СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа кружка "Подготовка детей к школе".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа кружка "Подготовка детей к школе".»









Пояснительная записка

Авторская программа кружка «Подготовка детей к школе» составлена на основе:

  1. Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации:

- от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

3. Основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ с. Астрадамовка

4. Учебного плана МОУ СОШ с. Астрадамовка на 2016-2017 учебный год.

В основу данной рабочей программы положена программа «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2012), рекомендованная Министерством образования РФ.


Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями.

Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.

Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.

Основные задачи: развитие личностных качеств; сохранение и укрепление здоровья; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.


Общая характеристика программы

Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.



Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).

Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.

Программа состоит из следующих курсов:

Курс «От слова к букве» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Курс помогает детям объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.


Курс «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы.


Курс « Зелёная тропинка» основывается на коррекции и развитии накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. «Предметное окружение» расширяет и уточняет представления детей о предметном мире: о видах транспорта, о предметах, облегчающих труд взрослых на производстве. «Явления общественной жизни» - расширяет круг знаний и представлений о явлениях окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимости.



Место курса «Подготовка детей к школе» в учебном плане

Программа предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: ««От слова к букве»», «Математические ступеньки», «Зелёная тропинка». Адаптационные занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 2 занятия в день (1 час) , 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 30 недель. Общее количество занятий – 120, учебных часов -60.






Ценностные ориентиры

На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.

Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:

физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;

знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.










































Предмет «Русский язык . Литературное чтение»

представлен курсом «ОТ СЛОВА К БУКВЕ»


Пояснительная записка


Курс «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведёт работу по совершенствованию устной речи.

Программа направлена на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка.

Содержание курса позволяет организовать работу по трём направлениям:

-развитие связной речи;

-подготовка к обучению чтения;

-подготовка к обучению письму.

Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребёнка. Осуществляется переход от ситуационной к конкретной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребёнка, формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления, начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведётся подготовка к чтению и письменной речи.

При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определённые темы, осознать на элементарном уровне, что такое речь, каково её назначение, и её особенности.

Подготовка к обучению чтения построена на развитии фонематического слуха детей, на отчётливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения.

Если при подготовке к обучению чтения и при работе над совершенствованием связной речи в основе лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письма преобладают технические действия.

 Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
      При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
      Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.

      Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.

      Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.


Используется учебно-методический комплект:

Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. –М.:Просвещение, 2013



Содержание


Развитие и совершенствование устной речи. Расши­рять и активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребёнка словами, обозначающими действия, при­знаки предметов (точные названия качеств неодушевлённых предметов — материал, форма, цвет, размер — и одушев­лённых — человек: свойства характера, признаки внешно­сти, поведения), словами с прямым и переносным значени­ем, уменьшительно-ласкательными суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие слова, стимулировать их правильное употребление в собственной речи; находить в литературном произведении, прочитанном воспитателем (стихотворении, сказке, рассказе), слова, с помощью кото­рых автор точно, метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и употреблять их в собственной речи.

Развивать у детей стабильное внимание и интерес к сло­ву, осознание роли слова в тексте фольклорных и литера­турных произведений. Разучивать произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и навыки связной монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и последовательно излагать содер­жание услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллю­страции, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, за­гадок и др.). При этом главное — развитие у детей интере­са к самостоятельному словесному творчеству. Формировать у детей уже на подготовительном этапе умение замечать и исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов. Формировать умение правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуа­ции. Формировать правильное понимание переносного зна­чения слов.

Учить сравнивать предметы, выделять и правильно на­зывать существенные признаки; обогащать словарь точны­ми названиями качеств (материал, форма, цвет, размер).

Обращать внимание на правильность понимания и употре­бления детьми обобщающих слов, активизировать их ис­пользование в речи. Развивать диалогическую и монологи­ческую речь. Обучать передаче текста на основе иллюстра­ций содержательно, логично и последовательно. Развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений. Разучивать за­гадки, скороговорки; пересказывать сказки с опорой на иллюстрации. Развивать умение связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описы­вать устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц, дере­вья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну и т. д.) по плану, предложенному воспитателем, или по аналогии. Развивать эмоциональное восприятие речи взрослых и детей. Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие со­общения. Учить составлять рассказы по картине: описание содержания, придумывание сюжета, предшествующего изо­бражению и следующего за ним. Развивать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять соз­дание рассказов, сказок, стихотворений. Пробуждать жела­ние детей общаться, вызывать интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе начинать формирова­ние элементарных навыков культуры речи, правильного ре­чевого поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие темы.

Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на технику речи, в связи с чем в занятие включаются элементы дыхательной гимна­стики, артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм лите­ратурного языка.

Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, упражнения для губ, упражнения для язы­ка); произношение звуков русского алфавита, произноше­ние и сравнение звуков, тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация звука.

Сферы общения: бытовая (повседневная); искусство сло­ва; деловая.

Подготовка к обучению чтению. Обучать правильно­му литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствовать звуковую культу­ру речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определённым звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Закреплять правильное произноше­ние звуков. Упражнять в дифференциации звуков на слух. Укреплять и развивать артикуляцию: обучать детей чёткому произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию интона­ционных средств. Знакомить с правильным произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать глас­ные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные зву­ки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре.

Подготовка к обучению письму: готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации, составления узоров по ана­логии и самостоятельно, дополнения и штриховки пред­метов, гимнастики для пальцев; знакомить с правилами письма — с правильной посадкой при письме, с положени­ем листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева на­право; знакомить с контуром предмета и его особенностями; знакомить с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой; моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации.


Планируемые результаты:

— правильно произносить все звуки;

— проводить классификацию звуков по их произноше­нию;

— проводить классификацию печатных букв по их эле­ментам;

— соблюдать орфоэпические нормы произношения;

— составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;

— пересказывать сказку, рассказ по опорным иллюстра­циям;

— соблюдать элементарные гигиенические правила;

— уметь ориентироваться на странице тетради.




























Предмет « Математика»

представлен курсом

«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ»


Пояснительная записка

В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
      Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
      Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
      В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
      В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
      Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
      Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
      Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.

Используется учебно-методический комплект:

С.И.Волкова Математические ступеньки. М.:Просвещение. 2013


Содержание

Признаки (свойства) предметов (цвет, размер, фор­ма). Сравнение трёх и более предметов (фигур) по размеру (больше — меньше, длиннее — короче, такой же по длине, выше — ниже, шире — уже и др.), по форме (круглый, не­круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный, такой же по форме и др.), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов).

Определение правила, по которому составлен предло­женный ряд предметов, геометрических фигур. Составление (продолжение) ряда по заданному правилу.

Длина. Упорядочивание предметов по длине. Уравнива­ние длин двух предметов.

Подбор предметов по заданной длине. Свойство транзитив­ности отношений: длиннее — короче, выше — ниже, шире — уже и др., его использование при выполнении заданий.

Построение (дополнение) ряда предметов, геометриче­ских фигур (таблиц) по заданному правилу.

Сравнение предметов по массе (на руках и с помощью чашечных весов без гирь).

Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.).

Временные представления: раньше — позже; вчера, се­годня, завтра. Неделя. Дни недели. Отсчёт дней недели по порядку от любого дня недели. Времена года. Их последо­вательность.

Неделя, месяц, год. Уточнение понятия «месяц» (как правило, четыре недели составляют месяц).

Определение времени по часам (по часовой стрелке). Простейшее сравнение времени (больше трех часов, меньше пяти часов и т. п.).

Цифры и числа от 1 до 9. Число О. Число 10

Счёт предметов. Сравнение групп предметов по количе­ству (больше, меньше, столько же). Устная нумерация: на­звания, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого де­сятка двумя способами.

Основные характеристики последовательности чисел на­турального ряда: наличие первого элемента, связь предыду­щего и последующего элементов в этом ряду, возможность продолжить числовой ряд дальше от любого элемента.

Счёт в прямом и обратном порядке. Независимость ко­личества предметов в группе от их свойств, способа и по­рядка пересчёта. Порядковый счёт, его отличия от счёта количественного.

Моделирование цифр из плоскостных элементов (тре­угольников, прямоугольников и др.).

Десяток. Счёт десятками.

Равенство, его обозначение в математике. Знак « = ».

Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций сложение и вычитание, название и обозначение этих действий (знаки « + », «-»).

Целое и часть.

Состав чисел первого десятка из двух слагаемых.

Задача. Отличие задачи от рассказа. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал.

Составление задачи по схематическому рисунку и схе­матического рисунка по задаче. Формирование начальных представлений об универсальности математических спосо­бов познания мира (одна и та же модель для задач с раз­личными сюжетами).

Простейшие геометрические фигуры: отрезок, круг, мно­гоугольник (треугольник, четырёхугольник, в том числе пря­моугольник, квадрат). Отличие многоугольника от круга.

Получение отрезка прямой сгибанием бумаги. Отрезок как сторона многоугольника. Линейка — инструмент для вычерчивания отрезка.

Продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу.

Содержательно-логические задания на более сложном математическом материале на развитие:

внимания (лабиринты, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, игры «Весёлый счёт», «Исправь ошиб­ки» и др.);

воображения (деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую; подсчёт общего количества изображений одной и той же фигуры на контурном рисунке; дополнение заданной фигуры до целого с выбором нужных частей из нескольких предложенных);

памяти (зрительные и слуховые диктанты с использо­ванием изученного арифметического и геометрического ма­териала; зрительные и слуховые диктанты на математиче­ском материале с определением закономерности следования элементов);

мышления (выделение существенных признаков объек­тов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания; проведение простейших логических рассуждений, сравнение объектов по разным признакам, классификация объектов, чисел, геометрических фигур и др. по заданным условиям).


Планируемые результаты:

— ориентироваться на листе бумаги (вверху справа, внизу слева, в центре и др.), на плоскости и в пространстве (передвигаться в заданном направлении: вверх, вниз, направо, налево, прямо и т. д.);

— определять взаимное расположение предметов (пра­вее, левее, выше, ниже, между и т. д.);

— сравнивать предметы по длине, массе, используя практические действия; упорядочивать их;

— называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном по­рядке, начиная с любого числа;

— сравнивать количество предметов в двух группах (больше, меньше, столько же);

— определять количество предметов в заданной группе и устно обозначать результат числом;

— объяснять (на предметах, предметных рисунках) кон­кретный смысл действий сложение и вычитание;

— различать и называть простейшие геометрические фигуры (отрезок, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг), находить их прообразы в окружающем мире;

— воспринимать учебно-познавательную задачу и спосо­бы её решения;

— проводить мыслительные операции на несложном ма­териале (сравнивать объекты, указывая их сходство и раз­личия, проводить классификацию объектов по заданным признакам, выявлять закономерности и использовать их для выполнения заданий, проводить простейшие логиче­ские рассуждения и др.)


































Предмет « Окружающий мир»

представлен курсом «ЗЕЛЁНАЯ ТРОПИНКА»


Пояснительная записка

      Курс «Зеленая тропинка» нацелена на развитие детей, формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Данный курс представляет собой первый для малышей опыт систематизации и научной коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественнонаучным дисциплинам методом познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на занятиях. Содержание программы строится как синтез различных составляющих естественнонаучного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе.
      В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т. д. При этом большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким образом, осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы.

Используется учебно-методический комплекс:

Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. М.:Просвещение.2013




Содержание

Окружающий мир и наша безопасность

Красота и разнообразие окружающего мира. Радость по­знания мира, общения с людьми. Всегда ли окружающий мир безопасен для нас? Рассуждения о потенциально опас­ных для человека объектах и ситуациях.



Правила безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Противо­пожарная безопасность. Правила поведения при контактах с незнакомыми людьми.

Звёзды, Солнце и Луна

Наблюдение звёздного неба (с помощью взрослых), вы­деление отдельных созвездий (двух-трёх). Солнце и его роль для жизни на Земле. Наблюдение Луны на небе (с помо­щью взрослых). Моделирование расположения Солнца, Зем­ли и Луны относительно друг друга. Игра «Путешествие на Луну».

Приключения солнечного зайчика. Наблюдение свето­вых лучей, игры с солнечным зайчиком, совместное сочи­нение сказки о солнечном зайчике. Свет и тень: постановка

сценок театра теней.

Радуга — украшение мира. Рассказы детей о своих впе­чатлениях от наблюдения радуги. Докрашивание радуги на рисунке.

Правила безопасности при наблюдениях за звёздами, Луной, Солнцем, играх с солнечным зайчиком. Как солнеч­ный луч может поджечь лес и как этого избежать.

Чудесный мир растений и грибов

Растения нашей местности: распознавание их в природе (с помощью атласа-определителя). Травянистые растения. Кустарники. Деревья. Декоративные растения; раскраши­вание изображений, рисование, изготовление аппликаций. Лепка из пластилина овощей и фруктов, различающихся размерами, формой, цветом. Выращивание детьми растений из семян. Съедобные и ядовитые растения, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Лекар­ственные растения.

Мхи и папоротники — тоже растения. Рисование мха и веточки папоротника по натуральному образцу.

Грибы — не растения. Разнообразие грибов, их распозна­вание на рисунках, муляжах и в природе (с помощью атла­са-определителя), раскрашивание изображений. Съедобные и ядовитые грибы, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков.

Отношение человека к растениям и грибам: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения и ма­териалы книги «Великан на поляне, или Первые уроки эко­логической этики».

Правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов.

Наши друзья животные

Животные нашей местности. Обитатели живого уголка. Домашние животные. Породы собак. Рисование своего до­машнего питомца.

Насекомые (бабочки, жуки и др.), их распознавание на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений. Коллективное изготовление модели «Бабочки на лугу» (склеивание изображений бабо­чек, украшение ими картины или макета цветущего луга).

Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме, обсуж­дение условий, необходимых для жизни рыб. Разнообразие рыб, сравнение их по размерам, форме тела, окраске, вы­явление связи между особенностями строения и условиями жизни рыб. Мысленное достраивание изображений «спря­тавшихся» рыбок.

Наблюдение за поведением воробьев, галок, ворон и дру­гих птиц ближайшего природного окружения (особенности передвижения, питания, издаваемых звуков, взаимоотноше­ний с другими птицами и т. д.). Разнообразие птиц, сравне­ние их по размерам и окраске. Расположение изображений птиц в порядке увеличения (уменьшения) размеров.

Наблюдение за белкой и зверьками из живого уголка. Разнообразие зверей, сравнение их по размерам, форме тела, окраске. Расположение изображений зверей в порядке увеличения (уменьшения) размеров.

Лепка и раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей, распознавание их на рисунках и в природе (с помощью ат­ласа-определителя).

Лягушки, улитки, черви — тоже животные. Необходи­мость бережного отношения к ним. Раскрашивание изобра­жений улитки и дождевого червя.

Отношение людей к животным: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Ве­ликан на поляне, или Первые уроки экологической этики».

Правила безопасности при встречах и общении с живот­ными.

Круглый год

Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года, их важнейшие признаки. Моделирование последо­вательности времён года. Выявление причинно-следственных связей между различными сезонными изменениями (положение солнца, погода, жизнь растений и животных, занятия людей), их отображение с помощью простейших моделей.

Различное отношение человека к природе (на основе на­блюдения примеров положительного и отрицательного отно­шения и материалов книги «Великан на поляне, или Пер­вые уроки экологической этики»). Оценка поведения чело­века в природе (собственного и окружающих), простейшие правила поведения.

Правила безопасности в различные сезоны года. Безопас­ность на воде, на льду, на скользкой дороге. Предупрежде­ние простудных заболеваний.


Планируемые результаты:

— владеть универсальными предпосылками учебной де­ятельности — уметь работать по правилу и образцу, слу­шать взрослого и выполнять его инструкции;

— распознавать на рисунках и в природе изученные рас­тения и животных; перечислять в правильной последова­тельности времена года и кратко характеризовать их при­знаки;

— применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых познавательных задач, предлагать соб­ственный замысел конструктивной деятельности и вопло­щать его в рисунке, поделке, модели и т.д.;

— проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, соблю­дать элементарные правила безопасности дорожного движе­ния и безопасного поведения в мире природы;

— проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному окружению, соблюдать простейшие правила поведения в природе.



Тематическое планирование курса «Подготовка детей к школе»



Содержание

Кол-во часов

Дата

По плану

По факту

Разнообразие растений (13 часов)

1

«Готов ли ребёнок к школе» (психологический практикум для родителей)




2

Счёт предметов от 1 до 10.

Домашние и дикие животные.




3

Штриховка : сверху вниз, слева направо.

Цифра и число. Обозначение чисел от 1 до 10.




4

Пересказ сказки с опорой на иллюстрации.

Выполнение рисунков ,посвящённых осени, уборке урожая.




5

Речь устная и письменная. Звуки и буквы.

Последовательность чисел натурального ряда.




6

Получение равенства из неравенства.

Зелёное чудо-растение.




7

Звуки и буквы.

Тест «Роль ребёнка в семье»




8

Обведение по контуру узоров. Штриховка.

Задания и игры на внимание.




9

Отличие задачи от рассказа.

Составление рассказа по картинке.




10

Определение места звука в слове.

Нахождение сторон и углов клетки.




11

Простые геометрические фигуры.

Звук [ о ]. Буквы О, о.




12

Выделение в словах звука [ и ]. Буквы И,и.

Сказка «Мужик и медведь».




13

Ориентировка на тетрадном листе.

Развитие речи «Осенняя рыбалка».




14

Выделение в словах звука [ у ]. Буквы У,у.

Игра»Слог-движение».





15

Путешествие в Африку. Выделение звуков в слове слон.

Больше, меньше. Столько же.




16

Много, ни одного. Цифра 0.

Составление рассказа по картинке.




17

Выделение в словах звука [ ы ]. Буква ы.

Решение задач.





18

Число 1.Цифра 1.Сравнение групп предметов и уравнивание.

Конструирование.




19

Выделение в словах звуков [ т ] ,[ т’ ]. Буквы Т.т.

Письмо печатных Т,т.




20

Повторение изученных букв.

Времена года. Зима. Составление рассказа по картинке.




21

Выделение в словах звуков [ к ], [ к’ ]. Буквы К,к.

Развитие речи «Усатый –полосатый».





22

Число 2.Цифра 2.Сравнение групп предметов и уравнивание.

Игра «Только одно свойство»




23

Выделение в словах звуков [ л ] ,[ л’ ].

Письмо печатных Л,л.




24

Подвижные игры «Охотники и зайцы», «Колечко».

Развитие речи «Зимовье»




25

Выделение в словах звуков [ с ] ,[ с’ ]. Буквы С,с.

Число 3.Цифра 3.




26

Выделение в словах звуков [ а] ,[ у ],[ и ] ,[ с ],

[ к ].

Счёт в прямом и обратном порядке.




27

Составление слогов из изученных букв.

Зимние праздники.




28

Выделение в словах звуков [ р ] ,[ р’ ].

Письмо печатных Р, р.




29

Число4.Цифра 4.

Окружающий мир «Овощи».




30

Выделение в словах звуков [ в ] ,[ в’ ]. Буквы В,в.

Времена года.




31

Повторение изученных цифр.

Профессия.




32

Выделение в словах звуков [ п ] [п’ ]. Буквы П, п.

Число5. Цифра 5.




33

Повторение изученных букв.

Состав чисел 2, 3,4.




34

Выделение в словах звуков [ м] ,[м’ ]. Буквы М, м.

Игра «Магазин».




35

Путешествие в лес. Деревья, кустарники, травы.

Больше, меньше, поровну.




36

Выделение в словах звуков [ з ],[з’ ]. Буквы З, з.

Работа с бумагой, ножницами, клеем.




37

Игры « Ёлочка», «Одно свойство».

Составление рассказа по сюжетным картинкам.




38

Выделение в словах звуков [ б] ,[б’ ]. Буквы Б,б.

Конструирование.




39

Составление рассказа «Весна» по сюжетным картинкам.

Рисование весеннего пейзажа.




40

Время суток: утро, день, вечер, ночь.

Выделение в словах звуков [ д] , [д’]. Буквы Д, д.





41

Подвижная игра «Яблочко» Буква Я.

Число 6.Цифра 6.




42

Разнообразие грибов. Составление рассказа «В лес по грибы».

Выделение в словах звуков [ г ] ,[г’ ]. Буквы Г,г.





43

Число 7. Цифра 7.

Подвижная игра «Гуси»




44

Выделение в словах звука [ч’]. Буквы Ч, ч.

Числовой ряд 1,2, 3,4,5,6,7.





45

Мягкий знак.

Школьные принадлежности.




46

Выделение в словах звука [ш]. Буквы Ш,ш.

Животные нашей местности.




47

Выделение в словах звука [ж]. Буквы Ж,ж.

Число 8.Цифра 8.





48

Дни недели.

Число 9.Цифра 9.




49

Выделение в словах звуков [ х] , [х’]. Буквы Х, х.

Беседа «Хлеб к нам на стол пришёл»




50

Проверка внимания, воображения, мышления.

Тесты.




51

Выделение в словах звука [э]. Буквы Е,е.Игра «Охотник и зайцы».

Состав числа 8.




52

Выделение в словах звуков [ н] , [н’]. Буквы Н, н.

Составление рассказа по иллюстрации.




53

Тест по проверке памяти, мышления.

Повторение состава числа 9.




54

Русская народная сказка «Царевна-лягушка».

Числовой ряд 1,2,3,4,5,6,7,8,9,




55

Основные правила гигиены. Режим дня.

Больше, меньше, поровну.




56

Расположение предметов в пространстве.

Инсценирование эпизодов из сказки.




57

Твёрдый знак.

Составление задач по рисункам.




58

Содержательно-логические задания на развитие воображения.

Описание зверей.




59

Последовательность чисел натурального ряда. «Сколько?», «Который?», «Какой по счёту?»

Подвижные игры.




60

Выделение звуков в словах типа «ау», «уа», «кот», «розы», «лист».

Работа с бумагой ,ножницами.



















ЛИТЕРАТУРА:


Федосова Н. А. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет. Просвещение,2012

Калмыкова А.А. Система занятий со старшими дошкольниками по программе « Преемственность». Подготовка к освоению программ « Школа России» и « Перспектива».Учитель,2014

Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. Просвещение, 2013.

Волкова С. И. Математические ступеньки. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение, 2013.

Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение,2013.