| Приложение к Основной общеобразовательной программе начального общего образования, утверждённой приказом МАОУ СОШ № 17 г. Белебея от31.08.2019г. № 372 с Изменениями и дополнениями, приказ от 31.08.2020 г. №259 |
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«Азбука нравственности»
1-4-ые классы
Составитель: Пожарнова Л.Н.
учитель начальных классов
2020 год
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
В результате прохождения программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности» предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
- сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
- Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
- Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Занятия по данной программе будут способствовать достижению планируемых результатов основной образовательной программы МАОУ СОШ №17 г. Белебея.
Формы учета оценки планируемых результатов
1. Опрос
2. Наблюдение
3. Диагностика:
- нравственной самооценки;
- этики поведения;
- отношения к жизненным ценностям;
- нравственной мотивации.
Формы организации внеурочной деятельности:
- Ролевые игры;
- Беседы, викторины;
- Коллективные творческие дела;
- Смотры-конкурсы, выставки;
- Тренинги общения;
- Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране;
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
- Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов, презентаций и др.
В результате прохождения программного материала к концу 1-го класса обучающиеся должны знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
В результате прохождения программного материала к концу 2-го класса обучающиеся должны знать:
1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
2. Заповеди и правила этикета.
3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отраженном в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X.Андерсена).
4. Афоризмы.
Уметь:
1. Исполнять заповеди.
2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
3. Выполнять обещания.
4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.
В результате прохождения программного материала к концу 3-го класса обучающиеся должны знать:
1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.
2. Каким должен быть воспитанный человек.
3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждение своих нравственных убеждений.
5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
Уметь:
1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
6. Быть сострадательными к чужому горю.
. Не обижать животных и птиц.
8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
В результате прохождения программного материала к концу 4-го класса обучающиеся должны знать:
1. Правила этики и культуры речи.
2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.
3. Об источниках наших нравственных знаний.
4. О совести как основе нравственности.
5. Заветы предков. «Поучение» В. Мономаха.
6. Стихотворения о Родине (на выбор).
7. Афоризмы.
8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.
Уметь:
1. Различать хорошие и плохие поступки.
2. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
3. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
4. Исполнять заповеди.
5. Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Выпускник получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебной материале в сотрудничестве с учителем;
«планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться, к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1-й класс (16-17 часов)
Раздел 1: Правила поведения в школе (2часа)
Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.
Раздел 2: О добром отношении к людям (4часа)
Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других - ты не один на свете.
Раздел 3: Как стать трудолюбивым (3 часа)
«Ученье - Свет, а неученье - тьма» Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.
Правила опрятности и аккуратности. Культура внешнего вида. Каждой вещи свое место. Умейте ценить свое и чужое время.
Раздел №4 «Правила опрятности и аккуратности» (3часа)
Аккуратность, опрятность, бережливость - уважение человека к себе. Личная гигиена
Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (2 часов)
Как вести себя на улице и дома.
Раздел 6: Школьный этикет (2-3 часа)
Как должны относиться ученики к учителю и почему? Этикет в общении с учителем. Содержание понятий «вежливость», «этикет». Зачем нужны людям правила вежливости и этикета. Как человек формирует «личный» этикет. Основные правила вежливости в общении.
2-й класс (35 часов)
Раздел 1: Культура общения (10 часов)
Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.
.Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4 часа)
Заповеди. Дал слово - держи.
Раздел 3: Дружеские отношения (11 часов)
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечии. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.
Раздел 4: Понять другого (10 часов)
Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.
3-й класс (35 часов)
Раздел 1: Культура общения (10 часов)
Этикет разговора. Обращение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.
Раздел 2: Самовоспитание (7 часов)
"Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10 часов)
Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если...? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Раздел 4: Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? (8 часов)
Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие дается, как нам дается благодать. Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики
4 -й класс (35 часов)
Раздел 1: Культура общения (6 часов)
Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.
Раздел 2: Самовоспитание (8 часов)
Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (12 часов)
Об источниках наших нравственных знаний. Совесть - основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость - золотой ключик, открывающий сердце людей.
Раздел 4: Искусство и нравственность (9 часов)
Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.
Учебно-тематическое планирование
1класс
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
теор. | практ. |
Раздел №1 «Правила поведения в школе» (2ч) |
1 | Вводное занятие. Правила поведения на уроке Правила поведения на перемене Правила поведения в общественных местах | 1 | | Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Простые интеллектуальные игры. Зачем нужны правила поведения? Всегда ли мы соблюдаем правила? Какие правила для нас самые трудные7 Понятия «урок» и «перемена». Правила поведения на уроке и на перемене. Как вести себя в актовом зале школы? | | |
2 | Правила поведения в столовой Правила поведения в школьном дворе Урок – экскурсия (игры во дворе) | | 1 | Часто ли ученики ходят по упавшей одежде? Кто и почему был обижен в раздевалке? Как правильно вести себя в столовой? Зачем нужны правила поведения за столом? Главное правило поведения за столом. Правила пользования столовым прибором. | | |
Раздел № 2. «О добром отношении к людям» (4ч) |
3 | Что такое «добро» Чтение рассказов В.Осеевой, Н.Носова, Е.Пермяка Каким бывает зло? «Волшебные» (добрые) слова | | 1 | Знакомство с понятиями «добро» и «зло» (синонимами «хорошо» и «плохо»). Диспут «Чей герой лучше»? Роль смеха. Чтение и обсуждение рассказов детских писателей, сказок о добре и зле. Правила вежливости, их происхождение и изменение в связи с развитием общества. Объяснить, что мы понимаем под формой общения. | | |
4 | Человек и его поступки. Хорошие и плохие черты характера, Жадность и жадины | | 1 | Объяснить детям, какие черты характера хорошие и плохие; побудить к обсуждению вопроса, почему надо исправлять плохие качества. Чтение и анализ басен Л. Н. Толстого, народных пословиц о жадности. | | |
5. | Добрые и недобрые дела Урок – беседа с элементами диспута и игры | | 1 | Разбор конкретных ситуаций из жизни. Эксперимент: какое нравственное качество отражается на лице(мордашке) игрушек. | | |
6 | Помни о других - ты не один на свете. Учимся дружить | 1 | | Раскрытие смысла понятия «помнить о других» Как твоё действие отразиться на других? Почему надо беречь своих родителей? Готовить детей к восприятию чужой точки зрения. Расширить знания о взаимоотношениях людей, о дружбе. Обсудить, чем дружба отличается от товарищества. Научить различать привязанность и настоящую дружбу. | | |
Раздел №3 «Как стать трудолюбивым» (3ч) |
7 | «Ученье – свет, а неученье – тьма» Играй, играй, а дело знай» | 1 | | Какую роль играет образование в жизни людей? «Век живи – век учись» Пословицы и поговорки о грамоте, учении. | | |
8 | О лени и лентяях | | 1 | Обсудить проблему человеческой лени; сделать выводы, как преодолеть собственную лень; учить рассуждать | | |
9 | Как быть прилежным и старательным Наш труд в классе Кем быть? | 1 | | Какое значение имеет выражение «прилежный, старательный ученик»? Почему мы даём положительную оценку этим качествам человека? Что нужно для того, чтобы стать прилежным и старательным? Формирование у детей нравственного опыта, представление о труде для всех. Нужен ли труд? Нравится ли труд детям? На каких литературных героев вы хотите быть похожими? Дать первоначальные знания о разнообразном мире профессий, показать важность труда в любой профессиональной деятельности | | |
Раздел №4 «Правила опрятности и аккуратности» (3ч) |
10. | Культура внешнего вида | | 1 | Что означает культура внешнего вида? Почему внешний вид не только твоё личное дело? Составление списка Мойдодыра – защитника чистоты и гигиены. | | |
11 | Гигиена тела. «Не только платье красит человека» | 1 | | Правила личной гигиены; способы ухода за своим телом; привычка соблюдать правила личной гигиены ежедневно. | | |
12 | Каждой вещи – своё место Урок – беседа с элементами инсценировки | | 1 | Инсценировка рассказа Л. Воронковой «Маша - растеряша» Правила организованного собранного ученика. Аккуратность – это нравственное качество. | | |
Раздел № 5 «Правила поведения на улице и дома» (2 часа) |
13 | Как вести себя дома и на улице? (Обобщающее занятие) | | 1 | Правила поведения на улице. Правила поведения дома. Твой подъезд, твой двор. Ты идёшь гулять. | | |
14. | Безопасное общение с незнакомцами. Практикум | | 1 | Правилам безопасного поведения с незнакомыми людьми. | | |
Раздел №6 «Школьный этикет» (2-3 часа) |
15 | «Школа вежливых наук» | 1 | | Этикет – что это такое? Зачем он нужен младшему школьнику? | | |
16-17 | Как приветствовать людей и знакомиться с ними. Язык, мимика и жесты Игра-путешествие в страну Этикета | 1 | | Внешние правила знакомства и приветствия. Краткий справочник «Правила этикета» (составитель Л. Васильева – Гангнус) Формы знакомства и приветствия за столом. Навыки и привычки, облегчающие установление контактов в общении, создании атмосферы доверия | | |
Учебно-тематическое планирование
2 класс
№ | Тема занятий | Количество часов | Описание примерного содержания занятий | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
аудиторных | неаудиторных |
Раздел 1. Культура общения (10 часов) |
1. | Введение | 1 | | Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Простые интеллектуальные игры. | | |
2. | Что такое дисциплина в школе? | | 2 | Правила поведения для учащихся | | |
3. | Правила поведения в библиотеке | | 1 | Как правильно вести себя в библиотеке? | | |
4. | Внимательность к окружающим (сопереживание, помощь) | | 1 | Выработка правил заботливого отношения к людям. | | |
5. | Правило обязательности: дал слово -держи его | | 1 | Игра «Цветик - семицветик» | | |
6. | Доброжелательность в общении | | 1 | Составление правил доброжелательного человека. Коллективное задание | | |
7. | Ты и поступки окружающих | 1 | | Инсценирование, обыгрывание ситуаций | | |
8. | Правдивость | | 1 | Командное проигрывание ситуаций, инсценировка | | |
9. | Поведение в гостях | | 1 | | | |
Раздел 2. Общечеловеческие нормы нравственности (4 часа) |
10. | Заповеди | | | | | |
11. | Земля – наш общий дом. Бережное отношение к природе | | | Игра – судебный процесс | | |
12. | Дал слово - держи | 1 | | Беседа (осознание себя как личности, видение положительных и отрицательных черт характера), тренинг «Какой я человек?» | | |
13. | Нравственные устои русского народа | 1 | | Знакомство с баснями, былинами | | |
Раздел 3. Дружеские отношения (11 часов) |
14. | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна» | 1 | | Чтение и обсуждение произведений о дружбе | | | |
15. | Преданный друг | | 1 | Практическая работа «Составление правил дружбы» | | |
16. | О доброте и бессердечии | 1 | | Беседа о добром отношении к людям, природе, животным | | |
17. | Об уважительном отношении к старшим | 1 | | Рассуждения о взаимоотношениях между членами семьи, уважении к старшим | | |
18. | О зависти и скромности | 1 | | Чтение и анализ басен И. Крылова, народных сказок. | | |
19. | О доброте и жестокосердии | 1 | | На примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «доброта» и «жестокосердие». | | |
20. | Хочешь иметь друга – будь им. | 1 | | Расширить знания о взаимоотношениях людей, о дружбе. Обсудить, чем дружба отличается от товарищества Научить различать привязанность и настоящую дружбу. | | |
21 - 22 | Чтение произведений Н.Носова, В.Осеевой | | 2 | | | |
23. | «Пословица недаром молвится». Пословицы и поговорки о дружбе | | 1 | Игра «Слабое звено» | | |
24. | В мире мудрых мыслей | 1 | | Поговорки, пословицы разных народов, высказывания о нравственных качествах людей | | |
| Раздел 4. Понять другого (10 часов) |
25. | Золотые правила | 1 | | | | |
26. | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. | | 1 | Обыгрывание жизненных ситуаций. | | |
27. | О тактичности и бестактном поведении | | 1 | Составление правил тактичного поведения | | |
28. | Учимся находить хорошее в человеке | | 1 | Игровой тренинг | | |
29. | О чём говорят выразительные движения | | 1 | Познакомить детей с выразительными движениями как вербальными средствами общения. Дать возможность потренироваться в невербальном общении. | | |
30. | На чём основано взаимопонимание | | 1 | Развитие умения «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения; усвоение стандартных приемов эстетических форм общения; учить умению видеть причины отсутствия взаимопонимания. | | |
31 - 32 | Чтение художественных произведений о детях и для детей. | | 2 | Чтение и обсуждение рассказов детских писателей о дружбе | | |
33. | «Да здравствует вежливость!» | | 1 | Составить словарь наиболее часто употребляемых в общении «вежливых» слов. | | |
34-35. | Итоговое занятие. | | 1 | Конкурсная программа | | |
| | | | | | |
Учебно-тематическое планирование
3 класс
№ | Тема занятий | Количество часов | Описание примерного содержания занятий | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
аудиторных | неаудиторных | |
| |
| Раздел 1. | Культура общения (10 часов) | | |
| |
|
1 - 2 | Этикет разговора | 2 | | На примере рассказов Е.Пермяка научить детей придерживаться нравственных правил общения. | | |
3 | Обращение к разным людям | | 1 | Учить вежливому обращению к людям. | | |
4 | Вежливый отказ. Несогласие | | 1 | Учить детей употреблять в речи вежливые формы отказа в просьбе, в приглашении | | |
5 | Этикетные ситуации. | | 1 | Инсценирование, обыгрывание жизненных ситуаций | | |
6 | Афоризмы | 1 | | Чтение, осмысление пословиц о воспитании, нравственных качествах человека | | |
7 | Разговор по телефону | | 1 | Прививать детям навыки культурного поведения при общении по телефону. | | |
8 | Играем роль воспитанного человека | | 1 | Отрабатывание формулы речевого этикета, привитие умения пользоваться ими в своем речевом поведении. | | |
9 | Почему письмо – зеркало души? | | 1 | Развивать навык письменной речи, умение высказывать свои мысли письменно. | | |
10 | Чтение книг о детях | | 1 | | | |
Раздел 2. Самовоспитание (7 часов) |
11. | Что значит быть вежливым? | | 1 | Учить детей придерживаться нравственных правил общения. | | | |
12 | Мои достоинства и недостатки | | | Развивать навык самоконтроля, умение критично оценивать себя. | | | |
13 | Большое значение маленьких радостей | | 1 | В какие игры и как мы играем (на перемене, во дворе школы). Книжкина мастерская. | | | |
14 | О хороших и дурных привычках | 1 | | Школьные традиции нашего народа (гимназия, крестьянская школа). | | | |
15 | Афоризмы о самовоспитании | 1 | | Чтение, осмысление афоризмов, высказываний о самовоспитании. | | | |
16 | Точность: береги свое время и время других. | | 1 | Практическая работа в группах по составлению личного плана на день, неделю. | | | |
17 | Твои друзья и ты | | 1 | Формировать навыки и привычки, облегчающие установление контактов в общении, создании атмосферы доверия. | | | |
Раздел 3. Обобщение представлений о нравственных качествах (10 часов) |
18 | Заповеди: как мы их выполняем | 1 | | Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. | | | |
19 | О сострадании и жестокосердии | 1 | | Ознакомление с нравственными качествами как результатом поведения по нравственным нормам. | | | |
20. | Лгать нельзя, но если...? | 1 | | Учить детей честности, справедливости | | | |
21 | Всегда ли богатство счастье? | 1 | | Размышления о значении слова «счастье» | | | |
22 | Спешите делать добро | | 1 | Путем обыгрывания житейских ситуаций формировать у детей нормы нравственного этикета. | | | |
23 | Без труда не вытащишь и рыбку из пруда | | 1 | Беседа о значении труда для развития и совершенствования людей | | | |
24. | Т руд кормит, а лень портит | | 1 | Чтение стихов, пословиц о труде, работе | | | |
25. | Организованность в труде. Кем хочу быть? Почему? | 1 | | Любой труд почетен. Уважение к труду нашего народа. Трудолюбие в культуре. | | | |
26 | Чьим трудом славен наш город? | | 1 | Коллективная работа «Наши славные земляки» | | | |
27 | Герои русских былин | 1 | | Чтение былин, иллюстрирование. | | | |
Раздел 4. Как сердцу высказать себя? Другому, как понять тебя? (8 часов) | |
28. | Как сердцу высказать себя? | 1 | | Учить детей умению делиться своими переживаниями. | | | |
29. | Пытаемся разобраться в трудной ситуации | 1 | 1 | Формирование у учащихся ценностных ориентаций, умений формулировать нравственные суждения | | | |
30. | «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать» | | 1 | Воспитание патриотизма, уважительное отношение к ветеранам войны и труда; Воспитание толерантности; развитие монологической и диалогической речи | | | |
31. | Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. | 1 | | Расширить представление о человеческих отношениях в обществе, о нормах нравственности, правилах культуры; развивать память, речь. | | | |
32. | Слово лечит, слово ранит. | 1 | | Учить детей сопереживанию, умению в трудную минуту поддержать друзей, близких. | | | |
33. | Диалоги о хороших манерах, добре и зле. | | 1 | Закреплять навыки культурного поведения в общественных местах; продолжать формировать положительные моральные качества; учить давать оценку поступкам других людей, высказывать свое мнение по теме; развивать творческие способности детей. | | | |
34. | Афоризмы | | 1 | | | | |
35. | Чему нас научили уроки нравственности? | | 1 | Игры, конкурсы | | | |
Учебно-тематическое планирование
4 класс
№ | Тема занятий | Количество часов | Описание примерного содержания занятий | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
аудиторных | неаудиторных |
Раздел 1.Культура общения (6 часов) |
1. | Традиции общения в русской семье. «Домострой» | 1 | | Семья, родители, родные (братья, сестры бабушки, дедушки). Отношения поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы, сострадания, помощи в семье. Обида. Почему надо уважать старшее поколение? | | |
2. | Этикет разговора. | | 1 | Обращение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. | | |
3. | Обращение к разным людям. | | 1 | Понятия «товарищ», «друг», «господин». Особенности их использования в общении между людьми. Товарищество и дружба в традициях русского народа. Верность и бескорыстие в дружбе | | |
4. | Этикетные ситуации | | 1 | Понятия «тон голоса», «речь», «общение». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Содержание понятий «вежливость», «этикет». Зачем нужны людям правила вежливости и этикета. Как человек формирует «личный» этикет. Основные правила вежливости в общении. | | |
5. | О терпимости к ближним | 1 | | Понятия «я», «мы», «они». Формирование осознания связи человека и окружающей среды. | | |
6. | Культура спора | | 1 | Инсценирование, обыгрывание ситуаций по теме занятия | | |
Раздел 2. Самовоспитание (8 часов) |
7. | Что значит быть вежливым? | | 1 | Конкурс «Лучшее дерево вежливости» | | |
8. | Мои достоинства и недостатки. | | 1 | Понятия «личность», «индивидуальность», «неповторимость». Внешний и внутренний мир человека. | | |
9. | О хороших и дурных привычках. | | 1 | Добрые и злые поступки, их последствия. | | |
10. | «Познай самого себя» | | 1 | Диагностика нравственной самооценки уч-ся | | |
11. | Самовоспитание | | 1 | Я - мой характер, мои знания. Мое поведение зависит от меня самого | | |
12. | Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю | | 1 | Практическое занятие по составлению плана на день. | | |
13. | Как я работаю над собой | | 1 | Составление уч-ся рассказов о самовоспитании | | |
14. | О терпении | | 1 | Беседа-диалог «Умеем ли мы себя сдерживать?» | | |
Раздел 3. Общечеловеческие нормы нравственности (12 часов) |
15. | Заповеди: как мы их исполняем | 1 | | Добрые и злые поступки, их последствия. Ложь, выдумка, фантазия в сказках (преувеличение, преуменьшение). Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках - победа добра над злом. | | |
16. | О сострадании и жестокосердии | 1 | | Волшебные, чудесные, правдивые отношения между людьми. Что в них общего и в чем их различие. Волшебство, чудо в сказках - мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. | | |
17. | Лгать нельзя, но если,..? | 1 | | Выдумка, фантазия в сказках. Добрая ложь («святая ложь», ложь во спасение). Лгать, врать, говорить неправду - тоже зло. Победа правды над кривдой в сказках. | | |
18. | Всегда ли богатство счастье? | 1 | | Чтение и обсуждение художественных произведений о жадности и жадинах. | | |
19. | Спешите делать добро | | 1 | Русские и башкирские сказки - это представления народа о добре и зле, надежды и мечтания о будущей жизни. Волшебные сказки - предания старины глубокой. Сказка - это знакомство с бытом русского и башкирского народа, его мечтами, а также душевной красотой простых людей, их готовностью и умением постоять за добро против зла. | | |
20. | Без труда не вытащишь и рыбку из пруда | | 1 | Все блага, окружающие нас дома, в школе – дело рук многих людей. Сохранение их и создание новых – забота каждого. Труд умственный и физический имеют много общего, так как человек своими действиями преображает действительность. Труд всегда считался делом чести, за доблестный труд награждали орденами и медалями. Понятие «трудолюбие» тесно связано с понятием «патриотизм». | | |
21. | «Чем ты сильнее, тем будь добрее» | | 1 | Развитие эмпатии (способность поставить себя на место другого человека, почувствовать ситуацию, мир так, как их воспринимает этот человек, и таким образом понять его проблемы), укрепление гуманистической направленности детей. | | |
22. | «Досадно мне, что слово честь забыто» | | 1 | Чтение и обсуждение рассказов В Осеевой | | |
23. | Россияне о любви к Родине | | 1 | Пословицы, поговорки, высказывания великих людей о любви к Родине | | |
24 | Твоя малая родина | | 1 | Сочинения, презентации о малой родине | | |
25. | «Мой первый друг, мой друг бесценный» | | 1 | Рассказы детей о друзьях, составление правил дружбы. | | |
26. | «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей» | | 1 | Рассуждение на тему «Слово лечит, слово ранит». Отношения между друзьями основаны на вежливости, заботе, чуткости. Те требования, которые каждый предъявляет к другим, необходимо предъявлять и себе. | | |
Раздел 4. Искусство и нравственность (9 часов) |
27. | Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев | 1 | | Чтение и осмысливание содержания древних мифов. Рассуждение о представлениях людей о добре и зле. | | |
28. | Положительные герои в былинах и сказках | | 1 | Чтение, устное составление характеристики героев, иллюстрирование произведений | | |
29-30 | Отрицательные герои в литературных произведениях | | 1 | Чтение и обсуждение рассказов Б.Житкова, В. Осеевой, Е.Пермяка. | | |
31. | Искусство и нравственность | | 1 | Содержание понятий «вежливость», «этикет». Зачем нужны людям правила вежливости и этикета. Как человек формирует «личный» этикет. Основные правила вежливости в общении. | | |
32. | «Вот человек. Что скажешь ты о нем?» | | 1 | Аккуратность и вкус в одежде свидетельствуют о стремлении человека к опрятности, красоте. В идеале внешний и внутренний мир, который не всегда можно сразу разглядеть, должны сочетаться, находиться в гармонии. Обсуждение пословицы «Встречают по одежке, провожают по уму». Одним из творческих заданий будет придумывание своей пословицы, которая может стать правилом. | | |
33. | «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». | | 1 | Необходимость человека в общении и жестокость одиночества. Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения. | | |
34. | Диалоги о хороших манерах, добре и зле. | | 1 | Викторина «Спешите делать добро!» | | |
35. | Обобщающий урок | | 1 | Игра «Я на необитаемом острове» | | |
21