МОУ Ундоровский лицей
Авторская программа Наименование объединения дополнительного образования: «Истоки» Направленность: туристско-краеведческая Классы: 5-11 Руководитель: Милютина О.М. Срок реализации программы, учебный год: 1 год, 2016-20167 учебный год Количество часов: Всего 39 часов, в год; в неделю 1 час Автор программы: Милютина О.М. |
Пояснительная записка
Реалии сегодняшней жизни в условиях открытого общества ставят принципиально новые задачи перед всей системой народного образования.
В соответствии с государственной образовательной политикой Ульяновской области одним из приоритетных направлений развития школ и учреждений дополнительного образования является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственным ценностям.
В сложной ситуации сегодняшнего дня изучение прошлого своей страны через призму истории своего города, своего края представляется не только необходимым, но и очень важным, так как это позволяет обратиться прежде всего к повседневности, к близкой для учащихся российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений, предприятий, улиц. Любая такая судьба неразрывно связана с судьбой страны. Любая такая судьба неразрывно связывает будущего гражданина России со своей малой и большой Родиной.
Возрождение духовных и культурных традиций народов, использование их в процессе образования оказывают существенное влияние на формирование личности, позволяют глубже осознать общее и особенное в национальной культуре. Образовательные учреждения призваны обеспечить передачу из поколения в поколение многовекового опыта своего народа, его нравственных устоев, формирования у них этнического самосознания и достоинства.
Дополнительная образовательная программа Истоки расширяет знания обучающихся об истории, культуре, обычаев и традиций мордовского народа, которые могут применяться в жизни общества. С этой целью предусмотрены: изучение истории происхождения и расселения мордовского народа, встречи со старожилами села, беседы с ними, разучивание старинных сказок и песен, инсценировок, участие в общешкольных мероприятиях, изучение национального костюма и его особенностей.
Программа является образовательной, так как в доступной и увлекательной форме позволяет детям среднего школьного возраста получить полноценные знания об исторических этапах формирования мордовского народа, включает их в творческую художественную деятельность. Участие родителей в образовательном процессе считается обязательным. Родители могут принимать активное участие в фольклорных праздниках, исследовательских работах, проводимых в творческом объединении.
Направленность дополнительной образовательной программы
Туристко-краеведческая
вид деятельности: историко-прикладной и этнографический поиск
Актуальность, новизна программы
• Актуальность данной программы обусловлена приобщением обучающихся к изучению истории мордовского народа, становление и развитие мордовской нации на фоне развития Российской государственности в тесной взаимосвязи других нардов российского пространства.
• Новизна этнографические занятия направлены на развитие кругозора и повышение культурного уровня детей, дают им первичные навыки исследовательской работы, знакомят их с системой и методическими основами сбора, организации и анализа научных материалов.
Цель: исследовать историко-этнографический путь становления и развития мордовского народа на территории Ульяновской области и Поволжья.
Основные задачи
1. Образовательные:
- Изучение истории, быта, традиций и самобытного мировоззрения мордовского народа
- Ознакомление с обрядами мордовского народа
- Исследование исторических фактов мордовского этноса
2. Воспитательные:
- Формирование нравственно-поведенческих качеств и предпосылок ведения культурного образа жизни;
- Воспитание толерантности у воспитанников, развития дружественных взаимоотношений и чувств этносодружества.
3. Развивающие:
- Овладение навыками вышивки и рисования орнамента одежды национального мордовского костюма
- Умение сравнить особенности становления и развитии мордовской семьи
- Разучивание игр и обрядовых сцен и их проигрывание
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
Кружок рассчитан на учащихся 7-17 летнего возраста. Срок обучения - 1год .
Занятия проводятся во внеурочное время один раз в неделю. Программа реализуется через обучающие занятия, которые включают в себя теоретическую часть и выполнение практических и исследовательских работ.
Срок реализации
Продолжительность образовательного процесса – всего 39 часов, 1 час в неделю
Учебный план кружка «Истоки»
Содержание разделов и тем | Количество часов ( всего 39 ч.) |
всего | теория | практика |
1 | Происхождение и расселение мордовского народа. Этапы формирования мордовского народа. | 5 | 3 | 2 |
2 | Мордовская семья. Семейные ценности мордовского народа. | 8 | 4 | 4 |
3 | Памятники духовной культуры мордвы на территории Поволжья. | 4 | 2 | 2 |
4 | Религиозные, обрядовые, традиционные праздники у мордвы. | 6 | 2 | 4 |
5 | Национальный костюм мордовского народа | 11 | 6 | 5 |
6 | Обработка собранного материала и оформление альбомов. | 3 | 1 | 2 |
7 | Итоговое занятие. Выставка детских работ | 2 | 1 | 1 |
8 | Итого | 39 | 19 | 20 |
Календарно - тематический план
№ | Название разделов и тем | Количество часов | дата |
всего | теория | практика | план | фактически |
1 | Исторические этапы формирования мордовского народа на территории Ульяновской области и Поволжья Вводное занятие Создание туристко-краеведческого маршрута «Мы-мордва!» Происхождение и расселение мордовского народа. Этапы формирования мордовского народа. Сбор материала и предметов домашнего обихода на территории Ундоровского поселения (поисково –краеведческие исследования). | 5 1 1 1 1 1 | 3 1 1 1 | 2 1 1 | | |
2 | Мордовская семья. Семейные ценности мордовского народа. Поисково-краеведческое исследование: подбор материала, для составления семейного альбома Составление альбома: «Моя родословная» (на примере своей семьи). | 8 3 2 3 | 4 3 1 | 4 2 2 | | |
3 | Памятники духовной культуры мордвы на территории Поволжья. Легенды и предания мордвы. Выдающиеся люди мордовского народа. Туристическая поездка в г.Саранск (экскурсия в Историко-этнографический комплекс «Мордовское подворье») | 4 2 2 | 2 2 | 2 2 | | |
4 | Религиозные, обрядовые, традиционные праздники у мордвы. традиционные праздники мордовского народа игры и обряды у мордвы разучивание мордовских песен, танцев инсценировка праздничных обрядов мордовского народа. | 6 1 1 2 2 | 3 1 1 1 | 3 1 1 1 | | |
5 | Национальный костюм мордовского народа 1. Мордовский костюм как предмет национальной гордости 2. Праздничная и повседневная одежда. Свадебная одежда. Головные украшения и уборы. 3. Исследования особенности вышивки и аппликации для украшения мордовского костюма 4. Разучивание и рисование элементов одежды 5.Вышивка элементов орнамента на различных изделиях | 11 1 2 3 2 3 | 6 1 2 1 1 1 | 5 2 1 2 | | |
6 | Обработка собранного материала и оформление альбомов | 3 | 1 | 2 | | |
7 | Итоговое занятие. Выставка детских работ | 2 | 1 | 1 | | |
Содержание программы
1. Вводное занятие. Происхождение и расселение мордовского народа. Этапы формирования мордовского народа. Знакомство с детьми. Инструктаж по ТБ. Знакомство с целями и задачами. План обучения. Расписание занятий. Этнос, народ. История происхождения славянских и фино-угорских народов. Познакомить детей с историческими этапами формирования народов Поволжья. Сформировать национальное сознание учащихся на основе приобщения к этнической истории народа. Встреча и беседа со старожилами села (представителями мордовского этноса). Сбор предметов домашнего обихода.
2. Мордовская семья. Семейные ценности мордовского народа. Познакомить учащихся с понятием семьи в мордовской культуре. Типы семьи. Семейное воспитание в мордовских семьях. Исследование своей семьи по родственному признаку.
3. Памятники духовной культуры мордвы на территории Поволжья. Познакомить детей с жизнью и деятельностью наиболее известных представителей мордовского народа, их значительным вкладом в российскую историю и культуру.
4 Религиозные, обрядовые, традиционные праздники у мордвы. Познакомить учащихся с играми, праздниками, и обрядами мордовского народа. Обряды жизненного цикла. Обряд рождения и крещения ребенка. Свадебная обрядность. Прослушивание мордовских песен с дисков, с целью изучения манеры пения мордовских народных песен. Разучивание песен. Развитие музыкальной памяти. Инсценировка праздничных обрядов.
5. Национальный костюм мордовского народа. Познакомить детей с национальной мордовской одеждой; с особенностями вышивки и орнамента, украшений одежды. Костюмы мокша и эрзи, их отличия и сходства. Женская одежда. Комплекс украшений мордовского костюма. Свадебная одежда. Значение цвета, орнамента костюма. Просмотр книг, альбомов о народном костюме.
Рисование элементов одежды. Исследования особенности вышивки и аппликации для украшения мордовского костюма
Обработка собранного материала и оформление альбомов Подведение итогов. Закрепление всего пройденного материала.
7 Итоговое занятие. Выставка детских работ: выявление недостатков и положительных результатов по изучению истории и этнографии мордовского народа.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Обучаемые должны знать:
- Историю становления и развития мордовского народа, его культуру, быт, традиции, выдающихся личностей мордовской нации и их историческое наследие в рамках учебно-тематического плана.
Обучаемые должны уметь:
- различать особенности семейных ценностей, памятников духовной культуры, национального костюма мордовского народа
- инсценировать игры, песни, обряды
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Участие в школьных творческих конкурсах;
- Увлеченное желание дальнейшего изучения истории мордовского народа, использование познаний и навыков в личной жизни.
Используемая литература
А.Ш. Кержнер, В.А. Архипова, Н.С. Нурмухаметова, В.Д. Кирюшкина. Культура народов Поволжья. -Ульяновск: УИПКПРО, 2012. - 92 с.
2. Марченко, Г.И. История культуры Мордовии [Текст]: учебно-методический комплекс./ Г.И Марченко, Н.Г Юрченкова – Саранск: «Полиграф», ИП
Е.Н Ковалева., 2008. – 99 с.
3. Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа/ Сост. С.С. Маркова. – Изд. доп. и перераб. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.
4. Мордовский музыкальный фольклор в школе 1-4 классы – Саранск. Морд. кн. изд-во, 2004 г.
5. Т. Девяткина «Мокшэрзянь мифологиясь» - Tartu, 2002 г. Любимая Русь и Мордва: [кн. –альбом/сост.: А.С. Лузгин и др..; ред совет: М.С. Сезьганов (пред.) и др.] – Саранск.: Мордов. кн. изд-во, 2009.
6.Ефимова М.Ф. Устное – народное творчество // Мордва: мокша и эрзя. Очерки по истории, этнографии и культуре мордвы. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 2004. - С.509
7. Макаркин Н.П. Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2012. - 719 с.
Беляева Н.Ф. Мордовская семья. // Мордва: Мокша и эрзя. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2004.- С.356-374.
8. Мокшин Н.Ф. Российская наука о мордве // Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2012. – C. 43-54.