СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

БАЙКАЛОВЕДЕНИЕ 5 КЛАСС ФГОС

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса «Байкаловедение» для 5 класса построена в соответствии с уровнем знаний, преподаваемым по предметам «Природоведение», «Естествознание», «Биология», «География» с 1 по 5 класс. Значительное место в курсе  отведено практическим работам, экскурсиям, которые позволяют закреплять теоретические знания наблюдениями на природе, выполнением простейших исследований свойств, явлений и закономерностей  живой природы. 

Программа рассчитана на  34 часа в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение:

- практических работ – 9.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике «Байкаловедение» и учебно-методическом пособии, созданных коллективом авторов под руководством Е.Н. Кузевановой.

        Преподавание байкаловедения в 5 классе рассчитано на использование учебника: Кузеванова Е.Н., Сергеева В.Н. Байкаловедение. Байкал с древних времен до наших дней. – Иркутск, 2010. – 256с.

Предлагаемая программа является дополненной и переработанной программой спецкурса «Байкаловедение» для учащихся 5 классов, которая была рекомендована к изданию Экспертным Советом ГУО и ПО Иркутской области  (протокол от 18.04.2003 г.).

Просмотр содержимого документа
«БАЙКАЛОВЕДЕНИЕ 5 КЛАСС ФГОС»


Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9 УКМО




«Согласовано»

Руководитель МО

_____________Матвеева.Н.И.


Протокол № ___ от

«____»____________2014 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МОУ СОШ № 9

_____________ Скотникова И.В.


«____»____________2014 г.


«Утверждено»

Директор МОУ СОШ № 9

_____________Скажутина Д.Н.


Приказ № ___ от «___»____2014 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БАЙКАЛОВЕДЕНИЮДЛЯ 5 КЛАССА

НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД


Кузеванова Е.Н., Сергеева В.Н. Байкаловедение. Байкал с древних времен до наших дней. – Иркутск, 2010. – 256с.


Авторская программа спецкурса для учащихся 5 классов

общеобразовательных учреждений Е.Н. Кузеванова,Н.В. Мотовилова


Разработчик программы

учитель географии

Кирилова Т.А.

Педагогический стаж 1 год.














2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа курса «Байкаловедение» для 5 класса построена в соответствии с уровнем знаний, преподаваемым по предметам «Природоведение», «Естествознание», «Биология», «География» с 1 по 5 класс. Значительное место в курсе отведено практическим работам, экскурсиям, которые позволяют закреплять теоретические знания наблюдениями на природе, выполнением простейших исследований свойств, явлений и закономерностей живой природы.

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение:

- практических работ – 9.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике «Байкаловедение» и учебно-методическом пособии, созданных коллективом авторов под руководством Е.Н. Кузевановой.

Преподавание байкаловедения в 5 классе рассчитано на использование учебника: Кузеванова Е.Н., Сергеева В.Н. Байкаловедение. Байкал с древних времен до наших дней. – Иркутск, 2010. – 256с.

Предлагаемая программа является дополненной и переработанной программой спецкурса «Байкаловедение» для учащихся 5 классов, которая была рекомендована к изданию Экспертным Советом ГУО и ПО Иркутской области (протокол от 18.04.2003 г.).



Общая характеристика учебного предмета


В соответствии со статьями 5 и 6 Закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Иркутской области» (2003 г.) и статьями 71 и 72 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002г.), в содержании государственного образования России происходит ориентация на развитие регионального компонента экологического образования, на сохранение природы и улучшение качества окружающей среды и на устойчивое развитие регионов, что, в конечном итоге, является основой устойчивого развития России.

Важным аспектом устойчивого развития является формирование природоохранного сознания, экологически ориентированных жизненных установок, традиций и навыков у молодежи, которая через 10-20 лет будет принимать решения, связанные с экономическим развитием государства.

Современные экологические знания должны преподаваться с учетом региональных особенностей, а крупнейшим природным объектом не только российского, но и мирового масштаба в Иркутской области является озеро Байкал, поэтому не вызывает сомнения необходимость изучение спецкурса «Байкаловедение».

Программа дает возможность сформировать у учащихся классов комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах Байкала и о методах гармонизации отношений «человек-природа». Внимание школьников привлекается к особенностям и чувствительности биологического разнообразия Прибайкалья и озера Байкал к хозяйственной деятельности, к проблемам взаимодействия человека и природы. Программа направлена на усиление эмоциональности восприятия материала и на формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края.

Цели курса «Байкаловедение» в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели курса «Байкаловедение» являются общими для основной школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением соци­альной ситуации развития — ростом информационных пере­грузок, изменением характера и способов общения и соци­альных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития совре­менных подростков). Наиболее продуктивными с точки зре­ния решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения курса «Байкаловедение» как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наибо­лее общими и социально значимыми.

С учетом вышеназванных подходов глобальными целями курса «Байкаловедение» образования являются:

социализация обучаемых как вхождение в мир культу­ры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентации, осваиваемых в процессе зна­комства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных общест­вом в сфере изучения Байкальского региона.

Помимо этого, курс «Байкаловедение» призван обес­печить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных зна­ний, овладением методами исследования природы, формиро­ванием интеллектуальных умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-по­знавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эс­тетической культуры как способности к эмоционально-цен­ностному отношению к объектам живой природы; формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края.

В 5 классе, в разделе программы «Байкаловедение: География. Гидрология. Методы исследования Байкала» предусмотрено формирование знаний, умений и навыков использования знаний на практике по географии, гидрологии и методам исследования озера Байкал.


Место предмета в учебном плане

Учебное содержание курса байкаловедение включает следующие этапы:

Байкаловедение: География. Гидрология. Методы исследования Байкала. 5 класс. 34 часа. 1 ч в неделю;

Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек на Байкале. 6 класс. 34 часа. 1 ч в неделю.


Цели изучения предмета

Изучение курса «Байкаловедение» в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы родного края; изменениях природной среды под воздействием человека;

овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

развитие интереса к изучению природы родного края, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения,

применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Байкаловедение» являются:

Приемы элементарной исследовательской деятельности. Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

Способы работы с естественнонаучной информацией. Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).

Коммуникативные умения. Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.

Способы самоорганизации учебной деятельности. Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.


Формы контроля знаний

Фронтальный и индивидуальный опрос; оформление и защита результатов практических работ; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).


Содержание курса байкаловедения в 5 классе и результаты изучения предмета.

Учебный курс «Байкаловедение» дает возможность в сформировать у учащихся комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах Байкала и о методах гармонизации отношений «человек-природа». Внимание школьников привлекается к особенностям и чувствительности биологического разнообразия Прибайкалья и озера Байкал к хозяйственной деятельности, к проблемам взаимодействия человека и природы. Программа направлена на усиление эмоциональности восприятия материала и на формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края.

Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные, и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.


Содержание программы «Байкаловедение. 5 класс» (34 ч, 1 ч в неделю)



Раздел 1. Введение (2ч)

Предмет, изучаемый в курсе, его уникальность. Легенды и сказания о Байкале. Географическое положения Байкала.


Практические работы

Практическая работа №1. «Географическое положение Байкала».


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

уникальность оз. Байкал;

особенности географического положения озера Байкал (широта, высота над уровнем моря);

основную номенклатуру.

Учащиеся должны уметь:

  • показывать на физической карте России, глобусе оз. Байкал;

  • определять по карте широту и высоту над уровнем моря расположения озера;

  • показывать береговую линию, мысы, острова, полуострова, горное окружение

  • соблюдать правила поведения и работы с инструментами в кабинете.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • систематизировать и обобщать разумные виды информации;

  • составлять план выполнения учебной задачи.


Раздел 2. Кто и как изучает Байкал (6ч)

История открытия озера Байкал. Первые учёные, изучавшие Байкал, их вклад в исследования Байкала. Д.Г. Мессершмидт, И.Г. Гмелин, П.С. Паллас, И.Г. Георги, И.Д. Черский, Б.И. Дыбовский, В.А. Годлевский, Г.И. Верещагин.

Современные исследователи и защитники Байкала. М.М. Кожов, О.М. Кожова, Г.И. Галазий.

Лимнологический институт Сибирского отделения Российской академии наук, его вклад в изучение Байкала.

Современные методы изучения Байкала. Методы наблюдения. Методы оценки численности обитателей Байкала. Методы изучения биологии, поведения обитателей Байкала. Подводные методы исследований. Аппарат для глубоководного погружения. Подводные съёмки. Эхолоты. Методы изучения прошлого Байкала.


Практические работы

Практическая работа № 2 «Методы исследования Байкала».


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • историю открытия озера Байкал;

  • современных исследователей и защитников оз. Байкал.

Учащиеся должны уметь:

  • характеризовать исследователей и защитников оз. Байкал;

  • характеризовать методы исследования оз. Байкал;

  • выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их в рабочих тетрадях;

  • работать с литературой в библиотеке и составлять небольшие рефераты.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры и кратко характеризовать современных исследователей и защитников оз. Байкал;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 минуты.


Раздел 3. Как образовался Байкал (10ч)

История формирования Байкальской котловины. Дорифтовый этап. Предрифтовый этап. Рифтовый этап. Первая и вторая стадии рифтового этапа. Причины землетрясений, сейсмические зоны Байкала, прогнозирование землетрясений. Действия населения во время землетрясения.


Практические работы

Практическая работа № 3 «Землятресения».


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • возникновение и геологическое происхождение оз.Байкал;

  • причины землетрясений;

  • действия населения во время землятресения.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с таблицами, анализировать информацию;

  • объяснять причины землятресений на оз. Байкал.


Метапредметные результаты обученяи

Учащиеся должны уметь:

  • находить и использовать причинно-следственные связи;

  • строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы.


Раздел 4. Геологические особенности Байкала (8 ч)

Современное геологическое строение Байкальской котловины. Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

Вертикальный разрез Байкала. Глубины. Береговые склоны, подводные рельефы, каньоны, террасы. Рельеф дна. Связь с мантией Земли. Породная структура берегов и дна Байкала. Полезные ископаемые байкальского дна.


Практические работы

Практическая работа № 4 «Минералы Байкала».


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • современное строение котловины оз. Байкал;

  • горные породы, минералы, полезные ископаемые оз. Байкал.

Учащиеся должны уметь:

  • различать основные минералы оз. Байкал;

  • показывать места залегания полезных ископаемых в Прибайкалье;

  • работать с контурными картами.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • работать в соответствии с поставленной задачей;

  • участвовать в совместной деятельности;

  • узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.


Раздел 5. Климат и погода на Байкале (6 ч)

Температурный режим байкальских вод. Сезонная динамика температурных изменений. Вертикальный обмен тепла. Тепловой режим и жизнь в Байкале.

Течения в Байкале. Поверхностные течения. Влияние крупных рек (Селенга, Баргузин, Верхняя Ангара). Подлёдные течения. Присклоновые течения. Течения в придонном слое.

Связь движения водных масс и пространственных изменений температуры с жизнью в толще вод Байкала.

Ледовый режим. Время замерзания, толщина льда, период таяния льда на Байкале. Ледовые явления – трещины (становые щели), торосы, полыньи, сокуи и др.


Практические работы

Практическая работа № 5 « Климат и погода на Байкале».

Практическая работа №6 «Ветры Байкала»

Практическая работа №8 «Температурный режим Байкала».

Практическая работа №9 «Течения Байкала».


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • особенности климатических и погодных условий на озере;

  • температурный режим, течения, ледовый режим оз. Байкал;

  • особенности ветров.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять причины образования туманов, выпадения небольшого количества осадков;

  • показывать направления основных течений на карте озера;

  • сравнивать течения в верхних слоях и на глубине;

  • анализировать причины колебания температуры воды;

  • работать с таблицами.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • работать в соответствии с поставленной задачей;

  • узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.


Раздел 6. Вода Байкала (2 ч)

Водный баланс и водообмен озера Байкал. Физические свойства воды. Прозрачность воды. Связь прозрачности с внешними факторами среды. Уникальные химические характеристики байкальской воды. Сравнение воды Байкала с водами других озёр мира.


Практические работы

Практическая работа № 7 «Свойства байкальской воды».


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • основные притоки озера;

  • водный баланс озера, водообмен;

  • химические свойства байкальской воды.

Учащиеся должны уметь:

  • показывать по карте основные притоки озера Байкал, острова и заливы;

  • находить на карте максимальную глубину озера Байкал;

  • сравнивать физические свойства байкальской воды и других жидкостей.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.


Личностные результаты обучения

  • формирование ответственного отношения к обучению;

  • формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

  • формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • формирование творческой личности с гражданской позицией, природоохранной и природосберегающей культурой.





Учебно-тематический план


Раздел

Тема

Количество часов

В том числе, контр. раб.

В том числе, лабор. и практ. раб.

Фаза запуска (совместное проектирование и планирование учебного года)


I

Введение

2

-

1

Фаза постановки и решения системы учебных задач


II

Кто и как изучает Байкал

6

-

1

III

Как образовался Байкал

10

-

1

IV

Геологические особенности Байкала

8

-

1

V

Климат и погода на Байкале

6

-

4

Рефлексивная фаза


VI

Вода Байкала

2

-

1

Резерв





Итого


34

-

9

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

БАЙКАЛОВЕДЕНИЕ. БАЙКАЛ С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ. 5 КЛАСС.


Тема урока

п/п

Дата

Материально-техническое обеспечение, УМК

Основное содержание темы, термины и понятия

Этапы учебной деятельности. Формы работы

Характеристика основных видов деятельности Освоение предметных знаний

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Фаза запуска (совместное проектирование и планирование учебного года)

Раздел 1. Введение (2 ч)

1

Введение в предмет. Географические характеристики Бакала.

1/2


Учебник, карты и схемы. Фотографии горного окружения Байкала: Байкальский хребет, Приморский хребет, Хамар-Дабан.

Фотография Байкала из космоса, фотографии нерпы, омуля, ракообразных, планарий.

Предмет, изучаемый в курсе, его уникальность. Параметры Байкала - дли­на,ширина, максимальная глубина. Практическая работа №1. Географическое положение Байкала.


Вводный урок - постановка учебной задачи.

Дают общие представления об уникальности Байкала.

Выделяют и формулируют познавательную цель. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Составляют план и последовательность действий. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Планируют общие способы работы. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

2

Введение. Байкал – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО

2/2


Учебник, карты и схемы. Фотографии горного окружения Байкала: Байкальский хребет, Приморский хребет, Хамар-Дабан.

Фотография Байкала из космоса, фотографии нерпы, омуля, ракообразных, планарий.

Биологическое разнообразие. Проблемы загрязнения и охраны озера Байкал. Практическая работа №1. Географическое положение Байкала.


Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Дают представления о критериях включении Байкала в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Определяют основную и второстепенную информацию. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.

Принимают ценности природного мира. Знают основы экологической культуры

Фаза постановки и решения системы учебных задач

Раздел 2. Кто и как изучает Байкал (6 ч)

3

Кто изучает Байкал.

1/6


Учебник, физическая карта Иркутской области. Компьютер.

Открытие. Изобретение. Патент. Байкальский музей. Институт земной коры. Институт географии. Институт геохимии. Лимнологический институт.

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Называют основные научные организации, изучающие Байкал. Объясняют и сравнивают методы изучения Байкала.

Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной задачи.

Составляют план и последовательность действий. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Умеют слушать и слышать друг друга. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

.Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

4

Изучение истории климата и геологии Байкала

2/6


Учебник, физическая карта Иркутской области. Компьютер.

Метод исследования осадков. Метод глубоководного бурения. Газогидраты. Работа в экспедициях. Лабораторные исследования.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Называют основные методы изучения истории климата и геологии. Объясняют роль геологии как комплексной науки, изучающей историю Земли и полезные ископаемые.

Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Выделяют и формулируют познавательную цель. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Умеют слушать и слышать друг друга. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.

Знают основы экологической культуры.

Принимают ценности природного мира.

5-6

Методы изучения обитателей Байкала.

3/6

4/6


Учебник, физическая карта Иркутской области. Компьютер.

Сеть Джеди. Батометр. Дночерпатель. Драга. Световой микроскоп. Электронный микроскоп. Практическая работа №2. Методы исследования Байкала.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия.

Приводят примеры методов отлова и изучения мелких и крупных обитателей озера.

Различают изученные объекты в природе, таблицах.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Выделяют и формулируют проблему. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Ориентируются в нравственном содержании и смысле собственных поступков

7

Подводные исследования и дистанционные наблюдения.

5/6


Учебник, физическая карта Иркутской области. Компьютер.

Аквалангисты. Глубоководные обитаемые аппараты. Метод дистанционных наблюдений.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Приводят примеры подводных методов изучения Байкала. Сравнивают подводные и дистанционные исследования.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. . Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Выделяют и формулируют проблему.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи.

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Следуют в своей деятельности нормам природоохранного поведения.

8

Урок обобщения. Что мы узнали об изучении Байкала.

6/6


Учебник, физическая карта Иркутской области. Компьютер.

Способы и методы изучения Байкала.

Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения.

Приводят примеры основных методов изучения Байкала. Приводят примеры методов отлова и изучения мелких и крупных обитателей озера.

Различают изученные объекты в природе, таблицах.

Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Определяют основную и второстепенную информацию.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения.

Следуют в своей деятельности нормам природоохранного поведения.


Раздел 3. Как образовался Байкал (10 ч)

9-10

Как образовался Байкал.

1/10

2/10


Учебник, физическая карта, схемы.

История формирования Байкальской котловины. Земная кора. Рифт. Мантия. Магма. Землетрясение. Очаг землетрясения. Эпицентр. Сейсмически активная зона. Интенсивность землетрясения. Практическая работа №3. Землетрясения .

Комплексное применение ЗУН и СУД. Коррекция знаний и способов действий.

Объясняют формирование Байкальской котловины. Приводят примеры землятресений. Объясняют происхождение землятресений.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. . Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.Выделяют и формулируют проблему.

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Умеют слушать и слышать друг друга. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Принимают ценности природного мира.

11

Дорифтовый этап.

3/10


Учебник, физическая карта мира. Физическая карта Евразии. Физическая карта России.

Физическая карта Иркутской области.Тектоническая карта Иркутской области. Схема строения Земли.


Сине-зелёные водоросли. Строматолиты (слоистый камень).

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия.

Выявляют существенные признаки дорифтового этапа. Объясняют роль дорифтового этапа в образовании Байкала.

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Выполняют.Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Принимают ценности природного мира.

12

Были ли динозавры на Байкале.

4/10


Учебник, физическая карта мира. Физическая карта Евразии. Физическая карта России.

Физическая карта Иркутской области.Тектоническая карта Иркутской области. Схема строения Земли.


Аллозавр, протоцератопс, тарбозавр, велоцираптор, зауролоф. Гинкговое дерево. Араукария. Магнолия.

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

Дают оценку возможности обитания крупных пресмыкающихся на месте байкальской природной территории 250-75 млн лет назад.

. Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).

Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.

Принимают ценности природного мира.

13

Предрифтовый этап.

5/10


Учебник, физическая карта мира. Физическая карта Евразии. Физическая карта России.

Физическая карта Иркутской области.Тектоническая карта Иркутской области. Схема строения Земли.


Праселенга. Индрикоптерий. Антракотерий. Лофиомерикс. Гиенодон. Особенности климата, растительного и животного мира.

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

Выявляют существенные признаки предрифтового этапа. Объясняют роль предрифтового этапа в образовании Байкала.

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Осознают качество и уровень усвоения.

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Умеют слушать и слышать друг друга.

Принимают ценности природного мира.

14

Рифтовый этап. Первая стадия (30 – 3 млн. лет назад).

6/10


Учебник, физическая карта мира. Физическая карта Евразии. Физическая карта России.

Физическая карта Иркутской области.Тектоническая карта Иркутской области. Схема строения Земли.


Нисс. Тюльпановое дерево. Граб. Тсуга. Вереск. Диатомовые водоросли. Пресноводные губки. Олигохеты. Моллюски. Амфиподы. Мастодонт. Гиппарион. Мартышкообразная обезьяна. Особенности климата, растительного и животного мира.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Выявляют существенные признаки рифтового этапа в первой стадии. Объясняют роль рифтового этапа первой стадии в образовании Байкала.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выделяют и формулируют проблему. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном. Составляют план и последовательность действий.

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Принимают ценности природного мира. Осознают ответственность человека за общее благополучие.

15-16

Рифтовый этап. Вторая стадия (3 млн. лет назад – наст. время)

7/10

8/10


Учебник, физическая карта мира. Физическая карта Евразии. Физическая карта России.

Физическая карта Иркутской области.Тектоническая карта Иркутской области. Схема строения Земли.


Оледенение. Вечная мерзлота. Эндемик. Пралена. Особенности климата, растительного и животного мира.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Выявляют существенные признаки рифтового этапа во второй стадии. Объясняют роль рифтового этапа второй стадии в образовании Байкала.

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Структурируют знания.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли. Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Принимают ценности природного мира. Испытывают чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

17-18

Что мы узнали о происхождении Байкала.

9/10

10/10


Учебник, физическая карта и контурная карты Прибайкалья и Забайкалья.

История формирования озера Байкал.

Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения..

Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Сравнивают основные характеристики климата, геологии, флоры и фауны в разные периоды на байкальской территории. Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат.

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Раздел 4. Геологические особенности Байкала (8 ч)

19

Береговая линия

1/8


Физическая карта Иркутской области. Физическая карта Байкала.

Компьютер.


Мыс. Залив. Пролив. Бухта. Губа. Сор.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Объясняют особенности береговой линии Байкала.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Определяют основную и второстепенную информацию.Структурируют знания. Строят логические цепи рассуждений.

Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать.

Имеют представление о территории и границах России, ее географических особенностях. Принимают ценности природного мира.

20

Рельеф дна.

2/8


Физическая карта Иркутской области. Физическая карта Байкала.

Компьютер.


Остров. Сейсморазведка. Строение рельефа дна Байкала: подводные склоны и каньоны, котловины, подводные хребты.


Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия

Объясняют особенности рельефа дна Байкала. Сравнивают рельеф Байкала с особенностями рельефа других озер.

Устанавливают причинно-следственные связи. Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат.

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Знают основные моральные нормы и ориентируются на их выполнение.

Испытывают эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

21

Общие сведения о горных породах и минералах.

3/8


Физическая, тектоническая и геологическая карты Иркутской области.Физическая, тектоническая и геологическая карты Байкала.

Компьютер. Школьная коллекция горных пород и минералов.

Минералы. Горные породы. Сырье. Классификация горных пород по происхождению.Наиболее распространенные минералы и горные породы на Байкале. Практическая работа №4. Минералы Байкала.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия

Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки горных пород и минералов.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выделяют и формулируют проблему. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном. Составляют план и последовательность действий.

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Принимают ценности природного мира. Осознают ответственность человека за общее благополучие.

22

Горное обрамление Байкала.

4/8


Физическая, тектоническая и геологическая карты Иркутской области.Физическая, тектоническая и геологическая карты Байкала.

Компьютер.

Хребты Байкала. Приморский хребет. хребет Хамар-Дабан. хребет Улан-Бургасы. Байкальский хребет. Баргузинский хребет.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия

Работа с физической картой и картами-схемами учебника. Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках.

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Осознают качество и уровень усвоения.

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Умеют слушать и слышать друг друга.

Принимают ценности природного мира.

23-24

Памятные геологические места на Байкале.

5/8

6/8


Физическая карта Иркутской области. Физическая карта Байкала. Школьная коллекция горных пород и минералов. Компьютер.

Уникальные месторождения Слюдянского района.

Флоренсовит. Наталит. Голубой кальцит.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия

Дают характеристику месторождениям Слюдянского района, примечательным геологическим территориям части юго-западного берега Байкала. Работа с физической картой и картами-схемами учебника. Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выделяют и формулируют проблему. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном. Составляют план и последовательность действий.

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Принимают ценности природного мира. Осознают ответственность человека за общее благополучие.

25

Памятные геологические места Среднего Байкала.

7/8


Физическая карта Иркутской области. Физическая карта Байкала. Школьная коллекция горных пород и минералов. Компьютер.

Мыс Хадарта. Острова Малого моря. Остров Ольхон. мыс Бурхан. Мыс Хобой. Ушканьи острова.


Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия

Характеризуют геологические достопримечательности Малого моря, острова Ольхон, Ушканьих островов. .Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках.


Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат.

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности.

26

Обобщающий урок. Что мы узнали о геологических особенностях Байкала.

8/8


Физическая, тектоническая и геологическая карты Иркутской области. Физическая, тектоническая и геологическая карты Байкала.

Компьютер.

Геологические особенности Байкала.

Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения.

Характеризуют геологические особенности Байкла. Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат.

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Раздел 5. Климат и погода на Байкале (6 ч)

27

Климат и погода на Байкале.


1/6


Карты, схемы, рисунки учебника.

Особенности климата и погоды. Температура воздуха и воды. Атмосферные осадки. Туманы. Облачность. Продолжительность солнечного сияния. Смена сезонов. Практическая работа №5. Климат и погода на Байкале.

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Характеризуют и сравнивают климат Байкала с другими территориями. Выявляют особенности Байкальского климата.

Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.Выполняют учебно-познавательные действия.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи.

Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

28

Ветры.

2/6


Карты, схемы, рисунки учебника.

Главные ветры: верховик, култук, баргузин, горная, сарма, шелонник. Практическая работа №6. Ветры Байкала.

Формирование разных способов и форм действия оценки.

Приводят примеры ветров. Прогнозируют последствия изменений ветров Байкала для окружающей среды.

Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования и упрощенного пересказа текста, с выделением существенной информации.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умеют слушать и слышать друг друга.

Ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности. Принимают ценности природного мира.

29

Течения и обмен воды.

3/6


Карты, схемы, рисунки учебника. Карта-схема Байкала в учебнике.

Виды течений на Байкале. Отличия течений в Южной, Средней и Северной котловинах. Отличия вод притоков от байкальской воды. Приход, сток, обновление байкальской воды. Практическая работа №9. Течения Байкала.

Комплексное применение ЗУН и СУД.

Называют течения, характеризуют их основные особенности и выявляют закономерности распределения течений на Байкале..

Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. .

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Оценивают достигнутый результат.

Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Принимают свою этническую принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России.

30-31

Сезонные изменения температуры воды.


4/6

5/6


Фотографии, карты и схемы учебника.

Сезонные изменения температуры воды. Ледовый режим. Распределением температуры от поверхности до максимальных глубин. Влияние глобального потепления климата.

Практическая работа №8. Температурный режим Байкала.

Определение границы знания и незнания, фиксация задач.

Приводят примеры изменения температур воды на Байкале. Прогнозируют последствия изменений температур для флоры и фауны Байкала.

Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют и формулируют познавательную цель. Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Осознают качество и уровень усвоения.

Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия. Демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания.

Осознают ответственность человека за общее благополучие.


32

Урок обобщения и систематизации. Что мы узнали о климате и погоде на Байкале.

6/6


Вопросы викторины, карты, схемы, фотографии учебника.

Краткое обобщение раздела 4 «Климат и погода на Байкале».

Особенности климата и погоды. Главные ветры Байкала. Течения и обмен воды. Сезонные изменения температуры воды.

Обобщение и систематизация знаний. Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля.

Характеризуют особенности климата и погоды на Байкале. Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках.

Структурируют знания. Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. .

Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат.

Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Ориентируются в нравственном содержании и смысле собственных поступков. Знают основы экологической культуры.

Раздел 6. Вода Байкала (2ч)

33

Вода Байкала. Свойства байкальской воды.


1/2


Карты, схемы, рисунки учебника.

Вода Байкала – частично возобновимый природный ресурс. Минерализация. Прозрачность, насыщенность кислородом байкальской воды.

Фабрика чистой воды. Практическая работа №7. Свойства байкальской воды.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Дают представление о формировании водного баланса оз. Байкал. Характеризуют основные свойства байкальской воды, сравнивают их со свойствами других вод.

Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.

Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

34

Урок обобщения и систематизации знаний по разделу вода Байкала.

2/2


Карты, схемы, рисунки учебника.

Закрепить знания по основным вопросам темы «Вода Байкала».

Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках.

Анализируют последствия загрязнения вод Байкала. Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках.

Анализируют условия и требования задачи. Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Структурируют знания.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Составляют план и последовательность действий.

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Следуют в своей деятельности нормам природоохранного и нерасточительного поведения.


Методические пособия для учителя:


  1. Аннотированный список фауны озера Байкал и его водосборного бассейна. Т. 1. Озеро Байкал / Отв. ред. О.А. Тимошкин. - Новосибирск: Наука, 2001. – 832 с.

  2. Атлас и определитель пелагобионтов Байкала / О.А. Тимошкин, Г.Ф. Мазепова, Н.Г. Мельник и др. – Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1995. – 694 с.

  3. Безрукова Е.В. Растительность и климат юга восточной Сибири в позднем плейстоцене и голоцене по данным непрерывных байкальских разрезов: Автореф. дис. на соискание ученой степени доктора геогр. наук. – Иркутск, 2000. – 46 с.

  4. Бенедикт Дыбовский. – Новосибирск: Наука, Сиб. Изд. фирма РАН, 2000. – 296 с.

  5. Байкал: Атлас. – М.: Роскартография, 1993. – 160 с.

  6. Бухаров А.А., Фиалков В.А. Геологическое строение дна Байкала. Взгляд из «Пайсиса». – Новосибирск: Наука. – 118 с.

  7. Бухаров А.А. Байкал в цифрах. - Иркутск, 2001 - 72 с.

  8. Вотинцев К.К. Гидрохимия озера Байкал: Тр. Байкальской лимнол. ст. АН СССР. т. 20.– М.: Изд-во АН СССР, 1961. – 311с.

  9. Вотинцев К.К., Мещерякова А.И., Поповская Г.И. Круговорот органического вещества в озере Байкал. – Новосибирск: Наука, 1975. – 188 с.

  10. Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1984. – 368 с.

  11. Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск, Вост. - Сиб. Кн. изд-во, 1987. – 384 с.

  12. Горюнова О.И., Свинин В.В. Ольхонский район. - Иркутск, "Арком", 1995. - 142 с.

  13. Грачев М.А. О современном состоянии экологической системы озера Байкал. – Новосибирск, Изд-во СО РАН, 2002. - 155 с.

  14. Догель В.А. Зоология беспозвоночных животных. - М.: Высш. шк., 1975. – 560 с.

  15. Древности Байкала. Сб. научных трудов. - Иркутск, Изд-во Иркутского госуниверситета, 1991. - 251 с.

  16. Жамбаева С.Г. Профанный и сакральный миры ольхонских бурят. - Наука, Новосибирск, 2000. - 400 с.

  17. Ижболдина Л.А. Мейо - и макрофитобентос озера Байкал (водоросли). – Иркутск: Изд-во Иркутского госуниверситета, 1990. – 176 с.

  18. Ковда В.А. Основы учения о почвах. Общая теория почвообразовательного процесса. Кн. 1, М: Наука, 1973. – 473 с.

  19. Кожов М.М. Биология озера Байкал. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 315 с.

  20. Кожов М.М. Очерки по байкаловедению. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1972. – 254 с.

  21. Кузеванова Е.Н. Олимпиада по байкаловедению. Иркутск, 2002. - 53 с.

  22. Озеро Байкал: Географический атлас. - Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1996. – 118 с.

  23. Пастухов В.Д. Нерпа Байкала: биологические основы рационального использования и охраны ресурсов. – Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1993. – 272 с.

  24. Попова С.М. и др. Палеолимнологические реконструкции (Байкальская рифтовая зона). – Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1989. – 111 с.

  25. О коррекции качества питьевой воды по содержанию биогенных элементов: Постановление РФ от 11.07.00 № 5 // Питьевая вода. - 2001. - № 1. – С. 3-4.

  26. Проблемы Байкала / Отв. ред. Г.И. Галазий, К.К. Вотинцев. - Новосибирск: Наука, 1978. – 295 с.

  27. Тимошкин О.А., Бондаренко Н.А., Оболкина Л.А., Мельник Н.Г. и др. Пелагические и донные сообщества Байкала: существует ли взаимосвязанная цикличность в их развитии? // Третья Верещагинская Байкальская конференция. – Иркутск, `2000. – С. 232-233.

  28. Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Иркутск, 2002. - 96 с.

  29. Серия карт детского журнала "Сибирячок": Найди места обитания животных. Найди места обитания птиц. Найди места обитания растений. Иркутск, 1992 -2002.

  30. Сутурин А.Н. Байкал – участок мирового наследия: гордость или позор. – В сб.: Байкал – объект мирового природного наследия. Иркутск, 2000. – С. 4-11.

  31. Тахтеев В.В. Море загадок. Рассказы об озере Байкал. Иркутск, Изд-во ИГУ. - 2001.-160 с.

  32. Саттон Д. Путь к новому мышлению. // Волна № 2(42) 2005. – С. 20-26.

  33. Устинов С.К. Заповедник на Байкале. - Иркутск: Вост-Сиб. Кн. изд-во, 1979. - 191 с.

  34. Шимараев М.Н. Элементы теплового режима озера Байкал. – Новосибирск: Наука, Сиб. Отделение, 1977. - 149 с.

  35. Экологический энциклопедический словарь / Ред. В.И. Данилов-Даниэльян, Ю.М. Арский и др. – М.: Изд. Дом «Ноосфера», 1999. – 932 с.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ БАЙКАЛОВЕДЕНИЯ


Деятельность образовательного учреждения в обучении байкаловедению должна быть направлена на достижение обучающи­мися следующих личностных результатов:


  • формирование знаний об уникальном биологическом разнообразии и качестве природной среды Прибайкалья, Забайкалья и озера Байкал;

  • формирование знаний и умений по оценке состояния озера Байкал и прибрежных территорий;

  • формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу;

  • воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения.


Метапредметными результатами освоения выпускника­ми основной школы программы по байкаловедению являются:

  • овладение составляющими исследовательской и про­ектной деятельности, включая умения видеть проблему, ста­вить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения поня­тиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимен­ты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умение работать с разными источниками информации: находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических и экологических словарях и справочниках), анали­зировать и оценивать информацию, преобразовывать инфор­мацию из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой при­роде, здоровью своему и окружающих;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • характеризовать разнообразие растительного и животного мира в Байкале и на его побережье (перечислять, приводить примеры редких, особо охраняемых и эндемичных видов);

  • различать основные высотные пояса в Прибайкалье и Забайкалье (перечислять и кратко характеризовать);

  • называть основные особо охраняемые природные территории в Прибайкалье и Забкалье (перечислять и кратко характеризовать);

  • характеризовать основные жизненные функции важнейших групп растений и животных озера Байкал (питание, развитие, размножение); особенности пищевых отношений.


  1. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.


  1. В сфере трудовой деятельности:

    • знание и соблюдение правил работы в кабинете;

  • умение пользоваться простейшими измерительными приборами и лабораторным оборудованием (лупой, учебным микроскопом и др.).


  1. В сфере физической деятельности:

  • рациональная организация труда и от­дыха, проведение наблюдений за состоянием собственного организма.

  1. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зре­ния объекты природы.




2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!