СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Азбука. Урок знакомство. Тема: Ь знак

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мягкий знак в слове.

 

Просмотр содержимого документа
«Азбука. Урок знакомство. Тема: Ь знак»

Конспект урока выполнила:

Тихонова Светлана Александровна

Классный руководитель 1 «К» класса

Дата проведения: 16.12.2022



Тема урока: Буква ь. Мягкий знак – показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Цель урока: познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме.

Задачи урока:

  • актуализировать знания детей об изученных звуках и буквах; способе обозначения мягкости согласных;

  • содействовать развитию умений анализировать текст, развитию навыков чтения, устной связной речи;

  • развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.



Ход урока

  1. Орг. Момент

  2. Артикуляционная гимнастика: «заборчик», «блинчик», «качелька»

  3. Включение в учебную деятельность

- Сколько букв мы уже изучили? Посчитайте на ленте букв.

- Все ли изученные буквы обозначали какой-то звук? (да)

- Какие буквы могут обозначать два звука?

- Чем буквы отличаются от звуков? (буквы мы пишем и видим, а звуки мы слышим и произносим)

- Ребята, а для чего мы изучаем буквы и звуки? (чтобы научиться читать и писать)

- А как вы думаете, есть ли в РЯ буквы, которые не обозначают ни одного звука? (?)

- На этот вопрос мы сможем ответить в конце урока (на доске карточка с ?)

IV. Актуализация знаний

- Давайте вспомним, какие гласные буквы обозначают мягкость согласного звука? (и, я, е. Правило)

V. Постановка целей и определение темы урока

- Ребята, посмотрите на доску. Учитель попросил мальчика из 1-го класса написать слово КОНЬ, правильно ли ученик справился с заданием? (нет, он написал «кон» - написано на доске)

- Верно, а нам нужно КОНЬ. Какой звук мы слышим на конце слова? (НЬ)

- Может нам в конце слова надо написать букву И, ведь она указывает на мягкость согласного звука? Что получится? (кони)

- Подходит? (нет)

- Может букву е? (нет)

- Может букву Я? (нет)

- Так какую же букву нам нужно поставить в конце слова, чтобы было слово КОНЬ? Ведь какая-то буква указывает на мягкость согласного звука!

- Кто-нибудь догадался? (мягкий знак)

- Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня будет?

- Какие цели мы поставим на урок? (Что будем узнавать на уроке?)

- Скажите ребята, а вы знаете какую работу выполняет «мягкий знак»?

- После каких букв стоит «мягкий знак»?

- Давайте в Азбуке найдём правило для чего же нужен мягкий знак с. 11. (Дети читают, повторяем хором.)

Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.

- Вывод: «Мягкий знак» смягчает согласный звук и не обозначает звука.

Физминутка

Дует ветер нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише…

Деревцо все выше, выше!

VI. Работа по теме урока

- Найдите в учебнике красную рамочку, кто изображён на картинках? (гусь, гуси)

- Сравните схемы: сколько слогов в 1-ой схеме, во второй? Сколько звуков в 1-ой схеме, во второй? Сколько букв в первой схеме, во второй?

- А почему у нас в первой схеме 4 буквы, но 3 звука? (т.к. ь звука не обозначает). А для чего он нужен? (указывает на мягкость согласных звуков)

- Посмотрите на печатный образец буквы мягкий знак. На что эта буква похожа?

- Найдите текст на странице 11. (Читают дети).

- Запомните чем питается лось.

- Чем же питается лось?

- Что насыпали мальчики для лося на пень?

- Найдите в тексте слова с мягким знаком и назовите.

VII. Работа над дикцией

- Я произношу чистоговорку, после вы хором повторяете за мной:

Арь-арь-арь – на стене висит фонарь

Ель-ель-ель – мы купили карамель

Ерь-ерь-ерь – волк опасный очень зверь.

VIII. Закрепление изученного

- Приготовьте ладоши. Если услышите слово с ь, хлопайте, если нет, то не хлопайте:

пень, олень, лимон, лось, пальто, дом, конь, сок, гусь, мел, семь

- Найдите ь на ленте букв. На каком фоне он располагается? Почему?

IX. Подведение итогов:

- Ребята, давайте ответим на вопрос, который у нас возник вначале урока: есть ли буква в РЯ, которая не обозначает никакого звука? (Ь перевернуть карточку на доске)

- Что ещё вы можете сказать об этой букве? Для чего нужен Ь?

- Сейчас мы с вами научились читать слова с этой буквой и находить её в них, а на уроке письма мы научимся писать эту букву письменно.

Рефлексия

- Кому было всё понятно на уроке поднимите большой пальчик вверх,

- Кому было что-то не понятно, опустите пальчик вниз.



Урок окончен, приготовьтесь к следующему уроку.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!