СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа по обществознанию для профильных классов с внутрипредметным модулем "Финансовая грамотность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа составлена для учащихся 7-9 классов и является авторской разроботкой. 

Внутрипредметный модуль "Основы финансовой грамотности" составлен на оснвоании УМК «Финансовая грамотность» под редакцией И.В. Липсиц, Е.Б. Лавреновой, Е.В. Вигдорчик

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа по обществознанию для профильных классов с внутрипредметным модулем "Финансовая грамотность"»


Комитет по образованию администрации городского округа

«Город Калининград»

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда гимназия № 40 имени Ю.А.Гагарина

(МАОУ гимназия № 40 им. Ю.А.Гагарина)



«Утверждено»


Директор МАОУ гимназии № 40

им. Ю. А. Гагарина


____________________________________


Т. П. Мишуровская


«____» августа 20 ___г.










Программа учебного курса

«Обществознание»

основного общего образования

на углубленном уровне

для учащихся 7- 9 классов






















Калининград, 2021



Рабочая программа учебного курса «Обществознание» разработана на период до 2023года.

Настоящая рабочая программа сформирована на основании следующих документов:

– Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ гимназии № 40 им. Ю. А. Гагарина;

– Положения о рабочих программах в МАОУ гимназии № 40 им. Ю. А. Гагарина;

– Программ УМК под редакцией Л. Н. Боголюбова, а также авторских программ учителей гимназии Липськой Л.А. , Кравченко Е.И., Чеховской С.А., Михайловой Н.С.

- Программ УМК «Финансовая грамотность» под редакцией И.В. Липсиц, Е.Б. Лавреновой, Е.В. Вигдорчик


Цель изучения учебного курса:

Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, поскольку должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» в основной школе многогранно освещает проблемы человека и общества через призму основ наук: экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение, философия, акцентируя внимание на современные реалии жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем.

Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.

Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается на меж предметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Мировая художественная культура», «География», «Биология», что создает возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам.

Учебный курс «Обществознание» преподается на углубленном уровне.

В соответствии с Учебным планом гимназии рабочая программа рассчитана:

в 7 классе на 68 часов в год: учебный курс – 68 часов в год (в т.ч. ВПМ – 34 часа в год), ВПМ «Основы Финансовой грамотности» - 17 часов в год, ВПМ «Права и законные интересы несовершеннолетних» - 17 часов в год.

в 8 классе на 68 часов в год: учебный курс – 68 часов в год (в т.ч. ВПМ – 34 часа), ВПМ «Экономика» - 34 часа в год.


В 9 классе на 99 часов в год: учебный курс – 99 часов в год (в т.ч. ВПМ – 66 часов в год), ВПМ «Обществознание. Углубление» - 66 часов в год.


УМК:

УМК: Под ред. Боголюбова Л.Н - М.: Просвещение, 2019-2021.

  1. Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразоват. организаций / под редакцией Л. Н. Боголюбова, - М.: Просвещение, 2020.

  2. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций / под редакцией Л. Н. Боголюбова, Лазебниковой А.Ю., Матвеевой А.И. - М.: Просвещение, 2020

  3. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразоват. организаций / под редакцией Л. Н. Боголюбова, Лазебниковой А.Ю., Матвеевой А.И. - М.: Просвещение, 2020.

  4. Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразоват. организаций / под редакцией Л. Н. Боголюбова, Лазебниковой А.Ю., Матвеевой А.И. - М.: Просвещение, 2020.

УМК «Экономика» и «Основы финансовой грамотности»:

1. Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся. 5-7 классы.

2. Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность. Методические рекомендации для учителя. 5-7 классы.

3. Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся. 8-9 классы.

4. Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность. Методические рекомендации для учителя. 8-9 классы.

5. Липсиц И.В. Экономика. Учебник для 7-8кл общеобразовательных учреждений.

Электронные ресурсы:

https://education.yandex.ru/main/ - Яндекс.Учебник

https://foxford.ru/wiki - Фоксфорд. Учебник

https://postnauka.ru/ - видео-лекции и статьи Постнаука


Планируемые результаты освоения учебного курса

  1. Предметные результаты:

Учащийся научится:

  • использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;

  • характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;

  • в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

  • характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;

  • приводить примеры основных видов деятельности человека;

  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.

  • демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;

  • распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;

  • характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

  • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;

  • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;

  • характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;

  • на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;

  • раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;

  • конкретизировать примерами опасность международного терроризма.


  • раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;

  • различать отдельные виды социальных норм;

  • характеризовать основные нормы морали;

  • критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;

  • раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;

  • характеризовать специфику норм права;

  • сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;

  • раскрывать сущность процесса социализации личности;

  • объяснять причины отклоняющегося поведения;

  • описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.

  • характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;

  • описывать явления духовной культуры;

  • объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;

  • оценивать роль образования в современном обществе;

  • различать уровни общего образования в России;

  • находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;

  • описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;

  • объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

  • учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;

  • раскрывать роль религии в современном обществе;

  • характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.

  • описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;

  • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

  • характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;

  • выделять параметры, определяющие социальный статус личности;

  • приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;

  • описывать основные социальные роли подростка;

  • конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;

  • характеризовать межнациональные отношения в современном мире;

  • объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;

  • характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;

  • раскрывать основные роли членов семьи;

  • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;

  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.

  • объяснять роль политики в жизни общества;

  • различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;

  • давать характеристику формам государственно-территориального устройства;

  • различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;

  • раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;

  • называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;

  • характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.

  • характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;

  • объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;

  • раскрывать достижения российского народа;

  • объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

  • называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;

  • осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;

характеризовать конституционные обязанности гражданина

  • характеризовать систему российского законодательства;

  • раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;

  • характеризовать гражданские правоотношения;

  • раскрывать смысл права на труд;

  • объяснять роль трудового договора;

  • разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

  • характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;

  • характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;

  • конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;

  • характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

  • раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;

  • анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

  • исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

  • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

  • объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

  • различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

  • раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;

  • характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;

  • характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

  • объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;

  • называть и конкретизировать примерами виды налогов;

  • характеризовать функции денег и их роль в экономике;

  • раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

  • анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

  • раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

  • характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

  • использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

  • обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.


Учащийся получит возможность научиться:

  • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;

  • оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;

  • оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;

  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;

  • моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.

  • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;

  • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;

  • осознанно содействовать защите природы.

  • использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

  • оценивать социальную значимость здорового образа жизни.

  • описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

  • характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;

  • критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.

  • раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;

  • выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;

  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

  • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;

  • находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.

  • осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

  • соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

  • аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;

  • использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

  • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

  • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

  • осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.

  • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

  • выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

  • анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

  • решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

  • грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.


  1. Личностные результаты:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей, формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие. Готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности. Интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала.

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

  1. Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися меж предметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования меж предметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Перечень ключевых меж предметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

  • критически оценивать содержание и форму текста.

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.


Содержание учебного курса


Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, поскольку должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» в основной школе многогранно освещает проблемы человека и общества через призму основ наук: экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение, философия, акцентируя внимание на современные реалии жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем.

Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.

Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Мировая художественная культура», «География», «Биология», что создает возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам.

Человек. Деятельность человека

Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.

Общество

Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.

Социальные нормы

Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.

Сфера духовной культуры

Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.

Социальная сфера жизни общества

Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.

Гражданин и государство

Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Способы взаимодействия с властью посредством электронного правительства. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.

Экономика

Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство ‑ основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.

Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.



Содержание ВПМ 7 класс «Права и законные интересы несовершеннолетних»:

Раздел 1.Понятие, функции и задачи системы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних Понятие системы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Функции системы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Понятие ювенального права, ювенальной юстиции. Соотношение понятий ювенальное право, ювенальная юстиция и система защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Раздел 2. Международные нормативно-правовые акты о правах несовершеннолетних: Женевская декларация прав ребенка 1924 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация прав ребенка 1959 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г.; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») 1985 г.; 7 Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности несовершеннолетних («Эр-Риадские принципы») 1990 г.; Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990 г.

Раздел 3 Система российского законодательства о защите прав и законных интересов несовершеннолетних: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Раздел 4 Несовершеннолетний – как субъект семейных, гражданских и трудовых правоотношений. Основные нормативные акты, регламентирующие статус несовершеннолетних в рамках семьи. Глава 11 СК РФ «Права несовершеннолетних детей». Государственная семейная политика. Многодетные семьи. Право ребенка, оставшегося без попечения родителей, жить и воспитываться в семье. Тайна усыновления (удочерения). Родительские права и обязанности. Опекунство совместное. Ограничение родительских прав. Лишение родительских прав. Восстановление в родительских правах. Устройство ребенка в семью опекуна (попечителя). Опека и попечительство. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет. Приемная семья. Приемные родители. Учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Право ребенка на алименты. Право ребенка на защиту.

Раздел 5 Особенности судопроизводства по делам о защите гражданских и семейных прав ребенка. Процессуальные нормы, регулирующие судебную защиту. Возбуждение дел и их подготовка к судебному разбирательству. Право лиц на обращение в суд за защитой права ребенка и их полномочия. Полномочия лиц на защиту прав ребенка. Правовое положение несовершеннолетнего как участника гражданского процесса. Участие органов опеки и попечительства в суде по делам несовершеннолетних. Формы участия в деле органов опеки и попечительства. Судебное разбирательство. Основание судебного разбирательства. Особенности судебного разбирательства дел, связанных с защитой прав и интересов. Возмещение вреда, причиненного ребенком. Понятие «вред». Способы возмещения вреда.

Раздел 6 Уголовно-правовые средства защиты несовершеннолетних. Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-процессуальных отношений. Охрана материнства и детства силами уголовного закона. Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передачи его под опеку (попечительство) или в приемную семью (ст. 154 УК). Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ). Детское нищенство; приучение к спиртным напиткам или наркотикам; использование ребенка при совершении преступления. Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей (ст. 157 УК РФ).Злоупотребление родительскими правами. Подмена ребенка (ст. 153 УК РФ). Подмена ребенка, торговля несовершеннолетними Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений: Против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 УК РФ). В преступную группу либо совершение тяжкого или особо тяжкого преступления (ч. 4 ст. 150 УК РФ). В употреблении спиртных напитков или одурманивающих веществ (ст. 6.10 КоАП РФ, ст. 150 УК РФ). В совершении антиобщественных действий (ст. 151 УК РФ). В занятие бродяжничеством (ст. 151 УК РФ). В рекламирование, распространении порнографических материалов, привлечение несовершеннолетних для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера (ст. 242 УК РФ). Вовлечение в занятие несовершеннолетних проституцией (ч. 3 ст. 240 УК РФ). Организацию или содержание притонов для занятия проституцией (ст. 241 УК РФ).

Раздел 7 Ювенальная политика: сущность, объекты, субъекты, цели, задачи и принципы Понятие и содержание ювенальной политики. Объекты ювенальной политики: малолетние, несовершеннолетние, семьи, оказавшиеся в трудных жизненных ситуациях и другие. Субъекты ювенальной политики: молодые граждане, молодые семьи.

Раздел 8. Принципы ювенальной политики: согласование законных интересов субъектов ювенальной политики с интересами и правами других социальных институтов общества, различных социально-демографических групп и слоев населения в регионах РФ; приоритетность инвестиций общества и государства в семью и молодое поколение как инновационный потенциал развития социума; выравнивание стартовых возможностей детей, подростков и молодежи для их самореализации, для осуществления общественно полезных и значимых инициатив молодых граждан, общественных детских и молодежных объединений.

Содержание ВПМ 7 класс «Основы финансовой грамотности»:

Раздел 1. Человек и государство: как они взаимодействуют.

Что такое налог. Функции налоговой инспекции. Подоходный налог. Чем прямые налоги отличаются от косвенных. Акцизы. Влияние налогов на финансовое поведение людей. Налоговая ставка. Могут ли современное общество и государство жить без налогов. Налог на прибыль. Физические и юридические лица. Социальное пособие.

Раздел 2. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес

Банк. История банковской системы. Значение банка для экономики семьи. Виды банковских услуг для физических лиц. Кредиты. Виды процентных ставок по кредитам. Влияние кредита на благосостояние семьи. Вклады (депозиты). Как деньги превращаются в депозит. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Как банк защищает вклады клиентов. Как банк распоряжается вкладами клиентов. Признаки предпринимательской деятельности. Бизнесмен. Бизнес-план. Фирма. Малый бизнес. Валюта.



Содержание ВПМ 8 класс «Экономика»:

Экономика. Зачем люди создали экономику. Когда появилась экономика. Нужды и потребности. Технология. Богатство. Цивилизация. Натуральное хозяйство. Разделение труда. Рынок. Организация хозяйственной деятельности. Продолжительность жизни. Уровень жизни. Как и когда возникла экономика. Производственные ресурсы. Производительность труда. Отрасль. Сырье. Экономические ресурсы: природные ресурсы, капитал, труд. Технология. Предприниматель. Менеджер. Производство. Обмен. Торговля. Факторы развития торговли. Роль торговли в хозяйственной жизни человечества. Розничная торговля. Факторы успешности продаж. Задачи владельца магазина. Выручка от продаж. Расходы на содержание магазина. Торговая сеть. Универмаг. Специализированные магазины. Фирменный магазин. Без магазинные формы торговли. Оптовая торговля. Причины возникновения оптовой торговли. Скидка. Выгода. Конвейер. Функции оптовых торговцев. Развитие оптовой торговли в России. Биржевая торговля. Биржевые товары. Рынок. Спекуляция. Дилер: «быки» и «медведи». Российская биржевая торговля. Товарные деньги. Бартер. Причины изобретения денег. Возникновение монет. Цена. Деньги. Монеты. Российская монетная система. Чеканка монет. Национальные монетные системы. Банк. Возникновение первого банка. Противники банков. Кредит. Услуги банков. Банковская система России. Частные деньги. Банковские деньги. Номинал. Чек. Банкнота. История бумажных денег. Банковские и государственные бумажные деньги. Закон Грэшема. Безналичные денежные расчеты. Факторы возникновения безналичных расчетов. Ассигнация. Банкнота. Золотомонетный (металлический) стандарт.

Чек. Механизм платежей с помощью чеков. Чековый счет. Роль банков в жизни государства. Платежные карточки. Механизм использования банковских карточек. Кредитная и дебетная карточки. Как создается и работает банк. Сбережения. Склонность к сбережению. Процент. Депозит. Банковские обязательства. Что такое кредитование. Принципы кредитования. Проценты по кредиту. Доход банка. Роль банков в экономике. Как люди зарабатывают деньги. Доход. Заработная плата. Возникновение заработной платы. Премия. Сдельная и повременная зарплаты. Комиссионные. Льготы. Почему существует повременная зарплата. Профессии, которые оплачиваются повременно. Механизм регулирования повременной оплаты. Профсоюзы. Факторы, формирующие размер заработной платы. Интеллектуальный капитал. Вакантные рабочие места. Резюме. Общение, как фактор успеха в карьере и личной жизни. Зависимость заработков от образования. История профессионального образования. Университеты и бизнес-школы. Профессиональная карьера. Основные этапы профессиональной карьеры. Подходы к формированию своей карьеры. Гонорар. Аванс. Причины особенностей в оплате труда людей творческих профессий. Копия. Роялти. Интеллектуальная собственность. Плагиат. Законодательная защита продуктов творческого труда. Собственность. Движимая и недвижимая собственность. Частная и общественная собственность. Виды частной и общественной собственности. Способы приобретения собственности. Права собственников. Границы прав собственников. Законодательные основания изъятия собственности. Банкротство. Значение банкротства для обеспечения нормального функционирования экономики. Долг. Экономика: как все это работает вместе. Потребности как отправная точка хозяйственной деятельности. Маркетинг. Прибыль. Стартовый денежный капитал. Превращение производственных ресурсов в товары. Организация продажи готовых товаров. Прибыль.

Содержание ВПМ 9 класс «Обществознание. Углубление»

Структура экзаменационной работы в формате ГИА.

Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2015. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.

Общество

Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.

Деятельность человека.

Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.

Социальные нормы

Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.

Сфера духовной культуры

Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.

Социальная сфера жизни общества

Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.

Политическая сфера жизни общества

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.

Гражданин и государство

Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Способы взаимодействия с властью посредством электронного правительства. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.

Основы российского законодательства

Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

Экономика

Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство ‑ основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.

Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.











Формы организации учебных занятий:

уроки открытия нового знания,

уроки обобщения и систематизации знаний,

урок развивающего контроля,

интерактивная лекция,

интерактивная игра,

самостоятельная работа, конференция.


Основные виды учебной деятельности:

Целеполагание, прогнозирование результатов деятельности, рефлексия; решение проблемной задачи; оценивание и интерпретация информации из разных источников; моделирование ситуации; деятельность по алгоритму; планирование совместной учебной деятельности; изложение своей точки зрения; презентация результатов совместной деятельности;

I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

  1. Слушание объяснений учителя.

  2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

  3. Самостоятельная работа с учебником.

  4. Работа с научно-популярной литературой.

  5. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

  6. Написание рефератов и докладов

  7. Выявление причинно-следственных связей

  8. Анализ текста.

  9. Выполнение заданий по разграничению понятий.

  10. Систематизация учебного материала.

II – виды деятельности на основе восприятия элементов действительности

  1. Просмотр учебных фильмов.

  2. Анализ графиков, таблиц, схем.

  3. Анализ проблемных ситуаций.

III – виды деятельности с практической (опытной) основой:


1.Работа с раздаточным материалом.

2.Выполнение работ практикума.

3.Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.

4.Проведение исследовательской работы

5.Моделирование ситуаций

6.Деловые игры

7 класс

Календарно-тематическое планирование учебного курса «Обществознание» 34 часа

№ урока п/п

Тема

Количество часов

__ «__» класс

__ «__» класс

Дата

Форма организации занятия

Виды учебной деятельности (на весь раздел)

Дата

Форма организации занятия

Виды учебной деятельности (на весь раздел)

Тема 1

Мы живём в обществе.

18







1-2

Вводный урок. Повторение изученного в 6 классе: общество и его сферы.

2





3-4

Как устроена общественная жизнь.

Общественные отношения.

2





5-6

Социальные нормы и их виды.

Сетикет.

1


Самостоятельная работа



7

Повторительно-обобщающий урок: самостоятельная работа.

1







8-9

Экономика и её основные участники

1







10-11

Производственная деятельность человека

1







12-13

Обмен, торговля, реклама

1







14

Домашнее хозяйство. Практикум.

1







15

Понятие бюджет: доходы и расходы.

1







16

Деньги, их функции. Практикум.

1







17

Богатство и бедность: прожиточный минимум и потребительская корзина.

1







18

Налоги и перераспределение доходов.

1







19

Человек в обществе: труд и социальная лестница.

1







20

Контрольная работа по теме «Мы живём в обществе»



Контрольная работа





21

Зачем людям государство: функции государства

1







22-23

Признаки государства

1







24

Почему важны законы: иерархия законов

1







25

Права и обязанности человека и гражданина

1







26

Охрана культурных и исторических ценностей

1







27

Самостоятельная работа.

1


Самостоятельная работа





28

Контрольный зачёт по терминам

1


Контрольная работа





29-34

Уроки резерва










Контрольных работ- 2 + 1 (ВХ-Мони) +1 (ПРО-Мони)

Самостоятельных работ -2

Практикумов -2

Календарно-тематическое планирование ВПМ (7 класс) «Основы финансовой грамотности» 17 часов

№ урока п/п

Тема

Количество часов

__ «__» класс

__ «__» класс

Дата

Форма организации занятия

Виды учебной деятельности (на весь раздел)

Дата

Форма организации занятия

Виды учебной деятельности (на весь раздел)

Тема 1

Человек и государство: как они взаимодействуют


8







1.

Могут ли люди быть финансово независимыми от государства


1





2.

Что такое налоги и почему их надо платить

1





3

Какие бывают налоги. Практикум.

1





4

Учимся считать налоги. Практикум.

1





5

Ролевая игра «Считаем налоги семьи»

1







6

Сравниваем налоги граждан разных стран

1







7

Какие налоги платит семья и что получает от государства. Самостоятельная работа.

1


Самостоятельная работа





8

Учебные мини-проекты «Налоги»

1







Тема 2

Услуги финансовых организаций и собственный бизнес


4







9

Для чего нужны банки

1







10

Хранение сбережений. Какие бывают вклады.

1







11

Что такое кредиты.

1







12

Какими банковскими услугами пользуется семья. Самостоятельная работа.

1


Самостоятельная работа





13

Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы

1







14

Что мы знаем о бизнесе. Практикум.








15

Как открыть фирму








16

Контрольная работа по блоку «Основы финансовой грамотности»

1


Контрольная работа





17

Обобщение результатов изучения курса «Основы финансовой грамотности»

1







Практикумов -3

Самостоятельная работа - 2

Контрольная работа - 1

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование ВПМ (7 класс) «Права и законные интересы несовершеннолетних»

№ урока п/п

Тема

Количество часов

__ «__» класс

__ «__» класс

Дата

Форма организации занятия

Виды учебной деятельности (на весь раздел)

Дата

Форма организации занятия

Виды учебной деятельности (на весь раздел)

Тема 1

Введение.








1.

Введение. Права и обязанности несовершеннолетних

1





Тема 2

Понятие, функции и задачи системы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних






2-3

Понятие, функции и задачи системы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.… Практикум.

2





4

Международные нормативно-правовые акты о правах несовершеннолетних

1







5-6

Система российского законодательства о защите прав и законных интересов несовершеннолетних. Практикум.

2







7-8

Семейные и гражданские права несовершеннолетних. Практикум.

2







9-10

Обеспечение прав и интересов несовершеннолетних в судопроизводстве.

2







11

Гарантии обеспечения трудовых прав несовершеннолетних

1







12

Несовершеннолетний – как субъект семейных, гражданских и трудовых правоотношений

1







13

Особенности судопроизводства по делам о защите гражданских и семейных прав ребенка.

1







14-15

Уголовно-правовые средства защиты несовершеннолетних. Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-процессуальных отношений.

2







16

Ювенальная политика: сущность, объекты, субъекты, цели, задачи

1







17

Контрольная работы по блоку «Права и законные интересы несовершеннолетних»

1


Контрольная работа





Практикумов -3, Контрольная работа - 1

8 класс

Календарно-тематическое планирование учебного курса «Обществознание»

№ урока п/п

Тема

Количество часов

8 « » класс

__ «__» класс

Дата

Форма организации занятия

Виды учебной деятельности (на весь раздел)

Дата

Форма организации занятия

Виды учебной деятельности (на весь раздел)

Тема 1

Личность и общество

11







1-2

Что делает человека человеком.

2





3-4

Человек, общество, природа.

2





5-6

Общество как форма жизнедеятельности людей.

2





7-8

Развитие общества.

2







9-10

Человек, индивид, личность. Практикум.

2







11

Готовимся к ОГЭ. Самостоятельная работа.

1


Самостоятельная работа





Тема 2

Сфера духовной культуры.

12







12

Сфера духовной жизни

1







13-14

Мораль. Нормы морали. Категории морали.

2







15

Моральный выбор – это ответственность

1







16

Образование.

1







17-18

Наука в современном обществе. Самостоятельная работа.

2


Самостоятельная работа





19-20

Религия как одна из форм культуры.

2







21

Влияние искусства на развитие личности и общества.

1







22

Практикум. Готовимся к ОГЭ.

1







23

Обобщение и систематизация по теме «Сфера духовной культуры»: самостоятельная работа.

1


Самостоятельная работа





Тема 3

Социальная сфера.

8







24

Социальная структура общества.

1







25

Социальные статусы и роли.

1







26

Семья как малая группа

1







27

Нации и с межнациональные отношения.

1







28

Социализация личности и отклоняющееся поведение.

1







29

Социальная политика государства.

1







30

Урок - Обобщение по теме «Социальная сфера

1







31

Контрольный зачёт по терминам

1


Контрольная работа





32

Контрольная работа по теме «Личность и общество»/ «Сфера духовной культуры»/ «Социальная сфера»

1


Контрольная работа





33-34

Резерв

2







Контрольные работы – 2+1(ВХ-Мони) + 1(ПРО-Мони)

Самостоятельная работа – 3

Практикум – 3



Календарно-тематическое планирование ВПМ (8 класс) «Экономика»

№ урока п/п

Тема

Количество часов

__ «__» класс

__ «__» класс

Дата

Форма организации занятия

Виды учебной деятельности (на весь раздел)

Дата

Форма организации занятия

Виды учебной деятельности (на весь раздел)

Тема 1

Экономика и производство.

5







1.

Экономика и её роль в жизни общества.

1





2.

Как устроена хозяйственная жизнь человека. Главные вопросы экономики.

1





3

Как возникла экономика. Типы экономики Рыночная экономика.

1





4

Как организуется производство благ. Производство- основа экономики. Самостоятельная работа.

1


Самостоятельная работа





5

Практикум.

1







Тема 2

Предпринимательство и торговля.

6







5

Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательства.

1







6

Торговля-союзник производства. Какая бывает торговля.

1







7

Роль государства в экономике. Способы вмешательства государства в экономическую жизнь при рыночной экономике.

1







8

Самостоятельная работа.

1


Самостоятельная работа





9

Многоликая розничная торговля. Зачем нужна оптовая торговля. Как оптовая торговля помогает производству.

1







10

Зачем нужна биржа. Виды бирж. Практикум.

1







Тема 3

Деньги как экономическое понятие.

10







11

Деньги – помощник торговли. Краткая история звонкой монеты.

1







12

Виды денег. Как бумажные деньги стали главными.

1







13-14

Почему возникает инфляция. Её виды, Причины. Последствия.

2







15-16

Зачем люди придумали банки. «Банковские деньги». Банковские услуги.

1







17

Как банки сделали деньги невидимыми.

Как работают безналичные деньги. Практикум.

1







18

Страховые услуги. Практикум.

1







19

Деньги и банки в век электроники.

Как работает электронная карточка

1







20

Итоговое занятие по теме: Самостоятельная работа

1


Самостоятельная работа





Тема 4

Заработная плата как факторный доход

8







21

Рынок труда. Безработица.

2







22

Виды оплаты труда. Почему существует повременная зарплата.

1







23

Практикум.

1







24

В мире профессий и заработков. Как люди зарабатывают деньги. Как люди добиваются увеличения своих заработков.

1







25

Современный работник. Что такое карьера и как она влияет на доходы.

1







26

Как платят за творчество. Как производство помогает творцам

1







27

Итоговое занятие по теме: Самостоятельная работа

1


Самостоятельная работа





Тема 5

Собственность

4







28

Что такое собственность и зачем она нужна людям.

1







29

Как люди становятся собственниками. Способы приобретения собственности.

1







30

Виды собственности. Понятие Права собственника.

1







31

Контрольная работа по теме «Экономика и производство»/ «Предпринимательство и торговля»/ «Деньги и заработная плата»/ «Собственность»

1


Контрольная работа





32

Готовимся к ОГЭ: сложные вопросы экономики.

1







33-34

Резерв








Контрольная работа – 1 Самостоятельная работа – 4 Практикум - 5



9 класс

Календарно-тематическое планирование учебного курса «Обществознание»

№ урока п/п

Тема

Количество часов

__ «__» класс

__ «__» класс

Дата

Форма организации занятия

Виды учебной деятельности (на весь раздел)

Дата

Форма организации занятия

Виды учебной деятельности (на весь раздел)

Тема 1

Политика

10







1.

Политика и власть.

1





2.

Государство.

1





3

Формы правления. Практикум

1


Практикум



4

Национально-государственное устройство.

1







5

Политические режимы.

1







6

Правовое государство

1







7-8

Партии и движения.

Гражданское общество и государство

1


Практикум





9

Участие граждан в политической жизни.

1







10

«Политика» Контрольная работа

1


Контрольная работа





Тема 2

Право

21







10

Право, его роль в жизни общества и государства.

1







11

Правоотношения и субъекты права

1


Самостоятельная работа





12

Правонарушения и юридическая ответственность.

1







13

Правоохранительные органы

1







14-15

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ. Самостоятельная работа

2


Самостоятельная работа





16

Права и свободы человека и гражданина

1







17-18

Гражданские правоотношения

2







19

Право на труд. Трудовые правоотношения.

1







20-21

Семейные правоотношения

2


Практикум





22-23

Административные правоотношения.

2







24-25

Уголовно-правовые отношения. Самостоятельная работа

2


Самостоятельная работа





26

Социальная политика государства.

1







27

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов


1







28

Контрольный зачёт по терминам\Контрольная работа по теме «Право»

1


Контрольная работа





29-30

Современное общество. Особенности постиндустриального общества. Понятия «угрозы и вызовы 21 века».

2







31-33

Резерв

3









Контрольных работ-2 + 1 (ПРО-Мони)

Самостоятельных работ -4

Практикумов -3







9 класс

Календарно-тематическое планирование ВПМ «Обществознание. Углубление»

№ урока п/п

Тема

Количество часов

__ «__» класс

__ «__» класс

Дата

Форма организации занятия

Виды учебной деятельности (на весь раздел)

Дата

Форма организации занятия

Виды учебной деятельности (на весь раздел)

Тема 1

Человек и общество

24







1

Структура ОГЭ

1





2

Общество как форма жизнедеятельности людей.

1





3-4

Взаимодействие общества и природы

2





5-6

Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

2





7-8

Биологическое и социальное в человеке

2







9-10

Личность. Особенность подросткового возраста

2







11-12

Деятельность человека и ее основные формы. Самостоятельная работа

2


Самостоятельная работа





13-14

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение

2







15-16

Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

2







17

Сфера духовной культуры и ее особенности

2







18

Наука в жизни современного общества

1







19

Образование. Самостоятельная работа.

1


Самостоятельная работа





20-21

Религия.

1







22

Мораль. Гуманизм. Патриотизм.

1







23

Контрольная работа по теме «Человек и общество»

1


Контрольная работа





24

Работа над ошибками

1







Тема 3

Экономика.

20







25-26

Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.

2







27-28

Экономические системы и собственность. Самостоятельная работа

2


Самостоятельная работа





29-30

Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация.

2







31-32

Обмен и торговля.

2







33-34

Рынок и рыночный механизм.

2







35-36

Предпринимательство, малое предпринимательство и фермерское хозяйство

2







37-38

Деньги и их функции.

1







39-40

Заработная плата и стимулирование труда. Самостоятельная работа.

1


Самостоятельная работа





41

Неравенство доходов экономические меры социальной поддержки

1







42

Налоги.

1







43

Повторительно-обобщающий урок

1







44

Контрольная работа по теме «Экономика»

1


Контрольная работа





Тема 4

Социальная сфера общественной жизни

12







45-46

Социальная структура общества

2







47-48

Семья как малая группа. Отношения между поколениями.

2







49-50

Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте.

2







51-52

Социальные ценности и нормы. Самостоятельная работа.

2







53

Отклоняющееся поведение.

1







54

Межнациональные отношения. Международные конфликты.

1







55

Повторительно-обобщающий урок

1







56

Контрольная работа по теме «Социальная сфера»

1


Контрольная работа





Тема 5

Готовимся к ОГЭ

11







57-58

Задание №1 – особенности его выполнения

2







59

Работа с иллюстрациями. Задание №5

1







60-61

Задание №12. Работа с графиками, таблицами, диаграммами

2







61-63

Задания 21-24. Работа с текстом

3







64

Контрольный зачёт по терминам

1


Контрольная работа





65-66

Входной мониторинг

Тренировочное тестирование в формате ОГЭ

2


Контрольная работа





Контрольная работа – 6 (из них 1 – Входной мониторинг, 1 – Тренировочное тестирование ОГЭ)

Самостоятельная работа – 4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!