Конспект урока выполнила:
Тихонова Светлана Александровна
Классный руководитель 1 «К» класса
Дата проведения: 16.12.2022
Тема урока: Буква ь. Мягкий знак – показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Цель урока: познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме.
Задачи урока:
актуализировать знания детей об изученных звуках и буквах; способе обозначения мягкости согласных;
содействовать развитию умений анализировать текст, развитию навыков чтения, устной связной речи;
развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Ход урока
Орг. Момент
Артикуляционная гимнастика: «заборчик», «блинчик», «качелька»
Включение в учебную деятельность
- Сколько букв мы уже изучили? Посчитайте на ленте букв.
- Все ли изученные буквы обозначали какой-то звук? (да)
- Какие буквы могут обозначать два звука?
- Чем буквы отличаются от звуков? (буквы мы пишем и видим, а звуки мы слышим и произносим)
- Ребята, а для чего мы изучаем буквы и звуки? (чтобы научиться читать и писать)
- А как вы думаете, есть ли в РЯ буквы, которые не обозначают ни одного звука? (?)
- На этот вопрос мы сможем ответить в конце урока (на доске карточка с ?)
IV. Актуализация знаний
- Давайте вспомним, какие гласные буквы обозначают мягкость согласного звука? (и, я, е. Правило)
V. Постановка целей и определение темы урока
- Ребята, посмотрите на доску. Учитель попросил мальчика из 1-го класса написать слово КОНЬ, правильно ли ученик справился с заданием? (нет, он написал «кон» - написано на доске)
- Верно, а нам нужно КОНЬ. Какой звук мы слышим на конце слова? (НЬ)
- Может нам в конце слова надо написать букву И, ведь она указывает на мягкость согласного звука? Что получится? (кони)
- Подходит? (нет)
- Может букву е? (нет)
- Может букву Я? (нет)
- Так какую же букву нам нужно поставить в конце слова, чтобы было слово КОНЬ? Ведь какая-то буква указывает на мягкость согласного звука!
- Кто-нибудь догадался? (мягкий знак)
- Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня будет?
- Какие цели мы поставим на урок? (Что будем узнавать на уроке?)
- Скажите ребята, а вы знаете какую работу выполняет «мягкий знак»?
- После каких букв стоит «мягкий знак»?
- Давайте в Азбуке найдём правило для чего же нужен мягкий знак с. 11. (Дети читают, повторяем хором.)
Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
- Вывод: «Мягкий знак» смягчает согласный звук и не обозначает звука.
Физминутка
Дует ветер нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише…
Деревцо все выше, выше!
VI. Работа по теме урока
- Найдите в учебнике красную рамочку, кто изображён на картинках? (гусь, гуси)
- Сравните схемы: сколько слогов в 1-ой схеме, во второй? Сколько звуков в 1-ой схеме, во второй? Сколько букв в первой схеме, во второй?
- А почему у нас в первой схеме 4 буквы, но 3 звука? (т.к. ь звука не обозначает). А для чего он нужен? (указывает на мягкость согласных звуков)
- Посмотрите на печатный образец буквы мягкий знак. На что эта буква похожа?
- Найдите текст на странице 11. (Читают дети).
- Запомните чем питается лось.
- Чем же питается лось?
- Что насыпали мальчики для лося на пень?
- Найдите в тексте слова с мягким знаком и назовите.
VII. Работа над дикцией
- Я произношу чистоговорку, после вы хором повторяете за мной:
Арь-арь-арь – на стене висит фонарь
Ель-ель-ель – мы купили карамель
Ерь-ерь-ерь – волк опасный очень зверь.
VIII. Закрепление изученного
- Приготовьте ладоши. Если услышите слово с ь, хлопайте, если нет, то не хлопайте:
пень, олень, лимон, лось, пальто, дом, конь, сок, гусь, мел, семь
- Найдите ь на ленте букв. На каком фоне он располагается? Почему?
IX. Подведение итогов:
- Ребята, давайте ответим на вопрос, который у нас возник вначале урока: есть ли буква в РЯ, которая не обозначает никакого звука? (Ь перевернуть карточку на доске)
- Что ещё вы можете сказать об этой букве? Для чего нужен Ь?
- Сейчас мы с вами научились читать слова с этой буквой и находить её в них, а на уроке письма мы научимся писать эту букву письменно.
Рефлексия
- Кому было всё понятно на уроке поднимите большой пальчик вверх,
- Кому было что-то не понятно, опустите пальчик вниз.
Урок окончен, приготовьтесь к следующему уроку.