СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа "Живая карта"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана для обучающихся 7 классов, интересующихся космической темой и географией. 

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа "Живая карта"»

МБОУ – Чурапчинская СОШ им. С.А. Новгородова





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности:

«ЖИВАЯ КАРТА»

для учащихся 7 классов






Автор:

учитель географии

Макарова Л.С.








С. Чурапча, 2017 г.

Пояснительная записка


У учителей географии появилась новая возможность разнообразить образовательный процесс, дополнить стандартный материал по соответствующему предмету, привлечь учеников новой форме его подачи, наглядностью образов. Это возможность использования компьютерных технологий, в частности Интернета, в качестве инструментария в руках учителя. Снимки, полученные с помощью искусственных спутников Земли, позволяют наглядно представить земную поверхность и те явления и процессы, которые происходят на суше, в океанах и атмосфере. Лишь на мониторе компьютера полноценные изображения могут служить своеобразной контурной картой, на которую школьники наносят названия географических объектов, контуры различных природных комплексов, выделяют последствия антропогенного влияния и т.д.

Основная идея «Живой карты» - предоставление возможности школьникам поработать со снимками напрямую (наподобие того, как работают с контурной картой) и испытать свои силы в элементарном дешифрировании спутниковых изображений.

Цель проектной деятельности: формирование у учащихся картографических знаний, необходимых в работе с географическими картами и другими географическими произведениями в школе, научных исследованиях, практической работе, расширить географический кругозор и знания, полученные в курсе географии.

Учебно – методические задачи

  1. Сформировать, расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли

  2. Продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами, космическими снимками, аэрофотоснимками различного содержания и масштаба; изучения изображения географических объектов и явлений, применяемых на них;

  3. Учить извлекать информацию из различных источников, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;

  4. Определиться с выбором профессии

  5. Ориентация на достижение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда

Количество часов: 35 часов

Методы обучения: икт, научные, сравнения, эвристического наблюдения, исследования, рефлексии.

Ожидаемые результаты:

Предметные :

  • Основные географические понятия: различия карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения, способы получения картографических снимков, типы космических спутников,

  • Выделять, описывать, объяснять по картам и другим источникам географической информации существенные признаки географических объектов и явлений

  • Способы дешифрирования, способы определения масштабов, виды космических снимков

  • Составлять краткие географические описания и характеристики различных территорий на основе географической информации

  • Решать различные картографические, топографические задачи, строить профили местности

  • Использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности


Результаты развития универсальных учебных действий

Личностные результаты:

Овладение на уровне общего образования систем географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметными результатами является формирование УУД (универсальные учебные действия):

Личностные УУД

Готовность следовать этническим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях

(житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

Умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

Регулятивные УУД

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

Познавательные УУД

Формирование и развитие по средствам географического знания познавательных

интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование,

сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации;

Коммуникативные УУД

Самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Предметные результаты:

Усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, знаний, умений, навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.

Технологии внеурочной деятельности по географии

  • Игровая технология, которая предполагает использование игры как формы организации учебной деятельности – индивидуальной или коллективной.

  • Проведение творческих конкурсов, викторин, презентаций, демонстрирующих отношение учащихся к сохранению уникальной природы родного края.

  • Технология проектной деятельности учащихся, сущность которой заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения.

  • Технология критического мышления, специфика которой состоит в организации процесса обучения в трехфазовой структуре: вызов, осмысление и рефлексия.

  • Исследовательская деятельность, направленная не только на самостоятельное добывание знаний и необходимой информации, но и ее практическое применение.

Теоретические занятия:

Игровые занятия;

Познавательные занятия;

Проектирование ;

Проблемно -ценностное общение;

Досугово –развлекательные занятия;

Занятия, направленные на краеведческую деятельность.

Практические занятия:

Конкурсы, викторины;

Моделирование.

Опыты и эксперименты.

Практикумы.

Коллективные творческие дела.

Содержание программы внеурочной деятельности ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей.




Литература

  1. Берлянт .Картография, М; 2002

  2. Левицкий И.Ю., Евглевская Я.В. Решение задач по географическим картам.: М.: Просвещение, 1996. – 159 с.

  3. Презентационные материалы СканЭкс, Инженерно – Технологический Центр «Прозрачный мир», М.: 2004

  4. Учебные атласы с 6 по 10 классы

  5. Общегеографические атласы



Рабочая программа курса «Живая карта»


Тема внеурочной деятельности

Цель работы


Результаты

Методы

Оборудование

Продукт

Введение

Что изучает картография и топография?

Познакомить с науками «Картография» и «топография»

Личностные: овладение системой географических знаний.

Метапредметные: умение самостоятельно приобретать новые знаний и практические умения.

Предметные:

Беседа



Фигура и размеры Земли

Формирование представлений о солнечной системе. О форме, размерах и движениях Земли.

Личностные: овладение системой географических знаний.

Метапредметные: умение самостоятельно приобретать новые знаний и практические умения.

Предметные:

Моделирование

Модель Солнечной системы, глобусы: контурный, физический


Раздел 1. Географическая карта

Географическая карта. Виды карт, содержание географических карт.

Дать знания о географической карте как об одном из видов геоизображений; сформировать понятие «географическая карта», умение работать с картой.

Личностные: овладение системой географических знаний.

Метапредметные: умение самостоятельно приобретать новые знаний и практические умения.

Предметные:

Практическая работа

Географические атласы


Математическая основа карт – масштаб, географическая сетка (проекция), геодезическая основа, компоновка

Формирование навыков определения расстояний на местности, их изображения, масштабе

Личностные: овладение системой географических знаний.

Метапредметные: умение самостоятельно приобретать новые знаний и практические умения.

Предметные: использовать приобретенные знания и умения в новой жизненной ситуации



Практическая работа №2

Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и в

километрах. Прокладка по карте маршрутов путешествий с определением

местоположения абсолютных и относительных высот мест установок, а так же

направлений от пункта к пункту.

Географические атласы, учебная презентация


Компьютерные программы по созданию географических карт

Знакомство с основными программами по созданию географических карт

Личностные: овладение системой географических знаний.

Метапредметные: умение самостоятельно приобретать новые знаний и практические умения.

Предметные: использовать приобретенные знания и умения в новой жизненной ситуации



практическая работа

Ноутбуки, выход в интернет


Картографическая генерализация

Дать представление о картографической генерализации, ее использовании в различных целях

Личностные: овладение системой географических знаний.

Метапредметные: умение организовать свою деятельность.

Предметные: использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни

Исследование

Учебная презентация, географические карты


Классификация географических карт

Научить составлять классификации по определенным признакам

Личностные: овладение системой географических знаний.

Метапредметные: умение самостоятельно отбирать информацию.

Предметные:

Самостоятельная работа

Описание карт

Схемы

Способы изображения на тематических картах

Показать способы изображения на тематических картах (значки, линейные знаки, изолинии, качественный фон, локализованные диаграммы, точечный способ, ареалы, знаки движения, картодиаграммы и картограммы.)

Научить красиво, правильно и аккуратно оформлять карту

Личностные: овладение умениями и навыками. Метапредметные: умение красиво оформлять контурную карту

Предметные: использовать приобретенные знания и умения в новой жизненной ситуации

Творческая работа

Цветные карандаши, краски, тушь, перья и т.д.

Контурные карты

Построение профиля по общегеографическим и тематическим картам

Научить отображать профиль рельефа на бумаге

Личностные: Метапредметные: умение самостоятельно отбирать информацию.

Предметные: формировать навыки работы с профилями

Практическая работа

Учебная презентация или видеоролик, профили, задания из ЕГЭ

Профиль

Построение картограмм и картосхем

Сформировать навыки работы со статистическими данными, правильно и наглядно их оформлять в редакторе

Личностные: осознание социальной значимости изучаемого материала Метапредметные: умение самостоятельно отбирать информацию.

Предметные: применения ранее полученных знаний и умений в оценивании различных социально – экономических объектов


Практическая работа

Ноутбуки с ворд редактором

Картограммы и картосхемы

Обобщающее занятие по теме «ГК»

Обобщить приобретённые навыки

Личностные: овладение системой географических знаний.

Метапредметные: умение самостоятельно отбирать информацию.

Предметные: использовать приобретенные знания и умения для выполнения творческой работы составления кроссворда


Творческая работа:


Справочная литература

Справочник

Раздел 2. Космические снимки, аэрофотоснимки

Съёмка Земли, виды съемок, космические снимки

Познакомить с историей съемок Земли, с видами съемок

Личностные: овладение системой географических знаний.

Метапредметные: умение самостоятельно приобретать новые знаний и практические умения.

Предметные:

Кл.час

Учебная презентация


Виды спутников, центры приемы, хранения и обработки спутниковой информации, области применения

Показать основные спутники разных стран, система ГЛОНАСС и т.д.

Личностные: овладение системой географических знаний.

Метапредметные: умение самостоятельно приобретать новые знаний и практические умения.

Предметные: использовать приобретенные знания и умения в новой жизненной ситуации



Обучение

Видеоролик


Компьютерные программы по работе с космическими снимками

Показать программы по работе с космическими снимками

Личностные: овладение системой географических знаний.

Метапредметные: умение самостоятельно приобретать новые знаний и практические умения.

Предметные: использовать приобретенные знания и умения в новой жизненной ситуации



Практическая работа

Ноутбуки с программами


Определение географических объектов на космических снимках

Научить сличать космические снимки и общегеографические карты

Личностные: Метапредметные: умение самостоятельно отбирать информацию.

Предметные: формировать навыки работы с профилями

Практическая работа

Космические снимки, учебная презентация


Сравнение космических снимков

Сравнение космических снимков во времени, давать их анализ

Личностные: овладение умениями и навыками. Метапредметные: умение вести самостоятельно поиск, отбор информации и её преобразование.

Предметные: использовать приобретенные знания и умения в новой жизненной ситуации

Практическая работа

Космические снимки дополнительная литература

7

Мониторинги проявлений природных и антропогенных явлений

Исследовать космические снимки, на которых выявлены природные и антропогенные явления

Личностные: овладение системой географических знаний.

Метапредметные: умение организовать свою деятельность.

Предметные: использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни

Исследование

Космические снимки, дополнительная литература


Личностные: овладение системой географических знаний.

Метапредметные: умение самостоятельно отбирать информацию.

Предметные:


6

Определение природных процессов на космических снимках

Формирование исследовательских навыков

Личностные: осознание социальной значимости изучаемого материала Метапредметные: умение самостоятельно отбирать информацию.

Предметные: применения ранее полученных знаний и умений в оценивании различных социально – экономических объектов


Исследование

Космические снимки, дополнительная литература

Проект

Поиск новых космических снимков в сети Интернет

Расширение базы космических снимков и аэрофотоснимков

Личностные: овладение системой географических знаний.

Метапредметные: умение самостоятельно отбирать информацию.

Предметные: использовать приобретенные знания и умения для выполнения творческой работы составления кроссворда


Самостоятельная работа

Интернет

Космические снимки

Решение новых задач, дешифрирование снимков




Творческая работа



Выводы о работе



Рефлексия



Раздел 3. Топография

Топографические карты, их свойства


Личностные: овладение умениями и навыками. Метапредметные: умение вести самостоятельно поиск, отбор информации и её преобразование, работать с разными источниками географической информации.

Предметные:



Топографические карты, транспортир, компас, циркуль. Линейка, лупа


Содержание топографических карт, изображение местных предметов, водных объектов


Личностные: овладение умениями и навыками. Метапредметные: умение вести самостоятельно поиск, отбор информации и её преобразование, работать с разными источниками географической информации.

Предметные:

Практическая работа



Чтение топографических карт

Познакомиться с топокарто

Личностные: овладение умениями и навыками. Метапредметные: умение вести самостоятельно поиск, отбор информации и её преобразование, работать с разными источниками географической информации.

Предметные: совершенствование работы с топографическими картами


Самостоятельная работа

Топографические карты, карточки с условными знаками


Решение задач по топографическим картам

Научить

Личностные: овладение умениями и навыками. Метапредметные: умение вести самостоятельно поиск, отбор информации и её преобразование, работать с разными источниками географической информации.

Предметные: формирование практических навыков по решению задач по топографическим картам

Практическая работа

Учебная презентация


Ориентирование на местности и использование топографических карт для ориентирования

Формирование представлений о способах изображения местности, ориентировании на местности, определения направлений,.

Личностные: формирование понятий о взаимосвязи и взаимообусловленности объектов и явлений

Метапредметные: умение вести самостоятельно поиск, отбор информации и её преобразование, работать с разными источниками географической информации.

Предметные: освоение работы с условными знаками

Экскурсия

Топографические карты, транспортир, компас, циркуль. Линейка, лупа

13

Съемка местности, ее виды

формирование умений ориентироваться на местности с помощью компаса, плана, местных признаков

Личностные: овладение умениями и навыками. Метапредметные: умение вести самостоятельно поиск, отбор информации и её преобразование, работать с разными источниками географической информации.

Предметные:

Практическая работа

Учебная презентация, видеоролики

План местности

Построение плана местности.

Научиться составлять план местности

Личностные: Метапредметные

Предметные:

Практическая работа на местности.

Планшет, компас, измерительная лента

Определение относительной и абсолютной высоты местности. Построение горизонталей по высотным отметкам точек (на плане местности)

Сформировать представление о способах изображения рельефа на типографических картах. Ознакомить учащихся с понятиями абсолютная и относительная высота, берг-штрихи, горизонтали.

Научить определять абсолютную высоту и вычислять относительную.

Личностные: Метапредметные: Предметные: использовать приобретенные знания и умения в новой жизненной ситуации


Практическая работа

Задания ЕГЭ

Топокарта

Обобщающее занятие по теме «Топография»


Личностные: овладение системой географических знаний

Метапредметные: Предметные:

Защита своих работ



Итоговое занятие (рефлексия)



РЕФЛЕКСИЯ


ФОТОКОЛЛАЖ


Всего














Резерв: 3 часа.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!