Пояснительная записка
Программа «Эрудит» предназначена для детей 7 класса, у которых уже имеются определенные познания в области географии и навыки работы с картой. Объём программы составляет 34 часа (1 час в неделю)
Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно – воспитательного процесса.
Хорошо организованные и интересно проведённые занятия кружка «Юный натуралист» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.
Участие школьников в занятиях кружка открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации.
Важным моментом этой деятельности является формирование настоящего коллектива единомышленников.
Занятия кружка можно проводить в разнообразных формах, это может быть игра, конференция, небольшие по объёму сообщения новых занимательных знаний и т. д.
Цель программы:
Расширить географический кругозор, подготовить учащихся к восприятию школьного страноведческого курса раздела.
Общие задачи программы:
вызвать интерес к странам мира, культурному наследию через знакомство с культурными и природными достопримечательностями;
познакомиться с Программой ЮНЕСКО по охране Объектов Всемирного Наследия;
показать роль достопримечательностей в воспитании толерантности;
воспитывать уважение к людям другой нации, к особенностям их жизни;
расширить знания о столицах и крупнейших городах мира.
Данный курс обеспечен информационным материалом: есть набор видеофильмов о достопримечательностях мира. В работе с данным содержанием возможны такие виды деятельности, как пресс – конференция, работа со статистическим материалом, заочные экскурсии, занятия в видеозале, заседание “круглого стола”. Занятия по основным вопросам темы проводятся в компьютерном классе.
Ожидаемые результаты
Учащиеся, прошедшие данный курс, получат необходимые знания, умения и навыки для понимания и познания мира, для построения индивидуального самоопределения и успешного выбора профиля обучения. Постоянная работа с источниками информации, работа и общение в разновозрастных группах позволит сформировать ответственность и самостоятельность. Повысится интерес к предмету и желание познавать мир.
Изученные термины: Туризм и виды услуг, менталитет, рекреационные ресурсы, достопримечательности, комитет ЮНЕСКО, культурные и природные Объекты Всемирного Наследия.
Учащиеся будут
Учащиеся будут иметь представление:
о различных видах достопримечательностей;
о профессии гидов, экскурсоводов и других специальностях данной области;
об уровне жизни в различных государствах;
о традициях и обычаях населения стран мира;
о ценностях культуры данной страны.
Учащиеся должны знать:
формирование политической карты мира;
формы экономических отношений;
виды достопримечательностей;
примеры достопримечательностей под эгидой ЮНЕСКО.
Учащиеся должны уметь:
работать с различными источниками информации;
разбираться в вопросах определения достопримечательностей
работать на компьютере.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Содержание учебного предмета
I четверть
8 часов
Каменная летопись планеты. Каменная летопись планеты. Башня Дьявола. Каменные горбы Катажута. Конусы Каппадокии. Долина приведений горы Демерджи.
В мире песка и камня. Что такое пустыня? Как образовались пустыни? Какие бывают пустыни?
Где расположены самые известные пустыни мира? Свирепые ветры пустынь. Вода и жизнь в пустыне. Сахара крупнейшая пустыня мира. Берег скелетов в пустыне Намиб. Пустыня Кающихся Грешников. Каменная симфония пустыни Гоби. Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки.
Каньоны мира. Почему и где образуются каньоны? Самый величественный каньон мира. Жизнь в Большом каньоне. Как открыли большой каньон.
Ожидаемые результаты:
в результате обучения на занятиях кружка учащиеся приобретут знания о природных и антропогенных достопримечательностях мира и Казахстана,
приобретут практические навыки и умения:
- работы с картой,
- работы со справочной, научно- популярной литературой, Интернет- ресурсами,
- навыки организации работы в группе.
Учащиеся должны знать (объяснять):
Учащиеся должны уметь (называть, показывать):
уметь работать на компьютере; работать с различными источниками информации;
ориентироваться по карте;
свободно рассказывать о достопримечательностях мира.
II четверть
8 часов
В мире падающей воды. Водопад Анхель. Водопад Йосемитский. Самые широкие водопады мира. Ниагарский водопад. Как и когда возник Ниагарский водопад. Водопады Игуасу и Гуагира.
Водопад Виктория. Карельский водопад Кивач. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ праздников водопадов.
Эти удивительные озёра. Самые большие озёра мира. Озёра с уникальной солёностью. Самые диковинные озёра.
В мире мрака и безмолвия
Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер. Пещерные города. Сказочный мир подземных дворцов.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся будут иметь представление:
о различных видах достопримечательностей;
о профессии гидов, экскурсоводов и других специальностях данной области;
Учащиеся должны знать:
формирование политической карты мира;
формы экономических отношений;
Учащиеся должны уметь:
III четверть
10 часов
Пещерная система Флинт-Мамонтова. Пещера Оптимистическая. Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России. Жители подземелий. Что такое Клаустрофобия. Пещеры и полезные ископаемые. Грозное дыхание Земли. Горы, извергающие огонь. Откуда произошло название «вулкан» и другие имена. Коварный сон вулканов. Как образовались и действуют вулканы. Что извергают вулканы. Подводные вулканы и вулканические острова. Самые активные вулканы планеты. Вулканический туризм. Тепло подземных вод и природных фонтанов Горячие источники Памуккале. Самый знаменитый гейзер Исландии.Гейзеры Северной Америки. Новозеландское чудо. Долина гейзеров на Камчатке. Этот удивительный ледяной мир Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько льда на Земле? Ожидаемые результаты: Учащиеся будут иметь представление: о традициях и обычаях населения стран мира; о ценностях культуры данной страны. Учащиеся должны знать: виды достопримечательностей; примеры достопримечательностей под эгидой ЮНЕСКО. Учащиеся должны уметь: |
IV четверть
8 часов
Ледники Гренландии. Антарктиды, Айсберги. Великие оледенения прошлого.
В глубинах неизведанного Звенящие и поющие камни. Вашкский камень. Каменные слёзы гор и каменное масло таёжных скал. Неопознанные шумы. Полярные сияния. Гало и другие видения.
Могут ли камни кататься сами собой. Бывает ли туман багровым? Могут ли «перевернуться» и закипеть воды озера?
Гиблые места. Геопатогенные зоны. Кому- то плохо, а кому- то и комфортно. Здоровье и геопатогенные зоны. Поляна смерти, или тайна Чёртова кладбища. Безмолвные призраки морей. Треугольник смерти.
Ожидаемые результаты:
учащиеся должны уметь
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий
Тематическое планирование
№ | Раздел, тема | Час | Игра | Сроки |
| I четверть |
| Каменная летопись планеты | 2 | | |
1 | Каменная летопись планеты. Башня Дьявола. Каменные горбы Катажута. | 1 | Игра «Азы географии» | |
2 | Конусы Каппадокии. Долина приведений горы Демерджи. | 1 | Игра «Царь горы». | |
| В мире песка и камня | 5 | | |
3 | Что такое пустыня? Как образовались пустыни? Какие бывают пустыни? | 1 | «Что? Где? Когда?» | |
4 | Где расположены самые известные пустыни мира? Свирепые ветры пустынь. Вода и жизнь в пустыне. | 1 | КВН «Союз Земли и воды» | |
5 | Сахара крупнейшая пустыня мира. Берег скелетов в пустыне Намиб. | 1 | Интеллектуальная игра «Большая семёрка» | |
6 | Пустыня Кающихся Грешников. Каменная симфония пустыни Гоби. | 1 | Географическая игра «Угадай» | |
7 | Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки. | 1 | КВН «У нас в гостях Япония» | |
| Каньоны мира | 2 | | |
8 | Почему и где образуются каньоны? Самый величественный каньон мира. | 1 | Конкурс знатоков географии «Большое географическое ралли» | |
II четверть |
9 | Жизнь в Большом каньоне. Как открыли большой каньон. | 1 | Игра «Поле чудес» | |
| В мире падающей воды | 4 | | |
10 | Водопад Анхель. Водопад Йосемитский. | 1 | Географический КВН | |
11 | Самые широкие водопады мира. Ниагарский водопад. Как и когда возник Ниагарский водопад. | 1 | Географическая викторина | |
12 | Водопады Игуасу и Гуагира. Водопад Виктория. другие водопады мира. | 1 | Олимпийский забег. Командная игра по заданиям географической олимпиады | |
13 | Карельский водопад Кивач. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ праздников водопадов. | 1 | Кто хочет стать миллионером. | |
| Эти удивительные озёра | 2 | | |
14 | Самые большие озёра мира. | 1 | КВН по темам «Литосфера», «Атмосфера» и «Мировой океан». | |
15 | Озёра с уникальной солёностью. Самые диковинные озёра. | 1 | Вопросы - шутки | |
| В мире мрака и безмолвия | 6 | | |
16 | Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер. Пещерные города. | 1 | «Выше гор могут быть только горы…..» | |
| III четверть |
17 | Сказочный мир подземных дворцов. | 1 | Экологическая игра | |
18 | Пещерная система Флинт-Мамонтова. Пещера Оптимистическая. | 1 | Командная игра по теме: «Общая характеристика природы Казахстана» | |
19 | Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России. | 1 | Вечер «Знатоки географии» | |
20 | Жители подземелий. Что такое Клаустрофобия. Пещеры и полезные ископаемые. | 1 | «Встреча Нового года» | |
| Грозное дыхание Земли | 3 | | |
21 | Горы, извергающие огонь. Откуда произошло название «вулкан» и другие имена. | 1 | Географическая викторина «Интеллектуальный лабиринт» | |
22 | Коварный сон вулканов. Как образовались и действуют вулканы. Что извергают вулканы. | 1 | «Последний герой». | |
23 | Подводные вулканы и вулканические острова. Самые активные вулканы планеты. Вулканический туризм. | 1 | Командная игра | |
| Тепло подземных вод и природных фонтанов | 2 | | |
24 | Горячие источники Памуккале. Самый знаменитый гейзер Исландии. | 1 | Игра «Кто хочет стать миллионером» по теме «Страны мира» | |
25 | Гейзеры Северной Америки. Новозеландское чудо. Долина гейзеров на Камчатке. | 1 | Командная игра | |
| Этот удивительный ледяной мир | 3 | | |
26 | Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько льда на Земле? | 1 | «Что бы это значило?» | |
| IV четверть |
27 | Ледники Гренландии. Антарктиды, Айсберги. | 1 | Школьная географическая викторина | |
28 | Великие оледенения прошлого. | 1 | Игра «Пойми меня» | |
| В глубинах неизведанного | 4 | | |
29 | Звенящие и поющие камни. Вашкский камень | 1 | Игра «Что? Где? Когда?» по теме «Занимательные природные процессы и явления» | |
30 | Каменные слёзы гор и каменное масло таёжных скал. Неопознанные шумы. | 1 | Игра «Пирамида» | |
31 | Полярные сияния. Гало и другие видения. | 1 | Игра «Шаг вперёд, два назад» на тему: «По материкам и странам» | |
32 | Могут ли камни кататься сами собой. Бывает ли туман багровым? Могут ли «перевернуться» и закипеть воды озера? | 1 | «Путешествие в Картляндию». | |
| Гиблые места | 2 | | |
33 | Геопатогенные зоны. Кому- то плохо, а кому- то и комфортно. Здоровье и геопатогенные зоны. | 1 | Игра «Земля» | |
34 | Поляна смерти, или тайна Чёртова кладбища. Безмолвные призраки морей. Треугольник смерти. | 1 | Викторина | |
Список литературы
Алексеев А.И. Программа курса “География России” (8 – 9 классы). 2008.
География. Еженедельная методическая газета для учителей географии, экологии и природоведения Издательского Дома “Первое сентября”. № 19, № 20, № 42 – 2004.
Журналы:
Гео
География в школе
Максаковский В.П. Географическая картина мира.-Ярославль.: Верхняя Волга, 1998.
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира.- М.: Просвещение, 2001.
Максаковский В.П. Развитие и география международного туризма. / География в школе.
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. -Л., 1990.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. -М.,1986. 15 Николаенко ДВ Рекреационная география / ДВ Николаенко - М, 2001 - 321 с
16 Преображенский BC География и отдых / BC Преображенский, ЮА Веденин - М: Знание, 1971 -47 с
17 Смаль ИС Основы географии рекреации и туризма: учеб пособие / ИС Смаль - Нежин: НДПУ, 2004 - 105 с
18 Стафийчук ВИ Рекреалогия / ВИ Стафийчук - М.: Альтпрес, 2006 - 263 с
19 Фоменко НВ Рекреационные ресурсы и курортология / НВ Фоменко - М.: ЦНЛ, 2007 - 311 с
20 Чижова ВЛ Рекреационные нагрузки в зонах отдыха / ВП Чижова - М: Легкая промышленность, 1977 -49 с
Даринский А. В. Краеведение. – М., 1985.
Даринский А. В. Методика преподавания географии. -М., 1975.
Дидактика , Под ред. М.Н.. Скаткина и И.Я.Лернера, - М., 1989..