Содержание
Введение ………………………………………………………………………………..2
1.1 Экскурсия в музей «Птицы нашего края»….…………..……………….3
1.2 Встреча с педагогом ДЭБЦ г. Нижнекамска ………………………………3
1.3 Прогулки в скверы, парки. Акция «Птицы – наши друзья»……………...4
1.4 Пернатые от А до Я………………………………………………………….4
1.5 Викторина «Что мы знаем о пернатых»………………….………………...9
1.6 Правила пользования кубиками «Азбука города Нижнекамска»……….10
Заключение…………………………………………………………………………….11
Список литературы …………………………………………………………… ………12
Приложение ………………………………………………………………………….13
Введение
«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто, не обращая внимания, друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку?
Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц?».
Э.Н. Голованова
Актуальность. Читая Михаила Михайловича Пришвина, нам понравились слова о том, что человек и природа одно целое. Вокруг нас огромный мир. И есть в этом мире неотъемлимая часть – птицы. Казалось бы, что мы все знаем о птицах. Но это далеко не так. Наш небольшой опрос наглядно показал, что мы очень мало знаем о тех, кто живет рядом с нами. (см. приложение). Оказалось, что наибольшее количество видов птиц школьники могут назвать по памяти, гораздо меньше – определить по внешнему виду, и совсем мало – по голосам. Более половины видов птиц им вообще неизвестны. Школьники в первую очередь вспоминают тех птиц, которых они часто встречают на улицах (воробья, ворону, синицу, голубя). Поэтому тему проекта «Птицы – наши друзья» мы выбрали не случайно. Поскольку птицы окружают нас круглый год, доставляя пользу и радость. Птицы - наши друзья, и им нередко требуется наша помощь, внимание, забота, любовь. Они радуют нас стремительным лёгким полётом, красивым оперением, мелодичным пением. А какую пользу они приносят нам! Сколько вредных насекомых, гусениц уничтожают наши пернатые друзья. В любое время года, весной и летом, осенью и зимой, в городах и сёлах, в полях, и больше всего в лесу мы видим и слышим птиц. В одни сезоны года птиц больше, в другие – меньше. Весной отовсюду слышатся звонкие трели, посвисты, писк, переливы тихих и громких голосов. Летом песен меньше. А осенью и зимой птиц почти не слышно. Конечно, в зимнее время птицы в лесах тоже есть, но молчаливость их вызвана тем, что зимний день короток, а птицам надо успеть насытиться на долгую зимнюю ночь.
Объект исследования – парки и скверы города Нижнекамска и нижнекамского края.
Предмет исследования – птицы, обитающие в Нижнекамске и в нижнекамском крае.
Гипотеза: если каждый из нас будет больше знать о птицах нашего края, знать особенности обитания разных птиц, заботиться и охранять их, то:
- возможно, мы сможем сохранить многие виды птиц от исчезновения их с лица Земли;
- станем относиться добрее и внимательнее не только к птицам, но и друг к другу;
- на земле будет меньше зла, а наш мир станет красивее, прекраснее и радостнее. Цели исследования: формирование знаний в области экологии о птицах нашего родного края, а также бережного отношения к ним.
Задачи:
Собрать информацию о птицах Нижнекамска и нижнекамского края.
Проанализировать собранную информацию; систематизировать ее в алфавитном порядке.
Посетить городской музей и выставку «Птицы нашего края»
Посетить Детский эколого – биологический центр.
Провести акцию «Птицы – наши друзья».
Совершать прогулки в скверы, парки с целью: наблюдения за птицами и их кормление.
Составить викторину на тему «Что мы знаем о пернатых»
Создать игру: изготовить кубики, разместить на них собранную информацию. Написать аннотацию по использованию игры.
Методы исследования: анализ литературы по данной теме, наблюдение, метод исследования, обобщение данных и составление работы.
1.1Экскурсия в музей «Птицы нашего края»
20 ноября мы с одноклассниками совершили экскурсию в городской музей. Тема экскурсии - «Птицы нашего края». Здесь ребята внимательно рассматривали чучела птиц, узнали интересные подробности их жизни. Очень понравился рассказ экскурсовода о вертишейке. Её ещё называют «крутилка» из-за поведения, которое она демонстрирует в стрессовых ситуациях. Если взять её на руки, либо застигнуть врасплох, то она расправляет хвост, взъерошивает перья, свешивает крылья, и с таким видом бросается на обидчика, при этом вращая шеей, глазами, и издавая булькающие и шипящие звуки. Затем наше внимание обратили на глухаря и рассказали, за что птичка получила такое название. Оказывается, токующий в брачный период самец утрачивает чуткость и бдительность, чем часто пользуются охотники. Удивительны птицы нашего края: ястребы, совы, свиристели, снегири, дятлы, воробьи, утки, дрозды и т. д. Экспонаты, голоса птиц, слова экскурсовода помогли реалистично передать всё многообразие нашей природы (см. приложение).
1.2 Встреча с педагогом ДЭБЦ г. Нижнекамска
«Птицы нашего края», так мы называли нашу встречу с орнитологом. Коновалова Елена Александровна рассказала и показала презентацию. Дети познакомились с птицами, обитающими в Нижнекамске и нижнекамском крае, узнали об их повадках, питании, какой кто издает голос. Красочные картинки помогли увидеть красивую окраску птиц их оперения. Нам очень понравилась эта встреча, мы отвечали на вопросы по теме, повторяли голоса птиц, играли. (см. приложение)
1.3 Прогулки в скверы, парки. Акция «Птицы – наши друзья»
Зима трудный период для птиц. Все мы знаем, как в это время приходится тяжело нашим пернатым друзьям. Ведь с наступлением холодов все насекомые, жучки, личинки прячутся в укромные места, где птицам очень тяжело их отыскать. Семена и плоды ягод осыпаются, и снег прячет их под своим «снежным одеялом». Именно в это время птицам очень тяжело добывать себе пищу, не все знают, что птицам не так страшен холод, как страшен голод. Мы вместе с родителями смастерили кормушки, «Птичьи» столовые, где мы: учителя, родители и дети подкармливаем птиц в тяжелое для них время. Частыми гостями наших «столовых» являются синицы, воробьи и голуби, вороны, сороки. Мы заметили, чем разнообразнее корм в кормушках для птиц, тем больше пернатых гостей прилетают к нам. Давайте будем заботиться о птицах зимой, и они нас будут радовать летом своим пением. (см. приложение)
Если начал птиц кормить,
Ты уж не бросай!
И пустой кормушку ты
Им не оставляй!
Так доверчивы они,
Верят нам как дети.
Помни – ты их приручил,
Ты за них в ответе!
1.4 Пернатые от А до Я
Следующим этапом нашей работы слал поиск информации. Из книг, энциклопедий и с просторов интернета нам удалось очень многое узнать. С описанием птиц вы можете познакомиться в приложении. А чтобы наша азбука была ещё интересней и увлекательнее, мы решили написать то, что вы совсем – совсем не знали. Итак, рубрика «Это интересно».
Буква А – зАрянка
Птица не любит открытого простора, она обожает селиться в зарослях и кустарниках. В Великобритании зарянка – очень почетная птица, она – символ Великобритании. В народе ходит легенда, будто бы зарянка прислужилась Деве Марии при рождении Иисуса – она собирала материал для разжигания костра, а крыльями поддерживала его пламя – поэтому ее грудинка имеет рыжее пятно-подпалину.
Буква Б –вороБей
Наиболее большое распространение о происхождении слова «воробей» получила версия « вора — бей!» – ведь птица склонна воровать и довольно хитрая.
Самец отличается от самки большим чёрным пятном, которое охватывает зоб, горло, подбородок и верхнюю часть груди. Ещё одно отличие, это тёмно-серый верх головы. В шее воробья позвонков в два раза больше, чем у жирафа.
Воробьям даже ставят памятники, хоть это и звучит странно, но не только в России.В Бостоне в XIX веке был воздвигнут памятник воробью за уничтожение насекомых-вредителей.
Буква В – оВсянка
Всего за один час самец овсянки может исполнить 300 различных мелодий.
Овсянки выносливы и неприхотливы для содержания в неволе, а в природе помогают человеку, уничтожая насекомых-вредителей и семена сорных растений.
Буква Г – Горихвостка
Горихвостка – птичка-одиночка и предпочитает все делать самостоятельно и в основном держатся на расстоянии друг от друга. Птицы могут собираться группами в случае большого скопления насекомых в каком-то месте. Птичка не очень любит солнечные ванны и водные процедуры.
Буква Д – Дятел
Дятел – заметная и шумная птица, часто живет рядом с человеком, питается пищевыми отходами. Но в то же время птица предпочитает проводить время в одиночку, даже в период гнездования самцы и самки часто добывают корм на разных концах совместной территории. Дятлы используют как барабаны пустые консервные банки или куски железа, чтобы барабанная дробь звучала на далекие расстояния – таким способом они зовут к себе других дятлов.
Буква Е - снЕгирь
Снегири очень красивые, а еще весьма спокойные птицы, они никогда не спешат и не суетятся. Снегири поедают почки и побеги плодовых деревьев, за что их не любят садоводы. Любимое лакомство снегирей – семена ясеня. Так как ясени плодоносят только раз в два года, можно предположить, когда снегири будут делать налеты на сады.
Буква Ж – Жаворонок
Согласно славянской мифологии, жаворонки – это предвестники нового урожая. Судя по поверьям, эти птицы своим пением могли вызвать дождь во времена большой засухи. Люди выпекали фигурки в виде силуэта этой птицы и раздавали знакомым и соседям, дабы пожаловать этот символ плодородия. Жаворонки – очень заботливые родители. Особенно, полевые представители, распространенные в Европе. Самка, сидя на кладке, не встанет с места даже, если рядом будет проходить человек.
Буква З – Зяблик
Голубое или зелёное перо зяблика может стать для Вас талисманом, в старые времена такие перышки считались оберегом домашнего очага и семейного счастья.
В мире насчитывается около 450 различных видов зябликов. Зяблики – единственные из семейства вьюрковых, кто кормит птенцов исключительно насекомыми. Самка зяблика во время строительства гнезда опускается на землю за необходимым материалом около 1500 раз, затем поднимается с ним к гнезду.
Буква И – Иволга
Иволга обладает чарующим голосом. Звуки пения напоминают звучание флейты и оказывают успокаивающие действие на человека. Иволга гнездится только вблизи от водоёмов. Эта птица несколько раз на день любить «принимать ванну». Человеку сложно разглядеть иволгу, поскольку она обитает высоко на деревьях.
Гнездо иволги напоминает мешок. Оно свисает с веток. Иволга – санитар леса. Эта птица поедает лесных вредителей – волосатых гусениц, которые ядовиты и несут опасность растениям.
Буква Й – СоловеЙ
Соловьи очень скрытные и осторожные птицы, плохо привыкают к неволе. Взрослые соловьи учат малышей пению с момента рождения. Кроме собственных знаменитых трелей, соловьи легко и хорошо перенимают пение других птиц. Во многих восточных странах пение соловья считали предвестником счастья, а потому их разводили знатные вельможи, короли, императоры.
Буква К – Кукушка
В природе кукушки живут около 10 лет. В полете кукушка окраской напоминает хищную птицу. Благодаря этому самец кукушки пугает птицу-хозяина гнезда, а в это время самка подбрасывает яйцо. Подброшенные яйца почти совпадают по цвету с яйцами хозяев гнезда. Самка кукушки за один сезон может отложить от 8 до 25 яиц, правда, на каждые 5 подкинутых яиц выживает всего один птенец.
Доказанный факт, что период размножения самец кукушки охраняет «гнездовой участок» тех птиц, куда самка должна отложить яйца, так как если в одном гнезде окажется два яйца этих птиц, то птенцы, скорее всего тоже оба погибнут от недостатка корма.
Буква Л – Лебеди
Продолжительной жизни лебедей в естественной среде составляет 25-28 лет.
Лебедь, как правило, находя себе партнёра, остаётся с ним на всю оставшуюся жизнь. Кроме того, лебеди всё делают вместе: добывают пищу, совершают перелеты, высиживают и выращивают птенцов. И безмерно любят друг друга.
Лебеди очень тяжело переживают гибель своего партнера. Если партнёр погибает, то одинокие лебеди зачастую покидают стаю и живут одни. Известны случаи, когда лебеди, не в состоянии пережить тоску по любимой половинке, падали вниз с большой высоты и разбивались.
Буква М – каМышовка
Самцы способны делать несколько дел одновременно, например: кушать и петь.
Камышовок очень сложно содержать в домашних условиях, из-за неволи, птицы начинают проявлять агрессию и совсем перестают петь. Камышовки очень непримечательные птицы, их сложно отличить от воробья – оперения невзрачное, да и сама птичка очень крохотная.
Буква Н – Неясыть длиннохвостая
Самки достаточно агрессивно защищают гнездо с птенцами. И даже первое время самца близко не подпускают к гнезду. Он заботится о добыче пищи для самки и птенцов, но передает её на расстоянии от гнезда. Предварительно самец подает самке звуковой сигнал о добытой пище, и самка сама подлетает к нему и забирает еде.
Буква О – сОрОка
Сороки – одни из самых умных птиц, существующих в природе. У них есть сложные социальные ритуалы, которые, в частности, служат для выражения печали. Сороки также являются единственными птицами которые узнают себя в зеркале – попугаи, например, считают свое отражение другой особью. Сороки очень любят блестящие предметы. Птицы украшают этими безделушками свои гнезда, чтобы доставить себе радость и привлечь потенциального партнера. Излишки пищи эти птицы зарывают в землю, причем потом без проблем находят эти тайники.
Буква П – сорокоПут серый
Сорокопут является хитрой птицей с язвительным характером. Так, ему нравится подразнивать небольших соколов и ястребов. Заметив противника, хитрюга взбирается на верхушку сосны и начинает беззаботно петь. Хищник замечает его и бросается атаковать, но сорокопут ловко прячется в густые заросли. Эта птица умудряется прогонять любых птиц, которые крупнее ее по размеру. Любопытно то, как сорокопуту это удается. Для этого он нарочно портит охоту всем хищникам, пернатым и обычным животным. Он звуками предупреждает жертву о том, что к ней крадется охотник, и так остается на своей территории единственным владельцем.
Буква Р – зимоРодок обыкновенный
Интересно, что зимородок отнюдь не отличается чистоплотностью. На дне гнезда постепенно скапливается целый слой из рыбьих костей, чешуи, остатков насекомых и экскрементов птенцов и их родителей. А потому нору зимородка можно легко обнаружить по сильному неприятному запаху и полчищам мух. Положение усугубляется тем, что на следующий год пара возвращается в свое гнездо. Когда зимородок в поисках рыбы зависает над водой, благодаря пёстрому оперению его невозможно заметить. В поисках пищи он летает над водными просторами.
Буква С – Скворец
Кормят потомство оба родителя, в день за кормом приходится летать до 400 раз. За одно лето они могут вывести потомство два раза. Их можно увидеть на спинах овец и коров, где они собирают клещей и паразитов. Перелёт скворцов – это особое зрелище. Птицы собираются в огромные стаи по несколько тысяч и летят они практически синхронно.
Буква Т – Трясогузка
Трясогузка – официальный символ Латвии. В природе трясогузки живут около 10 лет, в неволе доживают до 12 лет.Трясогузку также называют ледоломкой, так как птица возвращается с зимовки к началу ледохода на реках. В рационе питания трясогузок – мухи и комары, а также насекомые-вредители, что делает птицу полезной для человека, особенно в сельской местности.
Буква У – Удод
Удод быстро и проворно передвигается по поверхности земли. В случае опасности птица прижимается к земле, распластывает крылья и хвост и приподнимает вверх клюв. Удоды встречаются во многих литературных произведениях и культурах разных народов. Так, в мифологии Древней Греции упоминается история о том, как фракийский царь Терей был превращён в удода после попытки убить своих жён. У ингушей и чеченцев до принятия ислама удод был священной птицей, символом богини весны, плодородия и деторождения. Гнездо удода во дворе считалось хорошей приметой. В исламе и еврейских источниках существует ассоциация удода с царём Соломоном.
Буква Ф – Филин
У филина нет естественных врагов, ни один зверь не охотится на взрослых птиц. А вот на птенцов нападают лисы и волки. Филины, как и совы – умные птицы (недаром ведь сова была олицетворением мудрости еще у древних греков), об их высоком интеллекте говорят некоторые повадки этих птиц. Например, если гнезду филина угрожает опасность, тот кружит вокруг, широко раскрыв крылья, чтобы, таким образом, показаться больше и страшнее своему врагу. По подсчетам ученых филин способен ухнуть более 100 раз за ночь.
Буква Х – ХоХотун черноголовый
Несмотря на свое название, хохотун является довольно молчаливой птицей, и издаваемые им звуки совсем непохожи на хохот. Скорее всего, они сравнимы с глухим ревом или лаем. Хохотун является не только крупным представителем вида, но и очень боязливым. Защищаясь, чайки выстраиваются в шеренгу и начинают кричать на врага. Иногда они могут нападать на соколов-балобанов.
Буква Ц – Цапля
Цапли обитают по всему миру, и они есть не только на всех континентах, кроме Антарктиды, но и на множестве островов. Цапли стоят в воде на одной ноге не просто так, а потому что вода обычно холодная. Таким образом цапля греет ноги по очереди, одну за другой. В отличие от большинства других птиц, цапля при полёте не вытягивает шею вперёд, а, напротив, втягивает её в себя.
Буква Ч – Чибис
Согласно легенде чибис – это молодая женщина, которая лишившись любимого мужа, превратилась в птицу и улетела, чтобы громко кричать о своем горе. Большое количество чибисов погибает под колесами сельскохозяйственной техники, это происходит из-за того что птицы могут устраивать свои гнезда прямо на поле.
Буква Ш – корШун
Коршуны используют свою способность маневрировать в полете, чтобы отобрать добычу, пойманную другими птицами. Они отбирают еду у грачей и ворон. Иногда они могут забрать добычу пищу у ястреба или канюка. Если он встречает в воздухе хищную птицу с добычей, то начинает ее преследовать, дожидаясь, пока та не выпустит ее. В этот момент он ее хватает и улетает как можно дальше.
Буква Щ – Щеглы
Щеглы быстро привыкают к людям, и даже могут возвратиться к хозяину после того, как он выпустил их на волю. После вылета из гнезда молодняк еще 6-10 дней держится около гнезда, и родители прикармливают молодых птиц.
Буква Ы – вЫпь малая (волчок)
Способность выпи прятаться совершенно удивительна. Фигура птицы с ее невзрачным желтовато-буроватым оперением, когда она сидит на кочке среди старой травы и осоки, у подножья ствола ветлы или в камыше, особенно сухом, совершенно сливается с окружающей обстановкой. Выпь, как бы зная это, сохраняет полную неподвижность, и лишь острые желтые глаза внимательно следят за всем происходящим вокруг. Если подозрительный предмет, будь это человек или какое-либо животное, начинает слишком приближаться и птица чувствует — поза меняется. Выпь медленно, не делая резких, заметных для врага движений, садится и вся вытягивается вверх. Туловище, шея и поднятый кверху клюв образуют одну прямую вертикальную линию. Оперение ложится плотно, и птица делается сразу щуплой и худой, как палка. Она замирает в полной неподвижности, и лишь глаза следят за каждым движением врага.
Буква Ь – свиристелЬ
У свиристеля очень цепкие коготки, что помогает птице удерживаться на ветках и склевывать ягоды, которые труднее всего достать. Но эта же особенность мешает свиристелю передвигаться по земле, что он и делает крайне редко и неохотно.
Свиристели – настоящие обжоры, стоит им увидеть куст или деревце с красивыми ягодами, они не остановятся, пока не склюют их все. Поэтому часть плодов выводится из их организма непереваренными, что способствует распространению растений.
Буква Ю – Юрок
Вьюрки способны менять свою расцветку, в зависимости от сезона. Пернатые этого рода варьируются от мирных до хищников, которые питаются кровью других животных. Вьюрки предпочитают жить стайкой. Эти птицы очень вспыльчивые и способны вступать в драки с другими пернатыми. Но в целом они очень коммуникабельны и не переносят одиночества.
Буква Я - Ястреб
После того, как птенцы ястреба вырастают и «становятся на крыло», они находят себе собственное место жительства. Родительский дом становится для них чужим. И если по старой памяти молодой ястреб приблизится к своему бывшему жилищу, то родители воспримут его как чужака и прогонят. Во время охоты ястреб старается убить всех замеченных им жертв.
Викторина «Что мы знаем о пернатых».
1.Почему ученые оправдали кукушку, несмотря на то, что подкидыши-кукушата выбрасывают других птенцов из гнезда? (Кукушка – единственная птица, которая поедает мохнатых (ядовитых и самых прожорливых, уничтожающих лес гектарами гусениц. Ни одна другая птица не прикасается к этим гусеницам).
2. Какая лесная птица по повадкам и внешнему виду напоминает ястреба? Кукушка
3.Какая птица то кричит, как дикий кот, то поёт, как флейта? (Иволга)
4.Узнай птицу по описанию: весь верх птички тёмно-серый, а нижняя часть и хвост ярко-оранжевые. При взлете, крылья расправляются и птичка как-бы «загорается», вспыхивая словно огонёк. (Горихвостка)
5.Что означает «сорочья болтовня»? (Сигнал тревоги: «Кто-то приближается»).
6.Что составляет основное меню сов? (Грызуны: полевки и мыши)
7.По какой причине клесты птенцов выводят именно зимой? ( К этому времени созревают семена хвойных деревьев, которыми клесты и выкармливают птенцов)
8.Любимое лакомство снегирей. (Ягоды рябины)
9.Какая птица делает запасы, накалывая добычу на колючки кустарников? (сорокопут)
10.У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см)
11.Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки (Стрижи)
12.Эта маленькая птичка вьет гнездо в дупле. А если кто-нибудь захочет полакомиться ее птенцами, она мастерски изображает змею — вытягивает шею, шипит. За такое виртуозное управление своей шеей она и получила свое название. Какое? (Вертишейка)
13.Зяблик вовсе не боится холода, прилетает ранней весной, когда на полях лежит снег и улетает поздней осенью. Почему же его прозвали зябликом? (Он улетает и прилетает в холодное, «зяблое» время)
14.Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он, как будто, сжат, сдавлен. За форму своего клюва, похожего на инструмент, и получила эта птичка свое название. Какое? (Клест. Русское слово «клестить» означало «сжимать, сдавливать, стискивать». От этого глагола произошло и слово «клещи»)
15.Название какой болотной птицы произошло от древнего русского глагола, обозначавшего «медленно передвигаться»? («Цапля» от глагола «чапать» — медленно идти)
16.У какой птицы глаза сдвинуты к затылку и почему? (У вальдшнепа, потому что он достает себе пищу, втыкая клюв глубоко в землю)
Правила пользования кубиками «Птицы нашего края»
Итак, перед Вами готовый продукт – кубики. На каждом вы сможете:
Увлекательно и познавательно выучить с малышом алфавит.
Познакомиться с птицами, обитающими в наших краях (на каждом кубике есть фото)
Прочитать краткое описание птиц, обитающих в нашем крае.
На каждом кубике вы можете увидеть, как выглядит птенчик той птицы, о которой идёт на этом кубике.
Поиграть с друзьями. На одном кубике написан вопрос, на другом ответ.
Разгадать ребусы, в которых зашифрованы, названия птиц.
Рубрика «Это интересно» расскажет об интересных и неизвестных фактах.
Заключение.
В заключении хочется сказать, что нами проделана большая и интересная работа. Наши наблюдения помогли нам больше узнать о жизни маленькой частички живой природы. Ведь птицы - важная часть живой природы. Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. Поэтому очень важно подкармливать птиц зимой, ведь когда птица сыта холод ей нипочем. Развешивая кормушки в садах, парках, около своих домов мы не только помогаем птицам, но и защищаем деревья, потому что если в каком-то месте птицы находят корм постоянно, то и летом они будут прилетать сюда и охранять растения от вредных насекомых. Очень важно, чтобы птицы, эти прекрасные создания, неустанные труженики, полные для человека притягательных тайн, жили счастливо на нашей земле!
Список литературы
А.А. Плешаков. Зеленые страницы. М.: «Просвещение», 1998;
А.А. Плешаков. Атлас-определитель. От земли до неба. М.:«Просвещение», 2007 г.
А. Теремов. Занимательная зоология. М.: «АСТ-ПРЕСС», 1999 г., с.398.
Детский экологический журнал «Свиристель». №2 2010, №12 2009.
Детская энцтиклопедия «Махаон». Мир леса. – М.: Махаон, 2008.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Экскурсия в музей
Акция «Покорми птиц»
Кубики «Пернатые нашего края»
Краткая информация (описание птицы)
Птенчики
Викторина «Что мы знаем о пернатых»
Ребусы
Рубрика «Это интересно»
Анкета «Как мы знаем птиц»
___________ | ______________ | __________ | ____________ | _________ |
_________ | _____________ | _______________ | ______________ | |
1.Впиши название птиц в таблицу
2.Знаете ли вы какие птицы проживают в нашем районе?_______________________________
_____________________________________________________________________________________
3.Знаете ли вы какие птицы остаются зимовать в нашем регионе?_____________________________
____________________________________________________________________________________
4.Знаете ли вы какой корм потребляют те или иные птицы? _________________________________
5.Что страшнее птицам: голод или холод?____________________________
6. Как ты помогаешь птицам?______________________________________________________
Встреча с педагогом ДЭБЦ г. Нижнекамска
21