СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Азбука спорта"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Азбука спорта" разработана для учащихся 2-4 классов.(34 часа)

Просмотр содержимого документа
«"Азбука спорта"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Качугская средняя общеобразовательная школа № 1

Утверждаю _____________

Рассмотрено Директор школы Г.В. Литвинов

Заседание МС школы приказ №____ от «____» ______2015

Протокол № ___ от «___» _____2015




Рабочая программа кружка по физической культуре

«Азбука спорта»

для учащихся 2 классов

34 часа, 1час в неделю

срок реализации 1 год

Составлена на основе: авторской программы Н.Н. Федотова, Л.А. Курганова школа №14,

г. Сызрань « Программа здоровьесберегающей направленности» рекомендованной Министерством образования и науки Самарской области




Составитель программы

Артемьева Наталья Валентиновна.

учитель физической культуры

МКОУ СОШ №1













Качуг 2015

Пояснительная записка

.

Актуальность.

За последние 10 лет в современном обществе остро стоят проблемы сохранения и укрепления здоровья детей школьного возраста. К сожалению, занятия школьников на уроках физической культуры и участие их в физкультурно-оздоровительных мероприятиях не могут в полной мере удовлетворить потребность детей в двигательной активности.

Сегодня уже дети 1 классов имеют значительные отклонения в состоянии здоровья. Стремительный рост распространенности функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы, нервно-психических расстройств и нарушений костно-мышечной системы отмечается среди обучающихся начальных классов.

По данным педагогического мониторинга уровня физической подготовленности обучающихся МКОУ Качугская СОШ №1, проводимого с использованием тестовых заданий по программе «Президентских состязаний», средний уровень физической подготовленности обучающихся школы в апреле 2015 года составил 3.81 балла.

Низкий уровень развития общей выносливости у школьников 1-4 классов свидетельствует о слабой адаптации сердечно – сосудистой и дыхательной функциональных систем организма к физической нагрузке аэробного характера. Одной из причин этого является гиподинамия школьников, которой, по словам главного государственного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко, подвержены около 75% школьников. Гиподинамия особенно опасна в школьном возрасте, так как задерживает формирование организма, отрицательно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем, существенно снижая сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.

Наряду с проблемами недостаточного физического развития основных двигательных качеств школьников в последние годы актуальной стала проблема социальной незрелости школьников в вопросах ценностной значимости здоровья, как понятия не только личностно-ориентированного, но и общественного.

Не секрет, что по окончании школы многие ребята не только заметно снижают свою физическую активность, но и перестают заниматься физической самоподготовкой вообще. Причиной этому является недостаточная сформированность у детей устойчивой привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями и видами спортивной деятельности.

С целью общего оздоровления детей и воспитания у них прочных навыков самостоятельности разработана программа кружка «Азбука спорта»

Общая характеристика программы.



Программа составлена на основе авторской программы Н.Н. Федотова, Л.А. Курганова «Программа здоровьесберегающей направленности» школа №14 г.Сызрань, рекомендованной Министерством образования и науки Самарской области. Мною расширена пояснительная записка программы. Учебный план сохранен в полном объеме.

Цели программы: содействие всестороннему развитию личности; приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Задачи направлены на:

- укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культуры и здоровому образу жизни, содействие гармоническому физическому развитию;

- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

- формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влияние физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;

- формирование интересов к определенным видам двигательной активности;

- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных навыков.



Методы ведения занятий различны и зависят от вида проведения занятий. Фронтальный метод используется в теоретическом разделе при успокоительных упражнениях. Поточный метод применяется при круговой тренировке. Посменный метод необходим при страховке партнера. Индивидуальный метод необходим при учете физических особенностей того или иного обучающегося Чаще всего используется смешанный метод.

Формы занятий: игровая, соревновательная, в виде эстафет, прогулок. Элементов обучения нет, идет совершенствование школьного программного материала. Во время проведения подвижных игр организуются соревнования по классам: бег по дистанции, катание на санках, традиционные народные игры. Подвижные игры становятся одной из форм оздоровления учащихся и повышения их двигательной активности.

Программа «Подвижные игры» рассчитана на 99 часов для 1 класса и 34 часа для 2 – 4 классов.

Занятия проводятся с учетом всех требований возрастных и индивидуальных особенностей дифференцированно.

Учащиеся должны знать :

- о способах и особенностях движений и передвижений человека;

- о системе дыхания, работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки;

- о причинах травматизма и правилах его предупреждения.

Уметь:

- составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;

- организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;

- уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий.

Результатами освоения программы являются личностные, метапредметные и предметные результаты.


Личностные результаты

  1. Формирование знаний о физкультурной деятельности и навыков в основных двигательных действиях, их использования в игровой деятельности и самостоятельных занятиях.

  2. Формирование навыков и умений в выполнении физических упражнениях, связанных с профилактикой здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой и культурой телодвижения.

  3. Формирование практических умений в самостоятельных занятиях физическими упражнениями для оздоровления организма, активного отдыха проведения со сверстниками подвижных игр и соревнований.


  1. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни, бережному отношению к своему здоровью.


Метапредметные результаты.

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.


Предметные результаты.

  1. Понимание ценности своего здоровья, воспитание потребности в бережном отношении к своему организму.

  2. Освоение доступных способов и средств поддержания хорошего здоровья и самочувствия, физического развития.

  3. Целостное развитие психических и физических качеств.

  4. Воспитание нравственных и морально-волевых качеств в процессе занятий физическими упражнениями.

  5. Формирование у школьников представления о единстве биологического, психического и социального в человеке, о законах и закономерностях развития и совершенствования его психофизической природы.



Успешность реализации программы складывается главным образом из качественных критериев оценки уровня достижений учащихся, к которым относятся качество овладения программным материалом, включающим теоретические и методические знания, способы двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. По итогам года за систематические занятия физической культурой и ведение здорового образа жизни школьники поощряются грамотами. Достижения кружковцев афишируются на информационном стенде и школьной газете.

Разделы программы:

- Теоретические знания: (в ходе занятий)

  • Подвижные игры с элементами: легкой атлетики(12ч.), гимнастики(8ч.), лыжной подготовки(10ч.), спортивных игр(4ч.).

  • Легкая атлетика: специальные беговые упражнения, прыжки на одной, двух ногах, с преодолением препятствий, бег на скорость, эстафетный бег, метания мяча разных размеров.

  • Гимнастика: строевые упражнения, ОРУ, ОРУ с предметами, упражнения в равновесии, висы, упражнения на развитие гибкости, координации, силы.

  • Лыжная подготовка: передвижение на лыжах, спуски и подъемы, катание на санках

  • Спортивные и подвижные игры: на развитие внимания, силы, технических навыков, игры и эстафеты с предметами и без предметов.

Содержанием программы являются подвижные игры и пребывание учащихся на свежем воздухе.
Теоретическая часть включает знания техники безопасности на занятиях кружка «Азбука спорта», беседы о здоровом образе жизни.
Практическая подготовка: выполнение комплексов упражнений, направленных на развитие физических качеств (гибкости, ловкости, силы), участие в соревнованиях среди кружковцев и между классами, подвижные игры на развитие: внимания, общей и скоростной выносливости, умения метать в цель, бегать и кататься на лыжах, умения организовать и провести подвижную игру

Учебно – тематическое планирование


Раздел программы

Кол-во часов

Из них теория

Из них практика


Легкая атлетика

12

2

10

Гимнастика

8

1

7

Лыжная подготовка

10

2

8

Спортивные игры

4

1

3



Календарно – тематическое планирование

Номер урока

Тема урока

Результаты

Дата по плану

Дата по факту

предметные

метапредметные

личностные

1

Правила поведения на спортивной площадке и в зале. Игра на внимание «Запрещенное движение»

Знать правила безопасного поведения в зале и спортивной площадке при занятиях играми с элементами легкой атлетики

Осознавать необходимость знания правил

Желание заниматься физическими упражнениями на свежем воздухе, проявлять интерес к занятиям легкой атлетикой



2

Строевые упражнения: основная стойка, построение в шеренгу, круг. Игра на внимание «Запрещенное движение»

Осуществлять анализ техники выполнения разучиваемых упражнений, различать и выполнять строевые команды

Оценивать правильность выполнения упражнений



3

Игры на внимание «Класс, смирно» «Запрещенное движение»

Осваивать двигательные действия составляющие содержание подвижных игр излагать правила проведения подв. игр



4

Специальные беговые упражнения Игры «Удочка» «Петушки»

Описывать технику беговых упр. соблюдать правила ТБ при беге Излагать правила подв. игр, осваивать двигат. действия

Осмысление техники выполнения разучиваемых заданий и упражнений



5

Игры: «Прыгай через ров» «Море волнуется раз..»

Описывать технику прыжковых упр. проявлять качества выносливости и координации при выполнении задания Осваивать универсальные умения по взаимодействию в группе при выполнении упр.



6

Беседа о режиме дня

Определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятия физ. упр.,подв. и спортивными играми

Отвечать на вопросы учителя находить нужную информацию в учебнике и дополн. лит-ре



7

Игры: «Прыгай через ров» «День и ночь» «Мы веселые ребята»

Описывать технику прыжковых и беговых упр. , проявлять качества выносливости и координации при выполнении задания Осваивать универсальные умения по взаимодействию в группе при выполнении упр.

Осмысление и оценивание правильности техники выполнения заданий и упражнений осознание важности освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений



8

Эстафеты с мячом Гимнастические упражнения на низкой перекладине

Осваивать универсальные умения по взаимодействию в группе при выполнении упр. Уметь управлять эмоциями проявлять быстроту и ловкость Описывать и осваивать технику гимн. упр. прикладной направленности Соблюдать правила ТБ при выполнении упр

Желание заниматься физическими упражнениями и проявлять интерес к занятиям гимнастикой



9

Упражнения со скакалкой Игра «Зайцы в огороде»

Описывать и осваивать технику гимн. упр. прикладной направленности Соблюдать правила ТБ при выполнении упр



10

Игра «Зайцы в огороде» Эстафеты с мячом Упражнения со скакалкой

Осваивать универсальные умения по взаимодействию в группе при выполнении упр. Уметь управлять эмоциями проявлять быстроту и ловкость Описывать и осваивать технику гимн. упр. прикладной направленности Соблюдать правила ТБ при выполнении упр



11

Игры с прыжками: «Попрыгунчики – воробушки «Петушки» »

Описывать технику прыжковых упр. и беговых , проявлять качества выносливости и координации при выполнении задания Осваивать универсальные умения по взаимодействию в группе при выполнении упр.



12

Беседа «Кто и как предохраняет нас от болезней»

Определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятия физ. упр.,подв. и спортивными играми

Отвечать на вопросы учителя находить нужную информацию в учебнике и дополн. лит-ре



13

Правила поведения на спортивной площадке в зимнее время Правила скрепления и переноски лыж

Знать правила безопасного поведения в зале и спортивной площадке при занятиях лыжами

Осознавать необходимость знания правил

Желание заниматься физическими упражнениями и проявлять интерес к занятиям лыжами



14

Игра «Два Мороза» Ступающий шаг без палок

Моделировать технику базовых способов передвижения на лыжах Осваивать универсальные умения контролировать скорость передвижения Выявлять характерные ошибки в технике выполнения ходов Проявлять выносливость Объяснять технику поворотов, спусков и подъемов Проявлять координацию при выполнении поворотов спусков и подъемов Моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач

Осмысление и оценивание правильности техники выполнения заданий и упражнений осознание важности освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений осмысление своего двигательного опыта



15

Игры «ДваМороза» «Попади снежком» Передвижение на лыжах по дистанции ступающим шагом



16

Катание на санках и лыжах с небольшого склона



17

Катание на санках и лыжах с небольшого склона Метание снежков в цель



18

Катание на санках и лыжах с небольшого склона Игра «Волки белки лисы»



19

Катание на санках и лыжах с небольшого склона Игра «Захват крепости»



20

Катание на санках и лыжах с небольшого склона Эстафеты на санках и лыжах



21

Катание на санках и лыжах с небольшого склона Игра «Захват крепости» «Попади в цель»



22

Зимние русские народные игры



23

Беседа «Опасность в нашем доме»

Определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятия физ. упр.,подв. и спортивными играми

Отвечать на вопросы учителя находить нужную информацию в учебнике и дополн. лит-ре

Желание заниматься физическими упражнениями и проявлять интерес к занятиям спортивными играми



24

Игры: «Охотники и утки» «Передал-садись»

Проявлять качества выносливости и координации при выполнении задания Осваивать универсальные умения по взаимодействию в группе при выполнении упр.

Осмысление и оценивание правильности техники выполнения заданий и упражнений осознание важности освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений



25

Игра « Мяч в кольцо»

Осваивать универсальные умения по взаимодействию в группе при выполнении упр. Осваивать умения в организации и проведении подв. игр излагать правила и условия проведения подв. игр Осваивать двигательные действия составляющие содержание подв. игр



27

Ведение мяча Игра «Мяч в кольцо»



28

Игры: «Перемена мест» «К своим флажкам»



29

Бросок и ловля теннисного мяча Игра «Метко в цель»



30

Стойка на двух и одной ноге с закрытыми глазами Упражнения на гимнастической скамейке

Описывать и осваивать технику гимн. упр. прикладной направленности Соблюдать правила ТБ при выполнении упр

Осмысление и оценивание правильности техники выполнения заданий и упражнений осознание важности освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений осмысление своего двигательного опыта



31

Игры «Салки с мячом» «Кто дальше бросит» Метание большого и малого мяча

Описывать и осваивать технику метания большого и малого мячей Проявлять качества силы быстроты и координации при выполнении бросков соблюдать правила ТБ при выполнении бросков

Желание заниматься физическими упражнениями на свежем воздухе, проявлять интерес к занятиям легкой атлетикой



32

Метание теннисного мяча на дальность Игра «Ловишки с мячом»



33

Подвижные игры по выбору детей



34

Подвижные игры по выбору детей











Литература для учителя:

1. Курганова Л.А. Федотова Н.Н. Школа №14 г.Сызрань. « Программа здоровьесберегающей направленности.» Подвижные игры. Рекомендовано Министерством образования Самарской обл. Начальная школа №10 2009г.

2.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. М. 2004.

3. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. М.: Просвещение, 2007.

4.Нестеренко Л.П. Формы и методы работы по формированию представлений о здоровом образе жизни учащихся начальных классов. Самара, 2005.

5.Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы, или 135 уроков здоровья. М., 2004.

6. Погадаев Г.И. Народные игры на уроках физической культуры и во внеурочное время 1-11 классы М., Дрофа 2010.

Литература для обучающихся :
1. учебник В.И. Лях Физическая культура 1-4 классы.