СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская песня - прошлое и настоящее.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока к презентации.

 

Просмотр содержимого документа
«Авторская песня - прошлое и настоящее.»

Авторская песня: прошлое и настоящее

(открытый урок по музыке в 6 классе)





Цели: продолжить рассмотрение темы года «Мир вокальной и инструментальной музыки» на знакомстве с одним из видов отечественной музыкальной культуры – авторская песня;

продолжить рассматривать связь музыки с жизнью: жизнь – источник музыки;

раскрыть понимание авторской песни, как духовно-нравственного камертона, как лирически – исповедальных, сатирических, романтических песен.



Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с выдающимися представителями авторской песни:

Д. Тухмановым, М. Светловым, А. Городницким, А. Якушевой, А. Розенбаумом, Ю. Кимом, В. Высоцким, Б. Окуджавой, О. Митяевым.

  • Ощутить интонации песен с помощью художественного восприятия.

  • Определить грани воздействия авторской песни на человека и ответить на вопрос: в чем сила авторской песни?

  • Расширить представление учащихся о роли авторской песни в жизни человека в прошлом и настоящем.

  • Донести до учащихся через формы организации историю и значимость идей авторской песни: дружба, единство, братство.

  • Отработка певческих навыков с помощью интонации.



Оборудование: Доска, фотографии композиторов авторских песен, ИКТ, мультимедийная презентация, синтезатор, фонохрестоматия музыкального материала к уроку, учебник «Музыка» - 6 класс (по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской), творческая тетрадь, распечатки текстов песен на каждого учащегося.







ХОД УРОКА



Мы никогда у сильных не прсили,

Не жили в долг, не пели на заказ…

В. Турианский



ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ



(звучит песня «Как здоров, что все мы здесь сегодня собрались» О. Митяева)



Учитель. - Здравствуйте ребята! Мы продолжаем изучать большую и интересную тему «Мир образов вокальной и инструментальной музыки». На предыдущих уроках уроках мы говорили о воздействие музыки на человека. Помните, как вы печалились во время звучания  песни Матвеева «Матушка, матушка, что во поле пыльно?», и, как изменилось ваше настроение от веселой танцевальной песни. Мы говорили с вами о вдохновляющей силе музыки Чайковского и Баха, мы говорили с вами о музыке Бетховена, как о помощнике в борьбе за свободу.

               - Сегодня мы познакомимся с одной из составляющей нашей отечественной музыкальной культуры, имеющую удивительную силу воздействия на человека, и наша задача ответить на вопрос, в чем заключается эта сила?



  • ? Скажите, пожалуйста, как вы думаете, что за песня звучала в самом начале урока? (ответы детей)

  • ? Вы знакомы с этой песней или нет? (ответы детей)



Учитель. - В таком случае у вас будет урок – открытие, вы познакомитесь с удивительным явлением отечественной музыкальной культуры, авторской песней. (Обратить внимание ребят на экран)

- Тема нашего урока: «Авторская песня – прошлое и настоящее». А урок открыла песня:



Учитель. – Наша задача ответить на вопрос, что такое авторская песня, почему ее называют – философией жизни, что она несет вашим сердцам, в чем заключается сила воздействия авторской песни на человека?

  • ? Ребята, я хочу спросить у вас: Что такое чудо в вашем понимании? (Ответы).

  • ? Часто вы в жизни встречаетесь с чудесами? (Ответы).

Учитель. Да, действительно: это явление, которое очень трудно объяснить. Наш мир дарит нам много чудес, но мы их просто не замечаем.

Почему я сегодня говорю об этом? Просто, я хочу показать вам настоящее чудо, такое как авторская песня. Авторская песня – это такое чудо, которое открывается только чуткому сердцу. Она вмещает в себя целый мир ощущений, переживаний, стремлений, взглядов – всю философию жизни. И сильна она тем, что несет в себе двойную силу: силу музыки и силу слова. Я приглашаю вас сегодня самим в этом убедиться.





ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

  1. Прошлое авторской песни.

Учитель. – Авторская песня (или бардовская, как ее по другому называют) – песенный жанр, возникший в середине ХХ века в разных странах. Его отличительными особенностями являются совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя. Авторская песня имеет свои истоки в русской культуре. С давних времен Русь славилась авторами-исполнителями. По городам и деревням ходили необычные люди с гуслями в руках. Людям нравились их игра и исполнение песен. Завидев их издалека, люди бросали свои дела и внимали певцам с глубокой сердечностью.

  • ? - Кто из вас может вспомнить, как звали на Руси этих певцов? (Ответы).

Учитель.БАЯНЫ. Так звали на Руси этих певцов. Они несли людям правду жизни, песни их были сердечно красивы, правдивы, чисты.



(Звучит ария Садко из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова)



Учитель. - Нужно сказать, что авторская песня не являлась феноменом лишь русской культуры, русского фольклора. В средние века, в эпоху расцвета многих городов, по дорогам странствовали ВАГАНТЫ (шутники). Среди них были студенты, монахи, философы актеры и певцы, рассказчики и акробаты.

Большую часть жизни ваганты проводили в поисках знаний, в университетах. Большинство писали свои стихи на латыни. В своем творчестве они опирались не только на традиции церковных и речевых жанров, но и на опыт народной лирики.

До нашего времени дошли многочисленные стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов XII-XIII веков.

Широкую популярность получил альбом песен, своего рода рок-сюита «По волне моей памяти» современного композитора Давида Федоровича Тухманова. Среди стихов разных эпох и стран, к которым обращается композитор есть и образец средневековой поэзии. Песня «Из вагантов» («На французской стороне…») рисует нам образ жизнерадостного, беззаботного школяра.



(Звучит песня «Из вагантов» Д. Тухманова)

  • ? - Какой характер передан в песне? (Жизнерадостный).

  • ? - Определите темп? (Подвижный).

  • ? - А что вы можете сказать об аккомпанементе? (Рисует имитацию игры студента, аккомпанирующего себе).

Учитель: - Да песня легкая, радостная, подвижная, очень ритмичная.



Микрообобщение по прошлому авторской песни.



Учитель. – Сама по себе авторская песня – это очень древний вид искусства, который известен большинству народов уже много веков, ведь не случайно представителей этого творчества называют бардами, сравнивая их с русскими гуслярами, древнегреческими лириками, украинскими кобзарями, исходя из того, что человек, сочинивший стихи, сам их поет под собственный аккомпанемент.

  1. Настоящее авторской песни.

Учитель. – В конце 50-х – начале 60-х годов ХХ столетия в России зародилась новая волна авторской песни. Это был своеобразный городской фольклор, который называют по-разному: бардовская песня, самодеятельная песня, поэзия под гитару.

Авторская песня родилась из серьезных раздумий о жизни человека, может быть, даже трагических, из острых сюжетов, из клокотания души. Из этого родилась, этим и стала известна. Но все равно, ядро поющих поэтов, которые двигали и двигают авторскую песню вперед, сравнительно невелико.

Кто же они, - авторы-исполнители?

Сейчас их имена знают уже многие. Это Б. Окуджава, Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Галич, А. Городницкий, в. Высоцкий, А. Якушева, Ж. Бичевская, Т. И С. Никитины, А. Розенбаум, А. Макаревич, О. Митяев, Трофим и мн. другие.

Многообразные жизненные явления получили свое выражение в текстах и мелодиях этих людей, не имеющих зачастую специального музыкального образования. Но, тем не менее, их имена занимают все же достойное место в отечественной музыкальной культуре.

Их песни и сегодня поются в дружеских компаниях, у костра, в походах, геологических экспедициях, в неформальной обстановке.

Эта «неформальность» авторской песни и составляет ее главную притягательную силу. Авторская песня обращена к каждому и она про каждого.

Массовость проявилась в сформировавшемся стихийно целом движении авторской песни: проводились слеты и фестивали, возникали клубы авторской песни.

Мне хочется, чтобы и вы сейчас познакомились с творчеством некоторых представителей авторской песни.









  1. Ю. Ким.



Учитель. - Ким Юлий Черсанович (род. 23.12.1936 г.) – известный автор-исполнитель. Писал о возникновении авторской песни так: «В 50-е годы на фоне надоевшей уже тотальной лжи, в которой жило наше общество, естественно, возникла мощная потребностью в правде. И не удивительно, что за дело сочинения песен взялась сама «публика», потому что у композиторов не было ни малейшего навыка, ни малейшего опыта для выражения этих новых интонаций, которые зазвучали в голосе нашего поколения».

Сообщение ученика о Ю. Киме.



Звучит песня: «Губы окаянные»



  1. Ю. Визбор.



«Нужно всю жизнь работать

Над собственным образом…»

Ю. Визбор

Учитель. - Юрий Визбор является одним из зачинателей авторской песни. Жизнеутверждающий, мужественный его талант находил и имел многочисленную и благодарную аудиторию.

Он любил сильных и мужественных людей и сам был мужественным и добрым в искусстве.



Сообщение ученика о Ю.Визборе.



Звучит песня: «Солнышко лесное»





  1. Б. Окуджава.

«Наверное, самую лучшую

На этой земной стороне,

Хожу я и песенку слушаю –

Она шевельнулась во мне»

Б. Окуджава



Учитель. - Булат Шалвович Окуджава по праву считается первым по значимости российским бардом. Его песни появились в конце 50-х годов и как-то сразу и навсегда. Они внесли новые представление о том, каким может быть песенный текст. Он написал около 150 песен. Они – о любви, надежде, о бессмысленности войн, о вере, о торжестве разума и мудрости.

Родился Булат Окуджава 9 мая. Теперь это День Победы. И словно ему в подарок уже много лет подряд в этот день звучит его песня «Нам нужна одна победа» из кинофильма «Белорусский вокзал».



Звучит песня «Нам нужна одна победа»



Сообщение ученика о Б. Окуджаве



Звучит песня «А иначе зачем на земле этой вечной живу»



  1. В. Высоцкий.

«Я, конечно, вернусь – весь в друзьях и в делах, -

Я, конечно, спою…»

В. Высоцкий



Учитель. - Владимир Высоцкий – вершина авторской песни. Но здесь есть оговорка: тематика его песен с манерой исполнения В. Высоцкого довольно сильно отличалась от большинства других бардов, тем более, он с негативом относился к клубам самодеятельных песен и «бардовскому» движению.

В отличие от большинства советских бардов Владимир Семенович являлся профессиональным актером и, по данной причине, не относился к самодеятельности.

Не найти сторон жизни, не затронутых в его творчестве. «Блатные» песни, баллады, любовная лирика и песни на темы политики: иногда сатирические, либо даже с содержанием резкой критики существующего строя и положения дел, песни с юмором и песни-сказки. Множество песен написано от первого лица, и они получили название песен-монологов.

В. Высоцким исполнялись песни о жизни повседневной и о Великой Отечественной войне, о жизни рабочих и судьбе народов, что и принесло ему большую популярность.



Звучит песня «Здесь вам не равнина…»



Сообщение ученика о В. Высоцком.



Звучит песня «Песня о друге»





  1. А. Розенбаум

«Боли кто не узнал, тот радости искренней не нашел»

А. Розенбаум



У Александра Розенбаума был выбор между профессией врача, по которой он уже отработал 5 лет и нашёл в ней себя, и эстрадной карьерой. Был сделан выбор в пользу музыки.

Писать о песнях Александра Розенбаума трудно, потому что ныне их знают почти все. Если бы они не нравились, их бы не пели; постылую службу делают из-под палки; песня становится твоею лишь в том случае, когда она делается сердечной потребностью.

В чем же секрет популярности Розенбаума? Я не боюсь слова "популярность", оттого что в своей латинской первооснове это понятие сопрягается с "народностью".

Видимо, секрет его успеха в том, что песни, ставшие ныне достоянием народа, по-настоящему традиционны - при всем своем новаторстве.



Сообщение ученика об А. Розенбауме.



Звучит песня «













  1. Сергей и Татьяна Никитины

«И сама по себе не играет гитара,

А дана человеку, как голос души.»

Ю.Визбор



Знаменитый авторский дуэт Татьяна и Сергей Никитины широко известен с 60-х годов прошлого века. Сергей Никитин — композитор и исполнитель, ещё до встречи с будущей супругой, работал с музыкальным квартетом Москонцерта. А также писал песни на стихи молодых поэтов — Роберта Рождественского, Арсения Тарковского, Александра Володина и других.

Но встреча с Татьяной изменила его жизнь и вот уже четыре десятка лет их творческий дуэт неразлучен. Написанные Сергеем Никитиным песни: «Пол года плохая погода», «Большой секрет для маленькой компании», «Под музыку Вивальди», «Дон и Магдалина», «Времена не выбирают», «Александра, Александра» — знают все, и снова и снова готовы их слушать. А представить себе любимые мультфильмы «Каникулы Банифация» или «Рики Тики Тави» и художественный фильм «Мери Попинс» без голоса Татьяны и Сергея Никитыных невозможно, но лучше всего, конечно, слушать Никитиных в живом исполнении.



Сообщение ученика о творческом дуэте Никитиных

Звучит песня «Диалог у новогодней елки»





  1. О. Митяев

В общем, понятная фигура Митяев:

состоявшийся автор, а что спорят вокруг него –

так это только подогревает интерес.


Его знают все. Если не имя, то хотя бы строчки его песен. Для туристов и компанейской публики Митяев – это «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

Из тех, кто любит авторскую песню, одни безоговорочно присваивают ему первое место в «новой волне», и другие столь же безоговорочно заявляют, что Митяев – это вовсе не авторская песня.


Сообщение ученика об О. Митяеве



  1. А. Якушева

«Вслед за песней позовут ребята

В неизвестные еще края

И тогда над крыльями заката

Вспыхнет яркой звездочкой звезда моя...»

Песни Якушевой задушевны и искренни: она поет о дружбе, об открытии новых земель, но о чем бы она ни пела, все ее песни — о любви с ее потрясающими горизонтами, с ее чистотой и верностью.

Сообщение учащегося об Аде Якушевой

Звучит песня: «Вечер бродит»



ИТОГ УРОКА



Учитель: Сегодня мы с вами говорили об авторской песне, исполняли их. Для чего нужны авторские песни и нужны ли они? (Эти песни помогают ценить любовь, дружбу, учат уважать друг друга, доверять, помогают правильно выбрать мечту, делают нас чище).



Учитель: Да, вы сейчас сказали правильные слова. Авторская песня несет в себе:

                

  - помощь в понимании человеческих ценностей,

                 -  помощь в понимании единства человека и Мира,

               -  авторская песня очищает наши сердца,

                 -  музыка авторской песни обогащает своей красотой,

                -  она призывает к высоким чувствам, помогают  духовному становлению.



Могу еще добавить: авторская песня несет в себе глубокую философию познания жизни. И если авторская песня станет вашим другом, то можно быть уверенным, что вы сможете вырастить в себе такие качества как: искренность открытость, честность, чистота. Она поможет стать вам богатыми духовно, гармоничными людьми. Вот мы с вами и ответили на вопрос: в чем же ценность авторской песни.



Я предлагаю сейчас составить с моей помощью тематический спектр авторской песни:

«семь цветов радуги» (дети рисуют радугу и в нее вписывают спектр авторской песни).



Тематический спектр авторской песни это индивидуальная цветовая ассоциация: героизм, гражданственность, патриотизм, понятие «красного» цвета.



Понятие оранжевого цвета в радуге: юмор, радость, веселье, оптимизм, сила, добро, свобода человека.



Понятие жёлтого цвета в радуге, мечта, фантазия, романтика, романтическая традиция, создание воображаемых музыкальных образов.



Понятии «зелёного цвета, песня размышления, песня- картина, песня- разговор, романтика, ритм, вальс, художественно- музыкальный образ природы, элегия.



Понятие голубого цвета радуги, высокая духовность, уважение, восхищение нежность.



Понятие синего цвета радуги, верность, благородство драматизм неразделённой любви.



Понятие синего цвета радуги: Воспоминание, тоска, память, драматизация, трагизм



Понятие фиолетового цвета радуги, печаль, скорбь, утрата.

.

Учитель. - Я предлагаю закончить урок замечательной авторской песней «Вечер бродит», написанную Адой Якушевой.



Исполнение песни