Муниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 86
г.о.Тольятти Самарской области
Рассмотрено Согласовано Утверждаю на заседании МО зам. директора по УВР Директор
учителей нач. классов __________М.В. Федулова МБУ СОШ № 86 Пр. № ___ _____________Л.Н. Беднова «___»___________2012 г. «___»___________2012 г. «___»___________2012 г.
Программа
Очно-дистанционного курса
«ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К
ДИСТАНЦИОННЫМ ЭВРИСТИЧЕСКИМ ОЛИМПИАДАМ»
для учащихся 4 классов
Срок реализации – 1 год
Автор программы:
учитель начальных классов
Павлюченко Елена Николаевна
г. о. Тольятти
Содержание
1. Пояснительная записка ………………………………………..стр.3-6
Обоснование необходимости реализации программы стр.3-4
Цели и задачи программы стр.4-5
Взаимодействие с другими программами стр.5
Организационно-педагогические условия реализации программы стр.5
Педагогические принципы и технологии, обеспечивающие
реализацию образовательной программы стр.6
Обеспечение для реализации программы стр.6
Прогнозируемый результат образовательного процесса стр.5-6
2. Содержание программы очно-дистанционного курса
«Подготовка учащихся к дистанционным эвристическим
олимпиадам» …………………………………….. стр.7
3. Учебно-тематический план программы ………………………… стр.8-9
Список литературы, используемой для составления программы……стр.10
Пояснительная записка
Обоснование необходимости реализации программы
Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка.
В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»
Программа очно-дистанционного курса «Подготовка учащихся к дистанционным эвристическим олимпиадам» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по общеинтеллектуальному направлению.
Программа данного курса рассчитана на 1 год обучения и представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 4 классов общеобразовательной школы. Продолжительность обучения 34 академических часа в учебный год
(1 академический час в неделю).
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников коммуникационных и социальных навыков, информационной грамотности, умения пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, знакомства с доступными способами её получения, хранения, переработки, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на развитие интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
Это вызвано объективной и осознаваемой обществом ролью развития творческого мышления в становлении личности и ее самореализации, необходимостью развития в человеке способности преодолевать проблемы на основе тех или иных (подчас - нестандартных) подходов и решений, действовать продуктивно с опорой на свой образовательный потенциал. Выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий.
На современном этапе в образовании все больше утверждается деятельностный компетентностный подход, сущность которого заключается в том, чтобы сделать ученика активным соучастником учебного процесса. Умение владеть знаниями, применять их на практике, интерпретировать и выражать своё отношение к ним - это главная цель педагога в работе с учениками. Знаю → могу применить →владею способами применения (знаю как применить) → имею своё отношение - эта логическая цепочка определяет развитие олимпиадных детей.
Олимпиады - это одна из общепризнанных форм работы с одаренными и высокомотивированными учащимися. Участвуя в дистанционных эвристических олимпиадах (ДЭО), такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников.
Данная программа очно-дистанционного курса «Подготовка учащихся к дистанционным эвристическим олимпиадам» основана на главных принципах психологического развития личности младших школьников с использованием элементов практической психологии. То есть, обучаясь по программе, учащиеся не только получают знания о критериях оценивания заданий эвристических олимпиад, способах и приёмах их выполнения, но и учатся общаться друг с другом, находясь в атмосфере своих возрастных интересов. Этот курс нацелен на развитие социальной и коммуникативной компетентностей учащихся, интереса к предметам и метапредметным связям, воспитание гармонично развитой личности, способной к самообразованию, воспитание качеств активного гражданина.
Активизировать учебный процесс, сделать его интересным помогают разнообразные проблемные и творческие задания, поисковые открытые задачи, игры, тесты, видео-уроки, элементы психологических тренингов, участие в дистанционных олимпиадах.
Программа предусматривает осуществление наряду с очным, также и дистанционного обучения через среду дистанционного обучения Moodle. Дистанционное обучение открывает новые возможности, значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу обучения. Данная модель обучения основана на предоставлении учащимся информационно-образовательных ресурсов в виде специализированных наборов учебно-методических комплексов (кейсов) с использованием различных видов носителей информации: печатных материалов; материалов на аудио- и видео-носителях; обучающих компьютерных пакетов, прикладных и тестирующих программ. Дистанционные занятия построены с учётом здоровьесберегающих технологий, предусматривают переключение ребёнка от работы с компьютером на другие задания.
Цели и задачи программы
Цель данного курса – предоставить ученикам возможность максимального творческого самовыражения в метапредметных областях с учётом их индивидуальных способностей, создать предпосылки для успешного участия в ДЭО с помощью средств компьютерных телекоммуникаций.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-создать среду, в которой учащиеся могут на практике с пользой для своего развития и обучения использовать полученные умения работы на персональном компьютере и получать мотивацию для освоения новых компьютерных образовательных программ;
- выявить проблемы в умении формулировать свои мысли и излагать их письменно в понятной для других форме на разные темы, найти способы решения этих проблем;
- предоставить постоянную возможность учащимся развивать в себе творчество и нетрадиционный подход к изучаемым предметам. Быть более наблюдательными и настойчивыми в достижении своих целей;
- мотивировать у ребят желание высказаться, поделиться своими фантазиями и суждениями по многим вопросам: о жизни, науке, семье и устройстве мира. Найти СВОЮ олимпиаду, добиваться в ней успеха из года в год, расширяя свои познания и умения.
Взаимодействие с другими программами
Данная программа является интегрированной и связана со всеми предметами, изучаемыми учащимися начальных классов общеобразовательных учреждений.
В то же время задания эвристических олимпиад формулируются без "привязки" к учебным программам по школьным дисциплинам, что позволяет на равных соревноваться в творчестве ученикам с достаточной разницей в возрасте и уровне базовых знаний.
Поэтому ведущую роль в подготовке к эвристической олимпиаде занимают не обычные уроки по школьным предметам, а специальные занятия, организуемые вне традиционного общеобразовательного процесса.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Программа рассчитана на одарённых детей с повышенной мотивацией в возрасте 9-11 лет, желающих участвовать в дистанционных эвристических олимпиадах.
Она составлена из расчета 34 часа в год (по 1 академическому часу в неделю). Продолжительность занятия – 45 минут. Набор в группы осуществляется свободный.
При составлении программы были учтены психолого-физические особенности данного возрастного периода.
Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста, для которого ведущей является деятельность учебная, выступают:
- произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация благодаря усвоению теоретических знаний;
- осознание ребёнком своих собственных изменений (рефлексия) в результате освоения им учебной деятельности: он научился учиться сам и многое может познавать самостоятельно;
-развитие мотивационно-потребностной сферы психики детей.
Программа подготовки детей к эвристическим олимпиадам включает три основных направления:
эвристическая подготовка по изучаемым предметам;
техническая (компьютерная) подготовка;
психологическая подготовка (настрой и рефлексия).
Программа курса предусматривает сочетание различных форм работы со школьниками: фронтальную работу, групповые, индивидуальные, практические занятия; внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, интеллектуальные марафоны), проведение тренингов, индивидуальных консультаций, а также дистанционное обучение.
Результаты участия обучающихся в занятиях очно-дистанционного курса «Подготова учащихся к дистанционным эвристическим олимпиадам » не являются предметом контрольно-оценочных процедур. Основной критерий оценки - личностное приращение ученика, сравнение его с самим собой за указанный период обучения.
Педагогические принципы и технологии, обеспечивающие реализацию
образовательной программы
Условием высокой эффективности организации образовательного и воспитательного процесса является соблюдение ведущих педагогических принципов:
-принцип адаптивности;
-принцип развития;
- принцип психологической комфортности;
-принцип систематичности;
-принцип практической направленности;
-принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика (зона ближайшего развития);
-принцип опоры на предшествующее развитие;
-креативный принцип, или принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Для реализации содержания программы применяются следующие современные педагогические технологии: технология развивающего, личностно – ориентированного обучения; технология эвристического обучения; технология коллективной творческой деятельности; информационно-коммуникационные и Интернет - технологии.
Обеспечение для реализации программы.
Материально-техническое обеспечение: учебный класс, оборудованный компьютерами, выход в Интернет, принтер, мультимедиа-проектор.
Методическое обеспечение: методическая литература, дидактические материалы, таблицы, СD-диски с обучающими программами.
Прогнозируемый результат образовательного процесса
По окончании курса учащиеся
-должны владеть различными приёмами использования эвристических методов при решении предлагаемых задач;
-владеть элементарными компьютерными навыками:
- быстро печатать на клавиатуре;
- владеть графическим редактором (на олимпиадах часто предлагается что-либо нарисовать);
-уметь создавать, переименовывать, сохранять, архивировать файлы;
-владеть навыками работы с инструкциями;
-уметь анализировать свою деятельность, делать выводы;
- владеть психологическими приёмами воздействия на своё эмоциональное состояние;
-более широко использовать вариативность мышления, творческий подход к выполнению заданий;
-уметь выполнять задания в группах, проявляя гибкость, мобильность, активность, умение сотрудничать, искать, изучать, аргументировать, адаптироваться и другие компетенции.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
34 часа
Что такое ДЭО? (4 часа)
Введение. Знакомство с историей, принципами, критериями дистанционных эвристических олимпиад. Индивидуальные консультации.
Эвристическая и психологическая подготовка. (18 часов)
Понятие об «открытых» и «закрытых» задачах.
Структура эвристического задания и особенности работы на каждом этапе.
Виды заданий в эвристических олимпиадах:
Эвристические методы – эмпатия, символотворчество, гиперболизация, инверсия, замена элемента и др.
Эвристические алгоритмы.
Использование эвристических методов и выполнение творческих заданий ранее проведённых олимпиад.
Рефлексия как средство достижения успеха в олимпиаде.
Тест на определение умения слушать. Тест на одаренность. Тест на определение творческого потенциала. Тест на определение уровня самооценки. Тест на определение умения излагать свои мысли.
Психологический тренинг (память, внимание). Индивидуальные консультации.
Компьютерная общетехническая подготовка, освоение компьютерных средств представления творческих результатов. (12 часов)
Приемы работы с текстовым редактором Word.
Знакомство с графическим редактором типа Photoshop.
Применение программы архивации файлов типа WinZip.
Приемы работы с программой электронной почты.
Участие в дистанционных эвристических олимпиадах «Маленький принц», «Совёнок», «Нескучная зима», «Эйдос» и др.
Учебно-тематический план
№ темы | Тема | Коли-чество часов |
очно | дистанц |
1-2 | Что такое ДЭО? Введение (видео-урок). http://moodle.tgl.net.ru/course/ Тест на определение умения слушать. | 1 | 1 |
3-4 | Знакомство с историей, принципами, критериями дистанционных эвристических олимпиад (видео-урок). Индивидуальные консультации. | 1 | 1 |
5-6 | Понятие об «открытых» и «закрытых» задачах (видео-урок). | 1 | 1 |
7-8 | Структура эвристического задания и особенности работы на каждом этапе. Участие в дистанционных эвристических олимпиадах «Эйдос». http://www.eidos.ru/ | 1 | 1 |
9 | Приемы работы с текстовым редактором Word. Практическая работа. | 1 | |
10-11 | Виды заданий в эвристических олимпиадах: творческие задания. Выполнение творческих заданий ранее проведённых олимпиад. Тест на определение творческого потенциала. | 1 | 1 |
12-13 | Знакомство с графическим редактором типа Photoshop. Практическая работа. Выполнение заданий ранее проведённых олимпиад. | 1 | 1 |
14 | Участие в дистанционных эвристических олимпиадах «Совёнок» http://www.covenok.ru/sov/ | | 1 |
15-16 | Виды заданий в эвристических олимпиадах: исследовательские задания. Выполнение заданий ранее проведённых олимпиад. Тест на одаренность. | 1 | 1 |
17-18 | Виды заданий в эвристических олимпиадах: аналитические и прогностические задания. Выполнение заданий ранее проведённых олимпиад. | 2 | |
19-20 | Виды заданий в эвристических олимпиадах: коммуникативные задания. Тест на определение умения излагать свои мысли. Выполнение заданий ранее проведённых олимпиад. | 1 | 1 |
21-22 | Виды заданий в эвристических олимпиадах: задания когнитивного типа. Выполнение заданий ранее проведённых олимпиад. Психологический тренинг (память, внимание). | 1 | 1 |
23-24 | Задания креативного и оргдеятельностного типа. Участие в дистанционной эвристической олимпиаде «Маленький принц». prince/index.htm | 1 | 1 |
25-27 | Участие в дистанционной обучающей олимпиаде «Нескучная зима». http://www.tgl.net.ru/wiki/index.php/Категория:Проект_Нескучная_зима Индивидуальные консультации. | 2 | 1 |
28 | Применение программы архивации файлов типа WinZip. Практическая работа. | 1 | |
29-30 | Эвристические методы – эмпатия, символотворчество, гиперболизация, инверсия, замена элемента и др. Выполнение творческих заданий ранее проведённых олимпиад. | 1 | 1 |
31 | Эвристические алгоритмы. Использование эвристических методов и выполнение творческих заданий ранее проведённых олимпиад. | 1 | |
32 | Приемы работы с программой электронной почты. | | 1 |
33-34 | Рефлексия как средство достижения успеха в олимпиаде. http://www.tgl.net.ru/wiki/index.php/Итоговая_рефлексия_участников_ДООНК Тест на определение уровня самооценки. Индивидуальные консультации. | 1 | 1 |
Итого: | | 19 | 15 |
Всего: | 34 часа | | |
Литература для учителя:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.
Завьялова О.А . «Как учить детей быть успешными? Инструментарий творческого учителя»// Интернет-журнал "Эйдос".-2006.
Калашникова Ю.Б. «Эвристический и традиционный подходы в образовании:
свобода и безопасность.» // Интернет-журнал "Эйдос". — 2009.
5. Хуторской А.В. «Развитие одарённости школьников» М.: Гуманит. Изд. Центр
ВЛАДОС, 2000.
6. Хуторской А.В. «Как не выходя из дома, подготовиться и принять участие в
дистанционной эвристической олимпиаде» // Интернет-журнал "Эйдос" 2000.
7. Бадмаев Б.Ц. «Психология в работе учителя», М.,»Владос», 2000.
8. Москвина Л.Г. «136 популярных тестов», М., «Рольф», 2000.
9. Сартан Г. Н. «Тренинг самостоятельности у детей», М., «Сфера», 1998.
Для обучающихся:
Большая детская энциклопедия// серия книг
Портал исследовательской деятельности учащихся- www.researcher.ru
Сайт журнала «Исследовательская работа школьника»- - www.issl.dnttm.ru
Уроки Кирилла и Мефодия. - мультимедийный учебник из серии "Начальная школа»
Задания олимпиады комплексного содержания «Совёнок» http://www.proshkolu.ru/user/nikalef/file/3008926/
Примеры заданий и работ от Центра "Эйдос" http://www.eidos.ru/olymp/works/index.htm
Курс «Подготовка к дистанционным эвристическим олимпиадам (ДЭО)» в среде дистанционного обучения Moodle - http://moodle.tgl.net.ru/course/
11