Аннотация
к рабочей программе внеурочной деятельности
1 – б класс
Рабочая программа по предмету внеурочной деятельности «С азбукой по родному краю» составлена в соответствии с учебным планом, на основе учебного пособия «С Азбукой по родному краю» (Учебное пособие для 1 кл. общеобразовательных школ. Авторы-составители Пряникова Н.Е., Шик Н.В. Серия «Родной край». – Брянск: «Курсив», 2012.- 116с.)
Цель программы: дать учащимся младшего школьного возраста не только полезные занимательные задания на период обучения грамоте, но и краеведческий материал, который расположен в алфавитном порядке. Краеведческие страницы в познавательной, доступной форме описывают природу нашего края, интересные события и легенды (предания) далёкого прошлого, знакомят с памятными местами Брянщины, со стихотворениями брянских поэтов о родной земле.
В соответствии с учебным планом школы на 2022-2023 учебный год рабочая программа внеурочной деятельности рассчитана на 32 часа в год,( 1 час в неделю)
Программа включает в себя:
пояснительную записку
планируемые результаты изучения курса
содержание учебного предмета
тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету внеурочной деятельности «С азбукой по родному краю» составлена в соответствии с учебным планом, на основе учебного пособия «С Азбукой по родному краю» (Учебное пособие для 1 кл. общеобразовательных школ. Авторы-составители Пряникова Н.Е., Шик Н.В. Серия «Родной край». – Брянск: «Курсив», 2012.- 116с.)
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утверждённая распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756 – Р.
2. «Рекомендации по организации приёма в первый класс» (письмо Минобразования России от 21.03.2003 г. № 03 – 51 – 57 ин/13-03).
3. «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы» (письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. № 2021/11-13)
4. «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период», (письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. №408/13-13).
5. «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования» (письмо Минобразования России от 03.06.2003 г. №13-51-120/13).
6. «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002 г. №199/13).
7. «Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего образования» (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).
8. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» (письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263).
9. «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы – СанПиН 2.4.2.1178-02 – Утверждены постановлением Минздрава России от 28.11.2002 г. № 44).
Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, курса
Программа кружка «Азбука родного края» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности.
Большое значение для развития и воспитания младших школьников имеет непосредственное общение ребят с миром природы. Систематическое и целенаправленное наблюдение картин родной природы пробуждает у детей понимания прекрасного, бережное отношение к природе. Изучение окружающей жизни формирует уважение к людям труда, чувство гордости за свой край. Перед ребятами раскроются тайны природы, закономерная взаимосвязь явлений природы. Целеустремлённая работа учителя по организации наблюдений детьми явлений природы, знакомство учащихся с произведениями живописи и литературы, раскрывающими перед ними новые грани видения мира, обогащают чувства, речь детей, способствуют воспитанию более глубокого и тонкого понимания природы. Чем богаче становится душевный мир ребенка, тем глубже он начинает понимать природу, тем больший интерес вызывает у него искусство, литература, отражающие мир во всех его проявлениях.
Цель: дать учащимся младшего школьного возраста не только полезные занимательные задания на период обучения грамоте, но и краеведческий материал, который расположен в алфавитном порядке. Краеведческие страницы в познавательной, доступной форме описывают природу нашего края, интересные события и легенды (предания) далёкого прошлого, знакомят с памятными местами Брянщины, со стихотворениями брянских поэтов о родной земле.
Задачи:
Пробудить у ребёнка интерес и уважение к событиям далёкого прошлого и преданиям родной земли, к людям, прославившим её, к природе родного края;
Способствовать становлению у школьников навыков самостоятельного мышления, умения сравнивать факты и осмысливать их;
Обеспечивать развитие детей, их познавательной сферы, умственных способностей и интересов;
Воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир, любовь к прошлому и настоящему своего народа, своего края.
Планируемые результаты реализации программы
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующим ключевым целям общего образования, можно выделить три блока: личностный, метапредметный, предметный.
Личностные включают в себя:
- развитие интереса;
- действие нравственно-эстетического оценивания ( что такое хорошо, что такое плохо);
- формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, поселку;
- формирование личностного отношения к окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);
- формирование уважительного отношения к своей семье, развитие интереса к истории жизни семьи;
- формирование желаний выполнять действия;
- использование фантазии, воображения при выполнении задания.
Реализуется через знакомство детей с окружением – семья, дом, улицы, город, поселок, природа.
Метапредметныевключают в себя:
регулятивные
- введение правил;
- разный вид деятельности;
- разучивание игр.
Реализуется через ориентирование учащихся на правила поведения дома, в школе, на улице, в общественном транспорте (что такое хорошо, что такое плохо), рассказ о своих интересах, увлечениях.
познавательные
- формирование практических умений ориентироваться в окружающей среде;
- формирование знаний о современных профессиях;
- формирование знаний об истории города, поселка.
Реализуется через изучение адреса своего проживания, названия улиц микрорайона школы, улиц города, поселка, изучение профессий своих родных, экскурсии по улицам, в музей школы, к памятникам села, через задания на поиск лишнего, сравнение, тестирование, рисунок.
коммуникативные
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать;
- формирование умения слушать и вступать в диалог;
- формирование умения в постановке вопросов;
- умение строить устный рассказ;
- формирование умений работать в парах, малых группах.
Реализуется через беседы с родителями, бабушками, дедушками о семейных традициях, какие праздники отмечаются дома, рассказывают друг другу и классу; рассказывают о домашних животных, как они о них заботятся, комментируют принесенные фотографии, иллюстрации, книги о животных; рассказывают о своей улице, пишут сочинения; по фотографиям рассказывают о памятниках, которые они видели в городе, где они находятся, о современной жизни села, сравнивают фотографии прошлого и настоящего, говорят, что изменилось, что нет; задают друг другу вопросы; объяснения рисунка.
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
- умение рассказывать о родном крае, приводить примеры достопримечательностей родного края;
- умение рассказывать о важнейших событиях в истории родного края; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
№ | Название тематического раздела | Результаты освоения рабочей программы по каждому тематическому разделу |
| | для базового уровня результатов - «выпускник научится» | для повышенного уровня результатов – «выпускник получит возможность научиться» |
| С азбукой по родному краю | Ученик научится: - узнавать буквы и названия населённых пунктов Брянского края на эту букву; -узнавать изображение герба Г. Брянска, г. Трубчевска; -узнавать птиц и животных населяющих наш край; -определять название страны, региона, где живет учащийся, родного города; -узнавать символику страны, края, города, школы; -узнавать государственные праздники; -узнавать имена известных людей Брянской области, героев ВОВ; -узнавать названия городов, посёлков, рек , озёр, изученных в курсе | Ученик получит возможность научиться: - ориентироваться по карте Брянской области; - ориентироваться в своей системе знаний: - отличать новое от уже известного; - выражать свои мысли; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой опыт; - описывать изученные события истории Отечества; - оценивать поступки других с позиции добра и зла; - уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа; - поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуация |
Содержание программы по предмету
Введение. 3емля Пересвета. |
Гласные буквы А, а, обозначающие гласный звук [а].Аист - символ счастья и удачи. |
Согласные буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б́΄ ́]. Родной наш Брянск. |
Согласные буквы В, в, обозначающие согласные звуки [в], [в']. «Сказки брянского леса» В. Соколова. «Лесная сказка». |
Согласные буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г']. Герб Брянской области. |
Согласные буквы Д, д, обозначающие согласные звуки [д], [д']. Река Десна. |
Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й э].Реки Брянской области. Гласные буквы Е, ё, два звука [й о]. Памятники природы. |
Согласные буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук [ж]. Жуковский район. Село Вщиж. |
Согласные буквы 3, з, обозначающие согласные звуки [з], [з']. Город Злынка. |
Гласные буквы И, и, обозначающие гласный звук [и]. Ипуть-река. |
Согласные буквы И, й, обозначающие согласный звук [и']. И. Швец «Наша Брянская область». |
Согласные буквы К, к, обозначающие согласные звуки [к], [к']. Клинцы, Красный Рог, Карачев. |
Согласные буквы Л, л, обозначающие согласные звуки [л], [л']. Легенды брянского леса. |
Согласные буквы М, м, обозначающие согласные звуки [м], [м΄]. Путешествие по населённым пунктам. Мглин. |
Согласные буквы Н, н, обозначающие согласные звуки [н], [н']. Новозыбков, Навля. |
Гласные буквы О, о, обозначающие гласный звук [о].На родине Ф. И. Тютчева, в Овстуге. |
Согласные буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п], [п΄]. Брянский боярин, герой Куликовской битвы-Александр Пересвет. |
Согласные буквы Р, р, обозначающие согласные звуки [р], [р']. Ревна. Рогнедино. |
Согласные буквы С, с, обозначающие согласные звуки [с], [с΄]. Брянский Сусанин. |
Согласные буквы Т, т, обозначающие согласные звуки [т], [т']. Парк культуры и отдыха А. К. Толстого. |
Гласные буквы У, у, обозначающие гласный звук [у]. Путешествие по населённым пунктам. Унеча. |
Согласные буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки [ф], [ф']. Город революционера И. И. Фокина. |
Согласные буквы X, х, обозначающие согласные звуки [х], [х']. Слово о Дятьковском хрустале. |
Согласные буквы Ц, ц, обозначающие согласный звук [ц]. Птицы Брянского края. |
Согласные буквы Ч, ч, обозначающие согласный звук [ч']. Грибы Брянского края. |
Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]. Село 16в. Шеломы. |
Согласные буквы Щ, щ, обозначающие согласный звук [щ΄]. Сещенское подполье. |
Буква Ь. «Брянские леса» по К. Паустовскому. |
Гласная буква Ы, обозначающая гласный звук [ы].Реки и поселения Брянского края.Буква Ъ. Из книги «Сказки Брянского леса» В. Соколова. |
Гласные буквы Э, э, обозначающие гласный звук [э].И. Швец «Нашим городом можно гордиться». |
Гласные буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й у]. На стоянку первобытного человека в Юдиново. |
Гласные буквы Я, я, обозначающие звуки [й а]. Яловка. Брянск - наш край родной. |
Тематическое планирование 1 класс «Азбука родного края»
№ | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Дата |
план | факт |
1 | Введение. 3емля Пересвета. | 1 | -знают свои анкетные данные. -объясняют происхождение названия области, города, истории нашего города | | |
2 | Гласные буквы А, а, обозначающие гласный звук [а]. Аист - символ счастья и удачи. | 1 | -умеютотгадывать загадки, решать ребусы. -знаютназвания населенных пунктов, начинающихся с буквы А. -знаютисторию деревни Андреевка. | | |
3 | Согласные буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б́΄ ́]. Родной наш Брянск. | 1 | -умеютотгадывать загадки, решать ребусы. -знаютназвания населенных пунктов, начинающихся с буквы Б. -знаютисторию названия города Брянск. -умеют правильно расставлять ударение | | |
4 | Согласные буквы В, в, обозначающие согласные звуки [в], [в']. «Сказки брянского леса» В. Соколова. «Лесная сказка». | 1 | -умеютотгадывать загадки, решать ребусы. -знаютназвания населенных пунктов, начинающихся с буквы В. -знают историю деревни Василевка. -знаютэтимологию названий некоторых животных | | |
5 | Согласные буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г']. Герб Брянской области. | 1 | -умеют отгадывать загадки, решать ребусы. -знаютназвания населенных пунктов, начинающихся с буквы Г. -знаютисторию создания герба Брянской области, отличать его от других гербов. -умеютправильно расставлять ударение -знаютисторию деревни Гордеевка. | | |
6 | Согласные буквы Д, д, обозначающие согласные звуки [д], [д']. Река Десна. | 1 | -умеютотгадывать загадки, решать ребусы. -знают названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Д. -умеютправильно расставлять ударение -знают информацию о реке Десна. -знаютисторию города Дятьково. | | |
7 | Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й э]. Реки Брянской области. Гласные буквы Е, ё, обозначающие два звука [й о]. Памятники природы. | 1 | -умеют отгадывать загадки, решать ребусы. -знают названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Е. -умеют правильно расставлять ударение. -знают о растениях Брянской области, правила поведения в лесу | | |
8 | Согласные буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук [ж]. Жуковский район. Село Вщиж. | 1 | -умеют отгадывать загадки, решать ребусы. -знают названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Ж. -умеют правильно расставлять ударение -знают историю деревни Жирятино. -знаютинформацию о реке Жеведа | | |
9 | Согласные буквы 3, з, обозначающие согласные звуки [з], [з']. Город Злынка. | 1 | -умеютотгадывать загадки, решать ребусы. -знаютназвания населенных пунктов, начинающихся с буквы З. -умеютправильно расставлять ударение -знают историю населенного пункта Злынка. -знают информацию о птицах Брянской области, в частности Зимородок | | |
10 | Гласные буквы И, и, обозначающие гласный звук [и]. Ипуть-река. | 1 | -умеют отгадывать загадки, решать ребусы. -знаютназвания населенных пунктов, начинающихся с буквы И. -умеютправильно расставлять ударение. -знают информацию о реке Ипуть | | |
11 | Согласные буквы И, й, обозначающие согласный звук [и']. И. Швец «Наша Брянская область». | 1 | -умеют отгадывать загадки, решать ребусы. -умеют правильно расставлять ударение | | |
12 | Согласные буквы К, к, обозначающие согласные звуки [к], [к']. Клинцы, Красный Рог, Карачев. | 1 | -умеютотгадывать загадки, решать ребусы. -знают названия населенных пунктов, начинающихся с буквы К. -умеютправильно расставлять ударение -знают историю города Карачев, Клинцы. | | |
13 | Согласные буквы Л, л, обозначающие согласные звуки [л], [л']. Легенды брянского леса. | 1 | -умеют отгадывать загадки, решать ребусы. -знаютназвания населенных пунктов, начинающихся с буквы Л. -умеют правильно расставлять ударение -знают историю деревень Локоть, Брасово. | | |
14 | Согласные буквы М, м, обозначающие согласные звуки [м], [м΄]. Путешествие по населённым пунктам. Мглин. | 1 | -умеютотгадывать загадки, решать ребусы. -знаютназвания населенных пунктов, начинающихся с буквы М. -умеютправильно расставлять ударение -знают историю города Мглин. | | |
15 | Согласные буквы Н, н, обозначающие согласные звуки [н], [н']. Новозыбков, Навля. | 1 | -умеютотгадывать загадки, решать ребусы. -знают названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Н. -умеют правильно расставлять ударение -знают историю городов Новозыбков, Навля. | | |
16 | Гласные буквы О, о, обозначающие гласный звук [о]. На родине Ф. И. Тютчева, в Овстуге. | 1 | -умеютотгадывать загадки, решать ребусы. -знают названия населенных пунктов, начинающихся с буквы О. -умеют правильно расставлять ударение -знают историю деревни Овстуг. -знаютинформацию о поэте Тютчеве | | |
17 | Согласные буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п], [п΄]. Брянский боярин, герой Куликовской битвы-Александр Пересвет. | 1 | -умеют отгадывать загадки, решать ребусы. -знаютназвания населенных пунктов, начинающихся с буквы П. -умеют правильно расставлять ударение -знаютинформацию о растениях Брянской области, в частности о папоротнике | | |
18 | Согласные буквы Р, р, обозначающие согласные звуки [р], [р']. Ревна. Рогнедино. | 1 | -умеют отгадывать загадки, решать ребусы. -знаютназвания населенных пунктов, начинающихся с буквы Р. -умеют правильно расставлять ударение -знаютисторию деревни Рогнедино. -знают информацию о реке Ревна | | |
19 | Согласные буквы С, с, обозначающие согласные звуки [с], [с΄]. Брянский Сусанин. | 1 | -умеют отгадывать загадки, решать ребусы. -знают названия населенных пунктов, начинающихся с буквы С. -умеют правильно расставлять ударение -знают историю населенного пункта Суземка. | | |
20 | Согласные буквы Т, т, обозначающие согласные звуки [т], [т']. Парк культуры и отдыха А. К. Толстого. | 1 | -умеют отгадывать загадки, решать ребусы. -знают названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Т. -умеют правильно расставлять ударение -знают историю населенного пункта Тюнино. | | |
21 | Гласные буквы У, у, обозначающие гласный звук [у]. Путешествие по населённым пунктам. Унеча. | 1 | -умеют отгадывать загадки, решать ребусы. -знают названия населенных пунктов, начинающихся с буквы У. -умеют правильно расставлять ударение | | |
22 | Согласные буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки [ф], [ф']. Город революционера И. И. Фокина. | 1 | -умеютотгадывать загадки, решать ребусы. -знают названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Ф. -умеют правильно расставлять ударение -знают историю населенного пункта Фокино. | | |
23 | Согласные буквы X, х, обозначающие согласные звуки [х], [х']. Слово о Дятьковском хрустале. | 1 | -умеют отгадывать загадки, решать ребусы. -знают названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Х. -умеют правильно расставлять ударение -знают историю населенного пункта Дятьково, его достопримечательности - Дятьковский хрусталь | | |
24 | Согласные буквы Ц, ц, обозначающие согласный звук [ц]. Птицы Брянского края. | 1 | -умеют отгадывать загадки, решать ребусы. -знаютназвания населенных пунктов, начинающихся с буквы Ц. -умеют правильно расставлять ударение | | |
25 | Согласные буквы Ч, ч, обозначающие согласный звук [ч']. Грибы Брянского края. | 1 | -умеютотгадывать загадки, решать ребусы. -знают названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Ч. -умеют правильно расставлять ударение -знаютисторию населенного пункта Чернь. | | |
26 | Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]. Село 16в. Шеломы. | 1 | -умеют отгадывать загадки, решать ребусы. -знают названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Ш. -умеют правильно расставлять ударение -знают историю населенного пункта Шеломы. | | |
27 | Согласные буквы Щ, щ, обозначающие согласный звук [щ΄]. Сещенское подполье. | 1 | -умеютотгадывать загадки, решать ребусы. -знают названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Щ, или в названии которых есть эта буква. -умеют правильно расставлять ударение -знают историю Сещенского подполья | | |
28 | Буква Ь. «Брянские леса» по К. Паустовскому. | 1 | -умеют отгадывать загадки, решать ребусы. -знают населенные пункты, в названии которых есть буква Ь. -умеют правильно расставлять ударение | | |
29 | Гласная буква Ы, обозначающая гласный звук [ы]. Реки и поселения Брянского края. Буква Ъ. Из книги «Сказки Брянского леса» В. Соколова. | 1 | -умеют отгадывать загадки, решать ребусы. -знают населенные пункты и реки, в названии которых есть букв Ы, Ъ. -умеют правильно расставлять ударение | | |
30 | Гласные буквы Э, э, обозначающие гласный звук [э]. И. Швец «Нашим городом можно гордиться». | 1 | -умеютотгадывать загадки, решать ребусы. -знают населенные пункты, в названии которых есть буква Э. -умеют правильно расставлять ударение | | |
31 | Гласные буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й у]. На стоянку первобытного человека в Юдиново. | 1 | -умеют отгадывать загадки, решать ребусы. -знают населенные пункты, в названии которых есть буква Ю. -умеют правильно расставлять ударение -знают историю Юдиново | | |
32 | Гласные буквы Я, я, обозначающие звуки [й а]. Яловка. Брянск - наш край родной. | 1 | -умеют правильно расставлять ударение -знают населенные пункты, в названии которых есть буква Я. -умеютрассказать о своей Родине | | |
1) «С Азбукой по родному краю» для 1 класса Авторы: Пряникова Н.Е., Шик Н.В./Пересвет 2012г.
2) Т.С.Голубева. Государственная символика России//Нач.школа.-2001,№7.
3) Мой дом – моя Родина:Стихи и рисунки ленинградских детей/ Сост. Л.А.Зыков.-Л.,1988.
4) Н.А.Печень. Символы воинской славы. – М.:ВЛАДОС, 2004.
5) И.А.Агапова, М.А.Давыдова. Мы – патриоты! – М.: «ВАКО», 2006.
6) О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина, Т.В.Киселёва. Я – гражданин России!-М.:»ВАКО»,2006.
7)И.А.Агапова, М.А.Давыдова. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет.-М.: «ТЦ Сфера», 2005.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Комаричская средняя общеобразовательная школа №1
Рассмотрено и утверждено Согласовано Утверждаю
На заседании МО учителей _______________ Директор МБОУ
________________________ дата
Протокол №___от________ Зам. дир. по УР Комаричской СОШ №1
Руководитель МО
________Дубикова Н.Л. _______Черняева С.Н. _______И.А.Радченко
подпись расшифровка подписи подпись расшифровка подписи Приказ №_____от_______
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Азбука родного края»
1-б класс
Составитель:
Будникова Елена Анатольевна
учитель начальных классов
Комаричи - 2022