Макарова Л.С.
С. Чурапча, 2017 г.
У учителей географии появилась новая возможность разнообразить образовательный процесс, дополнить стандартный материал по соответствующему предмету, привлечь учеников новой форме его подачи, наглядностью образов. Это возможность использования компьютерных технологий, в частности Интернета, в качестве инструментария в руках учителя. Снимки, полученные с помощью искусственных спутников Земли, позволяют наглядно представить земную поверхность и те явления и процессы, которые происходят на суше, в океанах и атмосфере. Лишь на мониторе компьютера полноценные изображения могут служить своеобразной контурной картой, на которую школьники наносят названия географических объектов, контуры различных природных комплексов, выделяют последствия антропогенного влияния и т.д.
Овладение на уровне общего образования систем географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Готовность следовать этническим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности
Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях
(житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
Умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты
Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование,
Самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, знаний, умений, навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.
Занятия, направленные на краеведческую деятельность.
Моделирование.
Опыты и эксперименты.
Практикумы.
Коллективные творческие дела.
Содержание программы внеурочной деятельности ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей.
№ | Тема внеурочной деятельности | Цель работы | Результаты | Методы | Оборудование | Продукт |
Введение |
-
| Что изучает картография и топография? | Познакомить с науками «Картография» и «топография» | Личностные: овладение системой географических знаний. Метапредметные: умение самостоятельно приобретать новые знаний и практические умения. Предметные: | Беседа | | |
-
| Фигура и размеры Земли | Формирование представлений о солнечной системе. О форме, размерах и движениях Земли. | Личностные: овладение системой географических знаний. Метапредметные: умение самостоятельно приобретать новые знаний и практические умения. Предметные: | Моделирование | Модель Солнечной системы, глобусы: контурный, физический | |
Раздел 1. Географическая карта |
-
| Географическая карта. Виды карт, содержание географических карт. | Дать знания о географической карте как об одном из видов геоизображений; сформировать понятие «географическая карта», умение работать с картой. | Личностные: овладение системой географических знаний. Метапредметные: умение самостоятельно приобретать новые знаний и практические умения. Предметные: | Практическая работа | Географические атласы | |
-
| Математическая основа карт – масштаб, географическая сетка (проекция), геодезическая основа, компоновка | Формирование навыков определения расстояний на местности, их изображения, масштабе | Личностные: овладение системой географических знаний. Метапредметные: умение самостоятельно приобретать новые знаний и практические умения. Предметные: использовать приобретенные знания и умения в новой жизненной ситуации | Практическая работа №2 Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и в километрах. Прокладка по карте маршрутов путешествий с определением местоположения абсолютных и относительных высот мест установок, а так же направлений от пункта к пункту. | Географические атласы, учебная презентация | |
-
| Компьютерные программы по созданию географических карт | Знакомство с основными программами по созданию географических карт | Личностные: овладение системой географических знаний. Метапредметные: умение самостоятельно приобретать новые знаний и практические умения. Предметные: использовать приобретенные знания и умения в новой жизненной ситуации | практическая работа | Ноутбуки, выход в интернет | |
-
| Картографическая генерализация | Дать представление о картографической генерализации, ее использовании в различных целях | Личностные: овладение системой географических знаний. Метапредметные: умение организовать свою деятельность. Предметные: использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни | Исследование | Учебная презентация, географические карты | |
-
| Классификация географических карт | Научить составлять классификации по определенным признакам | Личностные: овладение системой географических знаний. Метапредметные: умение самостоятельно отбирать информацию. Предметные: | Самостоятельная работа | Описание карт | Схемы |
-
| Способы изображения на тематических картах | Показать способы изображения на тематических картах (значки, линейные знаки, изолинии, качественный фон, локализованные диаграммы, точечный способ, ареалы, знаки движения, картодиаграммы и картограммы.) Научить красиво, правильно и аккуратно оформлять карту | Личностные: овладение умениями и навыками. Метапредметные: умение красиво оформлять контурную карту Предметные: использовать приобретенные знания и умения в новой жизненной ситуации | Творческая работа | Цветные карандаши, краски, тушь, перья и т.д. | Контурные карты |
-
| Построение профиля по общегеографическим и тематическим картам | Научить отображать профиль рельефа на бумаге | Личностные: Метапредметные: умение самостоятельно отбирать информацию. Предметные: формировать навыки работы с профилями | Практическая работа | Учебная презентация или видеоролик, профили, задания из ЕГЭ | Профиль |
-
| Построение картограмм и картосхем | Сформировать навыки работы со статистическими данными, правильно и наглядно их оформлять в редакторе | Личностные: осознание социальной значимости изучаемого материала Метапредметные: умение самостоятельно отбирать информацию. Предметные: применения ранее полученных знаний и умений в оценивании различных социально – экономических объектов | Практическая работа | Ноутбуки с ворд редактором | Картограммы и картосхемы |
-
| Обобщающее занятие по теме «ГК» | Обобщить приобретённые навыки | Личностные: овладение системой географических знаний. Метапредметные: умение самостоятельно отбирать информацию. Предметные: использовать приобретенные знания и умения для выполнения творческой работы составления кроссворда | Творческая работа: | Справочная литература | Справочник |
Раздел 2. Космические снимки, аэрофотоснимки |
-
| Съёмка Земли, виды съемок, космические снимки | Познакомить с историей съемок Земли, с видами съемок | Личностные: овладение системой географических знаний. Метапредметные: умение самостоятельно приобретать новые знаний и практические умения. Предметные: | Кл.час | Учебная презентация | |
-
| Виды спутников, центры приемы, хранения и обработки спутниковой информации, области применения | Показать основные спутники разных стран, система ГЛОНАСС и т.д. | Личностные: овладение системой географических знаний. Метапредметные: умение самостоятельно приобретать новые знаний и практические умения. Предметные: использовать приобретенные знания и умения в новой жизненной ситуации | Обучение | Видеоролик | |
-
| Компьютерные программы по работе с космическими снимками | Показать программы по работе с космическими снимками | Личностные: овладение системой географических знаний. Метапредметные: умение самостоятельно приобретать новые знаний и практические умения. Предметные: использовать приобретенные знания и умения в новой жизненной ситуации | Практическая работа | Ноутбуки с программами | |
-
| Определение географических объектов на космических снимках | Научить сличать космические снимки и общегеографические карты | Личностные: Метапредметные: умение самостоятельно отбирать информацию. Предметные: формировать навыки работы с профилями | Практическая работа | Космические снимки, учебная презентация | |
-
| Сравнение космических снимков | Сравнение космических снимков во времени, давать их анализ | Личностные: овладение умениями и навыками. Метапредметные: умение вести самостоятельно поиск, отбор информации и её преобразование. Предметные: использовать приобретенные знания и умения в новой жизненной ситуации | Практическая работа | Космические снимки дополнительная литература | 7 |
-
| Мониторинги проявлений природных и антропогенных явлений | Исследовать космические снимки, на которых выявлены природные и антропогенные явления | Личностные: овладение системой географических знаний. Метапредметные: умение организовать свою деятельность. Предметные: использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни | Исследование | Космические снимки, дополнительная литература | |
-
| Личностные: овладение системой географических знаний. Метапредметные: умение самостоятельно отбирать информацию. Предметные: | | 6 |
-
| Определение природных процессов на космических снимках | Формирование исследовательских навыков | Личностные: осознание социальной значимости изучаемого материала Метапредметные: умение самостоятельно отбирать информацию. Предметные: применения ранее полученных знаний и умений в оценивании различных социально – экономических объектов | Исследование | Космические снимки, дополнительная литература | Проект |
-
| Поиск новых космических снимков в сети Интернет | Расширение базы космических снимков и аэрофотоснимков | Личностные: овладение системой географических знаний. Метапредметные: умение самостоятельно отбирать информацию. Предметные: использовать приобретенные знания и умения для выполнения творческой работы составления кроссворда | Самостоятельная работа | Интернет | Космические снимки |
-
| Решение новых задач, дешифрирование снимков | | | Творческая работа | | |
-
| Выводы о работе | | | Рефлексия | | |
Раздел 3. Топография |
-
| Топографические карты, их свойства | | Личностные: овладение умениями и навыками. Метапредметные: умение вести самостоятельно поиск, отбор информации и её преобразование, работать с разными источниками географической информации. Предметные: | | Топографические карты, транспортир, компас, циркуль. Линейка, лупа | |
-
| Содержание топографических карт, изображение местных предметов, водных объектов | | Личностные: овладение умениями и навыками. Метапредметные: умение вести самостоятельно поиск, отбор информации и её преобразование, работать с разными источниками географической информации. Предметные: | Практическая работа | | |
-
| Чтение топографических карт | Познакомиться с топокарто | Личностные: овладение умениями и навыками. Метапредметные: умение вести самостоятельно поиск, отбор информации и её преобразование, работать с разными источниками географической информации. Предметные: совершенствование работы с топографическими картами | Самостоятельная работа | Топографические карты, карточки с условными знаками | |
-
| Решение задач по топографическим картам | Научить | Личностные: овладение умениями и навыками. Метапредметные: умение вести самостоятельно поиск, отбор информации и её преобразование, работать с разными источниками географической информации. Предметные: формирование практических навыков по решению задач по топографическим картам | Практическая работа | Учебная презентация | |
-
| Ориентирование на местности и использование топографических карт для ориентирования | Формирование представлений о способах изображения местности, ориентировании на местности, определения направлений,. | Личностные: формирование понятий о взаимосвязи и взаимообусловленности объектов и явлений Метапредметные: умение вести самостоятельно поиск, отбор информации и её преобразование, работать с разными источниками географической информации. Предметные: освоение работы с условными знаками | Экскурсия | Топографические карты, транспортир, компас, циркуль. Линейка, лупа | 13 |
-
| Съемка местности, ее виды | формирование умений ориентироваться на местности с помощью компаса, плана, местных признаков | Личностные: овладение умениями и навыками. Метапредметные: умение вести самостоятельно поиск, отбор информации и её преобразование, работать с разными источниками географической информации. Предметные: | Практическая работа | Учебная презентация, видеоролики | План местности |
-
| Построение плана местности. | Научиться составлять план местности | Личностные: Метапредметные Предметные: | Практическая работа на местности. | Планшет, компас, измерительная лента |
-
| Определение относительной и абсолютной высоты местности. Построение горизонталей по высотным отметкам точек (на плане местности) | Сформировать представление о способах изображения рельефа на типографических картах. Ознакомить учащихся с понятиями абсолютная и относительная высота, берг-штрихи, горизонтали. Научить определять абсолютную высоту и вычислять относительную. | Личностные: Метапредметные: Предметные: использовать приобретенные знания и умения в новой жизненной ситуации | Практическая работа | Задания ЕГЭ | Топокарта |
-
| Обобщающее занятие по теме «Топография» | | Личностные: овладение системой географических знаний Метапредметные: Предметные: | Защита своих работ | | |
-
| Итоговое занятие (рефлексия) | | | РЕФЛЕКСИЯ | | ФОТОКОЛЛАЖ |
| Всего | | | | | |
| | | | | | |