СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Азбука родного края 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа Азбука родног края 1 класс (Брянская область)

Просмотр содержимого документа
«Азбука родного края 1 класс»


Аннотация

к рабочей программе внеурочной деятельности

1 – б класс


Рабочая программа по предмету внеурочной деятельности «С азбукой по родному краю» составлена в соответствии с учебным планом, на основе учебного пособия «С Азбукой по родному краю» (Учебное пособие для 1 кл. общеобразовательных школ. Авторы-составители Пряникова Н.Е., Шик Н.В. Серия «Родной край». – Брянск: «Курсив», 2012.- 116с.)


Цель программы: дать учащимся младшего школьного возраста не только полезные занимательные задания на период обучения грамоте, но и краеведческий материал, который расположен в алфавитном порядке. Краеведческие страницы в познавательной, доступной форме описывают природу нашего края, интересные события и легенды (предания) далёкого прошлого, знакомят с памятными местами Брянщины, со стихотворениями брянских поэтов о родной земле.




В соответствии с учебным планом школы на 2022-2023 учебный год рабочая программа внеурочной деятельности рассчитана на 32 часа в год,( 1 час в неделю)


Программа включает в себя:

  • пояснительную записку

  • планируемые результаты изучения курса

  • содержание учебного предмета

  • тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

























Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету внеурочной деятельности «С азбукой по родному краю» составлена в соответствии с учебным планом, на основе учебного пособия «С Азбукой по родному краю» (Учебное пособие для 1 кл. общеобразовательных школ. Авторы-составители Пряникова Н.Е., Шик Н.В. Серия «Родной край». – Брянск: «Курсив», 2012.- 116с.)


Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа


1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утверждённая распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756 – Р.

2. «Рекомендации по организации приёма в первый класс» (письмо Минобразования России от 21.03.2003 г. № 03 – 51 – 57 ин/13-03).

3. «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы» (письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. № 2021/11-13)

4. «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период», (письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. №408/13-13).

5. «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования» (письмо Минобразования России от 03.06.2003 г. №13-51-120/13).

6. «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002 г. №199/13).

7. «Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего образования» (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).

8. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» (письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263).

9. «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы – СанПиН 2.4.2.1178-02 – Утверждены постановлением Минздрава России от 28.11.2002 г. № 44).


Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, курса

Программа кружка «Азбука родного края» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности.


Большое значение для развития и воспитания младших школьников имеет непосредственное общение ребят с миром природы. Систематическое и целенаправленное наблюдение картин родной природы пробуждает у детей понимания прекрасного, бережное отношение к природе. Изучение окружающей жизни формирует уважение к людям труда, чувство гордости за свой край. Перед ребятами раскроются тайны природы, закономерная взаимосвязь явлений природы. Целеустремлённая работа учителя по организации наблюдений детьми явлений природы, знакомство учащихся с произведениями живописи и литературы, раскрывающими перед ними новые грани видения мира, обогащают чувства, речь детей, способствуют воспитанию более глубокого и тонкого понимания природы. Чем богаче становится душевный мир ребенка, тем глубже он начинает понимать природу, тем больший интерес вызывает у него искусство, литература, отражающие мир во всех его проявлениях.


Цель: дать учащимся младшего школьного возраста не только полезные занимательные задания на период обучения грамоте, но и краеведческий материал, который расположен в алфавитном порядке. Краеведческие страницы в познавательной, доступной форме описывают природу нашего края, интересные события и легенды (предания) далёкого прошлого, знакомят с памятными местами Брянщины, со стихотворениями брянских поэтов о родной земле.


Задачи:

  1. Пробудить у ребёнка интерес и уважение к событиям далёкого прошлого и преданиям родной земли, к людям, прославившим её, к природе родного края;

  2. Способствовать становлению у школьников навыков самостоятельного мышления, умения сравнивать факты и осмысливать их;

  3. Обеспечивать развитие детей, их познавательной сферы, умственных способностей и интересов;

  4. Воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир, любовь к прошлому и настоящему своего народа, своего края.





















Планируемые результаты реализации программы


В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующим ключевым целям общего образования, можно выделить три блока: личностный, метапредметный, предметный.


Личностные включают в себя:

- развитие интереса;

- действие нравственно-эстетического оценивания ( что такое хорошо, что такое плохо);

- формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, поселку;

- формирование личностного отношения к окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);

- формирование уважительного отношения к своей семье, развитие интереса к истории жизни семьи;

- формирование желаний выполнять действия;

- использование фантазии, воображения при выполнении задания.

Реализуется через знакомство детей с окружением – семья, дом, улицы, город, поселок, природа.


Метапредметныевключают в себя:

регулятивные

- введение правил;

- разный вид деятельности;

- разучивание игр.

Реализуется через ориентирование учащихся на правила поведения дома, в школе, на улице, в общественном транспорте (что такое хорошо, что такое плохо), рассказ о своих интересах, увлечениях.

познавательные

- формирование практических умений ориентироваться в окружающей среде;

- формирование знаний о современных профессиях;

- формирование знаний об истории города, поселка.

Реализуется через изучение адреса своего проживания, названия улиц микрорайона школы, улиц города, поселка, изучение профессий своих родных, экскурсии по улицам, в музей школы, к памятникам села, через задания на поиск лишнего, сравнение, тестирование, рисунок.

коммуникативные

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать;

- формирование умения слушать и вступать в диалог;

- формирование умения в постановке вопросов;

- умение строить устный рассказ;

- формирование умений работать в парах, малых группах.

Реализуется через беседы с родителями, бабушками, дедушками о семейных традициях, какие праздники отмечаются дома, рассказывают друг другу и классу; рассказывают о домашних животных, как они о них заботятся, комментируют принесенные фотографии, иллюстрации, книги о животных; рассказывают о своей улице, пишут сочинения; по фотографиям рассказывают о памятниках, которые они видели в городе, где они находятся, о современной жизни села, сравнивают фотографии прошлого и настоящего, говорят, что изменилось, что нет; задают друг другу вопросы; объяснения рисунка.


Предметные результаты:

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.

- умение рассказывать о родном крае, приводить примеры достопримечательностей родного края;

- умение рассказывать о важнейших событиях в истории родного края; на­ходить на исторической и современной картах России места ис­торических событий; приводить примеры исторических и куль­турных памятников страны.



Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Название тематического раздела

Результаты освоения рабочей программы по каждому тематическому разделу



для базового уровня результатов -

«выпускник научится»

для повышенного уровня результатов –

«выпускник получит возможность научиться»



С азбукой по родному краю

Ученик научится:

- узнавать буквы и названия населённых пунктов Брянского края на эту букву;

-узнавать изображение герба Г. Брянска, г. Трубчевска;

-узнавать птиц и животных населяющих наш край;

-определять название

страны, региона, где живет учащийся, родного города;

-узнавать символику страны, края, города, школы;

-узнавать государственные праздники;

-узнавать имена известных людей Брянской области, героев ВОВ;

-узнавать названия городов, посёлков, рек , озёр, изученных в курсе


Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться по карте Брянской области;

- ориентироваться в своей системе знаний:

- отличать новое от уже известного;

- выражать свои мысли;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой опыт;

- описывать изученные события истории Отечества;

- оценивать поступки других с позиции добра и зла;

- уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;

- поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуация




Содержание программы по предмету




Введение. 3емля Пересвета.

Гласные буквы А, а, обозначающие гласный звук [а].Аист - символ счастья и удачи.

Согласные буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б́΄ ́]. Родной наш Брянск.

Согласные буквы В, в, обозначающие согласные звуки [в], [в'].

«Сказки брянского леса» В. Соколова. «Лесная сказка».

Согласные буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г']. Герб Брянской области.

Согласные буквы Д, д, обозначающие согласные звуки [д], [д']. Река Десна.

Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й э].Реки Брянской области. Гласные буквы Е, ё,

два звука [й о]. Памятники природы.

Согласные буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук [ж]. Жуковский район. Село Вщиж.

Согласные буквы 3, з, обозначающие согласные звуки [з], [з']. Город Злынка.

Гласные буквы И, и, обозначающие гласный звук [и]. Ипуть-река.

Согласные буквы И, й, обозначающие согласный звук [и']. И. Швец «Наша Брянская область».

Согласные буквы К, к, обозначающие согласные звуки [к], [к']. Клинцы, Красный Рог, Карачев.

Согласные буквы Л, л, обозначающие согласные звуки [л], [л']. Легенды брянского леса.

Согласные буквы М, м, обозначающие согласные звуки [м], [м΄]. Путешествие по населённым пунктам. Мглин.

Согласные буквы Н, н, обозначающие согласные звуки [н], [н']. Новозыбков, Навля.

Гласные буквы О, о, обозначающие гласный звук [о].На родине Ф. И. Тютчева, в Овстуге.

Согласные буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п], [п΄]. Брянский боярин,

герой Куликовской бит­вы-Александр Пересвет.

Согласные буквы Р, р, обозначающие согласные звуки [р], [р']. Ревна. Рогнедино.

Согласные буквы С, с, обозначающие согласные звуки [с], [с΄]. Брянский Сусанин.

Согласные буквы Т, т, обозначающие согласные звуки [т], [т']. Парк культуры и отдыха А. К. Толстого.

Гласные буквы У, у, обозначающие гласный звук [у]. Путешествие по населённым пунктам. Унеча.

Согласные буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки [ф], [ф']. Город революционера И. И. Фокина.

Согласные буквы X, х, обозначающие согласные звуки [х], [х']. Слово о Дятьковском хрустале.

Согласные буквы Ц, ц, обозначающие согласный звук [ц]. Птицы Брянского края.

Согласные буквы Ч, ч, обозначающие согласный звук [ч']. Грибы Брянского края.

Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]. Село 16в. Шеломы.

Согласные буквы Щ, щ, обозначающие согласный звук [щ΄]. Сещенское подполье.

Буква Ь. «Брянские леса» по К. Паустовскому.

Гласная буква Ы, обозначающая гласный звук [ы].Реки и поселения Брянского края.Буква Ъ.

Из книги «Сказки Брянского леса» В. Соколова.

Гласные буквы Э, э, обозначающие гласный звук [э].И. Швец «Нашим городом можно гордиться».

Гласные буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й у].

На стоянку первобытного человека в Юдиново.

Гласные буквы Я, я, обозначающие звуки [й а]. Яловка. Брянск - наш край родной.










Тематическое планирование 1 класс «Азбука родного края»



Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Дата

план

факт

1

Введение. 3емля Пересвета.

1

-знают свои анкетные данные.

-объясняют происхождение названия области, города, истории нашего города



2

Гласные буквы А, а, обозначающие гласный звук [а].

Аист - символ счастья и удачи.

1

-умеютотгадывать загадки, решать ребусы.

-знаютназвания населенных пунктов, начинающихся с буквы А.

-знаютисторию деревни Андреевка.



3

Согласные буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б́΄ ́]. Родной наш Брянск.

1

-умеютотгадывать загадки, решать ребусы.

-знаютназвания населенных пунктов, начинающихся с буквы Б.

-знаютисторию названия города Брянск.

-умеют правильно расставлять ударение



4

Согласные буквы В, в, обозначающие согласные звуки [в], [в']. «Сказки брянского леса» В. Соколова. «Лесная сказка».

1

меютотгадывать загадки, решать ребусы.

-знаютназвания населенных пунктов, начинающихся с буквы В.

-знают историю деревни Василевка.

-знаютэтимологию названий некоторых животных



5

Согласные буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г']. Герб Брянской области.

1

-умеют отгадывать загадки, решать ребусы.

-знаютназвания населенных пунктов, начинающихся с буквы Г.

-знаютисторию создания герба Брянской области, отличать его от других гербов.

-умеютправильно расставлять ударение

-знаютисторию деревни Гордеевка.



6

Согласные буквы Д, д, обозначающие согласные звуки [д], [д']. Река Десна.

1

-умеютотгадывать загадки, решать ребусы.

-знают названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Д.

-умеютправильно расставлять ударение

-знают информацию о реке Десна.

-знаютисторию города Дятьково.



7


Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й э].

Реки Брянской области. Гласные буквы Е, ё, обозначающие два звука [й о]. Памятники природы.


1

-умеют отгадывать загадки, решать ребусы.

-знают названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Е.

-умеют правильно расставлять ударение.

-знают о растениях Брянской области, правила поведения в лесу




8

Согласные буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук [ж]. Жуковский район. Село Вщиж.

1

-умеют отгадывать загадки, решать ребусы.

-знают названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Ж.

-умеют правильно расставлять ударение

-знают историю деревни Жирятино.

-знаютинформацию о реке Жеведа



9

Согласные буквы 3, з, обозначающие согласные звуки [з], [з']. Город Злынка.

1

-умеютотгадывать загадки, решать ребусы.

-знаютназвания населенных пунктов, начинающихся с буквы З.

-умеютправильно расставлять ударение

-знают историю населенного пункта Злынка.

-знают информацию о птицах Брянской области, в частности Зимородок



10

Гласные буквы И, и, обозначающие гласный звук [и]. Ипуть-река.

1


-умеют отгадывать загадки, решать ребусы.

-знаютназвания населенных пунктов, начинающихся с буквы И.

-умеютправильно расставлять ударение.

-знают информацию о реке Ипуть



11


Согласные буквы И, й, обозначающие согласный звук [и']. И. Швец «Наша Брянская область».


1


-умеют отгадывать загадки, решать ребусы.

-умеют правильно расставлять ударение



12


Согласные буквы К, к, обозначающие согласные звуки [к], [к']. Клинцы, Красный Рог, Карачев.



1

-умеютотгадывать загадки, решать ребусы.

-знают названия населенных пунктов, начинающихся с буквы К.

-умеютправильно расставлять ударение

-знают историю города Карачев, Клинцы.



13

Согласные буквы Л, л, обозначающие согласные звуки [л], [л']. Легенды брянского леса.

1

-умеют отгадывать загадки, решать ребусы.

-знаютназвания населенных пунктов, начинающихся с буквы Л.

-умеют правильно расставлять ударение

-знают историю деревень Локоть, Брасово.



14


Согласные буквы М, м, обозначающие согласные звуки [м], [м΄]. Путешествие по населённым пунктам. Мглин.


1

-умеютотгадывать загадки, решать ребусы.

-знаютназвания населенных пунктов, начинающихся с буквы М.

-умеютправильно расставлять ударение

-знают историю города Мглин.





15



Согласные буквы Н, н, обозначающие согласные звуки [н], [н']. Новозыбков, Навля.

1

-умеютотгадывать загадки, решать ребусы.

-знают названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Н.

-умеют правильно расставлять ударение

-знают историю городов Новозыбков, Навля.



16

Гласные буквы О, о, обозначающие гласный звук [о].

На родине Ф. И. Тютчева, в Овстуге.

1

-умеютотгадывать загадки, решать ребусы.

-знают названия населенных пунктов, начинающихся с буквы О.

-умеют правильно расставлять ударение

-знают историю деревни Овстуг.

-знаютинформацию о поэте Тютчеве



17

Согласные буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п], [п΄]. Брянский боярин, герой Куликовской бит­вы-Александр Пересвет.

1

-умеют отгадывать загадки, решать ребусы.

-знаютназвания населенных пунктов, начинающихся с буквы П.

-умеют правильно расставлять ударение

-знаютинформацию о растениях Брянской области, в частности о папоротнике



18

Согласные буквы Р, р, обозначающие согласные звуки [р], [р']. Ревна. Рогнедино.

1

-умеют отгадывать загадки, решать ребусы.

-знаютназвания населенных пунктов, начинающихся с буквы Р.

-умеют правильно расставлять ударение

-знаютисторию деревни Рогнедино.

-знают информацию о реке Ревна



19

Согласные буквы С, с, обозначающие согласные звуки [с], [с΄]. Брянский Сусанин.

1

-умеют отгадывать загадки, решать ребусы.

-знают названия населенных пунктов, начинающихся с буквы С.

-умеют правильно расставлять ударение

-знают историю населенного пункта Суземка.



20

Согласные буквы Т, т, обозначающие согласные звуки [т], [т']. Парк культуры и отдыха А. К. Толстого.

1

-умеют отгадывать загадки, решать ребусы.

-знают названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Т.

-умеют правильно расставлять ударение

-знают историю населенного пункта Тюнино.



21

Гласные буквы У, у, обозначающие гласный звук [у]. Путешествие по населённым пунктам. Унеча.

1


-умеют отгадывать загадки, решать ребусы.

-знают названия населенных пунктов, начинающихся с буквы У.

-умеют правильно расставлять ударение



22

Согласные буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки [ф], [ф']. Город революционера И. И. Фокина.

1

-умеютотгадывать загадки, решать ребусы.

-знают названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Ф.

-умеют правильно расставлять ударение

-знают историю населенного пункта Фокино.



23

Согласные буквы X, х, обозначающие согласные звуки [х], [х']. Слово о Дятьковском хрустале.

1

-умеют отгадывать загадки, решать ребусы.

-знают названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Х.

-умеют правильно расставлять ударение

-знают историю населенного пункта Дятьково, его достопримечательности - Дятьковский хрусталь



24

Согласные буквы Ц, ц, обозначающие согласный звук [ц]. Птицы Брянского края.

1

-умеют отгадывать загадки, решать ребусы.

-знаютназвания населенных пунктов, начинающихся с буквы Ц.

-умеют правильно расставлять ударение



25

Согласные буквы Ч, ч, обозначающие согласный звук [ч']. Грибы Брянского края.

1

-умеютотгадывать загадки, решать ребусы.

-знают названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Ч.

-умеют правильно расставлять ударение

-знаютисторию населенного пункта Чернь.



26

Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]. Село 16в. Шеломы.

1

-умеют отгадывать загадки, решать ребусы.

-знают названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Ш.

-умеют правильно расставлять ударение

-знают историю населенного пункта Шеломы.



27

Согласные буквы Щ, щ, обозначающие согласный звук [щ΄]. Сещенское подполье.

1

-умеютотгадывать загадки, решать ребусы.

-знают названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Щ, или в названии которых есть эта буква.

-умеют правильно расставлять ударение

-знают историю Сещенского подполья



28

Буква Ь. «Брянские леса» по К. Паустовскому.

1

-умеют отгадывать загадки, решать ребусы.

-знают населенные пункты, в названии которых есть буква Ь.

-умеют правильно расставлять ударение



29

Гласная буква Ы, обозначающая гласный звук [ы].

Реки и поселения Брянского края.

Буква Ъ. Из книги «Сказки Брянского леса» В. Соколова.

1

-умеют отгадывать загадки, решать ребусы.

-знают населенные пункты и реки, в названии которых есть букв Ы, Ъ.

-умеют правильно расставлять ударение



30

Гласные буквы Э, э, обозначающие гласный звук [э].

И. Швец «Нашим городом можно гордиться».

1

-умеютотгадывать загадки, решать ребусы.

-знают населенные пункты, в названии которых есть буква Э.

-умеют правильно расставлять ударение



31

Гласные буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й у].

На стоянку первобытного человека в Юдиново.

1

-умеют отгадывать загадки, решать ребусы.

-знают населенные пункты, в названии которых есть буква Ю.

-умеют правильно расставлять ударение

-знают историю Юдиново



32

Гласные буквы Я, я, обозначающие звуки [й а]. Яловка. Брянск - наш край родной.

1

-умеют правильно расставлять ударение

-знают населенные пункты, в названии которых есть буква Я.

-умеютрассказать о своей Родине














































1) «С Азбукой по родному краю» для 1 класса Авторы: Пряникова Н.Е., Шик Н.В./Пересвет 2012г.

2) Т.С.Голубева. Государственная символика России//Нач.школа.-2001,№7.

3) Мой дом – моя Родина:Стихи и рисунки ленинградских детей/ Сост. Л.А.Зыков.-Л.,1988.

4) Н.А.Печень. Символы воинской славы. – М.:ВЛАДОС, 2004.

5) И.А.Агапова, М.А.Давыдова. Мы – патриоты! – М.: «ВАКО», 2006.

6) О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина, Т.В.Киселёва. Я – гражданин России!-М.:»ВАКО»,2006.

7)И.А.Агапова, М.А.Давыдова. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет.-М.: «ТЦ Сфера», 2005.






































Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Комаричская средняя общеобразовательная школа №1




Рассмотрено и утверждено Согласовано Утверждаю

На заседании МО учителей _______________ Директор МБОУ

________________________ дата

Протокол №___от________ Зам. дир. по УР Комаричской СОШ №1

Руководитель МО

________Дубикова Н.Л. _______Черняева С.Н. _______И.А.Радченко

подпись расшифровка подписи подпись расшифровка подписи Приказ №_____от_______





Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Азбука родного края»

1-б класс





















Составитель:

Будникова Елена Анатольевна

учитель начальных классов






Комаричи - 2022