СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока «Бактерии: строение и жизнедеятельность» 5 класс В. В. Пасечник

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю для работы педагогам технологическую карту урока биологии в 5 классе ФГОС ООО, тема урока  "Бактерии:строение и жизнедеятельность" , по учебнику В. В. Пасечника , издательство Дрофа. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока «Бактерии: строение и жизнедеятельность» 5 класс В. В. Пасечник»



Технологическая карта урока «Бактерии: строение и жизнедеятельность»

Капичева И. А.


Предмет _______________Биология________________________ Класс ________5_________________

Учебник  Биология, Пасечник В. В., 5 класс, издательство Дрофа

Тема урока: Бактерии: строение и жизнедеятельность

Цель: сформировать представление о царстве Бактерии, их строении и жизнедеятельности.

Задачи урока:

1. Обеспечить достижение предметных результатов обучения

Сформировать знания

  • о строении клетки бактерии, систематизировать знания о жизнедеятельности бактерий.

Сформировать умения

  • определять и называть типы питания бактерий,

  • выделять существенные отличия клеток прокариот и клеток эукариот,

  • объяснять значение бактерий в природе и жизни человека,

2. Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.

3. Обеспечить достижение личностных результатов обучения:

  • сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым на уроке биологическим объектам,

  • вызвать удивление уникальностью строения и жизнедеятельности бактерий

Тип урока – открытие новых знаний

Оборудование

Оптимальный вариант: мультимедийный проектор, компьютер, электронное приложение к учебнику, карточки, тесты, плакаты, таблицы, видеофильмы






СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Содержание деятельности

Ход урока

Деятельность учителя


Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Организационно – мотивационный этап


Задает вопросы, подводящие к теме урока:

- Все ли организмы имеют клеточное строение?

- Все ли клетки имеют ядро?

Обращает внимание учащихся на особенности строения бактериальной клетки (видеофрагмент)

Предлагает определить тему урока.


Задает вопрос: «Почему бактерии настолько многочисленны, широко распространены на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях?»

Основываясь на ответах учащихся, формулирует цели урока


  • Создает условия для самостоятельного определения обучающимися темы урока.

  • Побуждает к актуализации знаний обучающихся о царстве бактерии.

  • Обеспечивает понимание содержания темы при самостоятельном переформулировании.

Способствует появлению интереса к теме урока, формированию позитивного отношения обучающихся к изучаемым биологическим объектам.

Осуществляют само­проверку готовности к уроку

Дают устные ответы на вопросы

Высказывают свое мнение, план поиска ответа на вопрос

Регулятивные:

  • целеполагание,

  • планирование,

  • прогнозирование

  • волевая саморегуляция

Коммуникативные:

  • умение слушать и вступать в диалог,

  • участие в коллективном обсуждении проблем,

  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,

  • владение монологической и диалогической речью

Познавательные

общеучебные:

  • самостоятельное выделение познавательной цели

  • моделирование

  • выбор оптимальных способов решения задач

  • умение строить речевое высказывание

2. Операциональный этап

Бактрии, как особое царство живых организмов с определенным набором признаков.


Задает вопрос: «Кто такие бактерии?», предлагает найти ответ в учебнике или вспомнить то, что было сказано о бактериях в ходе изучения на уроках ранее.

Предлагает свой вариант записи определения, помогает учащимся выбрать лучшее определение, дает указание записать его.


  1. Задание «Зарисовать схему строения бактериальной клетки», найти в тексте значение каждой части клетки бактерии

Обращает внимание учащихся на сложную структуру оболочки бактериальной клетки, называем возможные формы бактериальных клеток.

Анализирует ответы учащихся, корректирует при необходимости, используя слайд-презентацию

  1. Задание составить схему «Формы бактериальных клеток», корректирует ответы учащихся, предлагает наиболее удачный вариант схемы для записи в тетрадь

Вспомнаем типы питания организмов, какие формы будут характерны для бактерий;


Вновь у нас физкультминутка
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись, 
А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (вращение головой)

Хоть зарядка коротка, 
Отдохнули мы слегка.


  1. Предлагает найти определение терминов в учебнике, ответить на вопросы:

  • Фотосинтез - …….

  • Цианобактерии - ……

  • Автотрофы - …….

  • Синезеленые водоросли - …….


  1. Что означают термины?

  2. Каким образом эти понятия взаимосвязаны между собой?


Объясняет роль бактерий в природе, основываясь на схеме «Круговорот веществ в природе».



  • Создает учебную ситуацию, связанную с обобщением и углублением знаний о царстве бактерий.

  • Побуждает обучающихся выделять существенные признаки царства бактерии

  • Знакомит с понятиями

  • Создает учебную ситуацию моделирования строения бактериальной клетки при выполнении схематического рисунка

  • Создает учебную ситуацию для проявления поисковой активности обучающихся при выделении типов питания бактерий

  • Создает учебные ситуации для понимания и использования всех введенных на уроке понятий.

- Создает учебную ситуацию для развития познавательных УУД (сравнение объектов, доказательство) и коммуникативных УУД в процессе выполнения работы

Дают ответ на вопрос, ищут определение бактерий в учебнике, предлагают свою формулировку, записывают формулировку в тетрадь.

Зарисовывают бактериальную клетку, используют рисунки из учебника или на слайде презентации

Находят в тексте учебника значение компонентов бактериальной клетки.

Ищут в тексте учебника, называют возможные формы бактериальных клеток, предлагают свои варианты оформления схемы «Формы бактериальных клеток», переносят схему в тетрадь.

Один из учащихся называет типы питания организмов, остальные проверяют правильность ответов




Ищут в тексте учебника определения терминов, основываясь на знании терминов, отвечают на вопросы (устно) (работа в группе)

Высказывают свои варианты, обосновывают их

Отвечают в тетрадях, осуществляют взаимопроверку.

Познавательные

общеучебные:

  • поиск информации

  • моделирование

  • умение строить речевое высказывание

  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности

  • смысловое чтение

логические:

  • анализ

  • синтез

  • сравнение

  • установление причинно-следственных связей

  • подведение под понятия

  • доказательство

Коммуникативные:

  • сотрудничество с учителем и сверстниками

  • участие в коллективном обсуждении проблем,

  • умение слушать и вступать в диалог,

  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,

  • владение монологической и диалогической речью

Регулятивные:

  • волевая саморегуляция


  1. Рефлексивно-оценочный этап

Предлагает высказать свое мнение о результативности работы на уроке, просит дать оценку работе класса в целом, эмоциональной оценке урока в целом

Выставляет оценки наиболее активно работающим ученикам, объявляет результаты

Объявляет домашнее задание.

Дает комментарии по выполнению домашнего задания:

«3» Параграф читать, устно ответить на вопросы в конце параграфов;

«4» Заполнить таблицу «Значение бактерий в природе и жизни человека»;

«5»

  • Составить 10 вопросов по теме «Бактерии» с кратким ответом (слово или термин в ответе)

  • Составить 10 вопросов подразумевающих ответ «да»/«нет» (биологический диктант по теме «Бактерии»

  • Подготовить сообщение о роли цианобактерий на Земле


  • Создает учебную ситуацию, обеспечивающую анализ обучающимися результатов своей деятельности и оценку качества усвоения.

  • Создает учебную ситуацию, обеспечивающую рефлексию содержания результатов, действий по достижению результатов, эмоционального состояния.

- Обеспечивает понимание практический значимости полученных знаний и умений


Высказывают свое мнение о результативности работы на уроке,

Дают оценку работе класса в целом, эмоциональную оценку урока в целом

Анализируют итоги работы на уроке, высказывают свое согласие / несогласие с оценками за работу на уроке


Регулятивные:

  • оценка достижения планируемых результатов

  • коррекция планов и способов действий в соответствии с оценкой

  • волевая саморегуляция

Познавательные:

  • рефлексия способов и условий действий

  • контроль и оценка способов и результатов действий

Коммуникативные:

  • сотрудничество с учителем и сверстниками

  • участие в коллективном обсуждении проблем,

  • умение слушать и вступать в диалог,

  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,

  • владение монологической и диалогической речью