СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторский элективный курс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

элективный курс по органической химии "Сложные вопросы органической химии" для повторения и подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Авторский элективный курс»

Паспорт программы « Сложные вопросы органической химии»



муниципальное образование

Муниципальная общеобразовательная средняя школа №6

название программы

Сложные вопросы органической химии

назначение программы

Элективный курс для профильной подготовки

нормативная база

  • Закон РФ «Об образовании»

  • Национальная доктрина образования в РФ одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000г.

  • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010г.

  • Законы ХМАО «Об основах системы образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра

  • Нормативно-правовые акты, принимаемые на муниципальном уровне, локальные акты образовательного учреждения

цели

создать условия для расширения и углубления знаний по курсу химии 10 класса и целенаправленной профессиональной ориентации старшеклассников, продолжить формирование умений решать задачи, упражнения повышенной сложности; выполнять тестовые задания разного уровня, содействовать развитию общих приемов интеллектуальной и практической деятельности, способствовать развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся.


задачи

  1. обобщить и систематизировать знания обучающихся при решении задач выполнения упражнений и тестов, полученные ранее в школе;

  2. развить умения практически применять теоретический материал, применять научных знаний на практике

  3. расширить знания учащихся по химии, продолжить развитие умений методически правильно и практически эффективно решать задачи, выполнять тесты.

  4. осуществить межпредметных связей, а также связи химической науки с жизнью.

  5. обеспечить учащимся возможность реализовать и развить свой интерес к химии.

  6. создать учащимся условия для подготовки к ЕГЭ по химии, для поступления в высшие учебные учреждения естественнонаучного профиля

ожидаемый результат

  • по окончании курса у учащихся формируется положительная мотивация к дальнейшему изучении химии, развиваются и закрепляются навыки решения задач, что необходимо при дальнейшем обучении

  • развитие познавательной активности, приобретение опыта поиска новой информации;

  • расширение опыта исследовательской и практической деятельности: развитие умений наблюдать, выдвигать гипотезу, проводить эксперимент, обрабатывать полученные данные;

  • расширение и углубление знаний по органической химии и развитие специальных умений

  • воспитание навыков сотрудничества при работе в группе и культуры ведения дискуссии, презентации результатов;


автор

учитель химии высшей категории Клок Галина Давидовна

тип программы

авторская

направленность программы

естественнонаучное

уровень освоения

Расширенное, профильная подготовка к ЕГЭ

сроки реализации

70 часов, в течение учебного года


Пояснительная записка



Данный курс предназначен для учащихся 10 класса, проявляющих интерес к химии и собирающихся продолжить образование в учебных заведениях естественнонаучного профиля (химико-технологические, медицинские, сельскохозяйственные вузы).

Успешное овладение теоретическим материалом курса химии невозможно без развития практических навыков путем решения задач и выполнения экспериментальных работ.

Основная цель школьного обучения - развитие творческого мышления учащихся, их умственных способностей, умений сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки, проводить аналогию, классифицировать. Решение тестов – важная составляющая процесса обучения химии, призванная обеспечить достижение указанных целей. Задача является обязательным элементом любого экзамена. При обучении химии решению тестов, выполнение тестов разного уровня, цепочек уравнений реакций, должно уделяться особое внимание, т.к. их решение способствует неформальному усвоению теоретического курса. Умение решать задачи дает возможность учащимся глубже изучить и понять многие химические процессы и закономерности. Насыщенность школьной программы по химии теоретическими вопросами часто не позволяет уделять много времени навыкам решения задач, выполнять упражнения повышенной сложности во время основного урока. Решение задач требует не только умения свободно владеть теоретическим материалом, но также умения логически мыслить. К сожалению, в школьном курсе химии на решение задач отведено достаточно мало времени и данный курс компенсирует этот недостаток.

Предлагаемый курс не выходит за рамки государственного стандарта по химии для 10 класса, соответствующей профильному образованию. Введение данного курса, как вариативной части учебного плана, обусловлено необходимостью профильного обучения обучающихся основной школы. Особенность изучаемого курса состоит в опоре на знания обучающихся, полученных на уроках химии.

В элективном курсе «Сложные вопросы органической химии» представлены различные типы тестов, упражнений на составление формул, изомерию, номенклатуру, гомологию органических соединений, которые расширяют и углубляют задания базовом курса химии. В курсе рассматриваются следующие типы тестов: расчеты по химическим формулам, количественные характеристики растворов, вычисления по химическим уравнениям, на избыток-недостаток реагентов, на вывод химических формул, элементный состав сложных веществ, на смеси, определение состава газовых смесей, с участием веществ, содержащих примеси, выхода продукта реакции, нахождение продуктов реакции горения, на газовые законы, составления графических формул, на электролиз, цепочки превращения классов органических веществ, экспериментальное решение задач согласно химическим свойствам веществ.

Каждый блок включает информационный и практический блок, с разными типами тестов, упражнений. В дальнейшем учащиеся самостоятельно определяют способ решения - главное, чтобы он был рациональным и логически последовательным. Решение сложных тестов - интересный и творческий процесс, результат его часто бывает оригинальным и нестандартным, таким образом, решение тестов способствует самореализации ученика. Тесты обеспечивают закрепление теоретических знаний, учат творчески применять их в новой ситуации.

По окончании курса у учащихся формируется положительная мотивация к дальнейшему изучении химии, развиваются и закрепляются навыки решения задач, что необходимо при дальнейшем обучении.

Цель курса: создать условия для расширения и углубления знаний по курсу химии 10 класса, продолжить формирование умений решать задачи, упражнения повышенной сложности; выполнять тестовые задания разного уровня содействовать развитию общих приемов интеллектуальной и практической деятельности, способствовать развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся и целенаправленной профессиональной ориентации старшеклассников.

Задачи курса:

  1. обобщить и систематизировать знания обучающихся при решении задач выполнения упражнений и тестов, полученные ранее в школе;

  2. развить умения практически применять теоретический материал, применять научных знаний на практике

  3. расширить знания учащихся по химии, продолжить развитие умений методически правильно и практически эффективно решать задачи, выполнять тесты.

  4. осуществить межпредметных связей, а также связи химической науки с жизнью.

  5. обеспечить учащимся возможность реализовать и развить свой интерес к химии.

  6. создать учащимся условия для подготовки к ЕГЭ по химии, для поступления в высшие учебные учреждения естественнонаучного профиля


В курсе предполагается использовать следующие методы: фронтальный разбор способов решения новых типов задач, групповое и индивидуальное самостоятельное решение тестов, коллективное обсуждение решения наиболее сложных и нестандартных заданий, упражнений, составление учащимися оригинальных заданий.

Отличительной особенностью курса является то, что его содержание сопряжено с основным курсом органической химии, развёртывается во времени параллельном ему. Это даёт возможность постоянно и последовательно увязывать учебный материал курса с основным курсом, а учащимся получать более прочные знания по предмету. Программа курса послужит для существенного углубления и расширения знаний по химии, необходимых для конкретизации основных вопросов органической химии и для общего развития учеников.

Достижения учащихся, успешность решения ими тестов фиксируются по каждому блоку, тестовый контроль знаний по контрольно измерительным материалам для подготовки к ЕГЭ по окончании курса.


В результате изучения данного курса обучающиеся должны

знать:

  • теоретический материал курса химии основной школы;

  • основные алгоритмы решения расчетных задач;

уметь:

  • определять тип химической задачи;

  • записывать уравнения реакций протекающих процессов;

  • выбирать основные расчетные формулы и их преобразовывать;

  • подставлять численные данные и производить математические вычисления.

  • производить расчеты по химическим формулам: определять химическую формулу вещества, эквивалент, вычислять массы (количества вещества) составных смеси, состав газовой смеси;

  • записывать цепочку превращения согласно химическим свойствам органических веществ

  • производить расчет экспериментальных химических задач

Данный курс рассчитан на 70 часа в течение учебного года 10-го класса. Периодичность занятий –2 часа в неделю.

Методы контроля достижений учащихся:

  1. Текущий контроль: индивидуальный опрос, тестирование, выполнение экспериментальных исследований.

Курс рассчитан на ученика увлеченного, желающего получать знания на более высоком уровне.



Содержание

Тема №1.

Химическое строение органических веществ 2часа (информационный блок 2 часа)

Электронная и электронно-графическая формула атома углерода. Ковалентная связь и ее разновидности; донорно-акцепторный механизм образования. Валентные состояния атома углерода. Виды гибридизации. Геометрия молекул, модель Гиллеспи.

Тема №2.

Основы номенклатуры и изомерии 3 часа (информационный блок 3 ч)

Принципы образования названий органических соединений. Структурная изомерия и её виды: углеродного скелета, изомерия положения, межклассовая изомерия, геометрическая и оптическая.

Тема №3.

Особенности химических реакций 10 часов (информационный блок 5 часов, практический блок 5 часов).

Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ. Индуктивный и мезомерный эффект Классификация реакций по типу реагирующих частиц (нуклеофильные и электрофильные) и принципу изменения состава молекулы радикальное, замещение SR, SN, SE;.

составление шаростержневых и объемных моделей, решение задач комбинированного усложненного типа, тестовые задания разного уровня.

Тема №4.

Углеводороды15 часов (информационный блок 8 часов, практический блок 7 часов)

Алканы. Алкены. Алкины. Циклоалканы. Арены. Номенклатура. Изомеризация. Гомология. Индуктивный (+I) эффект алкенов, радикальное замещение, электрофильное замещение у аренов; составление шаростержневых и объемных моделей молекул УВ, формул гомологов, изомеров, упражнения на номенклатуру органических веществ (углеводородов), упражнения на генетическую взаимосвязь между классами УВ, цепочки превращений, решение задач на установление химических формул УВ (по массовой доле, эквиваленту, продуктам сгорания), тестовые задания разного уровня.


Тема №5.

Спирты. Фенолы. Альдегиды 13 часов (информационный блок 7часов, практический блок 6 ч)

Номенклатура. Изомерия, Гомология. Электрофильное замещение в бензольном кольце.

Составление шаростержневых моделей молекул, гомологов, изомеров, упражнения на номенклатуру органических веществ, вычисление по термохимическим уравнениям, составление уравнений реакций на генетическую взаимосвязь между органическими веществами (цепочки превращения),определение состава смеси, на растворы (различного типа), написание уравнений на распознавание органических соединений, тестовые задания разного уровня.

Тема №6.

Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры 10 часов (информационный блок 5часов, практический блок 5часов)

Номенклатура. Гомология. Изомерия. Реакции электрофильного замещения.

Составление формул гомологов, изомеров упражнение на номенклатуру, решение упражнений на генетическую взаимосвязь между органическими веществами, тестовые задания разного уровня.


Тема №7.

Углеводы. Крахмал. Целлюлоза 7 часов (информационный блок 3 часа, практический блок 4 часа)

Номенклатура. Виды изомерии. Гомология углеводов.

Составление формул гомологов и изомеров углеводов, на вывод формул (различными способами), упражнения на генетическую связь между классами органических веществ, согласно химическим свойствам (цепочка превращения, тестовые задания разного уровня.

Тема № 8.

Азотсодержащие органические соединения 9 часов (информационный блок 5 часа, практический блок 4 часа).

Номенклатура. Изомерия. Гомология. Взаимное влияние атомов.

Решение тестов различного и комбинированные типа (определение состава смеси, все компоненты которой взаимодействуют с указанными компонентами, определение состава смеси, компоненты которой выборочно взаимодействуют с указанным реагентом, и т.д.

Учебно-тематический план


п/п


Наименование разделов

Количество часов

дата

Всего

Теоретический

блок

Практически

блок

Формы и методы

1.


Электронная и электронно-графическая формула атома углерода. Ковалентная связь и ее разновидности, донорно-акцепторный механизм ее образования. Валентные состояния атома углерода. Виды гибридизации. Геометрия молекул, модель Гиллеспи.


2

2


Лекция, беседа, фронтальная работа

2.


Принципы образования названий органических соединений. Структурная изомерия и её виды: углеродного скелета, изомерия положения, межклассовая изомерия, геометрическая и оптическая.


3

3


Лекция, беседа,

3.


Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ. Индуктивный и мезомерный эффект Классификация реакций по типу реагирующих частиц (нуклеофильные и электрофильные) и принципу изменения состава молекулы радикальное, замещение SR, SN,SE.


5

5

0

Лекция, беседа

4.


1.Составление шаростержневых и объемных моделей

3. Комбинированные усложненного типа.

4.Тестовые работы

5

0

5

Индивидуальная, групповая работа, работа по алгоритму, тестовый контроль,

5.


Алканы. Алкены. Алкины. Циклоалканы. Арены. Номенклатура. Изомеризация. Гомология. Индуктивный (+I) эффект алкенов, радикальное замещение, электрофильное замещение у аренов

8

8

0

Лекция, беседа

6.


Выполнение упражнений, решение

  1. составление шаростержневых и объемных моделей молекул УВ.

  2. номенклатура углеводородов, составление химических формул изомеров, гомологов углеводородов.

  3. упражнения на генетическую взаимосвязь между классами УВ, цепочки превращения.

  4. решение задач: на определение химических формул УВ (по массовой доле, эквиваленту, продуктам сгорания)

  5. на смеси (разного типа)

  6. решение тестов согласно химическим свойствам УВ.

  7. выполнение тестовых заданий.


7


7

Индивидуальная, групповая работа, работа по алгоритму, практическая работа, тестовый контроль, индивидуальный контроль.

7.


Спирты. Фенолы. Альдегиды Номенклатура. Изомерия, Гомология. Электрофильное замещение в бензольном кольце.


7

7

0

Лекция, беседа

8.


Выполнение упражнений, решение.

  1. составление шаростержневых моделей молекул.

  2. упражнения на гомологию, изомерию, номенклатуру.

  3. вычисление по термохимическим уравнениям.

  4. составление уравнений реакций на генетическую взаимосвязь между органическими веществами (цепочки превращения).

  5. решение тестов на распознавание органических соединений.

  6. выполнение тестовых заданий

6

0

6

Индивидуальная, групповая работа, работа по алгоритму, практическая работа, тестовый контроль, индивидуальный контроль.

9.


Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры Номенклатура. Гомология. Изомерия. Реакции электрофильного замещения.


5

5

0

Лекция, беседа

 10


Выполнение упражнений, решение тестов

  1. упражнение на гомологию, изомерию, номенклатуру.


  1. решение тестов, согласно химическим свойствам веществ.

  2. упражнение на генетическую взаимосвязь между органическими веществами.

  3. выполнение тестовых заданий.


5

0

5

 Индивидуальная, групповая работа, работа по алгоритму, практическая работа, тестовый контроль, индивидуальный контроль.

11


Углеводы. Крахмал. Целлюлоза Номенклатура. Виды изомерии. Гомология углеводов

3

3

0

Лекция, беседа

12


Выполнение упражнений, упражнение на составление формул гомологов и изомеров углеводов.

1.на вывод формул (различными способами).

2.генетическая связь между классами органических веществ, согласно химическим свойствам (цепочка превращения).

3.решение тестов по химическим свойствам органических веществ (на распознавание глюкозы, крахмала, глицерина).

4.выполнение тестовых заданий.


4

0

4

Индивидуальная, групповая работа, работа по алгоритму, практическая работа, тестовый контроль, индивидуальный контроль.

13


Азотсодержащие органические соединения Номенклатура. Изомерия. Гомология. Взаимное влияние атомов

5

5

0

Лекция, беседа

14


Выполнение упражнений, решение задач

различного типа определение состава смеси, все компоненты которой взаимодействуют с указанными компонентами, определение состава смеси, компоненты которой выборочно взаимодействуют с указанным реагентом,

5



0

5

Индивидуальная, групповая работа, работа по алгоритму, практическая работа, тестовый контроль, индивидуальный контроль, защита проектов.



итого

70

39

31


Список литературы для учителя

    1. Габриелян О.С. Воловик В.Б.Единый государственный экзамен. Химия. Сборник задач и упражнений;- М: Просвещение 2004.

  1. Гудкова А.С., Ефремова К.М., Магдесиева Н.Н., Мельчакова Н.В. 500 задач по химии: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1981

    1. Еремина Е.А. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы за 2003-2007. М: Просвещение 2007

  2. Кузьменко Н.Е.,. Еремин В.В «1000 вопросов и ответов» М: Просвещение 2005

  3. Кузьменко Н.Е, Еремин В.В. «Начала химии» - М: Из-во Экзамен.2005

  4. Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Задачи, вопросы и упражнения по химии: 8 – 11 кл.: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002

  5. Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Вотинова Н.А. Химия. 8-11 классы: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2000

  6. Магдесиева Н.Н., Кузьменко Н.Е. Учись решать задачи по химии: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1986

  7. Радецкий А.М. Проверочные работы по химии в 8-11 классах: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2001

  8. Смирнова Л.М., Жуков П.А. Сборник задач по общей и неорганической химии. 8-11 классы. – СПб.: “Паритет”, 2000

  9. Штемплер Г.И. Методика решения расчетных задач по химии: 8-11 классы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2001

Список литературы для учащихся

    1. Габриелян О.С. Воловик В.Б.Единый государственный экзамен. Химия. Сборник задач и упражнений-М: Просвещение 2004.

    2. Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю.В., Додонов Ю.В. Химия. Задачник. 8-11 кл.: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2002

    3. Еремина Е.А. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы за 2003-2007.

    4. Кузьменко Н.Е.,. Еремин В.В «Общая химия. Пособие для учащихся 8-11 классов» М: Просвещение 2005

    5. Кузьменко Н.Е, Еремин В.В. «Начала химии» М: Из-во Экзамен.2005

    6. Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Химия: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002.

    7. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: “Из-во Новая Волна”, 1996.

    8. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: “Из-во Новая Волна”, 1996.

14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!