СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Балет "Ярославна"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Балет "Ярославна"

Особенности современного балета

Композитор Тищенко и его балет "Ярославна"

Разбор музыкальных картин:

вступление к балету, стон русской земли, первая битва с половцами плач Ярославны, молитва.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Балет "Ярославна"»

Б А Л Е Т «Я Р О С Л А В Н А» Презентация к уроку в 7 классе. Выполнила: Гринева Л.В. учитель музыки Г. Санкт-Петербург

Б А Л Е Т

«Я Р О С Л А В Н А»

Презентация к уроку в 7 классе.

Выполнила: Гринева Л.В. учитель музыки

Г. Санкт-Петербург

Особенности современного балета Музыкально- драматическое произведение, действие в котором передается средствами танца, пантомимике, пения, ритмопластические танцы, акробатика.  Оригинальные декорации, светозвуковые эффекты, костюмы.

Особенности современного балета

Музыкально- драматическое произведение, действие в котором передается средствами танца, пантомимике, пения, ритмопластические танцы, акробатика.

Оригинальные декорации, светозвуковые эффекты, костюмы.

Борис Иванович Тищенко  23.3.1939 – 10.12. 2010   Балет «Ярославна» Название балета не случайно. Образ Ярославны- это символ Родины-матери,святой веры, само отверженности, верности.

Борис Иванович Тищенко 23.3.1939 – 10.12. 2010

Балет

«Ярославна»

Название балета не случайно. Образ Ярославны- это символ Родины-матери,святой веры, само отверженности, верности.

В своем творчестве он по-новому освещал образы древнерусской истории и русского фольклора.  В отличие от трактовки сюжета в опере А. Бородина

В своем творчестве он по-новому освещал образы древнерусской истории и русского фольклора.

В отличие от трактовки сюжета в опере А. Бородина "Князь Игорь", композитором XX в. подчеркнут трагизм поражения Игорева войска.

Имя Ярославны стало синони мом женской верности и решительности. Его прославили в веках летописцы Древней Руси. Поэтому не удивительно, что к этому образу неоднократно обращаются поэты, художники , композиторы.

Балет - «Ярославна», как и опера Александра Порфирьевича Бородина, написан по мотивам литературного памятника России XII века «Слово о полку Игореве».   Интересно, что по замыслу автора в самые важные моменты в действие включается хор.  Как в древнегреческой трагедии он комментирует, участвует в действии, подражает звукам природы. Оркестр в балете дополнен хоровой партией, построенной на русских фольклорных интонациях.

Балет - «Ярославна», как и опера Александра Порфирьевича Бородина, написан по мотивам литературного памятника России XII века «Слово о полку Игореве».

Интересно, что по замыслу автора в самые важные моменты в действие включается хор.

Как в древнегреческой трагедии он комментирует, участвует в действии, подражает звукам природы. Оркестр в балете дополнен хоровой партией, построенной на русских фольклорных интонациях.

Вступление к балету открывает одинокий голос флейты–пикколо. Тема вступления создает образ страдания, скорби, народного горя. Она повторяется в балете несколько раз. Эта же музыка характеризует и его главную героиню - Ярославну. Одинокий и поначалу слабый голос, похожий на пастушью свирель, приветствующую утро, рождается из тишины. В симфоническом оркестре этот голос поручено вести флейте-пикколо. Флейта поёт тихо, очень медленно, сосредоточенно. Она словно прислушивается, не раздадутся ли иные звуки. Это придает её пению известное сходство со звучанием человеческого голоса: инструментальный напев как бы очеловечен. Интонации чрезвычайно выразительны. Есть в них и печаль, и надежда, и долгое ожидание, и терпеливый поиск пути. Уже в самом начале слышится дуновение ветра или шорох колеблющегося ковыля, а затем - пение птиц. Протяжное пение малой флейты содействует возникновению атмосферы глубокой старины.

Вступление к балету открывает одинокий голос

флейты–пикколо.

Тема вступления создает образ страдания, скорби, народного горя. Она повторяется в балете несколько раз. Эта же музыка характеризует и его главную героиню - Ярославну.

Одинокий и поначалу слабый голос, похожий на пастушью свирель, приветствующую утро, рождается из тишины. В симфоническом оркестре этот голос поручено вести флейте-пикколо.

Флейта поёт тихо, очень медленно, сосредоточенно. Она словно прислушивается, не раздадутся ли иные звуки. Это придает её пению известное сходство со звучанием человеческого голоса: инструментальный напев как бы очеловечен.

Интонации чрезвычайно выразительны. Есть в них и печаль, и надежда, и долгое ожидание, и терпеливый поиск пути. Уже в самом начале слышится дуновение ветра или шорох колеблющегося ковыля, а затем - пение птиц.

Протяжное пение малой флейты содействует возникновению атмосферы глубокой старины.

Стон русской земли Это эпическое повествование, за которым встает образ древнего летописца, именно хор комментирует происходящее на сцене, именно хор подчёркивает эмоциональное состояние героев.  В партитуру балета введены хоры - низкий мужской и высокий женский, которые поют подлинный текст «Слова о полку Игореве ». Хоровые эпизоды то комментируют происходящее, то служат одной из красок оркестра.  Интонационная природа хора «Стон Русской земли» основана на речитации. Оркестровая ткань также поддерживает хоральный молитвенный характер хора.

Стон русской земли

Это эпическое повествование, за которым встает образ древнего летописца, именно хор комментирует происходящее на сцене, именно хор подчёркивает эмоциональное состояние героев.

В партитуру балета введены хоры - низкий мужской и высокий женский, которые поют подлинный текст «Слова о полку Игореве ». Хоровые эпизоды то комментируют происходящее, то служат одной из красок оркестра.

Интонационная природа хора «Стон Русской земли» основана на речитации. Оркестровая ткань также поддерживает хоральный молитвенный характер хора.

Первая битва с половцами Оркестровые эпизоды «Вежи» (шатры) половецкие и «Стрелы» носят ярко изобразительный характер. Именно они создают характерный и выразительный колорит грозных предзнаменований и смутной опасности.  Это эмоциональное состояние усиливается  заунывным (многократным повторением) мотивом скрипок – бесконечным тягучим фоном, на котором возникают отдельные «всплески», отзвуки, передающие как бы ночные шорохи.

Первая битва с половцами

Оркестровые эпизоды «Вежи» (шатры) половецкие и «Стрелы» носят ярко изобразительный характер. Именно они создают характерный и выразительный колорит грозных предзнаменований и смутной опасности.

Это эмоциональное состояние усиливается заунывным (многократным повторением) мотивом скрипок – бесконечным тягучим фоном, на котором возникают отдельные «всплески», отзвуки, передающие как бы ночные шорохи.

Плач Ярославны В сцене сочетаются и интонации похоронных плачей, и попевки свадебных причетов, и звуковые обороты знаменного распева и русских лирических песен. Заунывность музыки «Плача» словно бесконечно длит то эмоциональное состояние, в котором пребывает главная героиня балета. В музыке «Плача Ярославны» выражено мировосприятие и мироощущение русского народа: плач поётся, и поётся не для смерти, а для жизни. В финале балета оплакивание умерших переосмысливается и смыкается со славлением. Плач как прославление вполне соответствует поэтике самого «Слова о полку Игореве».

Плач Ярославны

В сцене сочетаются и интонации похоронных плачей, и попевки свадебных причетов, и звуковые обороты знаменного распева и русских лирических песен.

Заунывность музыки «Плача» словно бесконечно длит то эмоциональное состояние, в котором пребывает главная героиня балета.

В музыке «Плача Ярославны» выражено мировосприятие и мироощущение русского народа: плач поётся, и поётся не для смерти, а для жизни. В финале балета оплакивание умерших переосмысливается и смыкается со славлением. Плач как прославление вполне соответствует поэтике самого «Слова о полку Игореве».

Молитва Сдержанный мотив с повторением одних и тех же слов («Господи Боже, помилуй мя!») звучит скорбно, имеет трагическую окраску. Но, несмотря на мрачный и суровый колорит, молитвенное звучание хора подводит слушателей к пониманию основной идеи произведения - стремление русского народа к единению, к борьбе за веру, к победе над врагами.

Молитва

Сдержанный мотив с повторением одних и тех же слов («Господи Боже, помилуй мя!») звучит скорбно, имеет трагическую окраску. Но, несмотря на мрачный и суровый колорит, молитвенное звучание хора подводит слушателей к пониманию основной идеи произведения

- стремление русского народа к единению, к борьбе за веру, к победе над врагами.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя