СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская технология.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание авторской музыкально-педагогической технологии эмоционального погружения и сгущения информации

учителя музыки МБОУ ООШ №8 Неволиной Ирины Яковлевны

Просмотр содержимого документа
«Авторская технология.»

Описание авторской музыкально-педагогической технологии эмоционального погружения и сгущения информации

учителя музыки МБОК ООШ №8 Неволиной Ирины Яковлевны


Настоящее время характеризуется переосмыслением отношения к искусству в современном обществе в целом и в музыкальном образовании в частности. Искусство в силу своей природы способно помочь детям построить целостную картину мира, научить принимать ответственные духовно-нравственные решения в спектре жизненных ситуаций.

Эти обстоятельства определяют возрастающую роль художественно-эстетического образования подрастающего поколения в процессе перехода от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития. Цель создания художественно-ориентированной педагогики развития – преодоление взгляда на ученика только как на носителя суммы знаний и выявление мотивирующей функции искусства в становлении личности. «Урок музыки - урок Искусства» - этот тезис музыкальной педагогики отражает и личное видение, понимание уроков музыки в современной школе [7].

Анализируя проблемы в системе художественно-эстетического образования в школе, можно выделить ряд объективных и субъективных проблем, непосредственно связанных с обучением музыке на уроках:

- противоречие между постановкой глобальных задач духовного воспитания личности и минимизацией учебного времени занятий музыкой (один час в неделю);

- снижение интереса к классическому искусству, с одной стороны, а с другой - повышение интереса к массовой культуре, которая зачастую не отвечает образовательным и воспитательным целям;

- сложные межличностные отношения, затрудняющие общение учащихся при выполнении творческих заданий и снижающие эффективность обучения;

- падение уровня чувственного восприятия искусства из-за интенсивной интеллектуальной деятельности учащихся (особенно на 5-х, 6-х уроках);

- нестабильность эмоционального фона, вызванная социальной ситуацией в обществе и возрастными психофизическими изменениями, особенно в подростковый период [5].

Таким образом, перечисленные проблемы раскрывают сложную ситуацию в обучении музыке и усиливают необходимость поиска оптимальных путей для ее решения.

Одно из направлений инновационного педагогического поиска в музыкальном образовании - это совершенствование содержания образования, которое предусматривает появление новых стандартов, новых программ, новых учебно-методических комплектов.

Авторские программы, разработанные под научным руководством Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, В.В. Алеева, являются продолжением педагогической концепции Д.Б. Кабалевского и направлены на расширение и углубление представлений о взаимосвязи и взаимовлиянии различных видов искусств.

Интегративные процессы в искусстве рассматриваются на культурологическом, искусствоведческом и психолого-педагогическом уровнях. Комплексный подход к образовательной области «Искусство» позволяет выстраивать новые образовательные модели урока музыки, основным принципом которых является соответствие комплекса выразительных средств всех видов искусств идейно-нравственному содержанию. Однако практика показывает, что для улучшения качества образовательного процесса недостаточно искать ответ на вопрос «чему учить?». Не менее важным является вопрос «как учить?». Для решения этого вопроса технологичной должна быть не только сама программа, но и процесс организации деятельности на уроке музыки. К сожалению, вопросу адаптации образовательных программ по музыке с учетом объективных условий преподавания, психофизических возможностей развития и обучения не уделяется должного внимания в методических разработках.

В своей педагогической деятельности пытаюсь реализовать цели и задачи музыкального образования, опираясь на особенности возраста, личный накопленный опыт детей, культурные потребности ОУ и системы управления образованием, запросы учащихся, устанавливая благоприятный психологический микроклимат в классе, стремясь к созданию антропологически безупречных средовых условий [4].

Как привести ребенка в музыку, сохранить и развить интерес к музыкальному искусству, развить способность к самовыражению в искусстве, научить понимать музыку и размышлять о ее влиянии на различные сферы жизнедеятельности человека? Эти вопросы побудили меня заняться разработкой и применением педагогической технологии эмоционального погружения и сгущения информации, направленной на развитие личностного, духовно-творческого потенциала учащихся через воздействие на эмоциональную сферу.

Духовность - понятие, обобщенно отражающее ценности (смыслы) и соответствующий им опыт сознательного устремления человека к идеалу, совершенству. Духовность, по мнению К.Д.Ушинского, складывается в процессе любой (в том числе творческой) деятельности, общения, познания. Творчество, по определению Ю.А.Самарина, внесенное им в «Педагогическую энциклопедию», определяется как высшая форма активности и самостоятельной деятельности. Таким образом, под духовно-творческим потенциалом личности понимается совокупность внутренних возможностей личности, направленных на формирование собственной эстетической культуры, развитие художественно-образного мышления и созидательной активности.

Основную идею используемой технологии можно выразить лично перефразированными словами Песталоцци: Каждый узнает лишь то, ЧТО ПРОЧУВСТВУЕТ, ПОЙМЕТ И САМ ПОПРОБУЕТ СДЕЛАТЬ. Данная технология направлена на формирование личности ученика как эмоционально открытого активного субъекта художественной культуры. Такой ориентир на эмоционально-деятельностное освоение содержания музыкального образования соответствует принципам личностного обучения и развитию диалоговых форм художественно-педагогического общения.

В чем заключается новый подход к обучению музыке в данной технологии в сравнении с традиционным? В педагогической концепции Д.Б. Кабалевского целью обучения является формирование понятийного мышления учащихся, а, следовательно, применяются исключительно традиционные методы обучения, что ведет к чрезмерной активизации работы левого полушария и к снижению функции правого полушария. При этом возникающий дефицит эмоциональной экспрессии учеников приводит к разрыву чувственного восприятия музыкального материала, увлечение анализом произведений обусловливают проблемы утраты интереса и желания в обучении музыке. Эмоционально-деятельностный подход в реализации технологии эмоционального погружения и сгущения информации предусматривает гармоничное распределение работы обеих полушарий головного мозга, снижает психоэмоциональную перегрузку учащихся за счет активного включения их в продуктивно-творческую деятельность.

Технология эмоционального погружения и сгущения информации увеличивает долю компонента «продуктивно-творческое действие» на уроке музыки, и тогда алгоритм построения урока выстраивается по следующей цепочке: «Слышу-Чувствую-Мыслю-Действую». При таком подходе к конструированию педагогического процесса формируются конкретные способы созидательной деятельности, создается гарантированная ситуация успешности, за счет реального эмоционального проживания учащимися себя в искусстве [6].

Методологической основой технологии эмоционального погружения и сгущения информации является выделение музыкальной деятельности как условия и средства, позволяющей организовать взаимодействие «Учитель-Искусство-Учащийся», где звено «Искусство-Учащийся» является определяющим.

Основанием для разработки данной технологии послужили: теория деятельности, созданная отечественными психологами С.Л. Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым, идеи гуманитарной педагогики Б.М. Неменского, теоретическая концепция формирования и развития художественно-образного мышления С.Л. Долгушина, которые раскрывают основы психологии творчества.

Так, в своей работе по созданию теории деятельности С. Л. Рубинштейн отмечал, что «именно деятельность является условием развития человека, а искусство - та деятельность, которая отвечает задаче открытия, выражения и коммуникации личностного смысла в действительности» [8, с. 349]. А.Н. Леонтьев считал, что «искусство является предметной сферой, в которой происходит то, что определяет процесс качественных положительных изменений в ребенке» [2, с. 407].

Экспериментальный опыт научно-исследовательской лаборатории креативного развития под руководством ученого-искусствоведа С.Л. Долгушина подтверждает значимость эмоционально-деятельностного подхода на уроках музыки. Познакомившись с практическими исследованиями коллектива педагогов-психологов ГДД (Ю)Т г. Омска под научным руководством кандидата психологических наук ОмГУ Н.В.Грушко в области изучения психокоррекции творчеством, произошло четкое осознание, что именно созидательная эмоционально-творческая деятельность способствует решению многих актуальных психологических проблем адаптации детей в современном обществе, а именно: «снимаются трудности в способности принимать самостоятельные решения, решается проблема выбора, происходит избавление от «комплексов», «психологических барьеров», преодолеваются проблемы в эмоциональной сфере общения с учителями, сверстниками, родителями» [1].

Таким образом, музыкальная деятельность, по мнению ученых, представляет собой «целостный процесс с возможным варьированием его отдельных компонентов, обеспечивающий усвоение содержания через эмоциональное восприятие нерасчлененного общего к поэлементарному усвоению и накоплению, сгущению, свертыванию и творческому переосмыслению учебного материала.

Цель музыкально-эстетического образования в контексте технологии эмоционального погружения и сгущения информации - формирование эстетической культуры учащихся через продуктивно-творческую деятельность. Данная технология позволяет формировать систему поэтапного художественного познания мира, навыки созидательно-творческой деятельности, а также развивает рефлексию собственных достижений с учетом психофизиологических особенностей младшего и среднего школьного возраста.

В технологии эмоционального погружения и сгущения информации посредством продуктивно-творческой деятельности целеполагание связано с результативностью деятельности, прогнозируемой на каждом возрастном этапе.

1 этап (1-4классы). Личностная позиция учащихся «Я - первооткрыватель». Целью данного этапа технологии является формирование познавательного интереса к музыке, эмоциональное восприятие и воплощение образов духовно-прекрасного в различных видах элементарной творческой деятельности. Результат - расширение слушательского багажа учащихся, открытие себя в музыке и музыки в себе, понимание языка музыки через игру и сказку, активное его использование, развитие ассоциативного мышления. Творчество как ценность [3].

2 этап (5-6 классы). Формируется личностная позиция «Я - творец».

Главный акцент в обучении на данном этапе реализации технологии делается на эмоциональном переживании творческого самовыражения учащихся. Результат – постижение природы музыкального творчества, погружение и сгущение всех видов искусства, развитие художественно-образного мышления. Искусство как ценность.

3 этап (7-8 классы). Формируется личностная позиция «Я – исследователь», где в полной мере раскрываются способности учащихся как слушателей, исполнителей, соавторов исследуемых произведений искусства. Результат-развитие критического мышления, умения выражать свое эмоционально-ценностное отношение к произведению искусства. Духовность как ценность.

Такое поэтапное целеполагание позволяет создать стратегию продуктивно-творческой деятельности по формированию эстетической культуры и духовно-нравственной позиции учащегося.

Эта стратегия наиболее эффективно способствует созданию организационно-педагогических условий, направленных на развитие творческого потенциала учащихся, а также решению целого ряда педагогических задач:

- воспитание интереса к музыкально-художественному искусству;

- развитие активного эмоционального восприятия музыкальных произведений и творческого воображения учащихся;

- формирование навыков эмоционально-эстетического общения с искусством, необходимого для ориентации в мире музыки.

Технология эмоционального погружения и сгущения информации в продуктивно-творческой деятельности строится на принципах общехудожественного постижения искусства:

- принцип увлеченности и эмоциональной отзывчивости (как ведущий);

- принцип культуросообразности (с учетом регионального компонента и запросов школьной среды);

- принцип природосообразности (соблюдение возрастных психофизических возможностей, от игры и сказки к творчеству и осмыслению искусства);

- принцип единства (воспитания, обучения, развития и образования),

- принцип преемственности и непрерывности различных уровней музыкального образования школьников;

- комплексный подход (синтез всех видов искусств и привлечение всех сфер;

- одновременная работа всех анализаторов (зрение, слух, мышление, эмоционально-чувственная сфера) [].

Основными методами обучения продуктивно-творческой деятельности в рамках реализации технологии являются методы: интеграция различных видов искусств (литература, живопись, театр, балет и проч.), включенное эмоциональное слушание, исполнение музыкальных произведений, как на уроках музыки, так и во внеурочной деятельности и импровизация. Методы воспринимаются как способы «первотворчества, фокусирующая силы души, ума и памяти» (Н.В. Грушко, С.Л. Долгушин) [1]. При этом задействованным оказывается одно из важнейших качеств детской психики - фантазия, которая является базовым компонентом художественного творчества. Например, основные этапы процесса создания инструментальной импровизации реализуются в творческом задании «Осенняя прогулка» в 1 классе по теме «Музыка осени» и «Сочини мелодию» (Ролевая игра «Играем в композитора»):

1 этап - звуковой анализ выбора музыкального инструмента (учащимся необходимо выбрать инструменты, которые могли бы озвучить шорох листьев, капли дождя, дуновение ветра, шум шагов взрослого и ребенка);

2 этап - поиск звуковых сочетаний, ритмов, которые могли бы передать эти образы;

3 этап - художественное оформление импровизации (с помощью учителя ученики придают импровизации законченный вид);

4 этап - исполнение импровизации индивидуально, по группам (не играющие в данный момент дети выступают в качестве слушателей);

5 этап - самооценка с позиции исполнителя, слушателя и оценка учителя (эмоционально положительная: гарантированная ситуация успешности).

Такая организация позволяет эмоционально активно погружать в процесс учения школьников, развивает интонационно-ладовый, ритмический, тембральный и регистровый слух, формирует навыки общения в классе, а также развивает рефлексивные навыки и способствует осознанию собственной уникальности, индивидуальности, неповторимости. Важно отметить, что включение метода импровизации возможно во всех видах деятельности на уроке музыки (позиция «Я - первооткрыватель»).

Для повышения эффективности технологии эмоционального погружения и сгущения информации и активизации учащихся на уроках музыки применяются разнообразные средства обучения: используется индивидуальный раздаточный материал, наглядно демонстрируется алгоритм изучения темы, составляются структурно-логические схемы, применяются современные технические средства. Так, например, в начале 2 класса учащиеся знакомятся с «Картой музыкальных открытий». В ходе знакомства ребята вместе с учителем обговаривают маршрут, соответствующий изучаемым темам, препятствия, которые могут возникнуть на намеченном пути, отправную и конечную цель путешествия. Такое знакомство с алгоритмом изложения учебных тем помогает лучшему пониманию того, чем придется заниматься на уроках музыки в течение года.

В процессе творческой деятельности на уроке учащиеся выступают в роли драматургов, композиторов, музыкантов и дирижеров оркестра, актеров-исполнителей, слушателей «живого» исполнения музыки. Такое ролевое многообразие деятельности помогает раскрыть творческий потенциал каждого ученика, а учитель лишь направляет и активизирует его, создавая атмосферу открытости, непринужденности, доверительности. Психологически комфортные условия способствуют созданию креативной (творческой) эмоционально насыщенной открытой среды [6].

В технологии эмоционального погружения и сгущения информации продуктивно-творческая деятельность предусматривает качественно новый подход к подбору содержания музыкально-художественного материала. Основное новообразование в принципе подбора музыкальных произведений заключается в технологическом подходе «от прошлого - к настоящему, от настоящего - к будущему». Такой подход позволяет рассмотреть любое музыкальное явление и произведение с точки зрения истории, традиций и современности, а продуктивно-творческая деятельность позволяет смоделировать его существование в будущем. Так, например, изучая жанры музыки в 5-м классе (тема «Жанры инструментальной и вокальной музыки»), учащиеся самостоятельно знакомятся с историей их возникновения, находят музыкальные примеры. Рассматривая жанр песни, исполняют произведения современных авторов, исследуют жанр авторской песни с точки зрения современной культуры, а обозначив в ходе обсуждения, волнующие современных подростков темы, создают фундамент для своих музыкальных сочинений будущего. И неважно, если такой опыт по созданию своей авторской песни обычно бывает не совсем удачным, главное, что он состоялся и эмоционально поддерживается на уроках (позиция «Я - творец»).

Известно, что программы «Музыка» Д.Б. Кабалевского под редакцией: И.В. Кадобновой, В.О.Школяр, Г.П. Крицкой, Г.П. Сергеевой предусматривают принцип вариативности, который позволяет внедрять технологию эмоционального погружения и сгущения информации и планировать продуктивно-творческую деятельность на уроке как продолжение изучения музыкального искусства на уровне художественного сжатого обобщения. Таким образом, продуктивно-творческая деятельность не противоречит основным принципам построения программного материала, а технология эмоционального погружения и сгущения информации позволяет решить проблемы эффективности усвоения изученного на уроке.

Одним из условий, при котором творческий процесс приобретает свойство продуктивности, является проблемность ситуации. Личная вовлеченность, осмысленность и действенность творческого поиска задают целостность эмоционального восприятия и мыслительного процесса.

Процесс обучения музыкальному искусству включает в себя обязательный образовательный уровень (урок) и внеурочную деятельность. Навыки художественно-творческой деятельности, получаемые на уроках музыки, органично развиваются во всех дополнительных формах общения с искусством:

- внеурочная развивающая деятельность (занятие в музыкальных кружках, студиях, подготовка к школьным мероприятиям);

- занятия в системе дополнительного образования (школа искусств, ЦРТ, клубы, эстрадный вокал, театральная студия, коллективы народного творчества, хореографическая студия);

- внешкольные мероприятия художественно-эстетической направленности;

- коллективное посещение концертов филармонии, театров, музеев,

- вокальные конкурсы, Интернет-проекты, дистанционные олимпиады по музыке (в 2013 году МБОУ ООШ №8 31 участник, 6 победителей, 17 призеров).

Многоуровневое понимание процесса обучения музыкальному искусству обусловливает эффективность развития творческого потенциала учащихся и строится на принципах художественно-ориентированной педагогики. Согласованность всех вышеперечисленных компонентов образовательного процесса в школе позволяет создать целостную модель художественно-ориентированного обучения и воспитания школьников.

При организации учебного процесса по технологии эмоционального погружения и сгущения информации предусматриваются как традиционные, так и нетрадиционные формы проведения уроков. Важная роль отводится обобщающим урокам в конце каждой четверти и года. Для выделения этих уроков как своеобразной «вершины» могут быть использованы нестандартные формы: виртуальный урок-путешествие в оперный театр, урок-викторина, урок-сказка, урок-игра «Угадай мелодию», уроки-концерты и др. Такие нетрадиционные формы проведения уроков активизируют мышление и творческую деятельность учащихся. Очень важен заключительный этап награждения учащихся по различным номинациям: лучший музыкант, лучший певец, лучший актер, лучший художник, лучший импровизатор, лучший драматург, лучший композитор, лучший слушатель, лучший исследователь, лучший критик и т.д. Поощрение учащихся несет в себе стимул и мотивирует к занятиям, создает ситуацию успешности и удовольствия, а также утверждение веры в собственные возможности.

Широкое использование мультимедийного информационного ресурса позволяет экономить до 10-12% учебного времени, которое используется для творчества, самостоятельной работы с источниками информации, тестового контроля усвоенных знаний. Применение медиа информации на различных этапах урока органично вписывается в применение технологии эмоционального погружения и сгущения информации. Успешное внедрение технологии в образовательный процесс способствует яркому эмоциональному отклику и наличию интереса к классической музыке.

Основными критериями оценки результатов обучения с использованием технологии эмоционального погружения и сгущения информации на уроках музыки, ожидаемым результатом станет динамика качественных изменений учащихся:

- эмоциональная открытость к постижению музыки;

- уровень сопричастности к содержанию музыки и стоящим за ним жизненным явлениям истории и современности;

- уровень ориентированности в закономерностях музыкального искусства, музыкально-драматических процессах, выразительных средствах конкретного музыкального произведения.

Наряду с методами организации и стимулирования творческой деятельности в технологии используются приемы ее педагогического контроля и оценки, предполагающие учет успехов учащихся. Важнейшая функция оценки на уроке музыки как уроке искусства – эмоционально-этическая: поддержать интерес и инициативу, стимулировать творческую активность ученика или в тактичной форме указать на причины недостаточно выполненного задания. Использование отрицательных оценок противоречит эстетическим задачам предмета «Музыка», направленным на формирование у школьников положительного, эмоционального отношения к искусству. Они используется крайне редко. Поэтому положительная оценка в технологии эмоционального погружения и сгущения информации становится необычайно важным ее компонентом. Процесс творческого созидания на уроках музыки требует от учащихся определенных усилий, обеспечивающих тот или иной уровень выполнения. В технологии выделяются критерии оценки выполнения творческих работ по системе Д. Гилфорда: продуктивность, оригинальность, гибкость, законченность.

Продуктивность - быстрота, скорость реакции, генерирования идей, их количество, погруженность.

Гибкость – способность показать широкое многообразие идей, вариантов выполнения творческого задания, эмоциональная чуткость.

Оригинальность – способность порождать новые, нестандартные идеи, непохожие на идеи других учеников.

Художественная завершенность – способность совершенствовать или придавать законченный вид «продукту» своей деятельности из заданного информационного материала и умение сгущать усвоенную информацию.

Разработка и внедрение технологии эмоционального погружения и сгущения информации и продуктивно-творческой деятельности в процесс обучения на уроках музыки эффективно сказывается на достижениях учащихся в различных видах творческой деятельности. Диагностика результатов развития духовно-творческого потенциала учащихся МБОУ ООШ №8 за период 2013-2014 учебного года показала, что наряду с развитием креативных способностей, повышением качества исполнений музыкальных произведений на школьных мероприятиях происходит развитие эстетической культуры учащихся. Далее мы планируем мониторинг развития креативного мышления (тесты Д. Гилфорда, А. Зака). Широкое применение технологии эмоционального погружения и сгущения информацииспособствует реализации главной цели программы развития МБОУ ООШ №8 по созданию образовательной среды творческого типа.

Обобщая вышеперечисленные результаты, можно сделать вывод об эффективности применения технологии эмоционального погружения и сгущения информации в продуктивно-творческом обучении на уроках музыки и дальнейшего использования приобретенных навыков в процессе жизнедеятельности учащихся.


Список использованных источников


  1. Грушко Н.В. Моделирование собственной одаренности. - М., МГУ, 2010. - 138 с.

  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 618 с.

  3. Неволина И.Я. Сказкотерапия: методические рекомендации к изучению курса по выбору / И. Я. Неволина; Министерство образования и науки РФ; ФГБОУ ВПО СГПИ. - Славянск-на-Кубани: ИЦ СГПИ, 2011. - 114 с.

  4. Неволина И.Я. Психолого-педагогическая антропология: учебно-методическое пособие / И. Я. Неволина; СГПИ. - 2-е изд., доп. - Славянск-на-Кубани: ИЦ СГПИ, 2010. - 123 с.

  5. Неволина И.Я. Человек и культура как ценностные феномены педагогической антропологии / И. Я. Неволина // Вестник СГПИ. - № 1(2)2006. - С. 93-96.

  6. Неволина И.Я. Развитие способности к эмоциональному взаимодействию младших школьников / И. Я. Неволина // Наука и школа. - 2008. - №3. - С.73-74.

  7. Неволина И.Я. Выполнение требований стандарта нового поколения посредством организации исследовательской деятельности в начальной школе – Сб. матер. 14-ого Международного научно-практического конгресса педагогов и психологов «Science of future» 8 мая 2014 года г. Прага (Республика Чехия). - Ч.1., 266 с., 2014. – С. 86-88

  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Составители, авторы комментариев и послесловия А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. СПб: Издательство «Питер», 2000. - 704 с.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!