СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Азбука каждому нужна" разработка урока музыки. 1 класс.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока указывает на формирование универсальных учебных действий. Структура соответствует ФГОС. Подходит для всех видов УМК.

Просмотр содержимого документа
«"Азбука каждому нужна" разработка урока музыки. 1 класс.»

Музыка

Класс: 1 «А»

Тема урока: Азбука каждому нужна.

Задачи урока: 

Образовательная: формировать знания о нотной азбуке; учиться исполнять и слушать музыку, взаимодействовать в процессе хорового пения;

Развивающая: развивать умение осмысленно отвечать на поставленные вопросы, правильно исполнять музыкальные произведения;

Воспитательная: инициировать потребность детей к осмысленному восприятию музыки; учить работать в группе, в паре.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Методы: деятельностный подход, словесные, наглядные, практический, проблемный.

Оборудование:  интерактивная доска, музыкальный материал, УМК, презентация.

Музыкальный материал:

  • «Азбука» Б.Заходер

  • «Звуки музыки» Р.Роджерс

  • «Учат в школе»

  • «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковский.



Формирование универсальных учебных действий:

1. Формирование предметных УУД:

а) исполнять музыкальные произведения (пение, музыкально-пластическое движение)

б) воплощать художественно-образное содержание (в пении, слове, движении, игре);

в) эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности.

2.Формирование личностных УУД:

а) формировать мотивацию к обучению и познанию;

б) формировать готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

3.Формирование регулятивных УУД:

а) умение видеть ошибку;

б) умение оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.

4. Формирование познавательных УУД:

а) воспринимать на слух музыкальное произведение.

в) давать образную характеристику прослушанного произведения.

5. Формирование коммуникативных УУД:

а) владеть диалогической формой речи;

б) умения слушать и слышать учителя, ученика;

в) умения сотрудничать в группе при решении учебных задач.



ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

- Дети входят в класс под песню «Азбука» А.Заруба Б.Заходер

- Ребята, скажите, о чем была песенка?

- А зачем нам нужна азбука?

- Кто может мне ответить, сколько в русском алфавите букв?

Интересно было бы узнать, а для чего нужны 33 буквы, что можно с ними делать?

Как вы, ребята, думаете можно ли написать музыку буквами или цифрами?

Как вы думаете, что еще можно назвать азбукой?

- Азбукой, ребята, называют не только буквы. Основу чего-либо, важную и необходимую, тоже называют азбукой. Например, азбука поведения, азбука вежливости. А есть ли азбука у музыки? А хотели бы вы это узнать?

2. Постановка проблемы.

- Сегодня мы с вами поговорим о том, что составляет основу для музыки.

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

- Азбука нам нужна, чтобы уметь составлять слова и предложения.

С помощью букв мы читаем и пишем слоги, слова и предложения.

- Как вы думаете, с помощью чего записывается азбука музыки?

Для чего может потребоваться азбука музыки?

- А какие задачи мы сегодня поставим на урок?

  1. Узнать азбуку музыки.

  2. Учиться исполнять и слушать музыку. (Выделенные слова написаны заранее учителем на доске, дети должны их дополнить)

3. Работа над раскрытием темы.

Как вы думаете, что является азбукой музыки? С помощью чего она записывается?

Что вы узнали про ноты?

Сколько их всего? Назовите их? Для чего они нужны? В какой последовательности ноты расположены?

Посмотрите на картинку, что вы видите? В какие цвета она раскрашена?

Давайте и мы попробуем создать хоровод из ноток, в такой же последовательности цветов, какую вы видите на радуге. Поработаем в группах.

Ваша задача на листок бумаги приклеить ноты от первой до последней по порядку цветов радуги и подписать ноту.

А)Игра «Нота заблудилась».

Давайте вспомним сколько в азбуке букв? С помощью 33 букв пишут замечательные сказки, стихи, рассказы, словари и многое другое (показать на примере).

А нот ребята сколько? Для чего они нужны? В какой последовательности они расположены?

Всего 7 нот. Ноты нужны, чтобы сочинять музыку. До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Мы видим радугу?

У радуги 7 цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

Всего 7 нот, ноты нужны, чтобы композитор мог сочинять музыку.



Б) Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

“День за днём, за годом год

Водят ноты хоровод,

И давно известно всем –

Их на свете ровно семь”

Чтобы вы хорошо запомнили названия нот, я предлагаю вам разучить песню, которая так и называется “Звуки музыки”. Музыку написал композитор Р. Роджерс, а стихи поэтесса М.Цейтлина. С помощью наших семи нот композитор написал замечательную песню.

Первичное прослушивание песни.

Грустно или весело звучала эта песня? Кто ее исполнял? О чем в ней шла речь?

В этой замечательной песенке к каждой ноте придумали предложение, в одном из слов которого, есть название ноты.

Сейчас мы выучим эту песенку, которая поможет нам разобраться, как наши ноты звучат.

Слушание песни «Звуки музыки». С каким настроением исполняется песня?

Ребята, теперь мы с вами знаем, что каждая нота имеет своё название.

А теперь давайте разобьемся на пары и попробуем исполнить еще раз эту песенку.

После исполнения оцениваю работу пар с помощью нот с проговариванием.



В) Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

А теперь мы послушаем знакомое всем вам произведение, вспомните, как оно называется и возможно кто-то вспомнит фамилию композитора.

Слушание: “Вальс снежных хлопьев” музыка П.И. Чайковского из балета “Щелкунчик”.

Как звучала музыка? Кто написал эту музыку?

А как назвал композитор Пётр Ильич Чайковский эту музыку?

А что такое ВАЛЬС?

ВАЛЬС – это такой танец, который танцуют парами.

Дети показывают свои придуманные движения, изображают падающие снежинки (в парах).

Понадобилось всего 7 нот.

До,Ре,Ми,Фа,Соль,Ля,Си

Мы учились слушать и исполнять музыкальные произведения.



3. Рефлексивно – оценочный этап.

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД

Давайте вспомним, сколько букв в алфавите? Что делают с помощью букв? А сколько нот в музыке? Для чего они нам нужны?

Давайте вспомним песенку, в которой поется о том, чему учат в школе.

Ребята, исполним всем нам знакомую песню «Учат в школе». О чем поется в этой песенке?

Как мы должны исполнить песню?

(Показ ролика про школу и одновременное пение)

Рефлексия деятельности

Выскажитесь по одному предложению.

Всё ли вам удавалось легко?

В чем вы испытали трудности?

Опорные слова:

Я узнал... Я научился..... Я смогу..... Мне понравилось....

















Как мальчик познакомился с нотками



Вечером мальчик долго не мог заснуть. Уже давно спало солнышко, и спала вся Земля. Не спали только звезды. Они звенели в вышине. Мальчику очень хотелось поймать песенку звезд, но звезды были слишком высоко.

— Музыка, помоги мне поймать песню звезд, — попросил мальчик.

Звёзды запели громче, и с небес спустилась фея. В ее бездонных глазах сверкали звезды. Ее солнечные локоны блестели, как песня солнышка. Ее платье, сотканное из хрустальных капель воды, журчало голосом ручьев и рек. При взмахе ее радужных воздушных крыльев звучала песня радуги.

— Я фея Музыки, малыш. Я подарила тебе чудесный дар — слышать Музыку. — Люди очень редко получают от меня этот небесный дар. Но вижу, тебе этого мало.

— Спасибо за твой волшебный подарок, Музыка, — вежливо поблагодарил мальчик.

— Мне жаль, что другие люди не получили от тебя такого подарка. Если я поймаю твои песенки, все смогут услышать их.

— Это достойная цель, — засмеялась фея Музыки. — На самом деле все просто. Что делают люди, чтобы сохранить свои слова?

— Они их записывают, — ответил мальчик.

— Правильно, нужно научиться записывать музыку. Тебе помогут в этом деле семь моих дочек ноток и нотная тетрадь.

Фея Музыки взмахнула одним радужным крылом, и перед мальчиком появилась тетрадка, в которой все страницы были разлинованы пятью линеечками.

— Это нотная тетрадь, а пять линеечек — это дом для ноток, нотный стан, — объяснила фея Музыки и взмахнула другим крылом.

Оттуда вылетели семь ноток. Они кружились в воздухе, превращаясь то в золотые искорки, то в хрустальные капельки. Потом нотки превратились в овальчики, прыгнули в нотную тетрадь и уселись на линеечках.

— Меня зовут нотка До, — пропела самая нижняя нотка. — Я люблю дирижировать.

— Позвольте представиться, нотка Ре, — запела более тонким голосом нотка, сидящая повыше. — Я обожаю петь романсы.

— Ми — милая минорная нотка, — пропела следующая нотка еще более высоким голосом и умолкла, удобнее устраиваясь на своей линеечке. Чем выше на линеечках сидели нотки, тем тоньше звучали их голоса.

— Нотка Фа, люблю фантазировать.

— Нотка Соль, я хочу быть солисткой.

— Нотка Ля, я очень ласковая и люблю летать.

— Нотка Си, мечтаю сыграть симфонию.

Нотки сидели на нотных линеечках, словно маленькие птички. Они звучали, вертелись, сверкали и вздрагивали.

— С помощью ноток ты сможешь записать любую мелодию, — сказала фея Музыки

— А вдруг нотки улетят от меня? — испуганно спросил мальчик.

— Да, мои дочки нотки любят летать, поэтому лучше запирай их на ключ.

Фея выдернула из своего золотистого локона один волосок, причудливо изогнула его и протянула мальчику:

— Дарю тебе этот волшебный ключ. Маэстро Скрипичный ключ будет следить за нотками и расскажет им о законах музыкальной гармонии. Скрипичный ключ тут же важно расположился в самом начале нотного стана.

— Мне пора. Я должна облететь Землю и спеть все свои песни, — фея Музыки взмахнула своими радужными крыльями и исчезла в вышине.

— Записывай мои мелодии с помощью ноток, малыш. Тогда ты сможешь подарить их людям и станешь великим композитором, — прозвучал в вышине звонкий голос Музыки.

Счастливый мальчик положил под подушку нотную тетрадь и крепко уснул.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!