Авторская «Школа жизни» Ш.А. Амонашвили
Работу выполнила Студентка второго курса Группы Б-СДО-21 Данилкина Анна
Авторская школа — это экспериментальное учебно-воспитательное учреждение, в основу деятельности которого положена концепция, разработанная одним педагогом или авторским коллективом.
Идея авторских школ берет свое начало от так называемых «новых школ» конца XIX — начала XX столетия, развиваясь на протяжении всего XX века, продолжает развиваться в XXI в.
О.С. Гребенюк и Т.Б. Гребенюк выделяют несколько типов авторских школ: академические, творчески-созидательные, эмпирические.
Академические школы — это школы, которые прошли путь «от идеи до внедрения», т.е. инновационный процесс стал стабильным. К ним можно отнести школы следующей ориентации: проблемное обучение (М.И. Махмутов); укрупнение дидактических единиц (П.М. Эрдниев); развивающее обучение (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин-В.В.Давыдов); гуманно-личностное обучение младших школьников (Ш.А. Амонашвили).
Творчески-созидательные школы — школы, в которых инновационный процесс проработан, получил поддержку у педагогической общественности, но еще не внедрен в практику массовой школы. Примерами таких школ являются школы «диалога культур» В.С. Библера, системы Е.Н. Ильина, обучения на основе опорных сигналов В.Ф. Шаталова, адаптивная школа Е.А. Ямбурга и др.
Эмпирические школы характеризуются незавершенностью инновационного процесса, недостаточно полным теоретическим осмыслением; находятся в стадии сбора эмпирического материала. К ним можно отнести школы, которые являются экспериментальными площадками Российской академии образования.
Немного биографии
Амонашвили Шалва Александрович (1931г.) – это советский, российский и грузинский педагог и психолог. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология «Школа жизни»
Признаки «Школы жизни»:
- По уровню применения: общепедагогическая;
- По философской основе: гуманистическая + религиозная;
- По основному фактору развития: социогенная + биогенная;
- По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная;
- По ориентации на личностные структуры: эмоционально-нравственная;
- По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская с элементами религиозной культуры, гуманитарная, общеобразовательная, человек ориентированная;
- По организационным формам: традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации;
- По подходу к ребенку: гуманно-личностная, педагогика сотрудничества;
- По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная, игровая с элементами проблемности, творчества;
- По категории обучаемых: массовая и продвинутая на основе личностного подхода к детям.
Целевые ориентации:
- Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
- Облагораживание души и сердца ребенка;
- Развитие и становление познавательных сил ребенка;
- Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений;
- Идеал воспитания - самовоспитание.
Качества педагога «Школы жизни»:
Во-первых, умение понимать их, всех и каждого. Школьники должны почувствовать, как интересно и радостно общаться с учителем, который всегда придет на помощь, порадуется их успехам, подбодрит в случае неудачи.
Во-вторых, исключительное великодушие, доброту, отзывчивость, сердечность. Это все не означает вседозволенности. Учитель должен быть требовательным, чтобы ребенок в его присутствии стремился сдерживать свою импульсивность, недобрые порывы, эгоистические желания. Однако при этом необходимо, чтобы он на своем опыте почувствовал, как учитель умеет сопереживать, уступать, прощать, помогать.
В-третьих, способность радоваться тому, что каждый из детей растет, взрослеет, совершенствуется. Только в этом случае ребенок сможет увидеть свое продвижение, поверить в себя и свои силы.
Оценивание детей по методике Ш.А. Амонашвили
Особую роль в технологии Ш.А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка.
Использование отметки очень ограничено. Вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.
Но главная особенность отметки в том, что она приобретает признак нравственной оценки носителя отметки, т.е. того, кто эту отметку получил. Отличник по учебе, значит, это хороший человек, мыслят дети.
Основной цикл образовательных курсов:
- Уроки познавательного чтения.
- Уроки письменно-речевой деятельности.
- Уроки родного языка.
- Уроки математических воображений.
- Уроки духовной жизни.
- Уроки постижения красоты.
- Уроки планирования и деятельности.
- Уроки смелости и выносливости.
- Уроки о природе.
- Уроки о мире наук.
- Уроки общения.
- Уроки иностранной речи.
- Уроки игры в шахматы.
- Уроки компьютерной грамотности.
Данное содержание основного образовательного плана может быть частично изменено, сокращено или дополнено курсами или темами. Вовсе не обязательно, чтобы тот или иной курс или тема стояли в расписании в течение целого года. Расписание может меняться, могут быть введены краткосрочные курсы или темы, при завершении которых их место займут другие.
Уроки духовной жизни
- Что такое Духовная жизнь человека?
- Дух. Душа. Духовность. Сердце. Сердечность.
- Что такое жизнь и как она могла возникнуть?
- Качества Духа — воля, свобода, творчество, познание.
- Человек — кто он? Зачем и для кого рождается? Что значит — чело-век?
- Миссия каждого отдельного человека в земной жизни.
- Миссия общества. Служение своей Миссии.
- Человек среди людей, люди вокруг человека.
- Высшие и низшие качества человека.
- Отрицательное отношение к грубостям, хамству, сквернословию, курению, алкоголизму, пристрастию к вещам.
Основные способы проведения уроков Духовной жизни — это: беседы, рассказы учителя; свободные обсуждения, высказывания, аналитические суждения с привлечением собственного опыта; чтение легенд; анализ литературных произведений; мечтания о полётах в дальние миры, о строительстве своих городов, государств.
Уроки смелости и выносливости
В Школе Жизни содержание этого курса включает в себя физическую и психологическую подготовку детей, направленную на развитие в них таких качеств характера, как смелость (мужество, бесстрашие), ловкость и выносливость. В этот образовательный курс вводятся специальные игры и задания, которые ставят детей перед необходимостью проявлять и развивать в себе эти качества, преодолевать страх. Дети осваивают также некоторые им доступные способы защиты и самозащиты.
Уроки общения
Цель этого образовательного курса в Школе Жизни — научить детей, как жить среди людей с пользой для себя и для других. Однако это не значит освоить свод правил вежливого отношения к людям. Исходя из этого, в качестве основы содержания образовательного курса "Уроки общения" выделяется развитие и воспитание таких качеств души и сердца, как: любовь к ближнему, долг и ответственность, заботливость, совесть и стыдливость, сдержанность, искренность, уважение, понимание, сострадание, сорадость и сотрудничество. Развитие и воспитание такого состояния духовности сопровождается присвоением детьми основных законов нравственности и выработкой свода правил общения в разных общественных условиях и ситуациях.
Примерный перечень дополнительных образовательных курсов Школы Жизни:
1. Иностранный язык.
2. В Мире мифов, легенд и сказок.
3. Театральная деятельность.
4. В Мире танца.
5. В Мире музыки.
6. Занятия с компьютером.
7. Рассказы из истории Родины.
8. В Мире саморазвития.
9. Занятия в трудовой мастерской.
10. Игры, спортивные праздники.
Заключение
Шалва Александрович Амонашвили - один из педагогов-новаторов, провозгласивших педагогику сотрудничества. Гуманная педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм, высокая духовная нравственность. Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству.
Спасибо за внимание