СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Бактерии" - технологическая карта урока по ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая капта урока по ФГОС по теме: "Бактерии"ю

Просмотр содержимого документа
«"Бактерии" - технологическая карта урока по ФГОС»

СТРУКТУРА УРОКА

  1. Актуализация знаний

Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

Деятельность учителя

  1. Демонстрирует микропрепарат.










  1. Задает вопросы:

- К какому царству относят данные организмы?

- Можно ли тело данных организмов назвать клеткой? Почему?

- Какие особенности строения бактерий вы заметили?

- С помощью каких методов можно изучать данные организмы?

- Где обитают данные организмы?

- Как называется биологическая наука, изучающая бактерии?

- Как получили данный микропрепарат? Предложите способ получения микропрепарата в школьной лаборатории. С какими трудностями мы встретимся при изготовлении микропрепарата?

- Есть ли бактерии в организме человека? Как можно это доказать?

3. Определяет (в процессе диалога) ключевые слова урока и записывает их на доске.

Деятельность учащихся


Рассматривают микропрепарат, вступают в диалог; вспоминают царства живой природы, особенности строения клетки, отмечают повсеместность распространения бактерий, их маленькие размеры, называют науку бактериологию, предлагают варианты изготовления микропрепарата, предполагают наличие бактерий в организме человека, используя личностный опыт, называют болезнетворные бактерии.









Определяют ключевые слова урока: бактерии, микроорганизмы, бактериология, болезнетворные бактерии.

2 . Создание проблемной ситуации.

Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.

Деятельность учителя

  1. Демонстрирует рисунки













  1. Задает вопросы:

- Какие полезные вещества, необходимые для человека находятся в яблоках?

- Какие изменения произошли с яблоком на правом рисунке?

- Можно ли считать эти изменения результатом деятельности бактерий?

- Какую пользу приносят бактерии гниения? Предположите облик Земли, если бы на ней отсутствовали бактерии гниения.

  1. Учитель демонстрирует свежее яблоко и счищает с него кожуру.

- Я утверждаю, что полностью избавился от бактерий на данном яблоке. Так ли это?

- Что необходимо знать о бактериях, чтобы доказать или опровергнуть данное утверждение?

- Где найти эти знания?

- Какие меры помогут подольше оставаться яблоку свежим? Почему вы так думаете?


Деятельность учащихся


Рассматривают рисунки, вспоминают витамины, химические элементы, необходимые для здоровья человека; отмечают, что яблоко на правом рисунке подвержено гниению; предполагают, что это результат деятельности бактерий, высказывают мнение о роли бактерий – разрушителей, облике Земли без бактерий-разрушителей.













Высказывают своё мнение, предполагают, что, прежде всего, необходимо знать процессы жизнедеятельности бактерий, предлагают различные источники знаний, выдвигают предположения.

3. Целеполагание

Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности.

Деятельность учителя

  1. Формулирует и записывает учебную задачу: «Как сохранить яблоко свежим?».

  2. Предлагает учащимся высказать мнение о том, что мы не знаем о бактериях, обитающих на яблоке, и ответы фиксирует на доске в виде схемы:


?

- Какое имеют строение?

- Когда и как размножаются?

- Какие бактерии поселяются?

- Какую имеют форму?

- Приносят пользу или вред?

и тд.


  1. Предлагает учащимся определить способы решения учебной задачи и поиска новых знаний, обобщает мнения.



Деятельность учащихся

Записывают задачу в тетрадь, высказывают свои мнения, заполняют схему.












Высказывают предположения.

4 . Планирование

Цель: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал

Деятельность учителя

  1. Раздает произвольно вырезанные из бумаги фигуры фруктов (груши, яблоки, персики, сливы) – формирует группы сменного состава по названию фрукта.

  2. Раздает текст (материал приложения).

  3. Раздает инструкции к групповой работе.

Деятельность учащихся

Занимают места в группах, работают в группах, согласно инструкции.

Инструкция

Общая часть для всех групп

  1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.

  2. Прочитайте текст.

  3. Назовите его.

  4. Составьте план текста.


1 группа

  • Пользуясь описанием строения бактерий, предложите схему строения клетки.

  • Охарактеризуйте различные формы строения бактериальных клеток, изображенные на рисунках используя только прилагательные.

2 группа

  • Изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий.

  • Какие условия являются благоприятными для размножения бактерий? Изобразите эти условия в виде символов, подобных символам на ярлыках одежды.

3 группа

  • Сформулируйте и запишите определение «Спора –это…».

  • Какие условия являются неблагоприятными для бактерий? Изобразите этикетку антибактериального мыла с указанием символов этих условий.

4 группа

  • Заполните схему.

Значение бактерий

+ -







  • Предположим, что в организм попала одна болезнетворная бактерия. Через 5 часов в организме окажется 1024 бактерий. Как это можно объяснить?




  1. «Открытие нового знания».

Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения.

Деятельность учителя

  1. Заслушивает командиров групп с результатами работы. Просит командира назвать учеников, которые предложили оригинальные идеи в ходе обсуждения.

  2. Проводит рефлексию деятельности в группах

- Сформулируйте цель, стоявшую пред вами.

- Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет.

- Решите, какие действия нужно оставить, а какие –изменить.

  1. Обсуждает с учащимися, что узнали нового, возвращаясь к схеме, составленной ранее.

  2. Структурирует материал в виде схемы (кластера)


БАКТЕРИИ


НЕТ ЯДРА



Рисунок клетки (1 группа)

Спора – это… (3 группа)


Схема «Размножение бактерий».

(2 группа)








Значение бактерий

+ -








Деятельность учащихся

Выступление командиров, обмен мнениями, обсуждение символов, их дополнение; рефлексия деятельности в группе,

составление итоговой схемы (кластера).






























  1. Применение нового знания

Цель: применить знания в новой ситуации

Деятельность учителя

Предлагает выполнить задания

  1. Сравнить строение растительной и бактериальной клетки. Выявить черты сходства и различия.




  1. Бактерии выделяют тепло при разложении органики. Предложите варианты использования этого свойства бактерий.

  2. Задает вопрос:

– Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

  1. Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы.

Деятельность учащихся


Выполняют задание.













Выполняют задание в парах и затем обсуждают.




Отвечают на основной вопрос урока «Как сохранить яблоко свежим?», исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения.

  1. Рефлексия

Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

2. Оценивает работу учащихся, дает домашнее задание.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.


  1. Домашнее задание

  1. П. 11 с.60-62 С.63 упр 8,10

  2. Используя дополнительные источники литературы, ответьте на вопрос, какой вклад в развитие микробиологии внесли Л. Пастер и Д. Сущинский?

  3. Предложите области применения светящихся бактерий.

  4. Используя дополнительные источники литературы, ответьте на вопрос, как используют бактерии дикие мусорные куры?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!