Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука нравственности» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для 4 класса.
Направление внеурочной деятельности: духовно – нравственное.
Цель курса: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи курса:
1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе.
3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Формы проведения занятий: беседа, встречи с интересными людьми, литературно-музыкальные композиции, просмотр и обсуждение видеоматериала, экскурсии, творческие конкурсы, праздники, викторины, интеллектуально-познавательные игры, трудовые дела, тренинги, наблюдение учащихся за событиями в стране, обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций, заочные путешествия, акции благотворительности, милосердия, творческие проекты, презентации.
Планируемые результаты реализации курса
В результате прохождения курса к концу 4-го класса обучающиеся должны знать:
1. Правила этики и культуры речи.
2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.
3. Об источниках наших нравственных знаний.
4. О совести как основе нравственности.
5. Заветы предков. «Поучение» В. Мономаха.
6. Стихотворения о Родине (на выбор).
7. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.
Уметь:
1. Различать хорошие и плохие поступки.
2. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
3. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
4. Исполнять заповеди.
5. Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Выпускник получит возможность для формирования:
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебной материале в сотрудничестве с учителем;
«планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей родителей и других людей;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
•строить сообщения в устной и письменной форме;
•осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться, к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1: Культура общения ( 8 часов )
Этикет разговора. Обращение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Традиции общения в семье. Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. В мире мудрых мыслей.
Раздел 2: Самовоспитание (5 часов)
Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. О хороших и дурных привычках. О терпении.
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (15 часа)
Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если …?.
Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
Совесть - основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Детям о честности.. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Приветливость - золотой ключик, открывающий сердце людей.
Раздел 4: Искусство и нравственность (6 часов)
Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев.
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата | Примечание |
Раздел №1 Культура общения | план | факт | |
1. | Этикет разговора | 1 | 03.09 | | |
2. | Обращение к разным людям | 1 | 10.09 | | |
3. | Вежливый отказ, несогласие. | 1 | 17.09 | | |
4 | Традиции общения в семье. | 1 | 24.09 | | |
5. | Культура общения в современной семье | 1 | 01.10 | | |
6 | О терпимости к ближним | 1 | 08.10 | | |
7. | Культура спора | 1 | 15.10 | | |
8. | В мире мудрых мыслей | 1 | 22.10 | | |
| Раздел №2 Самовоспитание | | | | |
9. | Что значит быть вежливым | 1 | 05.11 | | |
10. | Мои достоинства. | 1 | 12.11 | | |
11. | Мои недостатки. | 1 | 19.11 | | |
12. | О хороших и дурных привычках. | 1 | 26.11 | | |
13. | О терпении | 1 | 03.12 | | |
| Раздел №3 Общечеловеческие нормы нравственности | | | | |
14. | Заповеди: как мы их исполняем | 1 | 10.12 | | |
15. | О сострадании | 1 | 17.12 | | |
16. | О жестокосердии. | 1 | 24.12 | | |
17. | Лгать нельзя, но если …? | 1 | 14.01 | | |
18. | Всегда ли богатство счастье? | 1 | 21.01 | | |
19. | Спешите делать добро | 1 | 28.01 | | |
20. | Без труда не вытащить и рыбку из пруда | 1 | 04.02 | | |
21. | Совесть - основа нравственности | 1 | 11.02 | | |
22. | «Чем ты сильнее, тем будь добрее» | 1 | 18.02 | | |
23. | «Досадно мне, что слово честь забыто» | 1 | 25.02 | | |
24. | Детям о честности | 1 | 04.03 | | |
25. | Россияне о любви к Родине | 1 | 11.03 | | |
26. | Твоя малая родина | 1 | 18.03 | | |
27. | «Мой первый друг, мой друг бесценный» | 1 | 01.04 | | |
28. | «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей» | 1 | 08.04 | | |
| Раздел №4 Искусство и нравственность | | | | |
29. | Нравственное содержание древних мифов | 1 | 15.04 | | |
30. | За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев | 1 | 22.04 | | |
31. | Положительные герои в былинах и сказках | 1 | 29.04 | | |
32. | Отрицательные герои в литературных произведениях | 1 | 06.05 | | |
33. | Положительные и отрицательные герои. | 1 | 13.05 | | |
34. | «Зло. как и добро, имеет своих героев» | 1 | 20.05 | | |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» г.п. Залукокоаже
Согласована с заместителем директора по УВР « 30» августа 2018г. _______М.А.Бижева | Принята на заседании МС Протокол №1от « 30» августа 2018г. | Утверждена Приказ директора № 129 от «30» августа 2018г. ____________ Махошева Т. К. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности в 4 классе
«Азбука нравственности»
Направление внеурочной деятельности: духовно-нравственное
ФИО учителя:Хажнагоева Фатима Арабиевна, учитель высшей категории
Срок реализации рабочей программы: 2018-2019 учебный год
Количество часов: всего-34 ч, в неделю-1ч.
г.п.Залукокоаже
2018г.