I. Организационный момент. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | фронтальная беседа | Приветствие Прозвенел звонок, Начинается урок. Ну-ка проверяй, дружок. Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят? Какое у вас настроение? Сегодня на уроке мы продолжим работать со сказкой Владимира Одоевского «Мороз Иванович». Мы попробуем составить цитатный план, который поможет пересказать всю сказку. Дадим характеристику героям, (Слайд №1) | Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. Организуют свое рабочее место. | Проявляют эмоциональную активность к вопросам. | Наблюдения учителя. |
II. Проверка домашнего задания. | | Тест по содержанию. Взаимопроверка. (Слайд №2,3) Пересказы запомнившихся эпизодов сказки. Рисунки детей, выполненные дома, помогут ребятам при пересказе. Можно предложить такую схему работы: 1. Уточнение выбора части текста для пересказа. 2. Обоснование выбора. 3. Обращение к выразительным деталям этого фрагмента (возможно выборочное чтение с комментариями). 4. Пересказ. 5. Обсуждение пересказа. Было ли интересно слушать? Что представили? Не потерялось ли что? И при пересказе пр. | Письменно отвечают на вопросы, меняются работами и проверяют.Пересказ отрывков. Анализ иллюстрации. . | Слушают одноклассников, оценивание. . . | Наблюдения учителя, оценка. |
III.Обобщение и систематизация знаний. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме | Работа в парах Физкультминутка | Сравнение двух главных героинь. (Слайд №4) В этой сказке две главных героини. Кто они? Вспомним общее описание девочек. Рассказать о Рукодельнице и Ленивице друг другу. Выполнить это задание вам помогут опорные слова в Рабочей тетради на стр. 47 Заполним таблицу. Слайд Что-то заметили? Всё в сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович» держится на противопоставлении: противопоставляются имена и действия героев, их поступки, речь – то есть вся их жизнь. В этой борьбе добра и зла побеждает добро. Составление цитатного плана (Слайд №5,6) – Сегодня на уроке мы составим цитатный план, который поможет пересказать всю сказку. План – это заглавия частей текста, расположенные последовательно. Цитата – дословная выдержка (предложения) из текста. – Значит, мы определим последовательность развития событий в сказке, взяв нужные строчки из текста. – Просмотрите 1-ю часть сказки. О чём в ней рассказывает автор? (Знакомит с двумя девочками.) – Найдите соответствующие строчки в тексте 1-й части. («... жили две девочки – Рукодельница да Ленивица».) Аналогично проводится работа над другими частями II часть – «Будешь умна, тебе же лучше; будешь ленива, тебе же хуже». III часть – «Я у тебя в дому не останусь». IV часть – «Поди-ка к старичку да послужи ему». V часть – «Какова твоя работа, такова будет тебе и награда». План записывается в рабочей тетради на стр.48 Сопоставление сказки Одоевского с народной сказкой о Морозке. Сегодня мы с вами сравним сказку Владимира Одоевского с народной сказкой и ещё раз понаблюдаем, как на основе народной сказки родилась сказка авторская. Вспомните, как родились сказки Пушкина, сказка Ершова. Где они брали темы и сюжеты для своих сказок? (Из народных сказок, услышанных ими в детстве, из общения с крестьянами, из знакомства со сказками других народов.) – Авторскую сказку о Морозе Ивановиче Владимира Одоевского вы уже знаете. А какую народную сказку она вам напоминает? – Сегодня мы вспомним одну из этих сказок – русскую народную сказку «Морозко». Знакомство со сказкой. Рассказывает учитель. Вывод. В очередной раз мы увидели, что настоящий писатель, используя известный сюжет, пересказывает сказку по-своему, делает её неповторимой. (Слайды №7,8,9) | Обдумывают и выбирают подходящие характеристики для главных героинь. Определяют последовательность развития событий и ищут цитаты в тексте. Слушают, сравнивают, находят сходства и различия. | Учатся правильно давать характеристики героям. Учатся составлять цитатный план. Учатся анализировать и сравнивать. | Наблюдение и обобщение. Наблюдение, логическое подведение к выбору цитаты. Наблюдение и обобщение. |
V.Подведение итогов. Анализ и оценка успешности достижения цели и перспектива последующей работы | Обобщающая беседа. | – Чему же учит эта сказка? В чём её мудрость? – Кого вам больше всего жаль в этой сказке? Почему? – За кого вы больше всего радовались? Переживали? – Встречались ли вам в жизни подобные истории? А люди, похожие на Ленивицу и Рукодельницу? – Справедливо ли была вознаграждена Рукодельница? А наказана Ленивица? – Что вам помогли открыть в себе самих герои этой сказки? – Адресуя свои сказки детям, Одоевский стремился, чтобы в них как можно чаще встречались доброта, а не жестокость; красота, а не безобразное уродство. | Формулируют полные ответы на вопросы. | Формулируют собственное мнение. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы | Наблюдение и обобщение. |