СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа составлена на основе примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно – методщического объединения по общему образованию Протокол от 28.07.2016 года № 2/16-з;
авторской рабочей программы А. Ю. Лазебникова, Н. И. Городецкая, Е. Л. Рутковская. Обществознание. Москва. Просвещение. 2019 г.
Краснодарский край, Каневской район, станица Привольная
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13
имени дважды Героя Советского Союза Т. Т. Хрюкина муниципального образования Каневской район
(наименование образовательной организации)
ПРОГРАММА
по курсу__________обществознание________________
(указать учебный предмет, курс)
Класс ___10 «А», 10 «Б»____
Учитель ___Ткаченко Марина Леонидовна____________________________________
Количество часов: всего ___68__ часов; в неделю ___2___ часа;
Планирование составлено на основе рабочей программы
учителя истории и обществознания Ткаченко М. Л., утвержденной протоколом педагогического совета МАОУ СОШ № 13 № 1 от 31.08.2018 г.______________
(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)
Планирование составлено на основе:
примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно – методщического объединения по общему образованию Протокол от 28.07.2016 года № 2/16-з;
авторской рабочей программы А. Ю. Лазебникова, Н. И. Городецкая, Е. Л. Рутковская. Обществознание. Москва. Просвещение. 2019 г.
(указать программу учебного предмета, на основе которой составлена рабочая программа)
В соответствии с ФГОС СОО
Учебник: Боголюбов Л. Н. Обществознание 10 класс. Москва. Просвещение. 2018 г.
1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего образования:
10 КЛАСС
Выпускник на базовом уровне научится:
Человек. Человек в системе общественных отношений
Выделять черты социальной сущности человека;
определять роль духовных ценностей в обществе;
распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
различать виды искусства;
соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;
различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
выявлять особенности научного познания;
различать абсолютную и относительную истины;
иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.
Общество как сложная динамическая система
Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.
Правовое регулирование общественных отношений
Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
выделять основные элементы системы права;
выстраивать иерархию нормативных актов;
выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;
раскрывать содержание гражданских правоотношений;
применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
различать организационно-правовые формы предприятий;
характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;
характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.
11 КЛАСС
Экономика
Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;
объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;
оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;
различать формы бизнеса;
извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;
различать экономические и бухгалтерские издержки;
приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;
различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;
выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;
определять причины безработицы, различать ее виды;
высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;
объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;
анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;
приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;
различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);
различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
Социальные отношения
Выделять критерии социальной стратификации;
анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;
выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;
высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;
конкретизировать примерами виды социальных норм;
характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;
различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;
определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;
различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;
характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;
характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;
характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;
высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;
формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;
оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.
Политика
Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;
различать политическую власть и другие виды власти;
устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;
высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
раскрывать роль и функции политической системы;
характеризовать государство как центральный институт политической системы;
различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;
обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;
характеризовать демократическую избирательную систему;
различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;
определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
конкретизировать примерами роль политической идеологии;
раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;
оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.
2. Содержание учебного курса
класс
1. Человек. Человек в системе социальных отношений.
Природа человека. Природное и социально-духовное в человеке. Индивид. Социализация индивида. Агенты и институты социализации.
Личность. Коммуникативные качества личности. Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности человека.
Индивидуальность. Индивидуальные потребности. Связь потребностей и деятельности.
Человеческая деятельность и её мотивы. Структура деятельности. Различные классификации видов деятельности человека. Сознание и деятельность. Творческая активность.
Познание как деятельность. Формы познания. Виды человеческих знаний. Особенности научного познания. Особенности познания общественных явлений.
Истина. Аспекты объективности, абсолютности и относительности истины. Критерии истины.
Самопознание и самосознание. Самореализация личности. Свобода и ответственность.
Уроки представления результатов проектной деятельности по темам главы «Человек. Человек в системе социальных отношений».
Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек. Человек в системе социальных отношений».
2. Общество как сложная динамическая система
Человеческая общность. Общественные отношения. Общество как система. Связи между подсистемами и элементами общества. Единство человечества и окружающей среды. Влияние человека на биосферу.
Общественные потребности и социальные институты. Признаки и функции социальных институтов. Типы обществ. Информационное общество и его особенности.
Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция, реформа, социальная революция. Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса.
Интеграционные связи современного мира. Признаки и последствия глобализации. Глобализация и международный терроризм. Глобальные проблемы современного мира. Экологическая ситуация в глобальном мире. Экологическая ответственность.
Общество и культура. Материальная и духовная культура. Формы культуры. Функции культуры. Культурное многообразие современного общества. Диалог культур.
Духовная деятельность человека. Ценности и идеалы. Общечеловеческие ценности. Мораль. Моральный выбор. Гуманизм. Патриотизм.
Образование и самообразование в современном обществе.
Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Дифференциация и интеграция наук.
Искусство как вид духовной деятельности человека. Роль и значение искусства в воспитании личности и развитии общества. Отличие искусства от других видов духовной деятельности человека.
Религия в древнем и современном обществе. Мировые религии. Конфессии. Роль религии в культурном развитии. Свобода совести. Задача поддержания межрелигиозного мира.
Информация, способы её распространения. Средства массовой информации.
Уроки представления результатов проектной деятельности по темам главы «Общество как сложная динамическая система».
Повторительно-обобщающий урок по теме «Общество как сложная динамическая система».
3. Правовое регулирование общественных отношений
Право и другие социальные нормы. Теории происхождения права. Причины возникновения права. Современное понимание права. Право как цивилизационный прорыв человечества.
Система российского права. Элементы системы права. Нормы права. Отрасли права. Материальное и процессуальное право. Система законодательства. Международное право и его роль в правовой системе России.
Конституция Российской Федерации. Конституционное право и сфера его регулирования. Структура Конституции Российской Федерации. Конституция о правах и обязанностях человека и гражданина. Взаимозависимость прав и обязанностей.
Гражданин России. Что такое гражданство. Права и обязанности гражданина. Принципы гражданства в Российской Федерации. Способы приобретения гражданства. Гражданская культура.
Юридическая ответственность. Личные права и юридическая обязанность. Связь характера правонарушения с видом юридической ответственности. Юридическая ответственность как необходимая мера государственного воздействия и способ защиты конституционных прав.
Какие права и как защищает гражданское право. Принципы и функции гражданского права. Система гражданского права. Восстановление социальной справедливости как ведущий принцип гражданско-правовой ответственности.
Административное право. Особенности и субъекты административноправовых отношений. Виды административных правонарушений. Административная ответственность. Ответственность и меры принуждения несовершеннолетних в административном праве.
Семейное право. Юридическое понятие «брак». Семейное право на защите личных и имущественных прав человека. Права ребёнка под защитой норм семейного права. Особенности ответственности в семейных правоотношениях.
Трудовое право. Права и обязанности работников и работодателей. Трудовой договор. Виды юридической ответственности работника и работодателя. Трудовые споры и способы их разрешения.
Уголовное право. Преступления и реализация наказаний за их совершение. Преступление и его признаки. Вина и её виды. Субъекты уголовного права. Уголовная ответственность.
Судебная система РФ и принципы её деятельности. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции.
Процессуальное право. Гражданское процессуальное право. Особенности уголовного процессуального права. Цели, принципы и субъекты уголовного процесса.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Международные институты на защите прав человека. Принципы международного права. Международное гуманитарное право.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Правовое регулирование общественных отношений».
4. Заключительные уроки. Человек в XXI в. Человек и глобальные вызовы современного общества. Человек в мире информации. Человек и ценности современного общества.
Урок представления результатов проектной деятельности по теме «Правовое регулирование общественных отношений». Итоговое повторение.
11 класс
1. Экономика.
Экономика как подсистема общества. Роль экономики в поддержании жизнедеятельности общества. Связь экономики с другими сферами общественной жизни. Экономика и уровень жизни.
Экономическая наука. Уровни изучения экономических проблем: макроэкономика, микроэкономика, мировая экономика. Экономика как хозяйство. Экономические отношения и интересы.
Экономическая деятельность и её измерители. Понятие ВВП. Экономическая свобода и социальная ответственность участников экономической деятельности. Тенденции экономического развития современной России.
Экономический рост и пути его достижения. Факторы экономического роста. Экономическое развитие. Экономический цикл. Основные фазы экономического цикла. Причины циклического развития экономики.
Рыночная экономика. Механизм ценообразования в условиях рынка. Законы спроса и предложения. Конкуренция и монополия. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Многообразие рынков. Рынок труда. Безработица и занятость. Виды безработицы и её социально-экономические последствия. Рынок капитала. Современный рынок.
Роль и функции предпринимательства в обществе. Организационно-правовые формы бизнеса. Фирма в экономике: источники финансирования, факторы производства и факторные доходы, издержки и прибыль. Основы маркетинга. Принципы менеджмента.
Экономические функции государства. Общественные блага. Внешние эффекты. Фискальная и монетарная политика. Налоговая система РФ. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Государственная политика в области занятости.
Финансы и финансовые институты. Банковская система. Функции банков. Банковские операции. Инфляция: виды и причины. Последствия инфляции для экономики.
Экономическая культура личности. Экономические интересы людей как отражение их экономических отношений. Деловая этика. Экономическая свобода и социальная ответственность личности. Рациональное поведение основных участников экономики.
Международные экономические отношения. Мировая экономика. Международная торговля. Экспорт и импорт. Внешнеторговая политика государства и методы её регулирования. Протекционизм и свободная торговля: преимущества и недостатки. Глобальные экономические проблемы. Тенденции общемирового экономического развития.
2. Социальные отношения.
Структура общества. Социальная стратификация. Виды социальных групп. Этнические группы. Этнические отношения. Нация как социальная общность. Межнациональные конфликты и их причины. Основные признаки, присущие национализму.
Молодёжь как социальная группа. Молодёжная субкультура. Демографическая структура современного общества.
Социальное неравенство. Положение индивида в обществе. Виды социальных статусов. Социальные роли и ролевое поведение личности.
Социальная мобильность, её виды. Социальные лифты. Миграционные процессы и связанные с ними проблемы. Социальные конфликты и пути их решения.
Социальные нормы. Отклоняющееся поведение и его виды. Социальный контроль, его элементы и формы. Типы социальных санкций.
Семья как социальный институт и малая группа. Исторические типы семьи. Роль семьи в жизни личности и в развитии общества. Тенденции развития семейных отношений. Воспитание детей в семье.
Гендер. Гендерные стереотипы и гендерное воспитание. Изменение роли женщины в современном обществе.
3. Политика.
Политическая власть. Политические отношения. Политическая деятельность. Субъекты и объекты политической власти. Политическая система общества.
Институциональное измерение политики. Политические институты современного общества. Государство как центральный институт политической системы. Функции государства в условиях глобализации. Взаимодействие правового государства и гражданского общества. Государственная власть в РФ: политическая роль и функции Президента, высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Политическое многообразие демократического общества. Общественные объединения в политике (политические партии, общественно-политические движения). Демократические выборы. Типы избирательных систем. Избирательная кампания. СМИ как политический институт. Информационная война.
Ценностное измерение политики. Ценности в политике: факторы формирования и социальная роль. Демократические политические ценности российского общества: политические свободы, права человека, гражданственность, патриотизм. Политическая социализация в современном мире.
Политическая культура. Типы политической культуры. Политическая культура демократического общества. Политическое сознание как форма общественного сознания. Политическая идеология как отражение политических ценностей. Политическая психология.
Человек в мире политики. Политическое участие и его формы. Политическое поведение личности и социальной группы. Социальные регуляторы политического поведения. Политические движения социальных групп и общностей. Политический экстремизм и терроризм.
Политическое лидерство и политические элиты. Типы лидерства. Функции политического лидера в демократическом обществе. Политика и этика в деятельности политического лидера. Политическая элита и её функции. Моральные требования общества к политической элите.
Политический процесс. Международная политика. Мировая политика. Национальная безопасность. Роль России в мировой политике.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Таблица тематического распределения количества часов.
№ п//п | Разделы, темы | Количество часов | ||
Примерная программа | Авторская программа | Рабочая программа | ||
10 КЛАСС | ||||
1 | ГЛАВА I. Человек. Человек в системе социальных отношений. | | 18 | 14 |
2 | Глава II. Общество как сложная динамическая система |
| 14 | 22 |
3 | ГЛАВА III. Правовое регулирование общественных отношений | | 28 | 28 |
4 | ГЛАВА IV. Заключительные уроки | | 10 | 4 |
11 КЛАСС | ||||
5 | ГЛАВА I. Экономика |
| 24 | 27 |
6 | ГЛАВА II. Социальные отношения |
| 14 | 17 |
7 | ГЛАВА III. Политика | | 18 | 21 |
8 | ГЛАВА IV. Заключительные уроки | | 11 | 3 |
9 | Резерв | | 3 | - |
| ИТОГО: | 136 | 140 | 136 |
Тематическое планирование:
Раздел | Кол-во часов | Темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) |
10 класс | ||||
ГЛАВА I. Человек. Человек в системе социальных отношений. | 15 | Социальная сущность человека. Биологическое и социальное в человеке. Социальные качества личности. Самосознание и самореализация. | 2 | Описывать современные представления о природе человека и конкретизировать с помощью фактов социальной жизни её проявления. Характеризовать человека как личность. Раскрывать сущность процессов самосознания и самореализации. С опорой на личный опыт называть и конкретизировать примерами ориентиры достижения жизненного успеха |
| | Деятельность — способ существования людей. Деятельность человека: основные характеристики. Структура деятельности и её мотивация. Многообразие видов деятельности. Сознание и деятельность. | 2 | Раскрывать смысл понятий «потребности» и «деятельность». Описывать представления о потребностях человека, подходы к их классификации. Характеризовать и конкретизировать примерами, фактами, ситуациями сущность деятельности, её мотивы и многообразие. Выделять основания различных классификаций и видов деятельности. Находить информацию о деятельности людей в различных неадаптированных источниках и извлекать её. Сравнивать различные подходы к характеристике сознания. Обосновывать единство сознания и деятельности. |
| | Познавательная и коммуникативная деятельность. Познаваем ли мир. Познание чувственное и рациональное. Истина и её критерии. Особенности научного познания. Социальные и гуманитарные знания. Многообразие человеческого знания. Познание и коммуникативная деятельность. | 2 | Излагать сущность различных подходов к вопросу познаваемости мира. Выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать её. Раскрывать смысл понятия «истина». Характеризовать формы познания, критерии истины, виды знаний. Описывать особенности научного познания, его уровни и соответствующие им методы. Объяснять связь и взаимопроникаемость социального и гуманитарного .знания, роль коммуникаций в познавательной деятельности. Исследовать практические ситуации, связанные с познанием человеком природы, общества и самого себя. |
| | Свобода и необходимость в деятельности человека. Возможна ли абсолютная свобода. Свобода как осознанная необходимость. Свобода и ответственность. Основания свободного выбора. Что такое свободное общество. | 2 | Излагать различные трактовки понимания свободы человека. Раскрывать смысл понятий «свобода человека» и «свободное общество». Описывать внешние ограничители свободы и внутренние регуляторы поведения человека. Объяснять невозможность абсолютной свободы человека в обществе. Выявлять основания свободного выбора. Анализировать различные ситуации выбора в пространстве личной жизни человека, на уровне общества в целом. Характеризовать свободное общество. |
| | Современное общество. Глобализация как явление современности. Современное информационное пространство. Глобальная информационная экономика. Социально-политическое измерение информационного общества. | 2 | Называть и иллюстрировать примерами противоречия глобализации. Раскрывать понятия «информация», «информатизация», «информационное общество». Описывать единое мировое информационное пространство. Излагать различные подходы к вопросу регулирования глобальных информационных потоков. Характеризовать информационную экономику современного общества. Объяснять связь развития гражданского общества и информатизационных процессов. Перечислять критерии развития информационного общества. Выражать собственную позицию относительно позитивных и негативных проявлений процесса информатизации. |
| | Глобальная угроза международного терроризма. Международный терроризм: понятие и признаки. Глобализация и международный терроризм. Идеология насилия и международный терроризм. Противодействие международному терроризму. | 2 | Раскрывать понятие «международный терроризм». Устанавливать связь международного терроризма с процессом глобализации и научно-техническим прогрессом. Характеризовать идеологические основы террористической деятельности. Объяснять особую опасность международного терроризма, обосновывать необходимость борьбы с ним. Описывать антитеррористическую деятельность международного сообщества. |
| | Уроки представления результатов проектной деятельности по темам главы I | 2 | Представлять проект по теме «Человек. Человек в системе социальных отношений». |
| | Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек. Человек в системе социальных отношений». | 1 | Выполнять контрольную работу самостоятельно. |
Глава II Общество как сложная динамическая система | 23 | Что такое общество. Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе | 2 | Называть (перечислять) формы объединения людей. Характеризовать особенности деятельности человека, её отличия от любых форм активности животных. Объяснять природу и характер общественных отношений. Раскрывать соотношение понятий «природа» и «общество»; «общество» и «культура». С помощью причинно-следственного анализа устанавливать взаимосвязь общества и природы. Исследовать практические ситуации, связанные с влиянием общества на природу |
| | Общество как сложная система. Особенности социальной системы. Социальные институты. | 2 | Описывать общество как социальную систему. Иллюстрировать примерами связи между подсистемами и элементами общества. Раскрывать смысл понятия «социальный институт». Объяснять роль социальных институтов в жизни общества |
| | Динамика общественного развития. Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного мира. Проблема общественного прогресса. | 2 | Раскрывать смысл понятий «глобализация», «общественный прогресс», «общественный регресс» и конкретизировать их примерами. Высказывать суждения о причинах и последствиях глобализации. Характеризовать сущность процесса глобализации, глобальных проблем, их отличий от проблем локальных. Иллюстрировать проявления различных глобальных проблем с помощью примеров, самостоятельно отобранных из СМИ. Описывать противоречивость социального прогресса, конкретизировать проявления прогрессивных и регрессивных изменений с привлечением материала курса истории. Извлекать из различных источников, систематизировать и оценивать социальную информацию о глобализации современного мира, использовать её для написания эссе, реферата, подготовки устного выступления. Выявлять причинно-следственные связи в динамике социальных изменений. Опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, оценивать тенденции и перспективы общественного развития. |
| | Духовная культура общества. Понятие «духовная культура». Культурные ценности и нормы. Институты культуры. Многообразие культур. | 2 | Различать понятия «духовная культура» и «материальная культура». Раскрывать, опираясь на примеры, смысл понятия «духовная культура». Описывать основные духовные ценности. Характеризовать институты культуры и их функции. Распознавать формы культуры по их признакам. Иллюстрировать примерами многообразие культур, проявления народной, массовой, элитарной культур, а также субкультур и контркультуры в обществе. |
| | Духовный мир личности. Человек как духовное существо. Духовные ориентиры личности. Мировоззрение и его роль в жизни человека. | 2 | Раскрывать смысл понятий «духовная жизнь человека», «духовность», «мировоззрение». Выявлять составляющие духовного мира личности. Описывать возможности самовоспитания в сфере нравственности. Характеризовать мировоззрение, его место в духовном мире человека. Сравнивать мировоззрение с другими элементами внутреннего мира личности. Показывать на конкретных примерах роль мировоззрения в жизни человека. Классифицировать типы мировоззрения. Иллюстрировать примерами проявления патриотизма и гражданственности в типичных ситуациях социальной жизни. |
| | Мораль. Как и почему возникла мораль. Устойчивость и изменчивость моральных норм. Что заставляет нас делать выбор в пользу добра. | 2 | Раскрывать смысл понятий «мораль», «нравственная культура личности». Называть моральные категории. Характеризовать изменчивость моральных норм, особенности принципов морали и значение моральной регуляции отношений в обществе. Давать моральную оценку конкретным поступкам людей и их отношениям. Иллюстрировать примерами ситуации морального выбора. Аргументировать собственный моральный выбор. |
| | Наука и образование. Наука и её функции в обществе. Современная наука. Этика науки. Образование в современном обществе. Образование как система. | 2 | Раскрывать сущность, основные функции и общественную значимость науки и образования. Описывать особенности науки и образования в современном обществе, иллюстрировать их примерами. Объяснять социальный смысл моральных требований к научному труду. Выявлять связь науки и образования. Характеризовать ступени и уровни образовательной подготовки в системе образования Российской Федерации. Выражать и аргументировать собственное отношение к роли самообразования в жизни человека. Анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли науки в современном обществе. |
| | Религия и религиозные организации. Особенности религиозного сознания. Религия как общественный институт. Религия и религиозные организации в современной России. Проблема поддержания межрелигиозного мира. | 2 | Раскрывать смысл понятий «религия», «религиозное сознание». Характеризовать религию как форму культуры, особенности религии как социального института. Сравнивать светское и религиозное сознание. Различать мировые и национальные религии. Иллюстрировать примерами многообразие исторически сложившихся религиозно-нравственных систем. |
| | Искусство. Что такое искусство. Функции искусства. Структура искусства. Современное искусство. | 2 | Характеризовать искусство, его место в жизни общества. Сравнивать искусство с другими формами духовной культуры и выявлять его отличительные черты. Описывать многообразие функций искусства. Различать виды искусства, излагать различные подходы к их классификации. Перечислять и конкретизировать с помощью фактов духовной жизни жанры искусства. Показывать на конкретных примерах особенности современного искусства |
| | Массовая культура. Характерные черты массовой культуры. Что привело к появлению массовой культуры. Средства массовой информации и массовая культура. Оценка массовой культуры как общественного явления. | 2 | Характеризовать массовую культуру, этапы её становления. Устанавливать связь возникновения массовой культуры с общественными изменениями, характерными для индустриального общества. Выявлять влияние технических достижений на развитие массовой культуры. Раскрывать смысл понятия «средства массовой информации». Описывать СМИ и их функции. Объяснять роль СМИ в условиях глобализации мира. Излагать различные подходы к оценке массовой культуры как общественного явления |
| | Уроки представления результатов проектной деятельности по темам главы «Общество как сложная динамическая система» | 2 | Представлять проект по теме «Общество как сложная динамическая система». |
| | Повторительно-обобщающий урок по теме «Общество как сложная динамическая система». | 1 | Выполнять контрольную работу самостоятельно. |
ГЛАВА III. Правовое регулирование общественных отношений | 28 | Современные подходы к пониманию права. Нормативный подход к праву. Теория естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Взаимосвязь естественного и позитивного права. | 2 | Излагать различные подходы к пониманию права. Выявлять достоинства и недостатки естественно-правового и нормативного подходов. Характеризовать особенности естественного права. Перечислять естественные (неотчуждаемые) права человека. Объяснять взаимосвязь естественного и позитивного права. Раскрывать гуманистический смысл естественного права. |
| | Право в системе социальных норм. Основные признаки права. Право и мораль. Система права. Норма права. Отрасль права. Институт права. | 2 | Раскрывать смысл понятий «право», «система права», «отрасль права», «институт права». Различать понятия «право» и «закон», иллюстрировать различия права и закона на примерах. Сопоставлять право с другими социальными нормами. Перечислять признаки, объединяющие различные социальные регуляторы, и признаки, отличающие правовые нормы от других видов социальных норм. Классифицировать нормы и отрасли права. Называть основные отрасли российского права и сферы общественных отношений, ими регулируемые. Выявлять отличие института права от отрасли права. Конкретизировать примерами понятие «институт права» |
| | Источники права. Что такое источник права. Основные источники (формы) права. Виды нормативных актов. Федеральные законы и законы субъектов РФ. Законотворческий процесс в Российской Федерации | 2 | Раскрывать понятия «источник права», «законодательная инициатива». Называть и характеризовать источники российского права. Иллюстрировать примерами различные источники права. Выявлять преимущества нормативного акта перед другими источниками права. |
| | Правоотношения и правонарушения. Что такое правоотношение Что такое правонарушение Юридическая ответственность Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России | 2 | Раскрывать смысл понятий «правоотношение», «субъект права», «правонарушение», «юридическая ответственность». Показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений. Перечислять и конкретизировать с помощью фактов социальной жизни признаки правонарушения. Выявлять специфику преступления как вида правонарушения. Называть признаки юридической ответственности и её основные виды. Описывать судебную систему РФ. Объяснять основную цель деятельности судебной системы. Характеризовать этапы развития права в России. |
| | Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение. | 2 | Раскрывать смысл понятий «правосознание», «правовая культура», «правомерное поведение». Описывать структуру и уровни правосознания. Называть элементы правовой культуры, показывать их взаимосвязь. Перечислять функции правовой культуры. Различать правовую культуру личности и правовую культуру общества. Выявлять специфику современной правовой культуры. Объяснять причины правового нигилизма и раскрывать способы его преодоления. Классифицировать и иллюстрировать примерами виды правомерного поведения. Характеризовать предпосылки формирования правомерного поведения. |
| | Гражданин Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Права и обязанности гражданина. | 2 | Раскрывать смысл понятия «гражданство». Называть основания приобретения гражданства в РФ. Различать понятия «права человека» и «права гражданина». Перечислять конституционные обязанности гражданина РФ. Характеризовать воинскую обязанность, возможности альтернативной гражданской службы, права и обязанности налогоплательщиков. Обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями, иллюстрировать эту взаимосвязь примерами. Выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения гражданских обязанностей. |
| | Гражданское право. Гражданские правоотношения. Имущественные права. Личные неимущественные права. Право на результат интеллектуальной деятельности. Наследование. Защита гражданских прав. | 2 | Раскрывать смысл понятий «гражданские правоотношения», «субъекты гражданского права», «юридические лица», «физические лица», «гражданская дееспособность». Называть участников гражданских правоотношений. Раскрывать содержание гражданских правоотношений, объяснять, как возникают гражданские правоотношения и как, когда и при каких условиях они прекращаются. Классифицировать объекты имущественных гражданских правоотношений. Приводить пример гражданского правоотношения, выделяя его субъект (субъекты), объект, основание возникновения, содержание. Перечислять и конкретизировать примерами имущественные и личные неимущественные права. Характеризовать право на результаты интеллектуальной деятельности как сочетание имущественных и неимущественных гражданских прав. Различать виды наследования. Характеризовать способы защиты гражданских прав. Описывать самого себя как субъекта гражданских правоотношений. |
| | Семейное право. Правовая связь членов семьи. Вступление в брак и расторжение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей | 2 | Раскрывать смысл понятия «семейные правоотношения». Определять субъекты и объекты семейных правоотношений. Называть необходимые условия заключения и расторжения брака согласно Семейному кодексу РФ. Объяснять причины имеющихся ограничений для заключения брака. Раскрывать права и обязанности супругов, родителей и детей. Характеризовать пути и способы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей |
| | Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Трудовые правоотношения Порядок приёма на работу. Занятость населения. Социальная защита и социальное обеспечение. Профессиональное образование | 2 | Раскрывать смысл понятий «трудовые правоотношения», «работник», «работодатель», «занятость», «социальное обеспечение». Определять особенности трудовых правоотношений. Характеризовать и конкретизировать с помощью фактов социальной жизни порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора, обязательные и возможные дополнительные условия, включаемые в трудовой договор, основные права и обязанности субъектов трудового права. Называть и иллюстрировать примерами виды социального обеспечения. Описывать возможности получения профессионального образования в государственных и негосударственных образовательных учреждениях. Излагать и аргументировать собственное мнение относительно выбора путей профессионального образования |
| | Экологическое право. Общая характеристика экологического права. Право человека на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения | 2 | Раскрывать смысл понятий «экологические отношения», Выявлять специфику экологических отношений. Перечислять объекты экологического права и основные экологические права граждан, закреплённые в Конституции РФ. Характеризовать способы защиты экологических прав. Объяснять, почему право на благоприятную окружающую среду является одной из современных общечеловеческих ценностей. Аргументировать важность соблюдения природоохранных и природоресурсных норм. Приводить примеры экологических правонарушений. Называть источники экологического права и виды юридической ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды. |
| | Процессуальные отрасли права. Гражданский процесс. Арбитражный процесс. Уголовный процесс. Административная юрисдикция. | 2 | Раскрывать смысл понятий «процессуальное право», «судопроизводство», «гражданский процесс», «арбитражный процесс», «уголовный процесс», «административная юрисдикция». Называть законодательные акты, представляющие правила гражданского, арбитражного, уголовного судопроизводства. Перечислять участников гражданского и уголовного процессов, субъекты административной ответственности, участников производства по делам административных правонарушений. Характеризовать ход, стадии (этапы) прохождения дела в суде при гражданском и уголовном процессах, меры обеспечения производства и особенности возбуждения дел об административных правонарушениях. Выявлять особенности уголовного процесса. Раскрывать и обосновывать демократический характер суда присяжных, его значение в уголовном процессе. Объяснять цель арбитражного процесса, возможности обжалования решений арбитражного суда. Иллюстрировать примерами процессуальные средства установления истины. |
| | Конституционное судопроизводство (2 ч) Судьи Конституционного суда. Принципы конституционного судопроизводства. Основные стадии конституционного судопроизводства. | 2 | Раскрывать содержание и объяснять цель конституционного судопроизводства в РФ. Характеризовать требования, предъявляемые к судьям Конституционного суда, и сферу их компетенции. Описывать основные стадии конституционного судопроизводства. Называть и иллюстрировать с помощью фактов социальной жизни принципы конституционного судопроизводства |
| | Международная защита прав человека. Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни. Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда. Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека | 2 | Характеризовать функции и полномочия ООН и её структурных подразделений в области прав человека. Описывать структуру и компетенции организаций, защищающих права человека, в рамках Совета Европы. Перечислять международные соглашения по вопросам защиты прав человека. Объяснять основную идею международных документов, направленных на защиту прав и свобод. Называть виды международных преступлений. Выявлять особенности международного уголовного суда и специфику судебного преследования за совершение международных преступлений. Выражать и аргументировать собственную позицию по вопросу отмены смертной казни. Объяснять зависимость успешности создания глобального правового пространства от деятельности международных организаций. |
| | Правовые основы антитеррористической политики Российского государства. Правовая база противодействия терроризму в России. Органы власти, проводящие политику противодействия терроризму. Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму. | 2 | Характеризовать российское законодательство, регулирующее общественные отношения в сфере противодействия терроризму. Описывать полномочия органов власти по противодействию терроризму. Называть и конкретизировать основные направления деятельности Национального антитеррористического комитета. Раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму. |
| | Повторительно-обобщающий урок по теме «Правовое регулирование общественных отношений». | 1 | Выполнять контрольную работу самостоятельно. |
ГЛАВА IV. Заключительные уроки | 4 | Человек в XXI в. (Заключение) Человек и глобальные вызовы современного общества. Человек в мире информации. Человек и ценности современного общества | 1 | Описывать влияние ускорения социально-экономического развития на глобальные проблемы современного общества. Перечислять факторы, определяющие особенности проявления глобальных проблем в постиндустриальном обществе. Объяснять значимость формирования информационной культуры и информационной компетентности. Называть позитивные и негативные стороны влияния на общество современных средств коммуникации. Иллюстрировать примерами результаты воздействия информационных потоков, СМИ на сознание человека. Характеризовать и конкретизировать с помощью фактов социальной жизни фундаментальные ценности современного мира. Выражать свою точку зрения по вопросу места каждого человека в глобальном обществе, ответственности отдельного человека за судьбу мира. Раскрывать смысл информации, поступающей из разных источников и представленной в разных формах. Формулировать собственные суждения, конструировать собственный текст, используя самостоятельно найденную и отобранную информацию. |
| | Урок представления результатов проектной деятельности по теме «Правовое регулирование общественных отношений» | 1 | Представлять проект по теме «Правовое регулирование общественных отношений». |
| | Итоговое повторение. | 1 | |
11 класс | ||||
ГЛАВА I. Экономика | 27 | Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика. | 2 | Характеризовать основные проявления экономической жизни, их взаимосвязь. Называть показатели уровня жизни населения. Высказывать обоснованное суждение о взаимосвязи жизни общества в целом и его экономического развития. Приводить примеры, иллюстрирующие основные тенденции развития экономической сферы жизни современного общества. Аргументированно обосновывать взаимовлияние экономики, социальной структуры, экономики и политики. Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике экономической жизни общества, в том числе для понимания влияния экономики на уровень жизни. |
| | Экономика: наука и хозяйство. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность и её измерители. Понятие ВВП. | 2 | Характеризовать основные проблемы экономической науки, различные уровни их изучения. Различать и описывать абсолютные и относительные экономические величины. Раскрывать и конкретизировать понятие «валовой внутренний продукт». Называть различные факторы, влияющие на производительность труда, и приводить их примеры |
|
| Экономический рост и развитие. Экстенсивный и интенсивный экономический рост. Факторы и темпы экономического роста. Экономическое развитие. Экономический цикл. Причины цикличного развития экономики. | 2 | Раскрывать, используя современные факты и примеры, понятия «экономический рост» и «экономическое развитие». Различать и сравнивать пути достижения экономического роста. Объяснять сущность и причины цикличного развития экономики. Описывать фазы экономического цикла. |
|
| Рыночные отношения в экономике. Рынок в жизни общества. Рыночная экономика. Как действует невидимая рука рынка. Законы спроса и предложения. Рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Современная рыночная система. | 4 | Характеризовать рыночную экономическую систему. Объяснять механизм действия свободного ценообразования на рынке. Приводить примеры действия законов спроса и предложения. Оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики. Находить социальную информацию о моделях, структуре, тенденциях развития современной рыночной экономики в адаптированных источниках различного типа и извлекать её |
|
| Фирма в экономике. Цели деятельности фирмы. Факторы производства. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки производства. Налоги, уплачиваемые предприятием. | 2 | Называть и иллюстрировать примерами основные факторы производства и факторные доходы. Обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях. Различать и сравнивать экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Приводить примеры постоянных и переменных издержек производства. Моделировать практические ситуации, связанные с расчётами издержек и прибыли производителем. Называть основные виды налогов на предприятие |
|
| Правовые основы предпринимательской деятельности. Социально-экономические функции предпринимательства в обществе. Условия успешного предпринимательства. Правовые основы предпринимательства. Организационно-правовые формы бизнеса. | 2 | Раскрывать роль и значение предпринимательства как двигателя экономического развития. Сравнивать организационно-правовые формы бизнеса, выявляя их общие черты и различия. Анализировать практические ситуации, связанные с достижением успеха в бизнесе. Оценивать условия развития предпринимательства в стране, возможности своего посильного участия в предпринимательской деятельности. |
|
| Слагаемые успеха в бизнесе. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. | 2 | Различать внешние и внутренние источники финансирования, возможности финансирования малых и крупных фирм. Характеризовать функции менеджмента. Называть основные принципы маркетинга. Объяснять методы изучения рынка и проникновения на рынок. Описывать стратегию сбыта товаров и услуг на рынке |
|
| Экономика и государство. Экономические функции государства. Общественные блага. Внешние эффекты. Какой инструмент регулирования экономики выбрать. Денежно-кредитная (монетарная) политика. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика. Нужна ли рынку помощь государства. Тенденции экономического развития России. | 2 | Анализировать различные точки зрения на роль государства в экономике. Конкретизировать задачи современного государства в рыночной экономике. Раскрывать на примерах механизмы государственного регулирования экономической жизни общества. Объяснять цели и инструменты монетарной и фискальной политики. Высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и её влиянии на экономическую жизнь общества. Находить социальную информацию о состоянии, тенденциях и перспективах развития российской экономики, направлениях государственной политики в адаптированных источниках различного типа и извлекать её |
|
| Финансы в экономике. Банковская система. Финансовые институты. Банки и банковские операции. Инфляция: виды, причины и последствия. | 2 | Характеризовать роль и значение финансов в структуре рыночных отношений. Объяснять действие финансов как инструмента распределения и перераспределения национального дохода. Называть и иллюстрировать примерами операции и услуги, предоставляемые банками. Различать деятельность различных финансовых институтов. ( Описывать формы и виды проявления инфляции. Оценивать последствия инфляции для экономики в целом, для различных социальных групп |
|
| Занятость и безработица. Что такое мировая экономика. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики. Тенденции общемирового экономического развития. | 2 | Объяснять предпосылки международного разделения труда. Различать и сопоставлять направления государственной политики в области международной торговли. Давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации. Извлекать из СМИ и обобщать информацию для анализа тенденций общемирового экономического развития |
|
| Экономическая культура. Экономическая культура: сущность и структура. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Связь экономической культуры и деятельности. Рациональное поведение участников экономической деятельности. | 2 | Анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов. Различать морально-нравственную сторону социально-экономических ситуаций. Объяснять поведение потребителей и производителей с точки зрения экономической рациональности. Раскрывать на примерах связь экономической свободы и социальной ответственности участников экономики |
|
| Урок представления результатов проектной деятельности по темам главы I | 2 | Представлять проект по теме «Экономика». |
|
| Повторительно-обобщающий урок по главе I | 1 | Выполнять контрольную работу самостоятельно. |
ГЛАВА II. Социальные отношения | 17 | Социальная структура общества. Многообразие социальных групп. Социальное неравенство. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные интересы. | 2 | Называть виды социальных групп и их признаки. Раскрывать на примерах роль малых социальных групп в обществе. Объяснять причины социального неравенства в истории и в современном обществе. Называть критерии социальной стратификации. Различать виды социальной мобильности |
|
| Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальные нормы. Социальный контроль. Отклоняющееся (девиантное) поведение. Преступность. | 2 | Перечислять виды социальных норм. Характеризовать виды социального контроля и их социальную роль. Различать санкции социального контроля. Приводить примеры проявления отклоняющегося поведения. Называть причины негативного отклоняющегося поведения. Объяснять с опорой на имеющиеся знания основные способы преодоления негативного отклоняющегося поведения. Объяснять меры борьбы с преступностью. Оценивать роль толерантности в современном мире |
| | Нации и межнациональные отношения. Что объединяет людей в нацию. Россия — многонациональное общество и единый народ. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Пути межнационального сближения. Национальная политика в России. | 2 | Объяснять значение понятия «нация». Характеризовать особенности этнических отношений в России. Называть причины и последствия межнациональных конфликтов. Сравнивать различные проявления идеологии и политики национализма. Аргументированно показывать влияние этнических факторов на государственное развитие и развитие культуры. Обосновывать антикультурную, антиобщественную сущность этнической дискриминации. Оценивать значение принципов демократической национальной политики государства. |
| | Семья и быт. Семья как социальный институт. Функции семьи. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Дом, в котором мы живём. | 2 | Характеризовать социальные институты семьи и брака. Объяснять функции семьи. Раскрывать факторы, влияющие на развитие современной семьи. Сравнивать различные типы семей. Приводить примеры государственной поддержки семьи. Высказывать обоснованное суждение о роли семьи в социализации личности. Анализировать способы поддержки культуры быта. |
| | Гендер — социальный пол. Гендерные стереотипы и роли. Гендер и социализация. Гендерные отношения в современном обществе. | 2 | Объяснять значение понятий «гендерные стереотипы» и «гендерная роль». Обосновывать изменение роли женщины в современном обществе. Различать причины гендерных конфликтов. |
| | Молодёжь в современном обществе. Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодёжная субкультура. | 2 | Характеризовать молодёжь как социально-демографическую группу. Раскрывать на примерах социальные роли юношества. Различать общие и особенные черты молодёжных субкультур. Высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодёжи в условиях рынка труда. Называть особенности молодёжных субкультур в России |
| | Демографическая ситуация в современной России. Изменение численности населения России. Возрастной состав населения России. Рождаемость и смертность. Миграция. | 2 | Характеризовать состояние и динамику изменений численности населения. Объяснять причины и социальные последствия депопуляции в России. Высказывать обоснованное суждение о факторах, негативно влияющих на демографическую ситуацию в стране. Называть особенности возрастного состава населения России. Оценивать роль миграции в решении демографических проблем. |
| | Урок представления результатов проектной деятельности по темам главы 11 | 2 | Представлять проект по теме «Социальные отношения». |
| | Повторительно-обобщающий урок по главе II | 1 | Выполнять контрольную работу самостоятельно. |
ГЛАВА III. Политика | 21 | Политика и власть. Политическая деятельность и общество. Политическая сфера и политические институты. Политические отношения. Политическая власть. | 2 | Характеризовать субъекты политической деятельности и объекты политического воздействия. Соотносить властные и политические отношения. Объяснять и иллюстрировать примерами политические цели и политические действия. Устанавливать причинно-следственные связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности. Высказывать обоснованное суждение о соотношении средств и целей в политике. Оценивать роль политических институтов в жизни общества. Раскрывать цели политических партий. Различать политическую власть и другие виды власти. |
| | Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политический режим. Демократические перемены в России. | 2 | Раскрывать роль и функции политической системы. Характеризовать государство как центральный институт политической системы. Различать типы политических режимов. Давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии. Обобщать и систематизировать информацию о сущности демократии (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии). Высказывать обоснованное суждение о путях преодоления трудностей развития демократии в России. |
| | Гражданское общество и правовое государство. Сущность правового государства. Гражданское общество. Местное самоуправление | 2 | Характеризовать сущность правового государства и иллюстрировать примерами его функции. Объяснять взаимосвязь правового государства и гражданского общества. Отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления. |
| | Демократические выборы. Избирательная система. Избирательная кампания. | 2 | Объяснять значение понятий «избирательное право» и «избирательный процесс». Различать мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. Характеризовать основные этапы избирательной кампании. Высказывать обоснованное суждение о социальной роли избирателя |
| | Политические партии и партийные системы. Понятия политической партии и движения. Типология и функции политических партий. Типы партийных систем. | 2 | Называть и иллюстрировать примерами существенные признаки политических партий. Характеризовать различные типы и функции партий. Раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем. Характеризовать значение многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе. |
| | Политическая элита и политическое лидерство. Политическая элита. Политическое лидерство. Роль политического лидера. Типы лидерства. | 2 | Объяснять значение понятий «политическое лидерство» и «политическая элита». Конкретизировать примерами различные типы политического лидерства и давать им оценку. Характеризовать функции политической элиты и её значение в современном обществе. Называть ролевые функции политического лидера. Находить и систематизировать информацию о роли выдающихся политических деятелей в истории. |
| | Политическое сознание. Обыденное и теоретическое сознание. Что такое идеология. Современные политические идеологии. Роль идеологии в политической жизни. Политическая психология. Средства массовой коммуникации и политическое сознание. | 2 | Различать обыденное и идейно-теоретическое сознание. Объяснять значение понятия «политическая идеология». Называть формы существования идеологии. Сравнивать различные идейно-политические течения. Конкретизировать роль политической психологии в деятельности субъектов политики. Давать оценку роли СМИ в современной политической жизни. |
| | Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Политический терроризм. Регулирование политического поведения. | 2 | Различать формы политического поведения и приводить примеры политической активности личности. Объяснять значение понятия «экстремизм». Называть причины, порождающие политический терроризм. Обосновывать необходимость противодействия силовым способам решения международных проблем. Давать оценку последствиям экстремизма и терроризма. Характеризовать факторы, влияющие на политическое поведение |
| | Политический процесс и культура политического участия. Сущность и этапы политического процесса. Политическое участие. Политическая культура. | 2 | Характеризовать и иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса. Называть факторы, влияющие на результаты политического процесса. Различать непосредственное и опосредованное политическое участие и приводить примеры. Объяснять значение структурных элементов политической культуры личности. Сравнивать типы политической культуры. Высказывать обоснованное суждение о роли участия граждан в политике с позиций демократической политической культуры. Анализировать основные тенденции современного политического процесса. |
| | Уроки представления результатов проектной деятельности по теме главы III «Политика». | 2 | Представлять проект по теме «Политика». |
| | Повторительно-обобщающий урок по теме «Политика», | 1 | Выполнять контрольную работу самостоятельно. |
ГЛАВА IV. Заключительные уроки | 3 | Заключение. Взгляд в будущее. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. Итоговое повторение. | 3 | Называть и объяснять сущность современных глобальных проблем человечества. Давать оценку последствиям влияния существующих угроз на развитие современного общества. Высказывать, опираясь на социальный опыт и материалы СМИ, обоснованное суждение о значении защиты общества от нарастающих угроз и вызовов, способах борьбы с ними. |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей истории, обществознания, права и кубановедения СОШ № 13 от ___________ 2018 года ___________ ____________ подпись руководителя МО Ф.И.О. | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ __________ подпись Ф.И.О. ________________ 2018 года |