СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа элективного курса "Выборы в демократическом обществе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элетивного курса "Выборы в демократическом обществе" разработана для учащихся 10-11 классов социально-гуманитарного профиля. Данный курс позволяет учащимся получить дополнительные знания по теме "Избирательное право" и применить полученные знания на практических занятиях.

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа элективного курса "Выборы в демократическом обществе"»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данный курс предназначен для учащихся 10-11 классов социально-гуманитарного профиля, относится к предметной области «Обществознание». Право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления является неотъемлемой частью цивилизованного образа жизни. Изучение этого курса поможет сегодняшним школьникам сделать ответственный выбор в будущем.


Цель:

- формирование политической культуры будущих избирателей


Задачи:

- показать, что выборы являются центральным механизмом демократического управления;

- сформировать целостное представление об избирательном праве и способах его реализации;

- формировать практические навыки у учащихся в демократических процедурах;

- научить приемам политических дебатов;

- сформировать навык поиска и анализа информации.



Планируемые результаты:

Предполагается, что к завершению изучения курса, ученики будут:

- знать основные термины, понятия, относящиеся к избирательному праву;

- уметь определять тип избирательной системы;

- разбираться в многообразии политических партий, уметь их классифицировать по различным критериям;

- знать историю становления Российской избирательной системы;

- уметь формулировать и отстаивать свою точку зрения;

- составлять политические программы партий, кандидатов;

- знать российское законодательство, регулирующее избирательное право;

- уметь самостоятельно организовать избирательную кампанию и процедуру выборов.


Формы и методы работы:


Данный курс предполагает использования различных форм проведения занятий.

На лекционных занятиях учащиеся знакомятся с теоретическими положениями темы курса, терминологией, понятиями.

Практические занятия проводятся в различных формах:

- деловые игры, имитирующие выборы и другие способы реализации демократических прав;

- дискуссии;

- презентации;

- работа с законами, документами и материалами СМИ в группах.


Формы контроля:


Предполагается текущий и итоговый контроль. Текущий контроль осуществляется в форме зачетов, которые проходят как в форме собеседования, так и в форме тестирования. Выбор формы зачета зависит от доли теоретического материала в данном разделе, если его больше чем дискуссионного, игрового, исследовательского, то выбирается форма тестирования.

Для проведения итогового контроля учащимся предлагаются следующие формы зачета:

- собеседование

- итоговое тестирование

- защита портфолио

При выставлении зачетной оценки учитываются результаты индивидуальной и групповой работы, степень активности учащегося, его самооценка и оценивание группой, в которой он работал по 3-бальной системе:

- 1 балл — низкий уровень активности;

- 2 балла — средний уровень активности;

- 3 балла — высокий уровень активности.



Содержание курса.


I РАЗДЕЛ. Роль выборов в демократическом обществе.

Определение демократии, диктатуры, анархии. Роль гражданина в демократическом обществе. Реализация целей граждан через демократические процедуры, степень свободы и ответственности граждан. Способы осуществления народовластия: прямая и представительная демократия. Процедура выборов и избирательные кампании. Кандидаты, их правовой статус. Методы проведения предвыборной агитации.


II РАЗДЕЛ. Избирательные системы.

Понятие избирательной системы. Типы избирательных систем. Мажоритарная, пропорциональная, смешанная избирательные системы. Понятие избирательного ценза. Альтернативность выборов. Типы демократий. Парламентская и президентская системы. Исторические названия разных стран: конгресс, сенат, бундестаг и др. Государственная дума, Государственный совет, ЦИК, Верховный Совет СССР, Федеральное Собрание РФ — исторические виды представительной демократии в России. Конституции советского периода в СССР.


III РАЗДЕЛ. Политические партии в демократических выборах.

Понятие политической партии. Их место в политической системе страны. Классификация политических партий. Правящие и оппозиционные партии. Консервативные, реформаторские, радикальные партии. Кадровые и парламентские партии. Политический плюрализм и политическая стабильность. Программа партии, их идеологическая основа. Типы партийных систем. Однопартийная, двухпартийная, многопартийная системы. Реализация предвыборных обещаний.


IV РАЗДЕЛ. Избирательная кампания.

Участники избирательного процесса. Избиратель и его роль в избирательной кампании. Избирательное право и его виды. Активное и пассивное избирательное право. Кандидат в депутаты. Избирательная комиссия и ее полномочия. Центральный избирательный комитет. Избирательные объединения и блоки. Избирательный бюллетень. Закон о выборах в Федеральное Собрание. Закон о выборах Президента РФ. Конституция РФ. Влияние СМИ на предвыборную агитацию. Общественное мнение — PR. Политические дебаты. Политическая активность. Социальная апатия.








ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

курса «Выборы в демократическом обществе».



Тема

теория

практика

Формы работы

дата

1

Гражданин в демократическом обществе. Преимущества демократии.

1


лекция

1 неделя

2

Выборы. Активность граждан на выборах.


1

Ролевая игра

2 неделя

3

Способы реализации права голоса. Предвыборная агитация.


1

Работа в группах

3 неделя

4

Основные типы избирательных систем.

1


Лекция

4 неделя

5

Мировой опыт проведения выборов.


1

Презентации

5 неделя

6

Избирательная система в России: история и современность.

1


Лекция

6 неделя

7

Зачет



Тестирование

7 неделя

8-9

Политические партии. Роль партий на выборах.

1

1

Лекция

Дискуссия

8-9 неделя

10

Модели прихода к власти политических партий.


1

Работа в группах

10 неделя

11

Законы о выборах в РФ.


1

Работа с документами

11 неделя

12

Этапы избирательной кампании.

1


Лекция

12 неделя

13-14

Политические дебаты как форма предвыборной агитации. Влияние СМИ на выборы.


2

Работа в группах

проект

13-14 неделя

15

Выборы президента


1

Деловая игра

15 неделя

16

Итоговый зачет



- портфолио

- собеседован.

- тестирован.

16

неделя




Учебно-методическое обеспечение.

1. Учебное пособие: «Выборы в демократическом обществе»

Авторы: Воскресенская Н.М., Положевцева П.Г.

Издательство: Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование»,

2. Избирательное право в Российской федерации.

Авторы: Белявский Д.С., Трофимов М.С.

3. Избирательное право России: учебник. Автор: под ред. В.О. Лучина

Издательство: ЮНИТИ-ДАНА.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!