Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 22»
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Азбука истоков»
1 класс
Составитель:
Ефимова Анна Николаевна,
учитель начальных классов
Нижневартовск
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Азбука Истоков» разработана на основе программы «Истоки» доктора педагогических наук А. В. Камкина в рамках Федерального государственного образовательного стандарта.
Программа «Истоки» составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и с учетом развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным устоям российской цивилизации.
Направление развитие личности: духовно-нравственное.
Цель курса внеурочной деятельности.
Формирование уважительного отношения к семье, селу, городу, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
Воспитание патриотизма и гражданственности, способности к осознанию себя патриотом своей страны.
Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно – игровой, предметно – продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм.
Формирование нравственного смысла учения.
Воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре.
Формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям, к вере и религиозным убеждения.
Формирование начальных умений организации и осуществление сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем.
Формирование уважительного отношения к родителям, заботливого отношения к младшим и старшим.
Формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважение к ним.
Результаты курса внеурочной деятельности.
Личностных универсальных учебных действий.
Умение замечать прекрасное в окружающем мире.
Основы гражданской идентичности в форме осознания себя гражданином России.
Любовь к своему Отечеству, родному краю, к своей малой родине, к своей семье. Формирование бережного отношения к природе.
Формирование уважения к государству, его символам, закону, чувства сопричастности и гордости засвою Родину, народ, историю. Сохранение памяти о героизме, мужестве народа в годы Великой Отечественной войны.
Формирование понятий дружба и взаимопонимание. Умение находить радость в окружающем мире, в общении с людьми, доставлять радость другим. Осознание взаимосвязи человека и общества, важности свершения дел на пользу обществу.
Осознание связи прошлого, настоящего и будущего. Сохранение памяти о предках.
Формирование бережногоотношения к семейным реликвиям, уважительного отношения к семейнымтрадициям,обычаям. Любовь к родным и близким, умение её выражать.
Формирование этического отношения к миру, искусству, культуре; ценностного отношения к науке, знаниям. Формирование бережного отношения к книге.
Знание основных моральных норм, ориентация в нравственном содержании поступков.
Развитие этических чувств. Умение видеть ценность и уникальность каждого человека.
Культура поведения. Развитие умения общаться с знакомыми и незнакомыми людьми.
Развитие положительных качеств личности: доброты, отзывчивости, милосердия,
трудолюбия, сдержанности, вежливости, находчивости, целеустремлённости, справедливости, честности. Забота о других людях.
Установка на здоровый образ жизни.
Коммуникативные, регулятивные и познавательные универсальные
учебные действия.
Формирование умения общаться с учителем, со сверстниками и взрослыми людьми в учебной, игровой, трудовой деятельности: взаимодействовать с ними в процессе выполнения творческих дел.
Формирование умения быть доброжелательными и вежливыми в общении с родственниками, учителями,одноклассниками, соседями.
Формирование умения учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение. Умение адекватно использовать речевые средства в ситуациях общения.Умение пользоваться вежливымисловами.
Создание творческих работ, мини – проектов. Умение вести мини – исследования. Участие в творческих делах класса, школы.
Формирование умения пользоваться различными источниками информации: находить информацию и иллюстрированный материал в литературных источниках. Умение пользоваться словарями.
Оформлять результаты поисковой деятельности.
Самопознание, самоконтроль и самооценка поведения в конкретной ситуации.
Предметные результаты.
Овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни.
Понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России.
Понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
№ п/п | Основное содержание | Всего часов | Форма организации | Виды деятельности |
| Мир | 9 | Викторина, проблемно-ценностная дискуссия, познавательные беседы | Регулятивные: • определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя; • составлять план действий при отработке способа; • сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять свои ошибки. Познавательные: • выполнять анализ; • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; • выстраивать логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: • оформлять свои мысли в устной и письменной речи; • учиться подтверждать аргументы фактами; • прогнозировать последствия коллективных решений; • организовывать учебное взаимодействие в группе. Личностные: проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения задач самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: |
| Слово | 10 | Викторина, дискуссии, социальная реклама, документальное видео. |
| Образ | 6 | Диагностическая игра, викторина, дискуссии, социальная реклама, документальное видео. |
| Книга | 8 | Сообщение, мастерская, викторина, дискуссии, социальная реклама, документальное видео, интеллектуальные игры, познавательные беседы |
| Итого: | 33 | | |
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Количество часов |
По плану | Фактически |
Раздел «Мир» | 9ч. |
1 | 07.09 | | Введение в предмет. Солнышко, мама и папа | 1 |
2 | 14.09 | | Мир и лад (Поле, школа и семья) | 1 |
3 | 21.09 | | Истоки и школа | 1 |
4 | 28.09 | | Дар (Рождество) | 1 |
5 | 05.10 | | Истоки и радуга | 1 |
6 | 12.10 | | Сказки А.С. Пушкина | 1 |
7 | 19.10 | | Родной край | 1 |
8 | 26.10 | | Святыни России. Щит и герб (св. Георгий Победоносец) | 1 |
9 | 02.11 | | Святыни России. Илья Муромец | 1 |
Раздел «Слово» | 10 ч. |
10 | 16.11 | | Обобщающий урок (Память) | 1 |
11 | 23.11 | | Слово | 1 |
12 | 30.11 | | Весна и слово | 1 |
13 | 07.12 | | Золотое сердечко | 1 |
14 | 14.12 | | Серебряное копытце | 1 |
15 | 21.12 | | Честное слово. Добрыня Никитич | 1 |
16 | 28.12 | | Слово о родителях | 1 |
17 | 18.01 | | Святое слово. Алеша Попович | 1 |
18 | 25.01 | | Чаша жизни | 1 |
19 | 01.02 | | Обобщающий урок (Внимание) | 1 |
Раздел «Образ» | 6ч. |
20 | 08.02 | | Экскурсионно-тематический урок. | 1 |
21 | 15.02 | | Родник | 1 |
22 | 01.03 | | Образ Родины | 1 |
23 | 15.03 | | Образ защитника Отечества | 1 |
24 | 22.03 | | Образ праздника (День Победы) | 1 |
25 | 05.04 | | Обобщающий урок (Мышление) | 1 |
Раздел «Книга» | 8ч. |
26 | 12.04 | | Книга | 1 |
27 | 19.04 | | Книга книг | 1 |
28 | 26.04 | | Живое слово книги | 1 |
29 | 03.05 | | Живое слово книги | 1 |
30 | 10.05 | | Первая книга. Мир книги | 1 |
31 | 17.05 | | Первая книга. Мир книги | 1 |
32 | 24.05 | | Годовой обобщающий урок (Речь) | 1 |
33 | | | Заключительный экскурсионно-тематический урок. | 1 |
33 |