СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская презентация "Подходы к разработке УМК"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентаии раскрыты общие педагогические и дидактические подходы по разработке учебно-методической продукции. Даны требования к составлению учебно-методической продукции (учебное пособие, сборники, методические пособия и т.д.)

Просмотр содержимого документа
«Авторская презентация "Подходы к разработке УМК"»

Подходы к разработке учебно-методической продукции Утегенова Бибикуль Мазановна, зав.кафедрой педагогики КГПИ, кандидат пед.наук, доцент

Подходы к разработке учебно-методической продукции

Утегенова Бибикуль Мазановна, зав.кафедрой педагогики КГПИ, кандидат пед.наук, доцент

ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РЗРАБОТКЕ УЧЕБНОЙ ПРОДУКЦИИ:   Отбор и структурирование содержания,  Необходимость ориентации и мотивации обучаемого,  Проблема представления знания соответствующих в учебниках,  Организация процесса усвоения,  Самопроверка/контроль результатов усвоения.

ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РЗРАБОТКЕ УЧЕБНОЙ ПРОДУКЦИИ:

  • Отбор и структурирование содержания,
  • Необходимость ориентации и мотивации обучаемого,
  • Проблема представления знания соответствующих в учебниках,
  • Организация процесса усвоения,
  • Самопроверка/контроль результатов усвоения.
Проблемы и противоречия в разработке учебных изданий: 1. Проблема отбора содержания  Выраженное противоречие между необходимостью одновременно компактного и максимально полного изложения материала.

Проблемы и противоречия в разработке учебных изданий:

1. Проблема отбора содержания

Выраженное противоречие между необходимостью одновременно компактного и максимально полного изложения материала.

 Одним из возможных путей разрешения является принцип генерализации  (проблематизации) учебного материала - его группировка вокруг ряда стержневых, основополагающих идей - проблем той или иной области науки.

Одним из возможных путей разрешения является принцип генерализации (проблематизации) учебного материала - его группировка вокруг ряда стержневых, основополагающих идей - проблем той или иной области науки.

 2. Глобальная проблема - необходимость ориентации и мотивации обучаемого существует научное знание и проблема его осознания, восприятия, усвоения и продуктивного применения обучающимися, прямого отношения к его «добыванию» не имеющими, в частности, школьниками…

2. Глобальная проблема - необходимость ориентации и мотивации обучаемого

существует научное знание и проблема его осознания, восприятия, усвоения и продуктивного применения обучающимися, прямого отношения к его «добыванию» не имеющими, в частности, школьниками…

3. Проблема представления знания в учебных изданиях:   Эта проблема должна рассматриваться в соответствие с важнейшими общедидактическими принципами:  научность, наглядность, доступность, системность, систематичность учения, дифференциация и индивидуализация, предметная направленность.

3. Проблема представления знания в учебных изданиях:

Эта проблема должна рассматриваться в соответствие с важнейшими общедидактическими принципами:

  • научность,
  • наглядность,
  • доступность,
  • системность, систематичность учения,
  • дифференциация и индивидуализация,
  • предметная направленность.
Создатель учебного текста – автор  должен озаботиться таким представлением учебной информации, чтобы ученик смог: быстро и адекватно усвоить учебный материал, с тем чтобы уметь его воспроизвести и использовать в процессе решения познавательных задач различной масштабности, направленности и степени трудности.

Создатель учебного текста – автор

должен озаботиться таким представлением учебной информации, чтобы ученик смог:

быстро и адекватно усвоить учебный материал, с тем чтобы уметь его воспроизвести и использовать в процессе решения познавательных задач различной масштабности, направленности и степени трудности.

Автор –составитель должен предвидеть: какие познавательные затруднения  могут возникнуть у учащихся,  какие из них должны быть пройдены как обязательный этап усвоения знания, какие станут непреодолимым препятствием в этом процессе

Автор –составитель должен предвидеть:

  • какие познавательные затруднения могут возникнуть у учащихся,
  • какие из них должны быть пройдены как обязательный этап усвоения знания,
  • какие станут непреодолимым препятствием в этом процессе
… новизна п ри написании учебных текстов заключается не в открытии новых научных истин, а в способе представления истин известных - чтобы они были максимально понятны  обучающим, быстро ими осознаны и усвоены , а также могли быть применены при решении различных задач

новизна п ри написании учебных текстов заключается не в открытии новых научных истин,

а в способе представления истин известных - чтобы они были максимально понятны обучающим, быстро ими осознаны и усвоены , а также могли быть применены при решении различных задач

Критерии оценки учебного текста Три основных критерия, которым должен отвечать учебный текст: он должен обеспечить адекватность понимания, быстроту восприятия обучающими  учебной информации,  долговременное ее запоминание .

Критерии оценки учебного текста

Три основных критерия, которым должен отвечать учебный текст:

  • он должен обеспечить адекватность понимания,
  • быстроту восприятия обучающими учебной информации,
  • долговременное ее запоминание .
Проблема используемых терминов 1. Автор- составитель текста должен быть уверен в том, что ученик правильно поймет смысл терминов. 2. То же самое следует сказать и о различных фрагментах учебной информации - законах, частных закономерностях, экспериментальных фактах , которые составитель предполагает использовать без специальных подробных разъяснений.

Проблема используемых терминов

1. Автор- составитель текста должен быть уверен в том, что ученик правильно поймет смысл терминов.

2. То же самое следует сказать и о различных фрагментах учебной информации - законах, частных закономерностях, экспериментальных фактах , которые составитель предполагает использовать без специальных подробных разъяснений.

Если такой уверенности нет, необходимо представить ряд специальных пояснений, например: поместить краткую ссылку-пояснение  (внизу страницы кратко разъяснив то, что необходимо, либо указав источник - учебник, пособие, руководство, словарь, энциклопедию, справочник, где соответствующие термин, закон и т.п. разъяснены подробно); указать страницу приложения к пособию, в конце которого представлен краткий словарь, справочник, и др.;

Если такой уверенности нет, необходимо представить ряд специальных пояснений, например:

  • поместить краткую ссылку-пояснение (внизу страницы кратко разъяснив то, что необходимо, либо указав источник - учебник, пособие, руководство, словарь, энциклопедию, справочник, где соответствующие термин, закон и т.п. разъяснены подробно);
  • указать страницу приложения к пособию, в конце которого представлен краткий словарь, справочник, и др.;
 Необходимо дать соответствующее пояснение  в тексте пособия, выделив его другим шрифтом , начинающееся примерно такими словами: «Для тех, кто не знаком с... (таким-то фрагментом), поясним...», «Более подробно этот вопрос освещен...», «Здесь и далее под словом будем понимать».

Необходимо дать соответствующее пояснение в тексте пособия,

выделив его другим шрифтом , начинающееся примерно такими словами:

  • «Для тех, кто не знаком с... (таким-то фрагментом), поясним...»,
  • «Более подробно этот вопрос освещен...»,
  • «Здесь и далее под словом будем понимать».
  Трудные для понимания фрагменты целесообразно  расширить за счет по элементного рассмотрения трудных для восприятия процессов и явлений четкими обозначениями типа: «1 этап», «2 этап», «3 этап...»;  представить трудный для восприятия процесс схематично - в виде рисунков с изображением ряда последовательно происходящих стадий;  дать пояснение тех отдельных моментов, которые мешают формированию в сознании студентов целостной картины описываемого.

Трудные для понимания фрагменты целесообразно

  • расширить за счет по элементного рассмотрения трудных для восприятия процессов и явлений четкими обозначениями типа: «1 этап», «2 этап», «3 этап...»;
  • представить трудный для восприятия процесс схематично - в виде рисунков с изображением ряда последовательно происходящих стадий;
  • дать пояснение тех отдельных моментов, которые мешают формированию в сознании студентов целостной картины описываемого.
2.В конце разделов (модулей) целесообразно использовать специальные обобщающие конструкты - заключения , емко и сжато представляющие все то, о чем шла речь. Заключение позволяет студенту оперативно восстановить суть и смысл крупного фрагмента учебного материала .

2.В конце разделов (модулей) целесообразно использовать специальные обобщающие конструкты - заключения , емко и сжато представляющие все то, о чем шла речь.

Заключение позволяет студенту оперативно восстановить суть и смысл крупного фрагмента учебного материала .

3. Каждая тема (модуль)- основная структурная единица пособия - завершается комплексом заданий для самостоятельной работы.

3. Каждая тема (модуль)- основная структурная единица пособия - завершается комплексом заданий для самостоятельной работы.

Критерий прочности усвоения знаний  Подробное, логичное, скрупулезное изложение материала с периодическими повторениями , резюмированиями , выделениями главных утверждений и стержневых конструктов  представленного материала, многократно фиксирующими внимание обучающихся на том, что необходимо хорошо осознать и запомнить.

Критерий прочности усвоения знаний

Подробное, логичное, скрупулезное изложение материала с периодическими повторениями , резюмированиями , выделениями главных утверждений и стержневых конструктов представленного материала, многократно фиксирующими внимание обучающихся на том, что необходимо хорошо осознать и запомнить.

 Критерии критической насыщенности  1 .В учебной информации необходимы фрагменты, которые побуждали бы осмыслить констатируемые результаты с точки зрения различных независимых друг от друга подходов.

Критерии критической насыщенности

1 .В учебной информации необходимы фрагменты, которые побуждали бы осмыслить констатируемые результаты с точки зрения различных независимых друг от друга подходов.

Характерным отличием информации, отвечающей данному критерию, от формально утверждающей является наличие в ней словосочетаний типа: «с одной стороны..., с другой стороны...», «рассмотрим, как получить этот результат, применяя (такой-то способ)», «это является одновременно и следствием (такого-то закона, положения)» и т.п .

Характерным отличием информации, отвечающей данному критерию, от формально утверждающей является наличие в ней словосочетаний типа:

«с одной стороны..., с другой стороны...»,

«рассмотрим, как получить этот результат, применяя (такой-то способ)»,

«это является одновременно и следствием (такого-то закона, положения)» и т.п .

Аппарат организации познавательной деятельности обучающихся включает справочный аппарат учебного издания; предусматривает поэтапное усложнение познавательных заданий, направленных на расширения круга умений; акцентирует внимание на базовых понятиях и ключевых моментах, ориентирует в дополнительных источниках информации (в содержании учебно-методического комплекса по дисциплине)

Аппарат организации познавательной деятельности обучающихся

  • включает справочный аппарат учебного издания;
  • предусматривает поэтапное усложнение познавательных заданий, направленных на расширения круга умений;
  • акцентирует внимание на базовых понятиях и ключевых моментах,
  • ориентирует в дополнительных источниках информации (в содержании учебно-методического комплекса по дисциплине)
Задания, задачи, упражнения, вопросы,  помещённые в учебниках, пособиях  и руководствах должны формировать целостную систему  соответствовать планируемым результатам освоения учебного материала.

Задания, задачи, упражнения, вопросы,

помещённые в учебниках, пособиях и руководствах должны

  • формировать целостную систему
  • соответствовать планируемым результатам освоения учебного материала.
 Требования к заданиям:  При выполнении заданий ученик должен:  актуализировать весь материал модуля , целесообразно постепенное повышение сложности заданий : от чисто репродуктивных до проблемно -поисковых творческих макрозадач. Следует представить те или иные ориентиры, подсказки, указания к выполнению заданий, в ряде случаев -  конечные ответы.

Требования к заданиям:

При выполнении заданий ученик должен:

  • актуализировать весь материал модуля ,
  • целесообразно постепенное повышение сложности заданий : от чисто репродуктивных до проблемно -поисковых творческих макрозадач.

Следует представить те или иные ориентиры, подсказки, указания к выполнению заданий, в ряде случаев - конечные ответы.

Требования к компетентностным заданиям: наличие дифференцированного подхода,  отсутствие жесткой заданности условий и требований, многовариантность исходных данных и путей решения, ориентация учащегося на анализ своих решений, развивающий аспект (активность, инициативность, творческий подход учащихся в учебном процессе);  обратная связь, контроль и самоконтроль

Требования к компетентностным заданиям:

  • наличие дифференцированного подхода,
  • отсутствие жесткой заданности условий и требований,
  • многовариантность исходных данных и путей решения,
  • ориентация учащегося на анализ своих решений,
  • развивающий аспект (активность,
  • инициативность, творческий подход учащихся в учебном процессе);
  • обратная связь, контроль и самоконтроль