СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения 

Просмотр содержимого документа
«Авторская сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»»

Технологическая карта урока литературного чтения

Тема: Авторская сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»2 урок.

Педагогическая цель

Формирование умения выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения, составлять цитатный план.

Тип, вид урока

Решение частных задач.

Планируемые результаты (предметные)

Уметь выражать свое отношение, аргументировать свою точку зрения, составлять план произведения.

Универсальные учебные действия

Познавательные:

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные:

1.Формирование умения слушать и понимать друг-друга.

2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3.Умение совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Регулятивные:

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстра-цией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные:

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный.

Основное содержание темы, понятия и термины

Сравнение героев, сказки народной и авторской, цитатный план.

Образовательные ресурсы

Презентация.



Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий

контроль

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организационный момент. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

фронтальная беседа

Приветствие

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Ну-ка проверяй, дружок.

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Какое у вас настроение?

Сегодня на уроке мы продолжим работать со сказкой Владимира Одоевского «Мороз Иванович». Мы попробуем составить цитатный план, который поможет пересказать всю сказку. Дадим характеристику героям, (Слайд №1)

Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. Организуют свое рабочее место.

Проявляют эмоциональную активность к вопросам.

Наблюдения учителя.

II. Проверка домашнего задания.























Тест по содержанию. Взаимопроверка. (Слайд №2,3)

Пересказы запомнившихся эпизодов сказки. Рисунки детей, выполненные дома, помогут ребятам при пересказе. Можно предложить такую схему работы:

1. Уточнение выбора части текста для пересказа.

2. Обоснование выбора.

3. Обращение к выразительным деталям этого фрагмента (возможно выборочное чтение с комментариями).

4. Пересказ.

5. Обсуждение пересказа. Было ли интересно слушать? Что представили? Не потерялось ли что? И при пересказе пр.

Письменно отвечают на вопросы, меняются работами и проверяют.Пересказ отрывков. Анализ иллюстрации.




.













Слушают одноклассников, оценивание.




.










.

Наблюдения учителя, оценка.













III.Обобщение и систематизация знаний.

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме

Работа в парах






Физкультминутка





Сравнение двух главных героинь. (Слайд №4)

В этой сказке две главных героини. Кто они? Вспомним общее описание девочек. Рассказать о Рукодельнице и Ленивице друг другу. Выполнить это задание вам помогут опорные слова в Рабочей тетради на стр. 47

Заполним таблицу. Слайд

Что-то заметили? Всё в сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович» держится на противопоставлении: противопоставляются имена и действия героев, их поступки, речь – то есть вся их жизнь. В этой борьбе добра и зла побеждает добро.

Составление цитатного плана (Слайд №5,6)

– Сегодня на уроке мы составим цитатный план, который поможет пересказать всю сказку.

План – это заглавия частей текста, расположенные последовательно.

Цитата – дословная выдержка (предложения) из текста.

– Значит, мы определим последовательность развития событий в сказке, взяв нужные строчки из текста.

– Просмотрите 1-ю часть сказки. О чём в ней рассказывает автор?

(Знакомит с двумя девочками.)

– Найдите соответствующие строчки в тексте 1-й части. («... жили две девочки – Рукодельница да Ленивица».)

Аналогично проводится работа над другими частями

II часть – «Будешь умна, тебе же лучше; будешь ленива, тебе же хуже».

III часть – «Я у тебя в дому не останусь».

IV часть – «Поди-ка к старичку да послужи ему».

V часть – «Какова твоя работа, такова будет тебе и награда».

План записывается в рабочей тетради на стр.48

Сопоставление сказки Одоевского с народной сказкой о Морозке.

Сегодня мы с вами сравним сказку Владимира Одоевского с народной сказкой и ещё раз понаблюдаем, как на основе народной сказки родилась сказка авторская. Вспомните, как родились сказки Пушкина, сказка Ершова. Где они брали темы и сюжеты для своих сказок? (Из народных сказок, услышанных ими в детстве, из общения с крестьянами, из знакомства со

сказками других народов.)

– Авторскую сказку о Морозе Ивановиче Владимира Одоевского вы уже знаете. А какую народную сказку она вам напоминает?

– Сегодня мы вспомним одну из этих сказок – русскую народную сказку «Морозко».

Знакомство со сказкой.

Рассказывает учитель.

Вывод. В очередной раз мы увидели, что настоящий писатель, используя известный сюжет, пересказывает сказку по-своему, делает её неповторимой. (Слайды №7,8,9)






Обдумывают и выбирают подходящие характеристики для главных героинь.





















Определяют последовательность развития событий и ищут цитаты в тексте.













Слушают, сравнивают, находят сходства и различия.

Учатся правильно давать характеристики героям.






















Учатся составлять цитатный план.















Учатся анализировать и сравнивать.

Наблюдение и обобщение.























Наблюдение, логическое подведение к выбору цитаты.













Наблюдение и обобщение.



V.Подведение итогов.

Анализ и оценка успешности достижения цели и перспектива последующей работы

Обобщающая беседа.

– Чему же учит эта сказка? В чём её мудрость?

– Кого вам больше всего жаль в этой сказке? Почему?

– За кого вы больше всего радовались? Переживали?

– Встречались ли вам в жизни подобные истории? А люди, похожие на Ленивицу и Рукодельницу?

– Справедливо ли была вознаграждена Рукодельница? А наказана Ленивица?

– Что вам помогли открыть в себе самих герои этой сказки?

– Адресуя свои сказки детям, Одоевский стремился, чтобы в них как можно чаще встречались доброта, а не жестокость; красота, а не безобразное уродство.


Формулируют полные ответы на вопросы.

Формулируют собственное мнение. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы

Наблюдение и обобщение.


VI.Домашнее задание.

Комментирование задания


Пересказ сказки, выполнить задание в рабочей тетради на стр. 49









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!