СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская методическая разработка урока русского языка в 5 классе по учебнику «Русский язык» 5 класс I часть

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторска методическая разработка урока по "Русскому языку" в 5 классе по теме "Предложение"

Просмотр содержимого документа
«Авторская методическая разработка урока русского языка в 5 классе по учебнику «Русский язык» 5 класс I часть»

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по учебнику - «Русский язык» 5 класс I часть

Авторы учебника: Ладыженская Т. А., Баранова М. Т., Тростенцова Л. А., Григорян Л. Т., и т.д.



Тема урока: «Предложение» (урок первый из двух)

Цель: Закрепить знания по теме «Словосочетание» и ознакомить с темой – «Предложение»; совершенствовать умение рассуждать и делать выводы.

Задачи:

Воспитательная – Вызвать интерес к учебному процессу на уроке русского языка, что несомненно будет активизировать учащихся и прививать любовь к тому, о чём будет идти речь; о чём будут писать и читать. Воспитывать эстетические чувства в вопросах восприятия картин природы

Образовательная – Закрепить материал прошлого урока (словосочетание) развить, и дать понятие о «предложении»; показать основные признаки «предложения»; углубить знания о грамматической основе «предложения». Учить образному мышлению и художественному изложению своих мыслей «на бумаге».

Развивающая – учить правильно составлять «предложения»; развивать познавательную активность, внимание и память. Учить выразительности, используя и подбирая точные слова, для оформления мыслей…

Планируемые результаты: Учащиеся учатся отличать «словосочетание» от «предложения». Определяют признаки «предложения». Учатся строить рассуждения.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята! Вижу, что все готовы начать урок! Садитесь на свои места. Начинаем работу!

/ На интерактивной доске выведена тема урока «Предложение» и написаны 5 предложений

Я вам рада!

Вы хотите узнать что-то новое?

Слушаем. Думаем. Запоминаем. /

Учитель: Сегодня всё наше внимание будет обращено к определению, которое принято называть в русском языке – «предложением». Не случайно перед вами уже несколько предложений выведено на доске – они отражают в какой-то мере то, что мы будем с вами сегодня делать и понимать на уроке.

- Итак, «я вам очень рада» /учитель улыбается и даёт позитивный настрой на общение/;

- Вы хотите узнать что-то новое?

- Да!

- Будем слушать. Думать. Запоминать.

Но прежде чем начать разговор о «предложении», кто-то скажет нам - «что образует главное слово, связанное с зависимым?»

Ученики: Словосочетание. Это мы проходили на прошлом уроке.

Учитель: Правильно! У вас было задание по этой теме – упражнение № 138.

/ Идёт проверка домашнего задания – упр. 138 на стр. 70 учебника/

Учитель: Читайте свои варианты.

Ученики:

Стереть с доски, вызывать к доске, стоять у доски, подойти к доске, повесить на доску, списать с доски, разделить доску, смотреть на доску, отойти от доски, нарисовать на доске.

Учитель: Хорошо. А что ещё нужно было сделать, используя эти словосочетания?

Ученики: Составить предложения.

Учитель: Слушаю вас, ребята.

/Дети читают составленными ими предложения, используя словосочетания вышеприведённых глаголов со словами «доска».

Ученики: Учитель попросил нас стереть с доски.

На уроке, вызывать нас к доске не стали.

Стоять у доски я люблю.

Повесить на доску таблицу к уроку, я вызвалась сама.

Нужно успеть списать с доски предложение.

Перед контрольной работой по математике, нам предложили разделить доску, на пополам, меловой чертой.

Поскорее хотелось отойти от доски.

Нарисовать на доске окружность – это пустяк!

Учитель: Очень хорошо справились вы с заданием…/ Объявляет оценки/.

- Ребята, как бы вы объяснили, что такое «предложение»?

Ученики

- Это несколько слов.

- Это несколько слов вместе по смыслу.

- Это смысл, выраженный словами.

- Предложения описывают действительность.

Учитель: Представьте себе, что вы смотрите из окна на лес за рекой, или гуляете в лесу. Составьте и запишите несколько предложений, описывающих эту картину; по-разному в зависимости от того находится лес далеко или близко от дома; вы смотрите со стороны на лес или находитесь внутри него; лиственный он, хвойный, осенний или весенний.

/Я решила видоизменить задание во второй рамке параграфа №28 стр. 73 учебника 5 класс/

Первый ряд составляет предложения «Я смотрю из окна на лес за рекой, а за окном весна!»

Второй ряд составляет предложения - «Мой дом находится близко к хвойному лесу.»

Третий ряд составляет предложения – «Я гулял(а) в осеннем лесу».

И обязательно закончите свои предложения вопросительной интонацией…На интерактивной доске изображение весеннего, хвойного и осеннего леса\.

Ученики: варианты ответов –

а) «Я стоял у окна, и смотрел на реку. Она была быстрой, а за ней начинался лес. Он по-весеннему зеленел. А вы видели лес весной?

б) «Наш дом стоит у самой реки. За рекой начинает хвойный лес. Зимой и летом, он зелен. Нам часто, ветер приносит запах хвои. А ваш дом стоит близко к лесу?»

в) «Как хорошо, в осеннем лесу! Воздух пронзительно пахнет пожухлыми листьями. Они промокли ночью под дождём и теперь их аромат повсюду. А вам доводилось гулять по осеннему лесу?»

Учитель: Замечательно!

Теперь самое время открыть книгу и прочитать на стр. 73 определение того, что же такое «предложение?

/Дети читают и осмысливают роль понятия – «грамматической основы» в предложении, а также, интонации в предложении; осознают в целом роль предложения в выражении мыслей и чувств человека. /

Предложение – это слово или несколько слов, выражающих сообщение, вопрос или побуждение. При помощи предложений, мы выражаем мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, просьбами и советами

Все слова в предложении связаны по смыслу и грамматически.

В отличие от словосочетания, предложение имеет грамматическую основу. В грамматическую основу входят главные члены предложения.

Характерная интонация конца предложения – это опознавательный признак для определения границ предложения и постановки знаков завершения.

В конце предложения обычно ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.



Учитель: Ну что же, теперь самое время нам провести так полюбившуюся нам разминку.

/Ребята встают и выполняют простую разминку, помогая себе прочтением в слух следующих стишков…/

Потрудились – отдохнём

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд –

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили

Всем улыбки подарили.

/Можно всю разминку проделать под спокойную джазовую музыку - со словами либо мимически и пластически - без слов…/

Учитель: Теперь, посмотрим на упражнение №146, и самостоятельно поставим знаки препинания.

/ 1. Дети работают с упражнением и после расставления знаков должно получиться следующее / Смеркалось. На закате догорала заря. За лесом её не было видно, но всюду чувствовалась борьба света с тенью. Ночные тени успели прокрасться в лес и закутали в сумрак высокие кроны деревьев. Между ветвями деревьев виднелись звёзды и острые рога полумесяца.

Светало. Костёр догорал. Над рекою повис густой туман, сквозь него, не ясно были видны горы. Весёлые голоса, шутки, смех разносились по долине.

2. Дети подчёркивают грамматическую основу в каждом предложении.

3. Отмечают общий характер получившегося текста. /

Учитель: - Хорошо. Наш урок почти подошёл к концу. Скажите, что легче всего сегодня вам в работе удалось?

Ученики: - Найти грамматическую основу.

- Составить маленький рассказ про «Осенний лес», и т. д.

Учитель: - Что было сложным?

Ученики: - Весь текст читать, как одно предложение.

- Ставить знаки препинания.

Учитель: Следующая наша встреча даст нам возможность продолжить над всем этим работу и многое будет получаться лучше…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!