Подходы к разработке учебно-методической продукции
Утегенова Бибикуль Мазановна, зав.кафедрой педагогики КГПИ, кандидат пед.наук, доцент
ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РЗРАБОТКЕ УЧЕБНОЙ ПРОДУКЦИИ:
- Отбор и структурирование содержания,
- Необходимость ориентации и мотивации обучаемого,
- Проблема представления знания соответствующих в учебниках,
- Организация процесса усвоения,
- Самопроверка/контроль результатов усвоения.
Проблемы и противоречия в разработке учебных изданий:
1. Проблема отбора содержания
Выраженное противоречие между необходимостью одновременно компактного и максимально полного изложения материала.
Одним из возможных путей разрешения является принцип генерализации (проблематизации) учебного материала - его группировка вокруг ряда стержневых, основополагающих идей - проблем той или иной области науки.
2. Глобальная проблема - необходимость ориентации и мотивации обучаемого
существует научное знание и проблема его осознания, восприятия, усвоения и продуктивного применения обучающимися, прямого отношения к его «добыванию» не имеющими, в частности, школьниками…
3. Проблема представления знания в учебных изданиях:
Эта проблема должна рассматриваться в соответствие с важнейшими общедидактическими принципами:
- научность,
- наглядность,
- доступность,
- системность, систематичность учения,
- дифференциация и индивидуализация,
- предметная направленность.
Создатель учебного текста – автор
должен озаботиться таким представлением учебной информации, чтобы ученик смог:
быстро и адекватно усвоить учебный материал, с тем чтобы уметь его воспроизвести и использовать в процессе решения познавательных задач различной масштабности, направленности и степени трудности.
Автор –составитель должен предвидеть:
- какие познавательные затруднения могут возникнуть у учащихся,
- какие из них должны быть пройдены как обязательный этап усвоения знания,
- какие станут непреодолимым препятствием в этом процессе
… новизна п ри написании учебных текстов заключается не в открытии новых научных истин,
а в способе представления истин известных - чтобы они были максимально понятны обучающим, быстро ими осознаны и усвоены , а также могли быть применены при решении различных задач
Критерии оценки учебного текста
Три основных критерия, которым должен отвечать учебный текст:
- он должен обеспечить адекватность понимания,
- быстроту восприятия обучающими учебной информации,
- долговременное ее запоминание .
Проблема используемых терминов
1. Автор- составитель текста должен быть уверен в том, что ученик правильно поймет смысл терминов.
2. То же самое следует сказать и о различных фрагментах учебной информации - законах, частных закономерностях, экспериментальных фактах , которые составитель предполагает использовать без специальных подробных разъяснений.
Если такой уверенности нет, необходимо представить ряд специальных пояснений, например:
- поместить краткую ссылку-пояснение (внизу страницы кратко разъяснив то, что необходимо, либо указав источник - учебник, пособие, руководство, словарь, энциклопедию, справочник, где соответствующие термин, закон и т.п. разъяснены подробно);
- указать страницу приложения к пособию, в конце которого представлен краткий словарь, справочник, и др.;
Необходимо дать соответствующее пояснение в тексте пособия,
выделив его другим шрифтом , начинающееся примерно такими словами:
- «Для тех, кто не знаком с... (таким-то фрагментом), поясним...»,
- «Более подробно этот вопрос освещен...»,
- «Здесь и далее под словом будем понимать».
Трудные для понимания фрагменты целесообразно
- расширить за счет по элементного рассмотрения трудных для восприятия процессов и явлений четкими обозначениями типа: «1 этап», «2 этап», «3 этап...»;
- представить трудный для восприятия процесс схематично - в виде рисунков с изображением ряда последовательно происходящих стадий;
- дать пояснение тех отдельных моментов, которые мешают формированию в сознании студентов целостной картины описываемого.
2.В конце разделов (модулей) целесообразно использовать специальные обобщающие конструкты - заключения , емко и сжато представляющие все то, о чем шла речь.
Заключение позволяет студенту оперативно восстановить суть и смысл крупного фрагмента учебного материала .
3. Каждая тема (модуль)- основная структурная единица пособия - завершается комплексом заданий для самостоятельной работы.
Критерий прочности усвоения знаний
Подробное, логичное, скрупулезное изложение материала с периодическими повторениями , резюмированиями , выделениями главных утверждений и стержневых конструктов представленного материала, многократно фиксирующими внимание обучающихся на том, что необходимо хорошо осознать и запомнить.
Критерии критической насыщенности
1 .В учебной информации необходимы фрагменты, которые побуждали бы осмыслить констатируемые результаты с точки зрения различных независимых друг от друга подходов.
Характерным отличием информации, отвечающей данному критерию, от формально утверждающей является наличие в ней словосочетаний типа:
«с одной стороны..., с другой стороны...»,
«рассмотрим, как получить этот результат, применяя (такой-то способ)»,
«это является одновременно и следствием (такого-то закона, положения)» и т.п .
Аппарат организации познавательной деятельности обучающихся
- включает справочный аппарат учебного издания;
- предусматривает поэтапное усложнение познавательных заданий, направленных на расширения круга умений;
- акцентирует внимание на базовых понятиях и ключевых моментах,
- ориентирует в дополнительных источниках информации (в содержании учебно-методического комплекса по дисциплине)
Задания, задачи, упражнения, вопросы,
помещённые в учебниках, пособиях и руководствах должны
- формировать целостную систему
- соответствовать планируемым результатам освоения учебного материала.
Требования к заданиям:
При выполнении заданий ученик должен:
- актуализировать весь материал модуля ,
- целесообразно постепенное повышение сложности заданий : от чисто репродуктивных до проблемно -поисковых творческих макрозадач.
Следует представить те или иные ориентиры, подсказки, указания к выполнению заданий, в ряде случаев - конечные ответы.
Требования к компетентностным заданиям:
- наличие дифференцированного подхода,
- отсутствие жесткой заданности условий и требований,
- многовариантность исходных данных и путей решения,
- ориентация учащегося на анализ своих решений,
- развивающий аспект (активность,
- инициативность, творческий подход учащихся в учебном процессе);
- обратная связь, контроль и самоконтроль