В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм и правил поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Предлагаемая программа – это один из путей совершенствования образовательной работы детского сада, усиление ее патриотической направленности. Возможности приблизить образовательную деятельность к реальной окружающей ребенка жизни.
Программа состоит из 6 тем:
- Моя семья, мой детский сад.
- Мирный - город мой родной. История и современность.
- Мирный – космическая гавань России. Достопримечательности города.
- Культурное наследие жителей Архангельской области.
- Мои земляки.
- Природа родного края.
Последовательность изучения тем, их взаимосочетание педагоги могут выбрать самостоятельно.
В тематическом планировании предложен один из вариантов изучения данных тем с детьми старшего дошкольного возраста. Ни одна из тем не выделена особо, каждая тема важна и значима для формирования знаний, отношений к родному городу. Какую бы тему мы не затронули, каждая по-особому важна в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Немалое значение для воспитания интереса к родному городу имеет ближайшее окружение. Знакомясь с детским садом, улицей, своим домом, городом ребенок учиться любить свою малую родину. Одним из слагаемых патриотизма является воспитание любви к родной природе. Природные объекты, явления, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе и понятнее для восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу ребенка. Поэтому необходимо использовать богатый образовательный и воспитательный потенциал, заложенный в ближайшем природном окружении. То же самое мы можем сказать об истории, культуре, архитектуре родного города. И конечно каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку труженику, защитнику Отечества, достойному горожанину.
Методика работы с детьми по данной программе, предполагает совместную жизнедеятельность взрослого и ребенка при которой взрослый является партнером. Педагог и ребенок осуществляют поиск решения проблемы, задачи в совместной деятельности. Позиция педагога – это гуманно–личностный подход к ребенку, отрицание назидания, принуждения, авторитарности, вера в способности ребенка. Это отношения сотрудничества, сотворчества, взаимного уважения, сопереживания. Ребенок становиться субъектом образовательного процесса. Провозглашается личное равенство детей и взрослых.
Еще одним условием успешности развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, ориентация педагога на опыт ребенка, создание интереса к изучению родного города. Для этого необходимо показать ребенку, что Мирный – это закрытый город, у которого есть своя история, памятные места, люди-труженики I государственного испытательного космодрома «Плесецк.
Основной формой организации детей по реализации программы является организованная образовательная деятельность (занятия). В старшей группе предполагается по два занятия в месяц, в подготовительной группе – четыре занятия в месяц, по 1 занятию в неделю. Чаще всего – это интегрированная образовательная деятельность, где 3-4 образовательные области складываются в некий сюжет, не скованный жесткими рамками. Образовательные области («Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие») чередуются, не нарушая целостности сюжета. Такое чередование переключает ребенка с одной деятельности на другую, снижает утомляемость и создает комфортные условия для его развития. Деятельность ребенка на занятии объединяет не только единый сюжет, но и единые воспитательные и образовательные цели. Интеграция образовательных областей, где несколько видов деятельности органично соединяются, взаимопроникают друг в друга даёт возможность получить более качественные знания о родном городе.
Большое значение в ознакомлении дошкольников с родным городом будут иметь экскурсии. Целью экскурсии будет накопление конкретных знаний у детей по разным темам программы, возможность увидеть разные уголки родного города, полюбоваться его красотой в разное время года, научиться ориентироваться в родном городе. Экскурсии – это мощное подспорье педагогу в работе по реализации программы. Они вызывают у детей живой интерес, помогают педагогу найти нужную тональность в общении с детьми. Постепенно от экскурсии к экскурсии у детей сложиться образ родного города, появятся места, о которых он сможет рассказать близким и друзьям. Экскурсии позволят использовать богатый образовательный и воспитательный потенциал окружающей природы.
Помимо экскурсий возможно проведение музыкально-литературных композиций. Например: «Храним в сердцах Великую Победу!» музыкально-литературная композиция, посвященная героям-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Возможно проведение встреч с интересными людьми и многое другое.
Все организованные формы работы с детьми требуют специальной подготовки воспитателя: подбора дидактического материала, осведомленности педагога об изучаемом предмете будь то архитектура Мирного, его культура или история, осознанный отбор методов и приемов.
Кроме непосредственно организованной образовательной деятельности большая работа проводиться вне её, в утреннее и вечернее время, на прогулке. Это игры, общение, труд на участке и в группе. Это организация конкурсов, проектов и выставок детских работ, привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья, познакомиться с жителями Мирного.
Большое значение в реализации программы имеет сотрудничество с ДДТ, детской библиотекой, музеем ГДО, культурными центрами Мирного. Посещая музеи, выставки, ребенок получает возможность еще глубже познакомиться с родным краем.
Организация различных форм детской деятельности и сочетание их между собой дает возможность детям с интересом и желанием познакомиться с Мирным, с его историей, культурой, природой и людьми. В ходе реализации программы возможно использование следующих методов и приемов:
- наблюдение окружающей действительности;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание иллюстраций, фотографий, картин;
- встречи с интересными людьми;
- включение детей в воображаемую ситуацию;
- моделирование игровых ситуаций;
- рассказ воспитателя;
- использование специально созданных пособий и др.
Характерной особенностью программы является повторное обращение в разных темах к одним и тем же объектам. Таким образом, дети получают возможность дополнить и углубить свои знания, умения, навыки.
Программа предусматривает создание такой предметно-пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе краеведческого материала. Среда должна удовлетворять потребности ребенка в познании родного края. Это могут быть мини – музеи в группе, фотовыставки, альбомы с иллюстрациями. Развивающая предметно-пространственная среда в группе должна отличаться динамичностью и многофункциональностью.
Эффективному освоению ребенком программы способствует взаимодействие педагогов ведущих разные разделы программы, т. е. воспитателя работающего с группой детей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, социального педагога.
Особое значение программа придает сотрудничеству с родителями. Необходимо выработать единую позицию у родителей и педагогов в отношении к краеведческому материалу, строить работу с родителями под девизом: их знания и любовь к Мирному должны передаваться детям. Родители помогают в проведении экскурсий, праздников, собирают предметы быта для мини-музея «Русская изба», который организован в детском саду.
Программа построена на краеведческом материале и нацелена на то, чтобы каждый день жизни ребенка сделать радостным, эмоционально насыщенным.