Карагайский филиал государственного казенного учреждения социального обслуживания Пермского края
«Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»
Ильинского района
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Азбука финансовой грамотности»
Возраст воспитанников: 12-17лет
Срок реализации программы: 3 м. Составитель программы:
Анянова Светлана Павловна,
воспитатель Карагайского филиала
Ярино-2019
Пояснительная записка
В современных условиях финансовая грамотность становится необходимым элементом общей культуры современного молодого человека. Искусству управления финансами не учат в российских школах, об этом не принято вести систематических разговоров внутри семьи — и так из поколения в поколение. Если родители финансово неграмотны, то и детям негде получить необходимые знания, умения, представления об эффективном управлении личными финансами — получается замкнутый круг. Его можно разорвать единственным способом — постоянно повышать финансовую грамотность населения, делая это последовательно, целенаправленно, осознанно, с самого раннего возраста, не останавливаясь на проведении отдельных мероприятий и исследований, а формируя целостную систему повышения финансовой грамотности населения, целое поколения финансово грамотных людей.
Большинство выпускников оказывается не вполне готовыми к самостоятельному жизнеустройству, как в бытовом, так и в социально-экономическом аспекте. В значительной мере это относится к выпускникам-сиротам, воспитывавшимся в специализированных учреждениях: интернатах, социальных центрах и т. д. Эта категория молодых людей обладает в целом низкой социальной компетентностью.
Данная учебная программа рассчитана на детей, проживающих в специализированных учреждениях, что требует учёта ряда важных особенностей при реализации данного курса. Он предполагает формирование у воспитанников понятий: откуда берутся деньги; что такое финансовое благополучие человека; как заработать деньги и что необходимо сделать для этого; как правильно планировать расходы и что такое личное финансовое планирование; как организовать бюджет будущей семьи.
Новизна программы заключается в том, что в педагогическом процессе формируются методы и методические приемы, которые сформируют у воспитанников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения делать выводы и делать умозаключения. Предлагаются разнообразные формы творческой деятельности, интересные познавательные задания, развивающие любознательность, экономическое мышление.
Актуальность программы
Актуальность повышения компетентности воспитанников в вопросах финансовой грамотности возрастает в связи с низкой осведомленностью молодежи в финансовых вопросах. Молодые люди в большинстве своем не откладывают средства на будущее, предпочитают хранить свои деньги в копилке, имеют долги, не участвуют в формировании семейного бюджета и не понимают необходимости его составления.
Важно понимать, что воспитанники учреждения – это будущие участники финансового рынка, покупатели, налогоплательщики, вкладчики и кредитополучатели. Поэтому обучение финансовой грамотности необходимо реализовывать своевременно. Формирование полезных привычек в сфере финансов поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия в будущем.
Современные подростки являются активными потребителями, и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток знаний и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.
Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов.
Реализация данной программы позволит сформировать у воспитанников модель адекватного финансового поведения.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие воспитанников, воспитание у них интереса к различным видам экономической деятельности.
Цели и задачи программы
Цель: повышение финансовой грамотности воспитанников средствами проектной деятельности и интерактивных форм обучения.
Задачи:
приобретать знания по финансовой грамотности, развивать умения пользоваться полученной информацией в процессе принятия финансовых решений, усвоить обобщенные способы принятия финансовых решений;
повысить мотивацию воспитанников к освоению финансовой грамотности и организовать их личностное самоопределение относительно задач повышения личного (семейного) благосостояния;
обучить основам проектирования, планирования, управления финансовыми ресурсами;
повысить уровень знаний воспитанников о финансовых продуктах и их грамотном использовании.
Особенности программы
Образовательная программа «Азбука финансовой грамотности» рассчитана на воспитанников 12-17 лет, проживающих в Карагайском филиале ГКУ СО ПК «Центр помощи детям Ильинского района». В первый и последний день участия детей в программе проводятся вводная и заключительная аттестация знаний и умений воспитанников по финансовой грамотности. Отслеживается динамика результативности программы для каждого воспитанника. При отсутствии динамики, или при неудовлетворительной динамике знаний ребенка с ним проводится дополнительная индивидуальная работа по составлению рабочего финансового плана на месяц.
Занятия программы проводятся 1 раза в неделю по 1 часу, в течение 3 месяцев.
Специфика программы заключается в двухслойности содержания образовательной программы, представляющей собой системное соединение содержания теоретических основ финансовой грамотности с одной стороны и учебной проектной деятельности с другой. Реализация программы идет в интерактивной форме обучения: в виде финансовых боев, коммуникативных турниров, проектных кейс-игр, коллективных теоретических и практических занятий, бесед, деловых игр, дискуссий, экскурсий, проектной деятельности, индивидуальных занятий, чемпионатов по финансовой грамотности.
Образовательная программа состоит из 6 образовательных модулей (каждый модуль – 2 занятия):
Программа «Азбука финансовой грамотности» рассчитана на 3 месяца, для воспитанников от 12 до 17 лет.
Объем программы 12 учебных часов, необходимых для получения основных знаний в этой сфере.
Формы обучения и виды занятий планируются в виде лекций, тренингов, семинаров, круглых столов, мастер-классов, различных экономических игр, экскурсий и др.
Планируемые результаты обучения
Воспитанники получат возможность приобретать знания по финансовой грамотности, развивать умения пользоваться полученной информацией в процессе принятия финансовых решений, усвоить обобщенные способы принятия финансовых решений.
У подростков повысится мотивация к освоению финансовой грамотности.
Дети изучат основы проектирования, планирования, управления финансовыми ресурсами, повысят уровень знаний о финансовых продуктах и их грамотном использовании.
Условия реализации программы
Занятия проводятся в актовом зале, соответствующем требованиям санитарным нормам, пожарной безопасности, ТБ. Помещение хорошо освещается и проветривается периодически. Используются видеоролики, презентации, настольные экономические игры, достаточная материальная база, компьютер, медиапроектор, литература, интернет.
Учебно-тематический план
Тема занятия | Форма | Теорет. часы | Практич. часы |
Личные (семейные) финансы. | Лекция, знакомство, обсуждение. | 1 | |
Финансовое планирование и бюджет. | Деловая игра «Повышения уровня потребления (уровня жизни) домохозяйств, документальное оформление бюджета». | 0.5 | 0.5 |
Сбережения домохозяйства. | Проектная сессия «Планирование повышения уровня потребления (уровня жизни) домохозяйств с использованием услуг банков, оформление документов банковского вклада». | 0.5 | 0.5 |
Услуги банковских организаций. | Сюжетно-ролевая игра «Бюрократ». | | 1 |
Кредитование домохозяйства. | Проектная сессия «Планирование повышения уровня потребления (уровня жизни) домохозяйств с использованием услуг кредитных организаций, оформление документов о предоставлении кредита». | 1 | |
Услуги кредитных организаций | Дискуссия на тему: «Кредиты для жизни – за и против». | 0.5 | 0.5 |
Сбережения домохозяйства и кредитование. | Проектная сессия «Планирование повышения уровня потребления (уровня жизни) домохозяйств с использованием услуг банков, оформление документов банковского вклада и документов о предоставлении кредита». | 0.5 | 0.5 |
Услуги банков. | Экскурсия в банк. Финансовый бой. | | 1 |
Страхование домохозяйства. | Экскурсия в пенсионный фонд. «Планирование повышения уровня потребления (уровня жизни) домохозяйств с использованием услуг страховых организаций, оформление документов страхования». | | 1 |
Услуги страховых организаций | Беседа «Риски в моей жизни», групповая работа. | 1 | |
Инвестирование домохозяйством. | «Планирование повышения уровня потребления (уровня жизни) домохозяйств с использованием услуг инвестиционных организаций, оформление инвестиционных документов». | 0.5 | 0.5 |
Услуги инвестиционных организаций | Деловая проектная игра «Мой финансовый план». | 0.5 | 0.5 |
Содержание программы
Модуль 1. Личные (семейные) финансы. Финансовое планирование и бюджет.
1 занятие направлено на формирование у детей следующих понятий: Виды и структура доходов домохозяйства. Источники доходов домохозяйств. Заработная плата (работа по найму) как источник доходов. Пенсия и другие социальные выплаты как источник доходов. Свой бизнес как источник доходов. Виды и структура расходов домохозяйства. Обязательные ежемесячные траты домохозяйства. Налоги с физических лиц. Налоговые вычеты. Бюджет домохозяйства (семьи). Форма записи бюджета домохозяйства (семьи). Профицит и дефицит бюджета домохозяйства.
Деловая игра «Повышения уровня потребления (уровня жизни) домохозяйств, документальное оформление бюджета». Умение планировать бюджет домохозяйства и записывать доходную и расходную часть в форму личного (семейного) бюджета.
2 занятие: Реализация плана повышения уровня потребления (уровня жизни) домохозяйства. Умение контролировать покупки, выбирать товары и услуги в соответствии с реальными финансовыми возможностями домохозяйства. Осознание целей своего игрового домохозяйства и средств их достижения за прошедший игровой период.
Модуль 2. Сбережения домохозяйства. Услуги банковских организаций.
3 занятие - Сбережения. Мотивы сбережений. Финансовая подушка безопасности. Виды сбережений. Стратегия увеличения накоплений. Банки. Банковские пластиковые карты. Как осуществляются расчеты банковскими картами. Типы банковских пластиковых карт и их особенности. Виды банковских вкладов. Различие между вкладами до востребования и срочными вкладами. Основное правило вкладов. Как работают сберегательные вклады. По каким критериям выбрать банк. Агентство по страхованию вкладов. Проектная сессия «Планирование повышения уровня потребления (уровня жизни) домохозяйств с использованием услуг банков, оформление документов банковского вклада». Умение планировать бюджет и записывать доходную и расходную часть в форму личного (семейного) бюджета.
4 занятие - Реализация плана повышения уровня потребления (уровня жизни) домохозяйства с использованием услуг банков. Умение контролировать покупки, выбирать товары и услуги в соответствии с реальными финансовыми возможностями домохозяйства.
Сюжетно-ролевая игра «Бюрократ».
Модуль 3. Кредитование домохозяйства. Услуги кредитных организаций
5 занятие. Виды кредитных организаций. Коммерческие банки как кредитные организации. Займы физическим лицам. Кредиты физическим лицам. Банковский кредит для физических лиц. Кредиты в торговых сетях. Микрозаймы в микрофинансовых организациях. 7 золотых правил использования кредитов. Потребительский целевой кредит. Кредит на неотложные нужды. Автокредит. Ипотека. Образовательный кредит. Процентная ставка по кредиту. Как оценить полную стоимость кредита. Десять правил защиты прав потребителя финансовых услуг.
Проектная сессия «Планирование повышения уровня потребления (уровня жизни) домохозяйств с использованием услуг кредитных организаций, оформление документов о предоставлении кредита».
6 занятие Дискуссия на тему: «Кредиты для жизни – за и против». Осознание того, куда уходят личные (семейные) деньги, необходимости планирования и учета семейных доходов и расходов. Осознание ответственности за выплату кредита. Осознание важности сбережений и финансовой подушки безопасности.
Модуль 4. Сбережения домохозяйства и кредитование. Услуги банков.
7 занятие. Источники и виды доходов семьи. Виды и структура расходов семьи. Обязательные ежемесячные траты семьи. Планирование и форма записи семейного бюджета. Стратегия сбережения и накопления. Финансовая подушка безопасности. Банки и банковские карты. Банковские вклады и доход по вкладу. Виды кредитов для физических лиц. Полная стоимость кредита. Способы погашения кредита. Ответственность за выплату кредита. Права и обязанности потребителя финансовых услуг. Проектная сессия «Планирование повышения уровня потребления (уровня жизни) домохозяйств с использованием услуг банков, оформление документов банковского вклада и документов о предоставлении кредита».
8 занятие Финансовый бой.
Модуль 5. Страхование домохозяйства. Услуги страховых организаций
9 занятие. Риски на жизненном пути человека. Особые жизненные ситуации в жизни человека. Страховая защита от рисков. Как работает страховая защита. Виды страховой защиты на разных этапах жизни человека. Услуги страховых организаций. Договор страхования. Страховые случаи и их виды. Что такое страховая премия. Что такое страховой взнос. Что такое страховая выплата и как она производится. Обязательное государственное социальное страхование. Коммерческое страхование. Назначение обязательного государственного социального страхования. Пенсионное страхование. Обязательное медицинское страхование. Социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Страхование занятости населения.
Проектная сессия «Планирование повышения уровня потребления (уровня жизни) домохозяйств с использованием услуг страховых организаций, оформление документов страхования».
10 занятие – беседа «Риски в моей жизни», групповая работа по составлению плана жизнеобеспечения семьи, расчет финансовых трат на семью, анализ финансовых рисков. Определение минимального уровня заработной платы для содержания семьи.
Модуль 6. Инвестирование домохозяйством. Услуги инвестиционных организаций
11 занятие - Что такое ценные бумаги. Виды ценных бумаг. Акция. Облигация. Риски при покупке ценных бумаг. Что такое инфляция и чем она опасна. За что отвечает государство, и какие финансовые риски оно на себя брать не будет. Инвестирование. Виды инвестирования. Фондовый рынок. Фондовые биржи. Правила «трех не».
Проектная сессия «Планирование повышения уровня потребления (уровня жизни) домохозяйств с использованием услуг инвестиционных организаций, оформление инвестиционных документов».
12 занятие – Деловая проектная игра «Мой финансовый план». Каждый участник программы составляет план финансовой деятельности на месяц, учитывая полученные знания, затем защищают свои проекты. Самые активные и целеустремленные воспитанники привлекаются к проектной деятельности учреждения, участвуют в объявленных конкурсах социально-значимых проектов, привлекаются на правах консультантов при дальнейшей реализации программы (в случае того, если воспитанник, достигший значительных успехов в освоении программы, проживает в учреждении более длительный срок).
Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
1 занятие «Личные (семейные) финансы»
Цель: дать представление воспитанникам о том, как и из чего формируется личный (семейный) бюджет. Мотивирование на ответственное отношение к данному виду деятельности.
Ход занятия.
Знакомство.
Введение в тему рабочей программы – просмотр обучающего видеоролика «Финансовая грамотность – что это такое».
Игра «Компоненты семейного бюджета».
Обсуждение.
Домашнее задание: составить план личного бюджета на месяц из расчета 1000 рублей на карманные расходы.
2 занятие «Финансовое планирование и бюджет»
Цель: закрепление представлений воспитанников о принципах формирования семейного бюджета.
Ход занятия.
Обсуждение домашнего задания.
Проектная сессия «Семейный бюджет».
Игра – диспут «Обязательные пункты семейного бюджета».
Обсуждение.
Домашнее задание: нарисовать памятку «Как правильно составить семейный бюджет»
3 занятие «Сбережения домохозяйства»
Цель: дать представление воспитанникам о том, откуда берутся деньги, их номинале, что такое сбережения, их функциях и способах оформления.
Ход занятия.
Обсуждение домашнего задания.
Игра на внимание «Денежные знаки».
Просмотр обучающего видеоролика «Что такое «Сбережения».
Сюжетная игра «Мой дом».
Обсуждение.
Домашнее задание: составить список покупок на 1 неделю исходя из соображений крайней необходимости.
4 занятие «Услуги банковских организаций»
Цель: в игровой форме познакомить участников программы с строением банковской системы и механизме получения банковской услуги.
Ход занятия.
Обсуждение домашнего задания.
Сюжетно-ролевая игра «Бюрократ».
Обсуждение.
Домашнее задание: составить план получения банковской услуги
5 занятие «Кредитование домохозяйства»
Цель: дать детям возможность в игровой форме проанализировать особенности кредитования, актуализация знаний детей об ответственности за несвоевременную выплату кредитных обязательств.
Ход занятия.
Обсуждение домашнего задания.
Ролевая игра «Кредитная организация»
Просмотр обучающего видеоролика «Я и кредит»
Обсуждение «Мои правила взаимодействия с кредитными организациями».
Домашнее задание: написать плюсы и минусы системы кредитования для получателя услуги.
6 занятие «Услуги кредитных организаций»
Цель: дать детям возможность в игровой форме проанализировать особенности кредитования, актуализация знаний детей об ответственности за несвоевременную выплату кредитных обязательств.
Ход занятия.
Обсуждение домашнего задания.
Групповая дискуссия «Кредиты для жизни – за и против».
Сюжетная игра «Я учусь зарабатывать».
Обсуждение «Способы получения дохода».
Домашнее задание: написать эссе на тему «Я учусь зарабатывать».
7 занятие «Сбережения домохозяйства и вклады»
Цель: дать детям возможность в ходе практической деятельности найти способы увеличения доходов семейного бюджета.
Ход занятия.
Обсуждение домашнего задания.
Мини-лекторий «Лайфхаки преумножения дохода».
Адаптированная игра «Бизнес».
Домашнее задание: Письмо Джину.
8 занятие «Услуги банков»
Цель: структурировать знания воспитанников о том, что значит банковская услуга, пути ее получения.
Ход занятия.
Экскурсия в банк.
Групповая игра «Финансовый бой»
Домашнее задание: «Моя будущая профессия».
9 занятие «Страхование домохозяйства»
Цель: дать представление воспитанникам о рисках, возникающих в жизни человека, способах минимизации рисков.
Ход занятия.
Обсуждение домашнего задания.
Экскурсия в пенсионный фонд.
Групповая дискуссия «Страховка – нужный вариант защиты имущества, или пустая трата денежных средств»
Домашнее задание: Придумать пять вопросов для сотрудника банка.
10 занятие «Услуги страховых организаций»
Цель: на практическом примере научиться с вниманием относиться к условиям предоставления страхования и оформлению договора.
Ход занятия.
Обсуждение домашнего задания.
Сюжетно-ролевая игра «Риски в моей жизни» (анализ страхового договора).
Просмотр обучающего видеоролика «Финансовая страховка»
Домашнее задание: нарисовать карту-путеводитель по рискам (в мини группах).
11 занятие «Инвестирование домохозяйства»
Цель: Проанализировать варианты решения проблемы нехватки денежных средств путем развития домашнего хозяйства. Составление бизнес-плана.
Ход занятия.
Обсуждение домашнего задания.
Сюжетно-ролевая игра «Бизнес в сельской местности»
Дискуссия «Домашнее хозяйство – польза и риски»
Домашнее задание: составить примерный бизнес план развития ЛПХ.
12 занятие «Услуги инвестиционных организаций»
Цель: Проанализировать варианты решения проблемы нехватки денежных средств путем развития домашнего хозяйства. Составление бизнес-плана.
Ход занятия.
Обсуждение домашнего задания.
Деловая проектная игра «Мой финансовый план».
Защита проектов.
Домашнее задание: Проанализировать риски развития проекта и написать пути их минимизации.
При затруднении составления индивидуального финансового плана воспитаннику оказывается цикл индивидуальных консультаций, помогающих выработать план занятия. Перед началом цикла и после его окончания проводится диагностирование участников с целью отслеживания динамики развития финансовой грамотности каждого ребенка. По окончании программы участникам выдаются сертификаты прохождения обучения и набор памяток, созданных в ходе реализации программы.
Список литературы
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 4. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 5. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Вигдорчик, Е. А. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА ПРЕСС, 2015. — 112 c.
Гриб В. В., Азбука финансовой грамотности молодежи / Гриб Владислав Валерьевич, Кирьянов Артем Юрьевич. – Москва: Юрист, 2015. – 119 с.
Евстафьева И.Ю. и др.Основы финансовой грамотности. Учебник. – СПб, ИД «Литера», 2015. – 256 с.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Зеленцова, А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика / А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. — М.,2012. — 112 с.
Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://www.misbfm.ru/programma-fingramotnostinaseleniyarf#_Toc2313584511
Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Осницкий, А. К. Регуляторный опыт, субъектная активность и самостоятельность человека [Электронный ресурс] : Ч. 1 / А. К. Осницкий // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2009. – № 5 (7) // Режим доступа: http://psystudy.com/index.php/num/2009n5-7/221osnitsky7.html.
Осницкий А. К. Регуляторный опыт, субъектная активность и самостоятельность человека [Электронный ресурс] : Ч. 2 / А. К. Осницкий // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2009. – № 6 (8) // Режим доступа: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2009n6-8/241-osnitsky8
Основы финансовой грамотности: Элективный курс для школьников старших классов и их родителей: Учеб. / под ред. И.Ю. Евтафьевой, Н.Г. Ивановой, В.Г. Шубаевой. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2015. 6. Иванов
Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации по разработке и реализации программы курса в общеобразовательных учреждениях Подготовлено при участии Центрального Банка России и Поляковой О.Б., зам. директора ГАОУ «Гимназия № 1518». 28 с.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] //Режим доступа: Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/55170507/#ixzz4kPUsTszr
Савицкая Е. В., Финансовая грамотность: профессиональное обучение: методические рекомендации для преподавателя: инновационные материалы по финансовой грамотности для образовательных организаций / Елена Савицкая. – Москва: Вита Пресс, 2016. – 144 с.
Сергейчик, И.С. Мировой опыт реализации проектов в области финансового образования и повышения финансовой грамотности населения /С. И. Сергейчик, М. С. Сергейчик, А. А. Максимова, Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2015. 5 (158) [Электронный ресурс]
Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской школы по личным финансам/ А. Горяев, В. Чумаченко, В. – М.: Citi Fundation, 2009. – 42c.
Финансовая грамота. Спецпроект Российской школы по личным финансам/ А. Горяев, В. Чумаченко, В. – М.: Citi Fundation, 2009. – 106 c.
Формирование основ финансовой грамотности у детей и подростков / Сборник методических разработок. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО. – 2016. – 147с.[Электронный ресурс]