СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Банк задания на развитие функциональной грамотности

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Банк задания на развитие функциональной грамотности»

Банк заданий на развитие функциональной грамотности по физике 8 класс.

Тело погружено целиком в жидкость. Выберите правиль­ное утверждение.

1) на тело не действует сила тяжести

2) масса тела становится меньше

3) вес тела уменьшается

4) вес тела увеличивается


2. Два друга решили провести эксперимент. Один измерил температуру воздуха в комнате, взял флакон с пахучей жидкостью, например духами и распылил его, находясь в дальнем углу комнаты. Другой, находясь в противоположном углу, в это же время включил секундомер, а когда почувствовал запах, то отключил секундомер. После этого друзья хорошо проветрили комнату и опять замерили температуру – она оказалась ниже температуры воздуха в комнате во время первого эксперимента. Повторив все те же действия, что и в предыдущем случае, друзья получили другое время.

 Выберите верное утверждение (исключите неправильные утверждения):

А. Друзья изучали зависимость скорости распространения запаха освежителя воздуха от агрегатного состояния вещества

В. Друзья изучали зависимость скорости распространения запаха от температуры воздуха в комнате.

С. Расстояние, на которое распространялся запах освежителя воздуха в ходе двух экспериментов, менялось.

Д. При уменьшении температуры воздуха в комнате скорость распространения запаха возрастает.






3.Скороварка

Скороварка – разновидность кастрюли с герметично закрывающейся крышкой. Благодаря герметичной крышке при работе во внутреннем объёме скороварки образуется повышенное давление. Это позволяет приготавливать пищу при более высокой температуре, чем в обычной кастрюле.

Скороварка состоит (см. рисунок) из корпуса (1), к которому прикреплены два кронштейна (2), двух ручек (3), крышки (4), запорной ручки (5), скобы (6), рабочего клапана (7) и предохранительного клапана (8), расположенного под запорной ручкой. В крышке установлена прокладка из пищевой термостойкой резины.

Рабочий клапан обеспечивает постоянное избыточное давление внутри скороварки в пределах 0,8–1,1 атм. Предохранительный клапан служит для выхода избытка пара в случае образования в скороварке давления, превышающего рабочее давление. В обычных конструкциях клапаны представляют собой пружинные клапаны сброса давления.

1. Выберите все верные утверждения о работе скороварки.






 1) 

Из-за высокого давления время приготовления продуктов в скороварке увеличивается.



 2) 

В основе предохранительного клапана пружина большей жёсткости, чем в основе рабочего.



 3) 

Из-за высокого давления температура кипения воды уменьшается, поэтому продукты, приготовленные в скороварке, сохраняют свои витамины.



 4) 

Повышенное давление внутри скороварки создаётся водяным паром, появляющимся в процессе кипения воды.





2. На графике представлено изменение влажности воздуха в течение дня, а в таблице – замеры температуры в одном из помещений музея.

 

 

Время, ч

6

10

14

18

22

Температура, ºС

16

18

20

20

18

 

1) В какие промежутки времени в помещении музея был нарушен рекомендованный микроклимат?

2) Сформулируйте предположение, которое объясняло бы описанные изменения температуры и влажности в помещении музея в течение дня.

Конец формы

 Ответ (критерии оценивания)

 

Начало формы

4. Ниже представлены таблицы мониторинга данных об относительной влажности воздуха в двух разных залах музея.

Время, ч.

Относительная влажность, %

зал 1

зал 2

8.00

45

46

9.30

46

46

10.00

46

46

11.30

46

46

12.30

46

45

13.30

47

44

15.00

50

44

16.00

50

43

17.00

48

42

18.00

47

43

19.00

47

44

20.00

46

45

 

Удовлетворяют ли данные мониторинга требованиям к микроклимату в музее?

Сформулируйте одно предложение-рекомендацию работникам музея по результатам мониторинга.

Конец формы

Начало формы

. В зале музея располагается термогигрометр – прибор для измерения температуры и относительной влажности воздуха (см. фотографию).

В таблицах приведены технические данные прибора.

Измерение температуры

 

Измерение относительной влажности

Диапазон измерений

–10…+50 °С

 

Диапазон измерений

0…95%

Абсолютная погрешность

±0,5 °С

 

Абсолютная погрешность

±2%

Разрешение

0,1 °С

 

Разрешение

0,1%

 

Может ли этот прибор показать температуру 6,43 °С? Ответ поясните.

 

Конец формы

 

Начало формы

5. На фотографии показания прибора для относительной влажности воздуха составляют 42,3%. Каковы при этом минимальное и максимальное возможные значения относительной влажности воздуха в помещении с учётом абсолютной погрешности измерения прибора?

Конец формы

Начало формы

6. Фирма, поставляющая оборудование для поддержания микроклимата, предлагает систему сбора данных с приборов, измеряющих температуру и относительную влажность, при помощи Wi-Fi и передачу их в режиме реального времени на ПК или смартфон.

Приведите примеры не менее двух функций такой системы, которые были бы полезны для работников музеев.

Конец формы

 


   

47B2FB





7. Электрический конвектор

Настенный электрический конвектор используется для обогрева помещений.

Принцип работы электрического конвектора достаточно прост. Конвектор – прибор, в котором теплопередача происходит за счёт естественного движения воздуха – конвекции: холодный воздух, вступая в контакт с электрическим нагревательным элементом, увеличивает собственную температуру, становится легче и выходит через фронтальную решётку, которая обеспечивает отличное распределение тепла по всему помещению. За счёт циркуляции воздух в пространстве комнаты очень быстро прогревается.

Вопрос: При выборе электрического конвектора для отопления можно пользоваться правилом: для 1 м3 помещения необходима мощность конвектора примерно 35–45 Вт. Ниже приведены характеристики четырёх электрических конвекторов.

 

Модель 1

Модель 2

 

 

 

Термостат: электронный.

Мощность обогрева: 500 Вт.

Управление: механическое.

Защитные функции: защита от мороза, отключение при перегреве.

 

Диапазон регулировки 6–36 °С.

Точность термостата ±0,5 °С.

Мощность обогрева 2000 Вт

Автоматическая защита от перегрева.

Номинальное напряжение 230 В, +15% –10%.

Высота 389 мм.

Модель 3

Модель 4

                                     

Мощность обогрева 1000 Вт.

Термостат.

Количество режимов работы: 2.

Отключение при перегреве.

Монтаж: настенный.

 

 

Количество режимов работы: 1.

Мощность обогрева 1500 Вт.

Отключение при перегреве, защита от влаги.

Монтаж: настенный.

Тип нагревательного элемента: монолитный.

Габариты (Ш×В×Т): 56×40,40×9,10 см.

Какую модель можно выбрать для отопления комнаты площадью 17 м2?  Ответ поясните расчётами.

8. На рисунке изображена электрическая цепь, состоящая из источника тока, резистора и реостата. Как изменяются при передвижении ползунка реостата влево его сопротивление и сила тока в цепи? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1) увеличивается

2) уменьшается

3) не изменяется

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Сопротивление реостата 2

Сила тока в цепи


9. Ученик собрал электрическую цепь, изображённую на рисунке. Сопротивление резистора R1, в 2 раза меньше сопротивления резистора R2 . Измерительные приборы и батарейка идеальные.

Используя рисунок, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

1) Мощность, выделяющаяся в сопротивлении R1, равна 900 Вт.

2) Сила тока, протекающего через резистор R1, равна 15 мА.

3) Напряжение на клеммах батарейки 3 В.

4) Сопротивление резистора R1 равно 200 Ом.

5) Сопротивление резистора R2 равно 100 Ом.



10. Задания на умение проводить учебное исследование.





Задание 1. Что из перечисленных предметов обязательно входит в состав цепи постоянного тока и колебательного контура?

К каждой позиции первого столбца подберите нужную позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Физическое устройство Его необходимый элемент

А) Цепь постоянного тока 1) Амперметр

Б) Колебательный контур 2) Источник тока

3)Конденсатор

4) Постоянный магнит


А

Б






11. Рассмотрите примеры электростатических явлений.

I. К корпусу бензовоза прикрепляется металлическая цепь, которая волочится по земле, отводя в неё накапливающиеся заряды. При сливе топлива или заправке любой бензовоз обязательно подключают к заземлению металлическим тросом.

II. После посадки нельзя сразу же к самолёту приставлять металлический трап: может возникнуть электрическая искра и, как следствие, пожар. Сначала самолёт разряжают: опускают с него на землю металлический трос, соединённый с корпусом самолёта, и электрические заряды уходят в землю.

III. На текстильных фабриках нити прилипают к гребням чесальных машин и при этом путаются и часто рвутся. Для борьбы с этим явлением в цехах создают повышенную влажность воздуха.

IV. У приборов и машин, работающих под высоким электрическим напряжением, избегают применять металлические детали с заострениями, а предпочитают делать детали закругленными.

Сопоставьте факты (I – IV) и закономерности (1 – 4).

Укажите, какими из перечисленных ниже электростатических закономерностей (1 – 4) объясняется каждый из фактов (I – IV):

1. Электризация наблюдается и при трении между твердыми телами и воздухом 

2. Поверхностная плотность зарядов на различных участках проводника сложной формы неодинакова: она больше на участках с малым радиусом кривизны. Соответственно и напряженность электрического поля вблизи их больше, вследствие чего может произойти стекание зарядов и ионизация молекул воздуха

3. Слой влаги на диэлектриках приводит к потере изоляционных свойств и стеканию зарядов

4. Электризация наблюдается и при трении между жидкостями и твердыми телами