СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа "Химия в быту"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для дополнительного занятия в химическом кружке

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа "Химия в быту"»

Авторская программа

естественнонаучной направленности для дополнительного образования обучающихся "Химия в быту"


Автор: учитель биологии и химии Пушкарёва Т.В.



Пояснительная записка



Актуальность: программа предполагает включения знаний из области химии, медицины, анатомии человека. Курс позволяет узнать учащимся о веществах и материалах, обеспечивающих жизнедеятельность человека, помогает определиться в ассортименте товаров бытовой химии, даёт возможность понять свойства и применение веществ, встречающихся в повседневной жизни, дает информацию по охране здоровья.

Содержание курса знакомит учащихся с химическим составом, свойствами и применением веществ и материалов, встречающихся быту, с техникой безопасности с ядовитыми и огнеопасными веществами.

Курс по выбору «Химия в быту» носит межпредметный характер и даёт возможность учащимся определиться со своим интересом к предмету химии, в будущей профессии. Темы программы касаются нашего быта, повседневной жизни, условий жизни человека, здоровья и гигиене, проблемы экологии.

Лабораторные и практические занятия способствуют формированию умений и навыков работы с реактивами и оборудованием.

Проектная деятельность учащихся направлена на формирование самостоятельной работы, исследовательских навыков и развитию творческих способностей.

В программу включены научные знания и опыт практической деятельности человека. Главной особенностью программы является деятельностный подход.


Курс рассчитан на учащихся 9 класса.

Количество часов – 34

Цель: расширить знания учащихся в области бытовой химии через образовательную и исследовательскую деятельность.


Задачи курса:

  • расширение и углубление знаний учащихся о средствах бытовой химии, лекарств, косметики и строительных материалах;

  • подготовка учащихся к олимпиадам, научно-практическим конференциям, конкурсам.

Формы и методы изучения курса: лекции, беседы, демонстрации, практические работы, наблюдение, сравнение.

Форма отчетности: защита учащимися проектных работ, слайд-презентаций, рефератов.

Ожидаемый результат:

учащийся должен знать и уметь:

  • практическая значимость химии в жизнедеятельности человека, виды; профессий связанные с химией;

  • значение воды для живых организмов;

  • основной состав продуктов питания;

  • назначение средств косметических препаратов;

  • состав и применение синтетических моющих средств, строительных материалов, лакокрасочной промышленности;

  • правила поведения, способствующие защите окружающей среды.





Учебно-тематический план (34 ч.)



№ п/п

Название темы

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Всего часов

Теорет.

Практ.

1.

Введение «Химия в быту»

1

1

Лекция

конспект

2.

Удивительный мир воды

4

2

2

Лекция, практикум

Беседа

3.

Пища, которую мы едим

4

2

2

Лекция, практикум

Беседа

4.

Косметические средства ухода

4

2

2

Лекция,

практикум

Беседа

5.

Дом, в котором мы живем

4

2

2

Лекция,

практикум

Беседа

6.

Бытовая химия на кухне и в ванной

4

2

2

Лекции, практикум

Беседа

7.

Химчистка на дому

2

1

1

Лекция, практикум

Беседа

8.

Химия на грядке

4

2

2

Лекции, практикум

Беседа

9.

Цветы на подоконнике

4

2

2

Лекции, практикум

Беседа

10.

Защита проектов, презентаций, рефератов

2

2


защита

Исследовательские работы

презентации

рефераты

11

Подведение итогов

1

1





ИТОГО:

34

19

15

 

 



Содержание курса

Тема 1. Введение (1 ч )

Инструктаж по технике безопасности . Ознакомить с материалом об использовании химии в быту.

Тема 2Вода, которую мы пьем (4ч)

Химический состав воды, вода - растворитель. Жесткость воды. Проблемы питьевой воды.

Практическая работа. 1. Химические свойства воды. Удаление жёсткости воды.

Требования к знаниям и умениям учащихся: должны знать строение молекулы и свойства воды, суть физико-химический процесс растворения, методы очистки питьевой воды.



Тема 3. Пища, которую мы едим (4ч)

Состав продуктов питания. Пищевые добавки Качество пищи и сроки хранения пищевых продуктов. . Синтетическая пища и ее влияние на организм. Содержание нитратов в растениях и пути уменьшения их содержания при приготовлении пищи.

Практическая работа. 1. Определение нитратов в плодах и овощах

2. Расшифровка кода пищевых продуктов, срока годности, состава.

Требования к знаниям и умениям учащихся: должны знать состав продуктов, пищевые добавки, сроки хранения продуктов, синтетические продукты.


Тема 4. Косметические средства ухода (4 ч) 

Средства ухода за зубами, волосами, их виды и качество. Декоративная косметика: виды, состав и действие на организм.

Практическая работа. 1. Изучение состава декоративной косметики по этикеткам.

Требования к знаниям и умениям учащихся: должны знать назначение средств ухода за зубами и уметь подбирать зубные пасты и щетки, шампуни, бальзамы, декоративная косметика и ее применение.

Тема 5. Дом, в котором мы живем (4 ч)

 Строительные материалы, из которых построены дома, мебель, покрытия и их влияние на здоровье людей.

Практическая работа. 1. Лакокрасочные материалы для дома, состав, влияние на здоровье человека.

Требования к знаниям и умениям учащихся: должны знать различные виды строительных и лакокрасочных материалов и их состав, понятие об экологически чистых материалах.

Тема 6. Бытовая химия на кухне и в ванной (4ч)

Средства для мытья посуды и ванной комнаты, классификация, меры предосторожности. Синтетические моющие средства, их разнообразие.

Практическая работа. Способы удаления накипи. Удаление ржавчины.

Требования к знаниям и умениям учащихся: должны знать безопасные средства бытовой химии на кухне и в ванной, пользоваться безопасно для здоровья человека, уметь удалять накипь и ржавчину.

Тема 7. Химчистка на дому (2ч)

Азбука химчистки. Пятновыводители и удаление пятен.

Практическая работа 1.Приемы выведения пятен жира, ржавчины, туши, гуаши и других веществ.

Требования к знаниям и умениям учащихся: должны знать разновидности пятновыводителей и уметь ими пользоваться.

Тема 8. Химия на грядке (4ч)

Минеральные удобрения, Химические средствами защиты растений, стимуляторы роста.

Практическая работа. Приготовление растворов и внесение минеральных удобрений.

Требования к знаниям и умениям учащихся: должны знать минеральные удобрения, химические средства защиты и уметь ими пользоваться.

Тема 9. Цветы на подоконнике (4 ч) Способы выращивания растений на искусственных заменителях (гравии, песке) с использованием питательных растворов. Защита комнатных растений от вредителей. Способы сохранения букетов.

Практическая работа. Выращивание растений, применяя гидропонику.

Требования к знаниям и умениям учащихся: должны знать способы выращивания комнатных растений на искусственном заменителе почвы, уметь сохранять букеты длительное время.

Тема 10.  Защита проектов, презентаций, рефератов (2 ч)

Подведение итогов.


Л и т е р а т у р а д л я у ч и т е л я

  • Войтович В.А., Афанасьев А.Х. Химия в быту. Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1974;

  • Тихвинская М.Ю. Практикум по химической технологии. М.: Просвещение, 1984;

  • Шепелев А.М. Ремонт квартиры своими руками. М.: Московский рабочий, 1979;

  • Юдин А.М., Сучков В.Н. Химия в быту. М.: Химия, 1982.

Л и т е р а т у р а д л я у ч а щ и х с я

  • Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. Ярославль: Академия холдинг, 2000;

  • Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М: Высшая школа, 1992;


Сайты в Интернете:

http://1000domsovetov.ru

http://www.housewife.name/node/56

http://www.doctor-al.ru/get_news.php?news_id=99&type=article

http://www.bibliotekar.ru/domovodstvo-2/107.htm

http://flbl.ru/bytovaya-ximiya-vash-vernyj-pomoshhnik

http://lifeandculture.ru/ximiya/11-chudesnaja-khimija.html



Темы рефератов (проектов)

  • Техника выведения различных пятен. Химия и косметика.

  • Искусственная пища: за и против.

  • Общие тенденции современного макияжа.

  • Какая краска для волос лучше?

  • Ароматические средства – это хорошо или плохо?

  • Химические материалы, использующиеся в искусственных органах.

  • Как придать одежде обновленный вид (крахмаление, аппретирование, антистатистическая обработка).