Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по учебнику - «Русский язык» 5 класс I часть
Авторы учебника: Ладыженская Т. А., Баранова М. Т., Тростенцова Л. А., Григорян Л. Т., и т.д.
Тема урока: «Предложение» (урок первый из двух)
Цель: Закрепить знания по теме «Словосочетание» и ознакомить с темой – «Предложение»; совершенствовать умение рассуждать и делать выводы.
Задачи:
Воспитательная – Вызвать интерес к учебному процессу на уроке русского языка, что несомненно будет активизировать учащихся и прививать любовь к тому, о чём будет идти речь; о чём будут писать и читать. Воспитывать эстетические чувства в вопросах восприятия картин природы
Образовательная – Закрепить материал прошлого урока (словосочетание) развить, и дать понятие о «предложении»; показать основные признаки «предложения»; углубить знания о грамматической основе «предложения». Учить образному мышлению и художественному изложению своих мыслей «на бумаге».
Развивающая – учить правильно составлять «предложения»; развивать познавательную активность, внимание и память. Учить выразительности, используя и подбирая точные слова, для оформления мыслей…
Планируемые результаты: Учащиеся учатся отличать «словосочетание» от «предложения». Определяют признаки «предложения». Учатся строить рассуждения.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята! Вижу, что все готовы начать урок! Садитесь на свои места. Начинаем работу!
/ На интерактивной доске выведена тема урока «Предложение» и написаны 5 предложений
Я вам рада!
Вы хотите узнать что-то новое?
Слушаем. Думаем. Запоминаем. /
Учитель: Сегодня всё наше внимание будет обращено к определению, которое принято называть в русском языке – «предложением». Не случайно перед вами уже несколько предложений выведено на доске – они отражают в какой-то мере то, что мы будем с вами сегодня делать и понимать на уроке.
- Итак, «я вам очень рада» /учитель улыбается и даёт позитивный настрой на общение/;
- Вы хотите узнать что-то новое?
- Да!
- Будем слушать. Думать. Запоминать.
Но прежде чем начать разговор о «предложении», кто-то скажет нам - «что образует главное слово, связанное с зависимым?»
Ученики: Словосочетание. Это мы проходили на прошлом уроке.
Учитель: Правильно! У вас было задание по этой теме – упражнение № 138.
/ Идёт проверка домашнего задания – упр. 138 на стр. 70 учебника/
Учитель: Читайте свои варианты.
Ученики:
Стереть с доски, вызывать к доске, стоять у доски, подойти к доске, повесить на доску, списать с доски, разделить доску, смотреть на доску, отойти от доски, нарисовать на доске.
Учитель: Хорошо. А что ещё нужно было сделать, используя эти словосочетания?
Ученики: Составить предложения.
Учитель: Слушаю вас, ребята.
/Дети читают составленными ими предложения, используя словосочетания вышеприведённых глаголов со словами «доска».
Ученики: Учитель попросил нас стереть с доски.
На уроке, вызывать нас к доске не стали.
Стоять у доски я люблю.
Повесить на доску таблицу к уроку, я вызвалась сама.
Нужно успеть списать с доски предложение.
Перед контрольной работой по математике, нам предложили разделить доску, на пополам, меловой чертой.
Поскорее хотелось отойти от доски.
Нарисовать на доске окружность – это пустяк!
Учитель: Очень хорошо справились вы с заданием…/ Объявляет оценки/.
- Ребята, как бы вы объяснили, что такое «предложение»?
Ученики
- Это несколько слов.
- Это несколько слов вместе по смыслу.
- Это смысл, выраженный словами.
- Предложения описывают действительность.
Учитель: Представьте себе, что вы смотрите из окна на лес за рекой, или гуляете в лесу. Составьте и запишите несколько предложений, описывающих эту картину; по-разному в зависимости от того находится лес далеко или близко от дома; вы смотрите со стороны на лес или находитесь внутри него; лиственный он, хвойный, осенний или весенний.
/Я решила видоизменить задание во второй рамке параграфа №28 стр. 73 учебника 5 класс/
Первый ряд составляет предложения – «Я смотрю из окна на лес за рекой, а за окном весна!»
Второй ряд составляет предложения - «Мой дом находится близко к хвойному лесу.»
Третий ряд составляет предложения – «Я гулял(а) в осеннем лесу».
И обязательно закончите свои предложения вопросительной интонацией…На интерактивной доске изображение весеннего, хвойного и осеннего леса\.
Ученики: варианты ответов –
а) «Я стоял у окна, и смотрел на реку. Она была быстрой, а за ней начинался лес. Он по-весеннему зеленел. А вы видели лес весной?
б) «Наш дом стоит у самой реки. За рекой начинает хвойный лес. Зимой и летом, он зелен. Нам часто, ветер приносит запах хвои. А ваш дом стоит близко к лесу?»
в) «Как хорошо, в осеннем лесу! Воздух пронзительно пахнет пожухлыми листьями. Они промокли ночью под дождём и теперь их аромат повсюду. А вам доводилось гулять по осеннему лесу?»
Учитель: Замечательно!
Теперь самое время открыть книгу и прочитать на стр. 73 определение того, что же такое «предложение?
/Дети читают и осмысливают роль понятия – «грамматической основы» в предложении, а также, интонации в предложении; осознают в целом роль предложения в выражении мыслей и чувств человека. /
Предложение – это слово или несколько слов, выражающих сообщение, вопрос или побуждение. При помощи предложений, мы выражаем мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, просьбами и советами Все слова в предложении связаны по смыслу и грамматически. В отличие от словосочетания, предложение имеет грамматическую основу. В грамматическую основу входят главные члены предложения. Характерная интонация конца предложения – это опознавательный признак для определения границ предложения и постановки знаков завершения. В конце предложения обычно ставится точка, вопросительный или восклицательный знак. |
Учитель: Ну что же, теперь самое время нам провести так полюбившуюся нам разминку.
/Ребята встают и выполняют простую разминку, помогая себе прочтением в слух следующих стишков…/
Потрудились – отдохнём
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд –
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
… Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.
/Можно всю разминку проделать под спокойную джазовую музыку - со словами либо мимически и пластически - без слов…/
Учитель: Теперь, посмотрим на упражнение №146, и самостоятельно поставим знаки препинания.
/ 1. Дети работают с упражнением и после расставления знаков должно получиться следующее / → Смеркалось. На закате догорала заря. За лесом её не было видно, но всюду чувствовалась борьба света с тенью. Ночные тени успели прокрасться в лес и закутали в сумрак высокие кроны деревьев. Между ветвями деревьев виднелись звёзды и острые рога полумесяца.
Светало. Костёр догорал. Над рекою повис густой туман, сквозь него, не ясно были видны горы. Весёлые голоса, шутки, смех разносились по долине.
2. Дети подчёркивают грамматическую основу в каждом предложении.
3. Отмечают общий характер получившегося текста. /
Учитель: - Хорошо. Наш урок почти подошёл к концу. Скажите, что легче всего сегодня вам в работе удалось?
Ученики: - Найти грамматическую основу.
- Составить маленький рассказ про «Осенний лес», и т. д.
Учитель: - Что было сложным?
Ученики: - Весь текст читать, как одно предложение.
- Ставить знаки препинания.
Учитель: Следующая наша встреча даст нам возможность продолжить над всем этим работу и многое будет получаться лучше…