Авторская программа
естественнонаучной направленности для дополнительного образования обучающихся "Химия в быту"
Автор: учитель биологии и химии Пушкарёва Т.В.
Пояснительная записка
Актуальность: программа предполагает включения знаний из области химии, медицины, анатомии человека. Курс позволяет узнать учащимся о веществах и материалах, обеспечивающих жизнедеятельность человека, помогает определиться в ассортименте товаров бытовой химии, даёт возможность понять свойства и применение веществ, встречающихся в повседневной жизни, дает информацию по охране здоровья.
Содержание курса знакомит учащихся с химическим составом, свойствами и применением веществ и материалов, встречающихся быту, с техникой безопасности с ядовитыми и огнеопасными веществами.
Курс по выбору «Химия в быту» носит межпредметный характер и даёт возможность учащимся определиться со своим интересом к предмету химии, в будущей профессии. Темы программы касаются нашего быта, повседневной жизни, условий жизни человека, здоровья и гигиене, проблемы экологии.
Лабораторные и практические занятия способствуют формированию умений и навыков работы с реактивами и оборудованием.
Проектная деятельность учащихся направлена на формирование самостоятельной работы, исследовательских навыков и развитию творческих способностей.
В программу включены научные знания и опыт практической деятельности человека. Главной особенностью программы является деятельностный подход.
Курс рассчитан на учащихся 9 класса.
Количество часов – 34
Цель: расширить знания учащихся в области бытовой химии через образовательную и исследовательскую деятельность.
Задачи курса:
расширение и углубление знаний учащихся о средствах бытовой химии, лекарств, косметики и строительных материалах;
подготовка учащихся к олимпиадам, научно-практическим конференциям, конкурсам.
Формы и методы изучения курса: лекции, беседы, демонстрации, практические работы, наблюдение, сравнение.
Форма отчетности: защита учащимися проектных работ, слайд-презентаций, рефератов.
Ожидаемый результат:
учащийся должен знать и уметь:
практическая значимость химии в жизнедеятельности человека, виды; профессий связанные с химией;
значение воды для живых организмов;
основной состав продуктов питания;
назначение средств косметических препаратов;
состав и применение синтетических моющих средств, строительных материалов, лакокрасочной промышленности;
правила поведения, способствующие защите окружающей среды.
Учебно-тематический план (34 ч.)
№ п/п | Название темы | Количество часов | Форма проведения | Образовательный продукт |
Всего часов | Теорет. | Практ. |
1. | Введение «Химия в быту» | 1 | 1 | – | Лекция | конспект |
2. | Удивительный мир воды | 4 | 2 | 2 | Лекция, практикум | Беседа |
3. | Пища, которую мы едим | 4 | 2 | 2 | Лекция, практикум | Беседа |
4. | Косметические средства ухода | 4 | 2 | 2 | Лекция, практикум | Беседа |
5. | Дом, в котором мы живем | 4 | 2 | 2 | Лекция, практикум | Беседа |
6. | Бытовая химия на кухне и в ванной | 4 | 2 | 2 | Лекции, практикум | Беседа |
7. | Химчистка на дому | 2 | 1 | 1 | Лекция, практикум | Беседа |
8. | Химия на грядке | 4 | 2 | 2 | Лекции, практикум | Беседа |
9. | Цветы на подоконнике | 4 | 2 | 2 | Лекции, практикум | Беседа |
10. | Защита проектов, презентаций, рефератов | 2 | 2 | | защита | Исследовательские работы презентации рефераты |
11 | Подведение итогов | 1 | 1 | | | |
| ИТОГО: | 34 | 19 | 15 | | |
Содержание курса
Тема 1. Введение (1 ч )
Инструктаж по технике безопасности . Ознакомить с материалом об использовании химии в быту.
Тема 2. Вода, которую мы пьем (4ч)
Химический состав воды, вода - растворитель. Жесткость воды. Проблемы питьевой воды.
Практическая работа. 1. Химические свойства воды. Удаление жёсткости воды.
Требования к знаниям и умениям учащихся: должны знать строение молекулы и свойства воды, суть физико-химический процесс растворения, методы очистки питьевой воды.
Тема 3. Пища, которую мы едим (4ч)
Состав продуктов питания. Пищевые добавки Качество пищи и сроки хранения пищевых продуктов. . Синтетическая пища и ее влияние на организм. Содержание нитратов в растениях и пути уменьшения их содержания при приготовлении пищи.
Практическая работа. 1. Определение нитратов в плодах и овощах
2. Расшифровка кода пищевых продуктов, срока годности, состава.
Требования к знаниям и умениям учащихся: должны знать состав продуктов, пищевые добавки, сроки хранения продуктов, синтетические продукты.
Тема 4. Косметические средства ухода (4 ч)
Средства ухода за зубами, волосами, их виды и качество. Декоративная косметика: виды, состав и действие на организм.
Практическая работа. 1. Изучение состава декоративной косметики по этикеткам.
Требования к знаниям и умениям учащихся: должны знать назначение средств ухода за зубами и уметь подбирать зубные пасты и щетки, шампуни, бальзамы, декоративная косметика и ее применение.
Тема 5. Дом, в котором мы живем (4 ч)
Строительные материалы, из которых построены дома, мебель, покрытия и их влияние на здоровье людей.
Практическая работа. 1. Лакокрасочные материалы для дома, состав, влияние на здоровье человека.
Требования к знаниям и умениям учащихся: должны знать различные виды строительных и лакокрасочных материалов и их состав, понятие об экологически чистых материалах.
Тема 6. Бытовая химия на кухне и в ванной (4ч)
Средства для мытья посуды и ванной комнаты, классификация, меры предосторожности. Синтетические моющие средства, их разнообразие.
Практическая работа. Способы удаления накипи. Удаление ржавчины.
Требования к знаниям и умениям учащихся: должны знать безопасные средства бытовой химии на кухне и в ванной, пользоваться безопасно для здоровья человека, уметь удалять накипь и ржавчину.
Тема 7. Химчистка на дому (2ч)
Азбука химчистки. Пятновыводители и удаление пятен.
Практическая работа 1.Приемы выведения пятен жира, ржавчины, туши, гуаши и других веществ.
Требования к знаниям и умениям учащихся: должны знать разновидности пятновыводителей и уметь ими пользоваться.
Тема 8. Химия на грядке (4ч)
Минеральные удобрения, Химические средствами защиты растений, стимуляторы роста.
Практическая работа. Приготовление растворов и внесение минеральных удобрений.
Требования к знаниям и умениям учащихся: должны знать минеральные удобрения, химические средства защиты и уметь ими пользоваться.
Тема 9. Цветы на подоконнике (4 ч) Способы выращивания растений на искусственных заменителях (гравии, песке) с использованием питательных растворов. Защита комнатных растений от вредителей. Способы сохранения букетов.
Практическая работа. Выращивание растений, применяя гидропонику.
Требования к знаниям и умениям учащихся: должны знать способы выращивания комнатных растений на искусственном заменителе почвы, уметь сохранять букеты длительное время.
Тема 10. Защита проектов, презентаций, рефератов (2 ч)
Подведение итогов.
Л и т е р а т у р а д л я у ч и т е л я
Войтович В.А., Афанасьев А.Х. Химия в быту. Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1974;
Тихвинская М.Ю. Практикум по химической технологии. М.: Просвещение, 1984;
Шепелев А.М. Ремонт квартиры своими руками. М.: Московский рабочий, 1979;
Юдин А.М., Сучков В.Н. Химия в быту. М.: Химия, 1982.
Л и т е р а т у р а д л я у ч а щ и х с я
Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. Ярославль: Академия холдинг, 2000;
Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М: Высшая школа, 1992;
Сайты в Интернете:
http://1000domsovetov.ru
http://www.housewife.name/node/56
http://www.doctor-al.ru/get_news.php?news_id=99&type=article
http://www.bibliotekar.ru/domovodstvo-2/107.htm
http://flbl.ru/bytovaya-ximiya-vash-vernyj-pomoshhnik
http://lifeandculture.ru/ximiya/11-chudesnaja-khimija.html
Темы рефератов (проектов)
Техника выведения различных пятен. Химия и косметика.
Искусственная пища: за и против.
Общие тенденции современного макияжа.
Какая краска для волос лучше?
Ароматические средства – это хорошо или плохо?
Химические материалы, использующиеся в искусственных органах.
Как придать одежде обновленный вид (крахмаление, аппретирование, антистатистическая обработка).