Слайд 2. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. А чувство патриотизма необходимо формировать, начиная с дошкольного возраста.
Слайд 3. Одной из задач нашего детского сада является воспитание у дошкольников гражданственности, любви к семье, к родному городу, родному краю, окружающей природе. На протяжении длительного времени эта задача решалась скорее формально, отсутствовала система работы в данном направлении. Несмотря на то, что в настоящее время выходит достаточно много литературы по данной теме, но ни программ, ни методических пособий для дошкольных образовательных организаций с использованием краеведческого содержания нет.
Слайд 4. Таким образом, определили проблему, заключающуюся в создании такой системы работы педагога, которая бы наиболее успешно способствовала воспитанию у дошкольников чувства патриотизма и любви к малой родине.
Слайд 5. Собрав необходимую информацию, апробировав и проанализировав проведенную работу, была создана программа «Миряночка».
Слайд 6. Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста, основу программы составляет воспитание устойчивого познавательного интереса к изучению родного края.
Слайд 7. Содержание программы может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями согласно ФГОС ДО, что даёт возможность получить более качественные знания о родном крае.
Слайд 8. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ представлены на слайде.
Слайд 9. Знакомство с родным городом, его достопримечательностями поможет ребенку осознать себя живущим в определенный временной период и приобщит к богатству национальной и мировой культуры.
Слайд 10. Работа осуществлялась по четырём направлениям: работа с детьми, с родителями, с педагогами и работа над развитием развивающей предметно-пространственной среды.
Слайд 11. Подробно рассказывать о построении программы не будем, её содержание вы видите на слайде. Хочется лишь сказать, что программа «Миряночка» может быть использована, как парциальная в любой дошкольной образовательной организации.
Слайд 12.
- Программа предназначена для работы с детьми 5 – 7 лет;
- может быть реализована за два учебных года;
- предполагает работу и вне занятий: экскурсии, игры в свободной деятельности, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий, репродукций, изготовление народных игрушек, просмотр познавательных видеофильмов, а также проведение развлечений;
- включает организацию проектной деятельности по краеведению совместно с родителями, организацию конкурсов, выставок творческих работ.
Слайд 13. Программа состоит из 6 тем, последовательность изучения которых, их взаимосочетание педагоги могут выбрать самостоятельно.
Давайте посмотрим, как эти 6 тем раскрываются в процессе работы с дошкольниками.
Слайд 14. Данную программу в полном объёме не реализовать без сотрудничества с социумом.
Слайд 15. Без взаимодействия с родителями наших воспитанников, которые принимают активное участие во всех мероприятиях.
Слайд 16. Сотрудничество с пожарными, с сотрудниками ГИБДД, ВАИ и ЗАГСа позволяет знакомить детей с людьми разных профессий.
Слайд 17. Все проводимые мероприятия со школами города направлены на расширение социального опыта детей, на ознакомление их с направлениями дополнительного образования, что в дальнейшем положительно скажется на их выборе.
Слайд 18. Обстановка данных учреждений и мероприятия, проводимые для детей старшего дошкольного возраста благотворно влияют на восприятие краеведческого материала и реализацию регионального компонента.
Слайд 19. Совместно с сотрудниками ДДТ были изучены многие программные задачи по краеведению, проведены целевые экскурсии в краеведческий музей, в «Уголок живой природы», на выставки.
Слайд 20. Результат вы видите на слайде.
Слайд 21. Широкое использование методов развития познавательной активности способствует повышению интереса дошкольников к знаниям краеведческого содержания, позволяет увлечь в игру, а это уже почти 100%-ный результат успеха.
Слайд 22. Спасибо за внимание!
Просмотр содержимого документа
«Авторская программа Миряночка»
Автор-составитель:
Ноженко
Наталья Сергеевна
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО КРАЕВЕДЕНИЮ
(РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ)
«Миряночка»
Программа «Миряночка»
- Программа «Миряночка» представляет собой обобщенный опыт работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников через организацию в МКДОУ № 3 краеведческой работы.
- Данная программа призвана решать задачи дополнительной части (региональный компонент) программы «Детство», по разделу «Ребёнок знакомится с малой родиной. Родным городом».
Актуальность программы
«Любовь к родному краю, родной речи начинается с малого –любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит
в любовь к родной стране, к её истории,
прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д.С.Лихачёв
Методы сбора информации для создания программы
- Изучение научно-педагогической литературы,
- наблюдения,
- беседы,
- диагностические задания,
- анкетирование,
- апробирование и анализ проведенной работы.
Идея программы
- Формирование у детей любви к Родине следует начинать с накопления ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Цель и задачи программы
ЦЕЛЬ: Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста на материале знакомства с историческими, культурными, географическими и природными особенностями родного края.
ЗАДАЧИ:
- Развивать эмоционально-положительное отношение и познавательный интерес у дошкольников к изучению родного края.
- Формировать систему элементарных знаний об исторических, культурных, природных, географических особенностях г. Мирного.
- Воспитывать любовь к родному городу, интерес к его прошлому и настоящему, гордость за земляков, сопричастность к тому, что происходит в городе.
- Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, развивать творческие способности в процессе знакомства с родным краем.
Принципы
- Принцип научности и доступности (содержание программы построено на научных и исторических фактах);
- принцип адекватности и возрастных особенностей детей дошкольного возраста;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе усвоения знаний о родном городе);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений (реализация программы в сотрудничестве с семьей, детской библиотекой, ДДТ, ГДО, ДШИ и другими учреждениями социума);
- принцип индивидуализации (умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера).
Краеведческий мини-музей «Русская изба»
Содержание программы
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи Программы
1.3. Основные принципы построения Программы
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1. Организация образовательных отношений с детьми
3.2. Организация образовательных отношений с педагогами
3.3. Организация опыта освоения содержания дошкольниками
3.4. Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды
3.5. Организация образовательных отношений с родителями
4. КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Сроки реализации программы
Возраст детей
1 учебный год
2 учебных года
5 – 6 лет
5 - 7 лет
Количество НОД
2 учебный год
52
18 (2 в месяц)
6 – 7 лет
34 (4 в месяц)
Содержательный раздел программы
- Моя семья, мой детский сад.
- Мирный - город мой родной. История и современность.
- Мирный – космическая гавань России. Достопримечательности города.
- Культурное наследие Архангельской области.
- Мои земляки.
- Природа родного края.
СОТРУДНИЧЕСТВО ДОУ С СОЦИУМОМ
Дети ДОУ
Родители
Педагоги ДОУ
Педагоги дополнительного образования
ДОУ
Детская библиотека
Дом детского творчества
Детская школа искусств
Взаимодействие с родителями
Участвуют в выставках, конкурсах,
проектах
Принимают активное участие в мастер-классах
Сотрудничество с пожарными, с сотрудниками ГИБДД, ВАИ и ЗАГСа.
Сотрудничество с ДШИ, ДЮСШ и другими школами города.
Совместная работа с детской библиотекой и «Библиотекой семейного чтения»
Сотрудничество с ДДТ
Предполагаемый результат:
- Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего
- Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному городу, краю.
- Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.
- Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной жизни города.
- Рост профессионального мастерства педагогического коллектива в вопросах воспитания у дошкольников патриотизма и любви к малой Родине.
«И счастье, и радость, и славу, и горе
Мы поровну делим с тобой,
В тайге затерявшийся маленький город.
С военной и мирной судьбой»
Спасибо за внимание!