СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа по обществознанию для 10-11 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена на основе примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно – методщического объединения по общему образованию Протокол от 28.07.2016 года № 2/16-з;

авторской рабочей программы А. Ю. Лазебникова, Н. И. Городецкая, Е. Л. Рутковская. Обществознание. Москва. Просвещение. 2019 г.

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа по обществознанию для 10-11 классов»


Краснодарский край, Каневской район, станица Привольная

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 13

имени дважды Героя Советского Союза Т. Т. Хрюкина муниципального образования Каневской район

(наименование образовательной организации)



ПРОГРАММА


по курсу__________обществознание________________

(указать учебный предмет, курс)



Класс ___10 «А», 10 «Б»____


Учитель ___Ткаченко Марина Леонидовна____________________________________


Количество часов: всего ___68__ часов; в неделю ___2___ часа;


Планирование составлено на основе рабочей программы

учителя истории и обществознания Ткаченко М. Л., утвержденной протоколом педагогического совета МАОУ СОШ № 13 № 1 от 31.08.2018 г.______________

(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)


Планирование составлено на основе:

примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно – методщического объединения по общему образованию Протокол от 28.07.2016 года № 2/16-з;

авторской рабочей программы А. Ю. Лазебникова, Н. И. Городецкая, Е. Л. Рутковская. Обществознание. Москва. Просвещение. 2019 г.

(указать программу учебного предмета, на основе которой составлена рабочая программа)


В соответствии с ФГОС СОО

Учебник: Боголюбов Л. Н. Обществознание 10 класс. Москва. Просвещение. 2018 г.








1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.


В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего образования:

10 КЛАСС

Выпускник на базовом уровне научится:

Человек. Человек в системе общественных отношений

  • Выделять черты социальной сущности человека;

  • определять роль духовных ценностей в обществе;

  • распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;

  • различать виды искусства;

  • соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;

  • выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;

  • выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;

  • раскрывать связь между мышлением и деятельностью;

  • различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;

  • выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;

  • анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;

  • различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;

  • выявлять особенности научного познания;

  • различать абсолютную и относительную истины;

  • иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;

  • выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;

  • выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.



Общество как сложная динамическая система

  • Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

  • выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;

  • приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;

  • формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.



Правовое регулирование общественных отношений

  • Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;

  • выделять основные элементы системы права;

  • выстраивать иерархию нормативных актов;

  • выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;

  • различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;

  • обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;

  • аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;

  • раскрывать содержание гражданских правоотношений;

  • применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;

  • различать организационно-правовые формы предприятий;

  • характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;

  • давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;

  • находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;

  • характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;

  • иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;

  • извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);

  • объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.



11 КЛАСС

Экономика

  • Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;

  • конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;

  • объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;

  • оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;

  • различать формы бизнеса;

  • извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;

  • различать экономические и бухгалтерские издержки;

  • приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;

  • различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;

  • различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;

  • выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;

  • определять причины безработицы, различать ее виды;

  • высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;

  • объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;

  • анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;

  • приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;

  • высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;

  • различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);

  • различать и сравнивать пути достижения экономического роста.



Социальные отношения

  • Выделять критерии социальной стратификации;

  • анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;

  • выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;

  • высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;

  • выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;

  • конкретизировать примерами виды социальных норм;

  • характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;

  • различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;

  • определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;

  • различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;

  • выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;

  • характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;

  • характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;

  • характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;

  • высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;

  • формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;

  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;

  • оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.



Политика

  • Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;

  • различать политическую власть и другие виды власти;

  • устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;

  • высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;

  • раскрывать роль и функции политической системы;

  • характеризовать государство как центральный институт политической системы;

  • различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;

  • обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;

  • характеризовать демократическую избирательную систему;

  • различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;

  • устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;

  • определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;

  • конкретизировать примерами роль политической идеологии;

  • раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;

  • формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;

  • оценивать роль СМИ в современной политической жизни;

  • иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;

  • различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.



2. Содержание учебного курса


  1. класс

1. Человек. Человек в системе социальных отношений.

Природа человека. Природное и социально-духовное в человеке. Инди­вид. Социализация индивида. Агенты и институты социализации.

Личность. Коммуникативные качества личности. Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности человека.

Индивидуальность. Индивидуальные потребности. Связь потребностей и деятельности.

Человеческая деятельность и её мотивы. Структура деятельности. Раз­личные классификации видов деятельности человека. Сознание и деятель­ность. Творческая активность.

Познание как деятельность. Формы познания. Виды человеческих зна­ний. Особенности научного познания. Особенности познания общественных явлений.

Истина. Аспекты объективности, абсолютности и относительности исти­ны. Критерии истины.

Самопознание и самосознание. Самореализация личности. Свобода и от­ветственность.

Уроки представления результатов проектной деятельности по темам главы «Человек. Человек в системе социальных отношений».

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек. Человек в системе социальных отношений».


2. Общество как сложная динамическая система

Человеческая общность. Общественные отношения. Общество как систе­ма. Связи между подсистемами и элементами общества. Единство человече­ства и окружающей среды. Влияние человека на биосферу.

Общественные потребности и социальные институты. Признаки и функ­ции социальных институтов. Типы обществ. Информационное общество и его особенности.

Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция, рефор­ма, социальная революция. Общественный прогресс, его критерии. Проти­воречивый характер прогресса.

Интеграционные связи современного мира. Признаки и последствия гло­бализации. Глобализация и международный терроризм. Глобальные пробле­мы современного мира. Экологическая ситуация в глобальном мире. Эко­логическая ответственность.

Общество и культура. Материальная и духовная культура. Формы куль­туры. Функции культуры. Культурное многообразие современного общества. Диалог культур.

Духовная деятельность человека. Ценности и идеалы. Общечеловеческие ценности. Мораль. Моральный выбор. Гуманизм. Патриотизм.

Образование и самообразование в современном обществе.

Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обще­стве. Дифференциация и интеграция наук.

Искусство как вид духовной деятельности человека. Роль и значение ис­кусства в воспитании личности и развитии общества. Отличие искусства от других видов духовной деятельности человека.

Религия в древнем и современном обществе. Мировые религии. Конфессии. Роль религии в культурном развитии. Свобода совести. Задача поддер­жания межрелигиозного мира.

Информация, способы её распространения. Средства массовой информа­ции.

Уроки представления результатов проектной деятельности по темам главы «Общество как сложная динамическая система».

Повторительно-обобщающий урок по теме «Общество как сложная динамическая система».


3. Правовое регулирование общественных отношений

Право и другие социальные нормы. Теории происхождения права. При­чины возникновения права. Современное понимание права. Право как ци­вилизационный прорыв человечества.

Система российского права. Элементы системы права. Нормы права. От­расли права. Материальное и процессуальное право. Система законодатель­ства. Международное право и его роль в правовой системе России.

Конституция Российской Федерации. Конституционное право и сфера его регулирования. Структура Конституции Российской Федерации. Консти­туция о правах и обязанностях человека и гражданина. Взаимозависимость прав и обязанностей.

Гражданин России. Что такое гражданство. Права и обязанности граж­данина. Принципы гражданства в Российской Федерации. Способы приоб­ретения гражданства. Гражданская культура.

Юридическая ответственность. Личные права и юридическая обязан­ность. Связь характера правонарушения с видом юридической ответственно­сти. Юридическая ответственность как необходимая мера государственного воздействия и способ защиты конституционных прав.

Какие права и как защищает гражданское право. Принципы и функции гражданского права. Система гражданского права. Восстановление социальной справедливости как ведущий принцип гражданско-правовой ответственности.

Административное право. Особенности и субъекты административно­правовых отношений. Виды административных правонарушений. Админи­стративная ответственность. Ответственность и меры принуждения несо­вершеннолетних в административном праве.

Семейное право. Юридическое понятие «брак». Семейное право на защите личных и имущественных прав человека. Права ребёнка под защитой норм семейного права. Особенности ответственности в семейных правоотношениях.

Трудовое право. Права и обязанности работников и работодателей. Тру­довой договор. Виды юридической ответственности работника и работода­теля. Трудовые споры и способы их разрешения.

Уголовное право. Преступления и реализация наказаний за их соверше­ние. Преступление и его признаки. Вина и её виды. Субъекты уголовного права. Уголовная ответственность.

Судебная система РФ и принципы её деятельности. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции.

Процессуальное право. Гражданское процессуальное право. Особенности уголовного процессуального права. Цели, принципы и субъекты уголовного процесса.

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Международные институты на защите прав человека. Принципы международного права. Международное гуманитарное право.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Правовое регулирование общественных отношений».


4. Заключительные уроки. Человек в XXI в. Человек и глобальные вызовы современного общества. Человек в мире информации. Человек и ценности современного общества.

Урок представления результатов проектной деятельности по теме «Правовое регулирование общественных отношений». Итоговое повторение.


11 класс

1. Экономика.

Экономика как подсистема общества. Роль экономики в поддержании жизнедеятельности общества. Связь экономики с другими сферами обще­ственной жизни. Экономика и уровень жизни.

Экономическая наука. Уровни изучения экономических проблем: макро­экономика, микроэкономика, мировая экономика. Экономика как хозяй­ство. Экономические отношения и интересы.

Экономическая деятельность и её измерители. Понятие ВВП. Экономиче­ская свобода и социальная ответственность участников экономической дея­тельности. Тенденции экономического развития современной России.

Экономический рост и пути его достижения. Факторы экономического роста. Экономическое развитие. Экономический цикл. Основные фазы эко­номического цикла. Причины циклического развития экономики.

Рыночная экономика. Механизм ценообразования в условиях рынка. За­коны спроса и предложения. Конкуренция и монополия. Защита конкурен­ции и антимонопольное законодательство.

Многообразие рынков. Рынок труда. Безработица и занятость. Виды без­работицы и её социально-экономические последствия. Рынок капитала. Со­временный рынок.

Роль и функции предпринимательства в обществе. Организационно-пра­вовые формы бизнеса. Фирма в экономике: источники финансирования, факторы производства и факторные доходы, издержки и прибыль. Основы маркетинга. Принципы менеджмента.

Экономические функции государства. Общественные блага. Внешние эф­фекты. Фискальная и монетарная политика. Налоговая система РФ. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Государственная политика в области занято­сти.

Финансы и финансовые институты. Банковская система. Функции бан­ков. Банковские операции. Инфляция: виды и причины. Последствия ин­фляции для экономики.

Экономическая культура личности. Экономические интересы людей как отражение их экономических отношений. Деловая этика. Экономическая свобода и социальная ответственность личности. Рациональное поведение основных участников экономики.

Международные экономические отношения. Мировая экономика. Меж­дународная торговля. Экспорт и импорт. Внешнеторговая политика государ­ства и методы её регулирования. Протекционизм и свободная торговля: пре­имущества и недостатки. Глобальные экономические проблемы. Тенденции общемирового экономического развития.


2. Социальные отношения.

Структура общества. Социальная стратификация. Виды социальных групп. Этнические группы. Этнические отношения. Нация как социальная общность. Межнациональные конфликты и их причины. Основные признаки, присущие национализму.

Молодёжь как социальная группа. Молодёжная субкультура. Демографи­ческая структура современного общества.

Социальное неравенство. Положение индивида в обществе. Виды соци­альных статусов. Социальные роли и ролевое поведение личности.

Социальная мобильность, её виды. Социальные лифты. Миграционные процессы и связанные с ними проблемы. Социальные конфликты и пути их решения.

Социальные нормы. Отклоняющееся поведение и его виды. Социальный контроль, его элементы и формы. Типы социальных санкций.

Семья как социальный институт и малая группа. Исторические типы се­мьи. Роль семьи в жизни личности и в развитии общества. Тенденции раз­вития семейных отношений. Воспитание детей в семье.

Гендер. Гендерные стереотипы и гендерное воспитание. Изменение роли женщины в современном обществе.


3. Политика.

Политическая власть. Политические отношения. Политическая деятельность. Субъекты и объекты политической власти. Политическая система общества.

Институциональное измерение политики. Политические институты со­временного общества. Государство как центральный институт политической системы. Функции государства в условиях глобализации. Взаимодействие правового государства и гражданского общества. Государственная власть в РФ: политическая роль и функции Президента, высших органов законода­тельной, исполнительной и судебной власти.

Политическое многообразие демократического общества. Общественные объединения в политике (политические партии, общественно-политические движения). Демократические выборы. Типы избирательных систем. Изби­рательная кампания. СМИ как политический институт. Информационная война.

Ценностное измерение политики. Ценности в политике: факторы форми­рования и социальная роль. Демократические политические ценности рос­сийского общества: политические свободы, права человека, гражданствен­ность, патриотизм. Политическая социализация в современном мире.

Политическая культура. Типы политической культуры. Политическая культура демократического общества. Политическое сознание как форма общественного сознания. Политическая идеология как отражение полити­ческих ценностей. Политическая психология.

Человек в мире политики. Политическое участие и его формы. Поли­тическое поведение личности и социальной группы. Социальные регулято­ры политического поведения. Политические движения социальных групп и общностей. Политический экстремизм и терроризм.

Политическое лидерство и политические элиты. Типы лидерства. Функ­ции политического лидера в демократическом обществе. Политика и этика в деятельности политического лидера. Политическая элита и её функции. Моральные требования общества к политической элите.

Политический процесс. Международная политика. Мировая политика. Национальная безопасность. Роль России в мировой политике.






3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.




Таблица тематического распределения количества часов.

п//п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа

Авторская программа

Рабочая программа

10 КЛАСС

1

ГЛАВА I.

Человек. Человек в системе социальных отношений.


18

14

2

Глава II. Общество как сложная динамическая система


14

22

3

ГЛАВА III. Правовое регулирование общественных отношений


28

28

4

ГЛАВА IV. Заключительные уроки


10

4

11 КЛАСС

5

ГЛАВА I. Экономика


24

27

6

ГЛАВА II. Социальные отношения


14

17

7

ГЛАВА III. Политика


18

21

8

ГЛАВА IV. Заключительные уроки


11

3

9

Резерв


3

-


ИТОГО:

136

140

136



Тематическое планирование:


Раздел

Кол-во

ча­сов

Темы

Кол-во

ча­сов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий)

10 класс

ГЛАВА I.

Человек. Человек в системе социальных отношений.


15

Социальная сущность человека.

Биологическое и социальное в человеке. Социальные качества личности. Самосознание и самореализация.

2

Описывать современные представления о природе чело­века и конкретизировать с помощью фактов социальной жизни её проявления.

Характеризовать человека как личность.

Раскрывать сущность процессов самосознания и самореа­лизации.

С опорой на личный опыт называть и конкретизировать

примерами ориентиры достижения жизненного успеха



Деятельность — способ существования людей.

Деятельность человека: основные характеристики.

Структура деятельности и её мотивация.

Многообразие видов деятельности. Сознание и деятельность.

2

Раскрывать смысл понятий «потребности» и «деятельность». Описывать представления о потребностях человека, подхо­ды к их классификации.

Характеризовать и конкретизировать примерами, факта­ми, ситуациями сущность деятельности, её мотивы и мно­гообразие.

Выделять основания различных классификаций и видов де­ятельности. Находить информацию о деятельности людей в различных неадаптированных источниках и извлекать её. Сравнивать различные подходы к характеристике сознания. Обосновывать единство сознания и деятельности.



Познавательная и коммуникативная деятельность.

Познаваем ли мир.

Познание чувственное и рациональное. Истина и её критерии.

Особенности научного познания. Социальные и гуманитарные знания. Многообразие человеческого знания. Познание и коммуникативная деятельность.

2

Излагать сущность различных подходов к вопросу позна­ваемости мира.

Выражать собственную позицию по вопросу познаваемо­сти мира и аргументировать её.

Раскрывать смысл понятия «истина».

Характеризовать формы познания, критерии истины, виды знаний.

Описывать особенности научного познания, его уровни и соответствующие им методы.

Объяснять связь и взаимопроникаемость социального и гуманитарного .знания, роль коммуникаций в познаватель­ной деятельности.

Исследовать практические ситуации, связанные с познани­ем человеком природы, общества и самого себя.



Свобода и необходимость в деятельности человека.

Возможна ли абсолютная свобода. Свобода как осознанная необходимость. Свобода и ответственность.

Основания свободного выбора.

Что такое свободное общество.

2

Излагать различные трактовки понимания свободы человека. Раскрывать смысл понятий «свобода человека» и «свобод­ное общество».

Описывать внешние ограничители свободы и внутренние регуляторы поведения человека.

Объяснять невозможность абсолютной свободы человека в обществе.

Выявлять основания свободного выбора.

Анализировать различные ситуации выбора в пространстве личной жизни человека, на уровне общества в целом. Характеризовать свободное общество.



Современное общество.

Глобализация как явление современности. Современное информационное пространство. Глобальная информационная экономика. Социально-политическое измерение информационного общества.

2

Называть и иллюстрировать примерами противоречия глобализации.

Раскрывать понятия «информация», «информатизация», «информационное общество».

Описывать единое мировое информационное простран­ство.

Излагать различные подходы к вопросу регулирования гло­бальных информационных потоков.

Характеризовать информационную экономику современ­ного общества.

Объяснять связь развития гражданского общества и информатизационных процессов.

Перечислять критерии развития информационного обще­ства.

Выражать собственную позицию относительно позитивных и негативных проявлений процесса информатизации.



Глобальная угроза международного терроризма. Международный терроризм: понятие и при­знаки.

Глобализация и международный терроризм. Идеология насилия и международный терро­ризм.

Противодействие международному терроризму.

2

Раскрывать понятие «международный терроризм». Устанавливать связь международного терроризма с процес­сом глобализации и научно-техническим прогрессом. Характеризовать идеологические основы террористической деятельности.

Объяснять особую опасность международного терроризма, обосновывать необходимость борьбы с ним.

Описывать антитеррористическую деятельность междуна­родного сообщества.



Уроки представления результатов проектной деятельности по темам главы I

2






Представлять проект по теме «Человек. Человек в системе социальных отношений».



Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек. Человек в системе социальных отношений».

1

Выполнять контрольную работу самостоятельно.

Глава II Общество как сложная динамическая система


23

Что такое общество.

Общество как совместная жизнедеятельность людей.

Общество и природа.

Общество и культура.

Науки об обществе

2

Называть (перечислять) формы объединения людей. Характеризовать особенности деятельности человека, её отличия от любых форм активности животных.

Объяснять природу и характер общественных отношений. Раскрывать соотношение понятий «природа» и «общество»; «общество» и «культура».

С помощью причинно-следственного анализа устанавливать взаимосвязь общества и природы.

Исследовать практические ситуации, связанные с влияни­ем общества на природу



Общество как сложная система.

Особенности социальной системы. Социальные институты.

2

Описывать общество как социальную систему. Иллюстрировать примерами связи между подсистемами и элементами общества.

Раскрывать смысл понятия «социальный институт». Объяснять роль социальных институтов в жизни общества



Динамика общественного развития.

Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современно­го мира.

Проблема общественного прогресса.

2

Раскрывать смысл понятий «глобализация», «обществен­ный прогресс», «общественный регресс» и конкретизиро­вать их примерами.

Высказывать суждения о причинах и последствиях глоба­лизации.

Характеризовать сущность процесса глобализации, гло­бальных проблем, их отличий от проблем локальных. Иллюстрировать проявления различных глобальных про­блем с помощью примеров, самостоятельно отобранных из СМИ.

Описывать противоречивость социального прогресса, кон­кретизировать проявления прогрессивных и регрессивных изменений с привлечением материала курса истории. Извлекать из различных источников, систематизировать и оценивать социальную информацию о глобализации со­временного мира, использовать её для написания эссе, ре­ферата, подготовки устного выступления.

Выявлять причинно-следственные связи в динамике соци­альных изменений.

Опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, оценивать тенденции и перспективы общественного развития.



Духовная культура общества.

Понятие «духовная культура». Культурные ценности и нормы. Институты культуры. Многообразие культур.

2

Различать понятия «духовная культура» и «материальная культура».

Раскрывать, опираясь на примеры, смысл понятия «духов­ная культура».

Описывать основные духовные ценности.

Характеризовать институты культуры и их функции. Распознавать формы культуры по их признакам. Иллюстрировать примерами многообразие культур, про­явления народной, массовой, элитарной культур, а также субкультур и контркультуры в обществе.



Духовный мир личности.

Человек как духовное существо.

Духовные ориентиры личности. Мировоззрение и его роль в жизни человека.

2

Раскрывать смысл понятий «духовная жизнь человека», «духовность», «мировоззрение».

Выявлять составляющие духовного мира личности. Описывать возможности самовоспитания в сфере нравственности.

Характеризовать мировоззрение, его место в духовном мире человека.

Сравнивать мировоззрение с другими элементами внутрен­него мира личности.

Показывать на конкретных примерах роль мировоззрения в жизни человека.

Классифицировать типы мировоззрения.

Иллюстрировать примерами проявления патриотизма и гражданственности в типичных ситуациях социальной жизни.



Мораль.

Как и почему возникла мораль.

Устойчивость и изменчивость моральных норм. Что заставляет нас делать выбор в пользу добра.

2

Раскрывать смысл понятий «мораль», «нравственная куль­тура личности».

Называть моральные категории.

Характеризовать изменчивость моральных норм, особен­ности принципов морали и значение моральной регуляции отношений в обществе.

Давать моральную оценку конкретным поступкам людей и их отношениям.

Иллюстрировать примерами ситуации морального выбора. Аргументировать собственный моральный выбор.



Наука и образование.

Наука и её функции в обществе. Современная наука.

Этика науки.

Образование в современном обществе. Образование как система.

2

Раскрывать сущность, основные функции и общественную значимость науки и образования.

Описывать особенности науки и образования в современ­ном обществе, иллюстрировать их примерами.

Объяснять социальный смысл моральных требований к на­учному труду.

Выявлять связь науки и образования.

Характеризовать ступени и уровни образовательной под­готовки в системе образования Российской Федерации. Выражать и аргументировать собственное отношение к роли самообразования в жизни человека.

Анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли науки в современном обще­стве.



Религия и религиозные организации. Особенности религиозного сознания.

Религия как общественный институт.

Религия и религиозные организации в совре­менной России.

Проблема поддержания межрелигиозного мира.

2

Раскрывать смысл понятий «религия», «религиозное созна­ние».

Характеризовать религию как форму культуры, особенно­сти религии как социального института.

Сравнивать светское и религиозное сознание.

Различать мировые и национальные религии. Иллюстрировать примерами многообразие исторически сложившихся религиозно-нравственных систем.



Искусство.

Что такое искусство. Функции искусства. Структура искусства. Современное искусство.

2

Характеризовать искусство, его место в жизни общества. Сравнивать искусство с другими формами духовной куль­туры и выявлять его отличительные черты.

Описывать многообразие функций искусства.

Различать виды искусства, излагать различные подходы к их классификации.

Перечислять и конкретизировать с помощью фактов ду­ховной жизни жанры искусства.

Показывать на конкретных примерах особенности совре­менного искусства



Массовая культура.

Характерные черты массовой культуры.

Что привело к появлению массовой культуры. Средства массовой информации и массовая культура.

Оценка массовой культуры как общественно­го явления.

2

Характеризовать массовую культуру, этапы её становления. Устанавливать связь возникновения массовой культуры с общественными изменениями, характерными для индустри­ального общества.

Выявлять влияние технических достижений на развитие массовой культуры.

Раскрывать смысл понятия «средства массовой информа­ции».

Описывать СМИ и их функции.

Объяснять роль СМИ в условиях глобализации мира. Излагать различные подходы к оценке массовой культуры как общественного явления



Уроки представления результатов проектной деятельности по темам главы «Общество как сложная динамическая система»

2

Представлять проект по теме «Общество как сложная динамическая система».



Повторительно-обобщающий урок по теме «Общество как сложная динамическая система».

1

Выполнять контрольную работу самостоятельно.

ГЛАВА III. Правовое регулирование общественных отношений

28

Современные подходы к пониманию права.

Нормативный подход к праву.

Теория естественного права.

Естественное право как юридическая реаль­ность.

Взаимосвязь естественного и позитивного права.

2

Излагать различные подходы к пониманию права. Выявлять достоинства и недостатки естественно-правового и нормативного подходов.

Характеризовать особенности естественного права. Перечислять естественные (неотчуждаемые) права человека. Объяснять взаимосвязь естественного и позитивного права. Раскрывать гуманистический смысл естественного права.



Право в системе социальных норм.

Основные признаки права. Право и мораль. Система права.

Норма права. Отрасль права.

Институт права.

2

Раскрывать смысл понятий «право», «система права», «от­расль права», «институт права».

Различать понятия «право» и «закон», иллюстрировать различия права и закона на примерах.

Сопоставлять право с другими социальными нормами. Перечислять признаки, объединяющие различные социаль­ные регуляторы, и признаки, отличающие правовые нормы от других видов социальных норм.

Классифицировать нормы и отрасли права.

Называть основные отрасли российского права и сферы общественных отношений, ими регулируемые.

Выявлять отличие института права от отрасли права. Конкретизировать примерами понятие «институт права»



Источники права.

Что такое источник права. Основные источ­ники (формы) права.

Виды нормативных актов.

Федеральные законы и законы субъектов РФ. Законотворческий процесс в Российской Федерации

2

Раскрывать понятия «источник права», «законодательная инициатива».

Называть и характеризовать источники российского права. Иллюстрировать примерами различные источники права. Выявлять преимущества нормативного акта перед другими источниками права.



Правоотношения и правонарушения.

Что такое правоотношение

Что такое правонарушение

Юридическая ответственность

Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России

2

Раскрывать смысл понятий «правоотношение», «субъект права», «правонарушение», «юридическая ответственность». Показывать на примерах отличия правоотношений от дру­гих видов социальных отношений.

Перечислять и конкретизировать с помощью фактов со­циальной жизни признаки правонарушения.

Выявлять специфику преступления как вида правонаруше­ния.

Называть признаки юридической ответственности и её ос­новные виды.

Описывать судебную систему РФ.

Объяснять основную цель деятельности судебной системы. Характеризовать этапы развития права в России.



Предпосылки правомерного поведения.

Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение.

2

Раскрывать смысл понятий «правосознание», «правовая культура», «правомерное поведение».

Описывать структуру и уровни правосознания.

Называть элементы правовой культуры, показывать их взаимосвязь.

Перечислять функции правовой культуры.

Различать правовую культуру личности и правовую куль­туру общества.

Выявлять специфику современной правовой культуры. Объяснять причины правового нигилизма и раскрывать способы его преодоления.

Классифицировать и иллюстрировать примерами виды правомерного поведения.

Характеризовать предпосылки формирования правомерного поведения.



Гражданин Российской Федерации.

Гражданство Российской Федерации. Права и обязанности гражданина.

2

Раскрывать смысл понятия «гражданство».

Называть основания приобретения гражданства в РФ. Различать понятия «права человека» и «права гражда­нина».

Перечислять конституционные обязанности граждани­на РФ.

Характеризовать воинскую обязанность, возможности аль­тернативной гражданской службы, права и обязанности на­логоплательщиков.

Обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностя­ми, иллюстрировать эту взаимосвязь примерами. Выражать собственное отношение к лицам, уклоняющим­ся от выполнения гражданских обязанностей.



Гражданское право.

Гражданские правоотношения. Имущественные права.

Личные неимущественные права.

Право на результат интеллектуальной деятель­ности.

Наследование.

Защита гражданских прав.

2

Раскрывать смысл понятий «гражданские правоотноше­ния», «субъекты гражданского права», «юридические лица», «физические лица», «гражданская дееспособность». Называть участников гражданских правоотношений. Раскрывать содержание гражданских правоотношений, объяснять, как возникают гражданские правоотношения и как, когда и при каких условиях они прекращаются. Классифицировать объекты имущественных гражданских правоотношений.

Приводить пример гражданского правоотношения, выделяя его субъект (субъекты), объект, основание возникновения, содержание. Перечислять и конкретизировать примерами имуществен­ные и личные неимущественные права.

Характеризовать право на результаты интеллектуальной деятельности как сочетание имущественных и неимуще­ственных гражданских прав.

Различать виды наследования.

Характеризовать способы защиты гражданских прав. Описывать самого себя как субъекта гражданских право­отношений.



Семейное право. Правовая связь членов семьи.

Вступление в брак и расторжение брака. Права и обязанности супругов.

Права и обязанности детей и родителей. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей

2

Раскрывать смысл понятия «семейные правоотношения». Определять субъекты и объекты семейных правоотношений. Называть необходимые условия заключения и расторжения брака согласно Семейному кодексу РФ.

Объяснять причины имеющихся ограничений для заклю­чения брака.

Раскрывать права и обязанности супругов, родителей и детей. Характеризовать пути и способы воспитания детей, остав­шихся без попечения родителей



Правовое регулирование занятости и трудоустройства.

Трудовые правоотношения

Порядок приёма на работу.

Занятость населения.

Социальная защита и социальное обеспече­ние.

Профессиональное образование

2

Раскрывать смысл понятий «трудовые правоотношения», «работник», «работодатель», «занятость», «социальное обе­спечение».

Определять особенности трудовых правоотношений. Характеризовать и конкретизировать с помощью фактов социальной жизни порядок заключения, изменения и рас­торжения трудового договора, обязательные и возможные дополнительные условия, включаемые в трудовой договор, основные права и обязанности субъектов трудового права. Называть и иллюстрировать примерами виды социально­го обеспечения.

Описывать возможности получения профессионального образования в государственных и негосударственных обра­зовательных учреждениях.

Излагать и аргументировать собственное мнение относи­тельно выбора путей профессионального образования



Экологическое право.

Общая характеристика экологического права. Право человека на благоприятную окружаю­щую среду.

Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения


2

Раскрывать смысл понятий «экологические отношения»,
«благоприятная окружающая среда», «экологическое право-
нарушение».

Выявлять специфику экологических отношений.
Описывать структуру экологического права.

Перечислять объекты экологического права и основные эко­логические права граждан, закреплённые в Конституции РФ. Характеризовать способы защиты экологических прав. Объяснять, почему право на благоприятную окружающую среду является одной из современных общечеловеческих ценностей.

Аргументировать важность соблюдения природоохранных и природоресурсных норм.

Приводить примеры экологических правонарушений. Называть источники экологического права и виды юриди­ческой ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды.



Процессуальные отрасли права.

Гражданский процесс.

Арбитражный процесс.

Уголовный процесс.

Административная юрисдикция.

2

Раскрывать смысл понятий «процессуальное право», «судопроизводство», «гражданский процесс», «арбитражный процесс», «уголовный процесс», «административная юрисдикция».
Описывать основные принципы гражданского и уголовного судопроизводства.

Называть законодательные акты, представляющие правила гражданского, арбитражного, уголовного судопроизводства. Перечислять участников гражданского и уголовного про­цессов, субъекты административной ответственности, участ­ников производства по делам административных правонарушений.

Характеризовать ход, стадии (этапы) прохождения дела в суде при гражданском и уголовном процессах, меры обеспечения производства и особенности возбуждения дел об административных правонарушениях.

Выявлять особенности уголовного процесса.

Раскрывать и обосновывать демократический характер суда присяжных, его значение в уголовном процессе. Объяснять цель арбитражного процесса, возможности об­жалования решений арбитражного суда.

Иллюстрировать примерами процессуальные средства уста­новления истины.



Конституционное судопроизводство (2 ч)

Судьи Конституционного суда.

Принципы конституционного судопроизвод­ства.

Основные стадии конституционного судопроизводства.

2

Раскрывать содержание и объяснять цель конституцион­ного судопроизводства в РФ.

Характеризовать требования, предъявляемые к судьям Конституционного суда, и сферу их компетенции. Описывать основные стадии конституционного судопроиз­водства.

Называть и иллюстрировать с помощью фактов социаль­ной жизни принципы конституционного судопроизводства



Международная защита прав человека.

Защита прав и свобод человека средствами ООН.

Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни. Международные преступления и правонару­шения.

Полномочия международного уголовного суда. Перспективы развития механизмов междуна­родной защиты прав и свобод человека

2

Характеризовать функции и полномочия ООН и её струк­турных подразделений в области прав человека.

Описывать структуру и компетенции организаций, защи­щающих права человека, в рамках Совета Европы. Перечислять международные соглашения по вопросам за­щиты прав человека.

Объяснять основную идею международных документов, направленных на защиту прав и свобод.

Называть виды международных преступлений.

Выявлять особенности международного уголовного суда и специфику судебного преследования за совершение между­народных преступлений.

Выражать и аргументировать собственную позицию по вопросу отмены смертной казни.

Объяснять зависимость успешности создания глобально­го правового пространства от деятельности международных организаций.



Правовые основы антитеррористической политики Российского государства.

Правовая база противодействия терроризму в России.

Органы власти, проводящие политику противодействия терроризму.

Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.

2

Характеризовать российское законодательство, регулирующее общественные отношения в сфере противодействия терроризму. Описывать полномочия органов власти по противодей­ствию терроризму.

Называть и конкретизировать основные направления де­ятельности Национального антитеррористического комитета. Раскрывать роль СМИ и гражданского общества в проти­водействии терроризму.



Повторительно-обобщающий урок по теме «Правовое регулирование общественных отношений».

1

Выполнять контрольную работу самостоятельно.

ГЛАВА IV. Заключительные уроки

4

Человек в XXI в. (Заключение) Человек и глобальные вызовы современного общества.

Человек в мире информации.

Человек и ценности современного общества

1

Описывать влияние ускорения социально-экономического развития на глобальные проблемы современного общества. Перечислять факторы, определяющие особенности прояв­ления глобальных проблем в постиндустриальном обществе. Объяснять значимость формирования информационной культуры и информационной компетентности.

Называть позитивные и негативные стороны влияния на общество современных средств коммуникации. Иллюстрировать примерами результаты воздействия ин­формационных потоков, СМИ на сознание человека. Характеризовать и конкретизировать с помощью фактов со­циальной жизни фундаментальные ценности современного мира. Выражать свою точку зрения по вопросу места каждого человека в глобальном обществе, ответственности отдель­ного человека за судьбу мира.

Раскрывать смысл информации, поступающей из разных источников и представленной в разных формах. Формулировать собственные суждения, конструировать собственный текст, используя самостоятельно найденную и отобранную информацию.



Урок представления результатов проектной деятельности по теме «Правовое регулирование общественных отношений»

1

Представлять проект по теме «Правовое регулирование общественных отношений».



Итоговое повторение.

1


11 класс

ГЛАВА I. Экономика

27

Роль экономики в жизни общества.

Экономика как подсистема общества. Экономика и уровень жизни.

Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика.

2

Характеризовать основные проявления экономической жизни, их взаимосвязь.

Называть показатели уровня жизни населения. Высказывать обоснованное суждение о взаимосвязи жизни общества в целом и его экономического развития. Приводить примеры, иллюстрирующие основные тенден­ции развития экономической сферы жизни современного общества.

Аргументированно обосновывать взаимовлияние экономи­ки, социальной структуры, экономики и политики. Использовать элементы причинно-следственного анали­за при характеристике экономической жизни общества, в том числе для понимания влияния экономики на уровень жизни.



Экономика: наука и хозяйство.

Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность и её измерители. Понятие ВВП.

2

Характеризовать основные проблемы экономической на­уки, различные уровни их изучения.

Различать и описывать абсолютные и относительные эко­номические величины.

Раскрывать и конкретизировать понятие «валовой вну­тренний продукт».

Называть различные факторы, влияющие на производи­тельность труда, и приводить их примеры



Экономический рост и развитие.

Экстенсивный и интенсивный экономический рост.

Факторы и темпы экономического роста. Экономическое развитие.

Экономический цикл.

Причины цикличного развития экономики.

2

Раскрывать, используя современные факты и примеры, по­нятия «экономический рост» и «экономическое развитие». Различать и сравнивать пути достижения экономического роста.

Объяснять сущность и причины цикличного развития эко­номики.

Описывать фазы экономического цикла.



Рыночные отношения в экономике.

Рынок в жизни общества.

Рыночная экономика.

Как действует невидимая рука рынка. Законы спроса и предложения. Рыночные структуры.

Конкуренция и монополия. Современная рыночная система.


4

Характеризовать рыночную экономическую систему. Объяснять механизм действия свободного ценообразова­ния на рынке.

Приводить примеры действия законов спроса и предложения. Оценивать влияние конкуренции и монополии на экономи­ческую жизнь, поведение основных участников экономики. Находить социальную информацию о моделях, структуре, тенденциях развития современной рыночной экономики в адаптированных источниках различного типа и извлекать её



Фирма в экономике. Цели деятельности фирмы.

Факторы производства.

Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.

Постоянные и переменные издержки произ­водства.

Налоги, уплачиваемые предприятием.

2

Называть и иллюстрировать примерами основные факто­ры производства и факторные доходы.

Обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуа­циях.

Различать и сравнивать экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.

Приводить примеры постоянных и переменных издержек производства.

Моделировать практические ситуации, связанные с расчё­тами издержек и прибыли производителем.

Называть основные виды налогов на предприятие



Правовые основы предпринимательской деятельности.

Социально-экономические функции предпри­нимательства в обществе.

Условия успешного предпринимательства. Правовые основы предпринимательства. Ор­ганизационно-правовые формы бизнеса.

2

Раскрывать роль и значение предпринимательства как дви­гателя экономического развития.

Сравнивать организационно-правовые формы бизнеса, вы­являя их общие черты и различия.

Анализировать практические ситуации, связанные с дости­жением успеха в бизнесе.

Оценивать условия развития предпринимательства в стра­не, возможности своего посильного участия в предприни­мательской деятельности.



Слагаемые успеха в бизнесе.

Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

2

Различать внешние и внутренние источники финансирова­ния, возможности финансирования малых и крупных фирм. Характеризовать функции менеджмента.

Называть основные принципы маркетинга.

Объяснять методы изучения рынка и проникновения на рынок.

Описывать стратегию сбыта товаров и услуг на рынке



Экономика и государство.

Экономические функции государства. Общественные блага.

Внешние эффекты.

Какой инструмент регулирования экономики выбрать.

Денежно-кредитная (монетарная) политика. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика. Нужна ли рынку помощь государства. Тенденции экономического развития России.

2

Анализировать различные точки зрения на роль государ­ства в экономике.

Конкретизировать задачи современного государства в ры­ночной экономике.

Раскрывать на примерах механизмы государственного ре­гулирования экономической жизни общества.

Объяснять цели и инструменты монетарной и фискальной политики.

Высказывать обоснованные суждения о различных направ­лениях экономической политики государства и её влиянии на экономическую жизнь общества.

Находить социальную информацию о состоянии, тенден­циях и перспективах развития российской экономики, на­правлениях государственной политики в адаптированных источниках различного типа и извлекать её



Финансы в экономике.

Банковская система.

Финансовые институты.

Банки и банковские операции.

Инфляция: виды, причины и последствия.

2

Характеризовать роль и значение финансов в структуре рыночных отношений.

Объяснять действие финансов как инструмента распреде­ления и перераспределения национального дохода. Называть и иллюстрировать примерами операции и услу­ги, предоставляемые банками.

Различать деятельность различных финансовых инсти­тутов. (

Описывать формы и виды проявления инфляции. Оценивать последствия инфляции для экономики в целом, для различных социальных групп



Занятость и безработица.

Что такое мировая экономика.

Международная торговля.

Государственная политика в области между­народной торговли.

Глобальные проблемы экономики. Тенденции общемирового экономического раз­вития.

2

Объяснять предпосылки международного разделения труда. Различать и сопоставлять направления государственной политики в области международной торговли.

Давать оценку противоречивым последствиям экономиче­ской глобализации.

Извлекать из СМИ и обобщать информацию для анализа тенденций общемирового экономического развития



Экономическая культура.

Экономическая культура: сущность и структура. Экономические отношения и интересы. Эко­номическая свобода и социальная ответствен­ность.

Связь экономической культуры и деятельно­сти.

Рациональное поведение участников эконо­мической деятельности.

2

Анализировать практические ситуации, связанные с реали­зацией гражданами своих экономических интересов. Различать морально-нравственную сторону социально-эко­номических ситуаций.

Объяснять поведение потребителей и производителей с точки зрения экономической рациональности.

Раскрывать на примерах связь экономической свободы и социальной ответственности участников экономики



Урок представления результатов проектной деятельности по темам главы I

2

Представлять проект по теме «Экономика».



Повторительно-обобщающий урок по главе I

1

Выполнять контрольную работу самостоятельно.

ГЛАВА II. Социальные отношения

17

Социальная структура общества.

Многообразие социальных групп. Социальное неравенство.

Социальная стратификация.

Социальная мобильность.

Социальные интересы.

2

Называть виды социальных групп и их признаки. Раскрывать на примерах роль малых социальных групп в обществе.

Объяснять причины социального неравенства в истории и в современном обществе.

Называть критерии социальной стратификации.

Различать виды социальной мобильности



Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

Социальные нормы.

Социальный контроль.

Отклоняющееся (девиантное) поведение. Преступность.

2

Перечислять виды социальных норм.

Характеризовать виды социального контроля и их соци­альную роль.

Различать санкции социального контроля.

Приводить примеры проявления отклоняющегося поведения. Называть причины негативного отклоняющегося поведения. Объяснять с опорой на имеющиеся знания основные спо­собы преодоления негативного отклоняющегося поведения. Объяснять меры борьбы с преступностью.

Оценивать роль толерантности в современном мире



Нации и межнациональные отношения.

Что объединяет людей в нацию.

Россия — многонациональное общество и единый народ.

Межнациональные конфликты и пути их пре­одоления.

Пути межнационального сближения. Нацио­нальная политика в России.

2

Объяснять значение понятия «нация».

Характеризовать особенности этнических отношений в России.

Называть причины и последствия межнациональных кон­фликтов.

Сравнивать различные проявления идеологии и политики национализма.

Аргументированно показывать влияние этнических факто­ров на государственное развитие и развитие культуры. Обосновывать антикультурную, антиобщественную сущ­ность этнической дискриминации.

Оценивать значение принципов демократической нацио­нальной политики государства.



Семья и быт.

Семья как социальный институт. Функции семьи.

Семья в современном обществе. Бытовые от­ношения.

Дом, в котором мы живём.

2

Характеризовать социальные институты семьи и брака. Объяснять функции семьи.

Раскрывать факторы, влияющие на развитие современной семьи.

Сравнивать различные типы семей.

Приводить примеры государственной поддержки семьи. Высказывать обоснованное суждение о роли семьи в со­циализации личности.

Анализировать способы поддержки культуры быта.



Гендер — социальный пол.

Гендерные стереотипы и роли.

Гендер и социализация.

Гендерные отношения в современном обществе.

2

Объяснять значение понятий «гендерные стереотипы» и «гендерная роль».

Обосновывать изменение роли женщины в современном обществе.

Различать причины гендерных конфликтов.



Молодёжь в современном обществе.

Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодёжная субкультура.

2

Характеризовать молодёжь как социально-демографиче­скую группу.

Раскрывать на примерах социальные роли юношества. Различать общие и особенные черты молодёжных субкультур. Высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспе­чивающих успешность самореализации молодёжи в услови­ях рынка труда.

Называть особенности молодёжных субкультур в России



Демографическая ситуация в современной России.

Изменение численности населения России. Возрастной состав населения России. Рождаемость и смертность.

Миграция.

2

Характеризовать состояние и динамику изменений чис­ленности населения.

Объяснять причины и социальные последствия депопуля­ции в России.

Высказывать обоснованное суждение о факторах, негатив­но влияющих на демографическую ситуацию в стране. Называть особенности возрастного состава населения России. Оценивать роль миграции в решении демографических проблем.



Урок представления результатов проектной деятельности по темам главы 11

2

Представлять проект по теме «Социальные отношения».



Повторительно-обобщающий урок по главе II

1

Выполнять контрольную работу самостоятельно.

ГЛАВА III. Политика

21

Политика и власть.

Политическая деятельность и общество. По­литическая сфера и политические институты. Политические отношения.

Политическая власть.

2

Характеризовать субъекты политической деятельности и объекты политического воздействия.

Соотносить властные и политические отношения. Объяснять и иллюстрировать примерами политические цели и политические действия.

Устанавливать причинно-следственные связи между со­циальными интересами, целями и методами политической деятельности. Высказывать обоснованное суждение о соотношении средств и целей в политике.

Оценивать роль политических институтов в жизни общества. Раскрывать цели политических партий.

Различать политическую власть и другие виды власти.



Политическая система.

Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Полити­ческий режим.

Демократические перемены в России.

2

Раскрывать роль и функции политической системы. Характеризовать государство как центральный институт политической системы.

Различать типы политических режимов.

Давать оценку роли политических режимов различных ти­пов в общественном развитии.

Обобщать и систематизировать информацию о сущно­сти демократии (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии).

Высказывать обоснованное суждение о путях преодоления трудностей развития демократии в России.



Гражданское общество и правовое государство.

Сущность правового государства. Гражданское общество.

Местное самоуправление

2

Характеризовать сущность правового государства и иллю­стрировать примерами его функции.

Объяснять взаимосвязь правового государства и граждан­ского общества.

Отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления.



Демократические выборы.

Избирательная система. Избирательная кампания.

2

Объяснять значение понятий «избирательное право» и «избирательный процесс».

Различать мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. Характеризовать основные этапы избирательной кампа­нии.

Высказывать обоснованное суждение о социальной роли избирателя



Политические партии и партийные системы.

Понятия политической партии и движения. Типология и функции политических партий. Типы партийных систем.

2

Называть и иллюстрировать примерами существенные признаки политических партий.

Характеризовать различные типы и функции партий. Раскрывать на примерах функционирование различных пар­тийных систем.

Характеризовать значение многопартийности и идеологиче­ского плюрализма в современном обществе.



Политическая элита и политическое лидерство. Политическая элита. Политическое лидерство. Роль политического лидера. Типы лидерства.


2

Объяснять значение понятий «политическое лидерство» и «политическая элита».

Конкретизировать примерами различные типы политиче­ского лидерства и давать им оценку.

Характеризовать функции политической элиты и её значе­ние в современном обществе.

Называть ролевые функции политического лидера. Находить и систематизировать информацию о роли выда­ющихся политических деятелей в истории.



Политическое сознание.

Обыденное и теоретическое сознание.

Что такое идеология.

Современные политические идеологии. Роль идеологии в политической жизни. Политическая психология.

Средства массовой коммуникации и полити­ческое сознание.

2

Различать обыденное и идейно-теоретическое сознание. Объяснять значение понятия «политическая идеология». Называть формы существования идеологии.

Сравнивать различные идейно-политические течения. Конкретизировать роль политической психологии в деятель­ности субъектов политики.

Давать оценку роли СМИ в современной политической жизни.



Политическое поведение.

Многообразие форм политического поведе­ния.

Политический терроризм.

Регулирование политического поведения.

2

Различать формы политического поведения и приводить примеры политической активности личности.

Объяснять значение понятия «экстремизм».

Называть причины, порождающие политический терро­ризм.

Обосновывать необходимость противодействия силовым способам решения международных проблем.

Давать оценку последствиям экстремизма и терроризма. Характеризовать факторы, влияющие на политическое по­ведение



Политический процесс и культура политического участия.

Сущность и этапы политического процесса. Политическое участие.

Политическая культура.

2

Характеризовать и иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса.

Называть факторы, влияющие на результаты политическо­го процесса.

Различать непосредственное и опосредованное политиче­ское участие и приводить примеры.

Объяснять значение структурных элементов политической культуры личности.

Сравнивать типы политической культуры.

Высказывать обоснованное суждение о роли участия граж­дан в политике с позиций демократической политической культуры.

Анализировать основные тенденции современного полити­ческого процесса.



Уроки представления результатов проектной деятельности по теме главы III «Политика».

2

Представлять проект по теме «Политика».



Повторительно-обобщающий урок по теме «Политика»,

1

Выполнять контрольную работу самостоятельно.

ГЛАВА IV. Заключительные уроки

3

Заключение. Взгляд в будущее.

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. Итоговое повторение.

3

Называть и объяснять сущность современных глобальных

проблем человечества.

Давать оценку последствиям влияния существующих угроз на развитие современного общества.

Высказывать, опираясь на социальный опыт и материалы СМИ, обоснованное суждение о значении защиты общества от нарастающих угроз и вызовов, способах борьбы с ними.



СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания методического объединения учителей истории, обществознания, права

и кубановедения СОШ № 13

от ___________ 2018 года

___________ ____________

подпись руководителя МО Ф.И.О.


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

_______________ __________

подпись Ф.И.О.

________________ 2018 года



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!