для орфограммы «Сложные слова».





- Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть? (активными, внимательными, помогать друг другу)

Итак, цели и задачи мы перед собой поставили, приступаем к работе.


1) Исследование №1. Образование сложных слов.

- Какой первый пункт нашего плана? (Как образуются сложные слова?)

-Поставьте перед собой цель первого этапа исследования.

- Как вы думаете, что это за слова такие - сложные? (предположения детей)

- А какое слово в математике имеет такой же корень, как и слово сложные? (сложение)

- А что можно сложить на уроке русского языка? Подумайте ( звуки, слоги, слова в предложения, предложения в текст)

На доске появляется запись: Слайд 6

- Что это такое? (Это части слова: приставка, суффикс, корень, окончание)

- Что здесь лишнее? (Варит – это не часть слова, а целое слово)

- Какое задание можно придумать? (Я предлагаю составить слова, затем их записать в тетрадь.)

Давайте выполним это задание. Какие слова у вас получились? (носик, носы, рога, рожок, сварит,)

- Что мы сейчас складывали? (части слова в слова)

- Ребята, а про какую часть слова мы забыли? (основа)

-Что такое основа? (Основа – это часть слова без окончания)

-А можно ли сложить две основы? (высказывания ребят)

Давайте проверим и узнаем, кто оказался прав. Найдите основы в словах: носы и рога. Попробуйте сложить эти основы. Какое слово получилось? Запишите его. Кто такой носорог? (Это животное, у которого на носу рог)

- Ребята, у нас получилось сложное слово, т.е. сложенное из двух … основ. Как мы его получили? (Сложили две основы)

-Попробуйте сложить основы слов: сам и варит. (самовар) запишите это слово.

-Как вы получили сложное слово самовар ? (Мы сложили основы)

-Какой вывод мы можем сделать? Как образуются сложные слова? (СЛОЖНЫЕ СЛОВА ОБРАЗУЮТСЯ СЛОЖЕНИЕМ ОСНОВ) отметить в листе исследования.

Динамическая пауза. Встаньте, кто сделал запись в лист исследования.

Исследование № 2.Соединительная гласная в сложных словах.

-Какой следующий пункт плана? (При помощи чего соединяются корни в сложных словах?) что мы должны узнать и запомнить?

- Чтобы узнать это, вернёмся к написанным сложным словам.

- Выделите в словах самовар и носорог корни.( сам, вар, нос, рог )

- Что соединяет корни? (Гласная О). Как её можно назвать? (Соединяющая, соединительная)

- Правильно, ребята. Гласная, которая соединяет корни в сложных словах, называется соединительная гласная.

-Как образовались слова кашевар, пылесос?(. пыль+сосёт, каша+варит)

Запишите слова выделив в них корни и основы. Какие соединительные гласные в этих словах?(е, о)

-Отметим в листе исследования.

-Что узнали из стихотворения – напоминали, что добавите в лист исследования.



Исследование №3. Наблюдение над ролью сложных слов в речи.

-Прочтите следующий пункт нашего плана.( какую роль играют сложные слова в речи?)

Групповая работа

-Какая работа вам предстоит? Вспомним правила работы в группе.

-Чтобы ответить на этот вопрос нашего исследования предлагаю вам следующее задание. У вас на столах лежат карточки. Заменить эти предложения, одним словом?

Карточка

Составьте и запишите сложные слова. Выдели корни, подчеркни соединительную гласную.

Человек, который варит сталь.

сталевар

Человек, занимающийся разведением пчёл

пчеловод

Поток воды, который падает с большой высоты

водопад

Ловушка для мышей

мышеловка

Человек, который любит читать книги

книголюб

Аппарат, который сам летает по воздуху.

самолёт

Человек, который любит ловить рыбу.

рыболов

-Группа, которая выполнит задание – встанет (динамическое упражнение).

-Проверим, что у вас получилось. Выберите, кто в вашей группе будет ответчиком. Каждая группа читает по одному предложению и называет отгаданное слово. Если остальные группы согласны с ответом, то похлопайте.

-Оцените работу группу. Если работа в группе удалась похлопайте, если были разногласия, затруднения – потопайте.

-Рассмотрим предложения:

Аппарат, который сам летает, совершил вынужденную посадку.

Самолёт совершил вынужденную посадку.

-Что удобнее использовать в нашей речи: слово самолёт или предложение Аппарат, который сам летает . (слово самолёт)

-Почему? (Так короче, удобнее, быстрее)

-Итак, какую роль играют сложные слова в русском языке? (Их используют для краткости речи; вместо того, чтобы использовать предложение или словосочетание)



Исследование 4. Используя новые знания, составьте схему подсказку для орфограммы сложные слова. Обдумайте в группе вашу схему, оформите её на листе.

- Приготовились к защите проекта. Выберите того, кто представит вашу схему. Приглашаю представителей групп на презентацию своей схемы.




Рубрика «Путешествуем по Волгограду»

-Мы с вами часто на наших уроках путешествуем по Волгограду и узнаём о культуре, истории, географии, растениях и животных нашего родного края что-то интересное. Сегодня мы тоже отправимся в виртуальное путешествие. Мы будем рассматривать карту Волгоградской области и искать на ней сложные слова.

- Поработаем парами.

-У вас на столах лежат карты Волгоградской области, рассмотрите их внимательно и найдите среди названий районов Волгоградской области сложные слова.


- Проверим. Какие слова вы нашли.

-Оцените работу пары. Если вы нашли 4-6 слов на карте, то пожмите друг другу руки. Если 1-3 слова, то улыбнитесь друг другу.

Вопросы:

Сколько районов вы видите на карте Волгоградской области?

Назовите северные районы.

Найдите самый южный район.

Назовите районы расположенные по правую\левую сторону Волги.

На территории какого района расположено озеро Эльтон.

Обобщение

- А теперь, подводя итог нашего урока, просмотрите результаты наших исследований, На все ли вопросы, которые мы поставили перед собой мы ответили. (вспомните всё, что мы узнали о сложных словах. (высказывания учащихся)

-Вернёмся к лесенке знаний. Поставьте себя на ту ступеньку, которой соответствуют ваши знания в конце урока.


-Используя заготовки оцените свою работу.

-Я понял, что…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

-У меня получилось…

-На следующем уроке мы…


Отвечают на вопросы учителя.









Работают со словарными словами. Сверяют свою работу с компьютером.





Предлагают, что можно сделать с данными словами.










Пишут каллиграфический элемент в тетради









Осознают цель данной работы. Мотивируют себя на ее выполнение.

Самооценивают свою деятельность.



Наблюдают, сравнивают, находят в словах общие и отличительные признаки.


Осознают цель данной работы.


Исключают лишнее слова, доказывая свою точку зрения.


Подбирают однокоренные слова



Осознают цель данной работы. Мотивируют себя на ее выполнение.


Разбирают слова по составу.


Предметные УУД:

Писать без ошибок словарные слова,


Исключать лишнее слово на основе изученных понятий.


Подбирать однокоренные слова.


Разбирать слова по составу.






























Личностные УУД: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

анализ объектов с выделением существенных признаков.


Коммуникативные: умение полно и точно выражать мысли





















Познавательные УУД: классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; формулирование и аргументирование своего мнения, слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения задания








2. Постановка проблемной ситуации

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: распознавать какие корни легли в основу слова звездопад, увидеть в слове два корня, узнать как называются слова с двумя корнями.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: обеспечить применение учащимися знаний о составе слова; организовать фиксирование учащимися затруднения

Методы: побуждающий к проблемной ситуации диалог, иформационно-обобщающие, метод контроля и самоконтроля с использованием информационно-коммуникационных технологий


3. Постановка темы и цели урока.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь самостоятельно формулировать тему, цели урока, планировать работу на уроке урока.


Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для самостоятельного формулирования темы и целей урока.

Методы: учебный диалог, наглядные.


4. Знакомство с новым понятием.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь осуществлять поиск необходимой информации из материалов учебника, рассказа учителя; познакомиться с понятием «сложные слова»; расширить имеющиеся знания о составе слова.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: организовывать учебную деятельности обучающихся на восприятие, осознание, первичное обобщение новых знаний. Создать условия для проведения наблюдения за сложными словами и развития умения делать выводы


Методы организации работы: иллюстративный, словесный, информационно-поисковый (исследовательский)




































































5. Первичное применение нового знания. 

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: составить сложные слова на основе лексического описания, понять необходимость использования сложных слов в речи.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: организовывать учебную деятельности обучающихся на восприятие, осознание, первичное обобщение новых знаний.

Методы организации работы: иллюстративный, словесный, информационно-поисковый (исследовательский)












































6. Закрепление учебного материала


Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь осуществлять поиск необходимой информации из материалов предоставленных учителем;

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: организовать учебную деятельность обучающихся на первичное обобщение новых знаний, создать условия для успешного выполнения самостоятельной работы, для осознания учащимися уровня освоения изучаемого материала, для переживания ситуации успеха.

Методы:

словесные, практические

III. Рефлексия

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь действовать с учетом выделенных ориентиров; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: содействовать осознанию обучающимися своей учебной деятельности, самооценке, результативности своей деятельности и деятельности класса.

Методы: метод контроля и самоконтроля с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Отвечают на вопросы учителя, выделяют в слове корни, предполагают, как называются слова с двумя корнями.








Формулируют тему урока.




Выполняют действия, которые называет учитель, имитируя звезды (сияние, падение, кручение)















Оценивают стартовые знания и умения по теме урока.


Формулируют цель. Прогнозируют.





Строят план урока.












Под руководством учителя участвуют в исследовании по теме «Сложные слова».

Проговаривают последовательность действий на уроке в соответствии с составленным планом.

 

Отвечают на вопросы, рассуждают, делают выводы.

















Находят и называют корни, приставки, суффиксы.



Определяют лишнее слово. Доказывают .



Предлагают варианты работы.


Составляют слова из предложенных частей.




Участвуют в диалоге с учителем.











Делают выводы с занесением в лист-исследования.

Выполняют динамическое упражнение.


Проговаривают последовательность действий на уроке в соответствии с составленным планом.

Участвуют в диалоге с учителем. Выделяют корни в словах самовар и носорог.

Наблюдают, что соединяет два корня.

Делают вывод, что в сложных словах корни соединяет «соединительная гласная»





Знакомятся с правилом написания соединительных гласных.











Делают выводы с занесением в лист-исследования.





Проговаривают последовательность действий на уроке в соответствии с составленным планом.

Участвуют в групповой работе.




Работают с карточкой в группе.

















Встают, выполнив задание.

Садятся. Проверяют и оценивают свою работу.







Участвуют в диалоге с учителем.




Делают вывод.






Работают в группе. Составляют схему «Как запомнить орфограмму сложные слова»












Предлагают свой вариант как запомнить правило.











Работают в паре, находят сложные слова на карте Волгоградской области.

Работают с картой














Проверяют Самооценка деятельности пары.


.

Подводят итог. Анализируют, высказываются: на все ли вопросы, поставленные в начале урока, получили ответы.

Ставят цель на следующий урок.



Фиксируют в карточке, что узнали на уроке.



Самооценивают свою деятельность.







.

Предметные УУД: подбирать однокоренные слова, находить корни в словах



























































Знать и отличать части слова.














































Умение складывать основы слов и получать сложные слова.



















Уметь находить соединительную гласную в словах.




Умение работать с информацией,






























Уметь образовывать новые слова путем слияния двух основ.

Уметь выбирать соединительную гласную и правильно писать ее в словах. Умение соотносить слово с его лексическим значением.

Уметь находить и корректировать свои ошибки.





















































Предметные УУД: уметь находить  на карте сложные слова.


















.











Познавательные УУД:

подведение под понятие




Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя 



















Регулятивные УУД: планировать этапы познания, понимать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности. формируем умение прогнозировать


Личностные УУД:

развитие познавательных интересов, учебных мотивов.


Коммуникативные УУД:

формулирование собственного мнения (позиции).

Регулятивные УУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке 



Познавательные УУД: моделирование, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке. структурирование знания.

Логические УУД – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;


Личностные УУД:

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;


Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.























































































Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в группе и приходить к общему решению.
















Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.


















Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

Познавательные УУД:

Уметь оформлять новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке















Познавательные УУД: анализировать иллюстративную информацию в соответствии с учебной задачей


Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД:

умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре и приходить к общему решению.




Познавательные УУД: структурирование знания.

Личностные УУД:

самооценка на основе критериев успешности;

-адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;


Регулятивные умения:

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности,

анализировать эмоциональные состояния, полученные от
успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.



Коммуникативные УУД: умение  строить монологическое высказывание в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других








Приложение

Карточка. Составьте и запишите сложные слова. Выдели корни, подчеркни соединительную гласную.

Человек, который варит сталь.

Человек, занимающийся разведением пчёл

Поток воды, который падает с большой высоты

Ловушка для мышей

Человек, который любит читать книги

Аппарат, который сам летает по воздуху.

Человек, который любит ловить рыбу.









Лист исследования по теме: «Сложные слова»

План исследований.

1.Как образуются сложные слова?

2.При помощи чего соединяются корни в сложных словах?

3.Какую роль играют сложные слова в речи?

4.Составление схемы-подсказки для орфограммы «Сложные слова».